Актриса Вера Алтайская сыграла в кино более полусотни ролей, но зрителям запомнилась характерными героинями. Чем большей славы добивалась артистка в качестве «королевы эпизода», тем чаще Алтайской предлагали роль отрицательного персонажа. Вершиной мастерства стали сыгранные ею злодейки из киносказок Александра Роу: Тетушка-Непогодушка, Мачеха, дочь Бабы-Яги, Кикимора. Творчество Алтайской удивляет и завораживает по сей день.

Вера Алтайская появилась на свет 21 мая 1919 года в Петрограде, тогда находившемся в эпицентре революционных событий. Мама до революции работала пианисткой в кинотеатре; после переворота, чтобы хоть как-то прожить, начала давать уроки музыки. Вскоре она встретила писателя Константина Алтайского-Королева и вышла за него замуж.

Главный биограф Клима Ворошилова воспитал девочку как родную дочь, и со временем безуспешные попытки Веры выяснить у матери имя настоящего отца прекратились.

Когда Вере было 18 лет, Константина Николаевича арестовали за знакомство и общение с писателем Андреем Алдан-Семеновым. Тот обвинялся в участии в террористической группе. Во время допроса Алтайский-Королев подвергся пыткам и, не выдержав издевательств, сознался в озвученных следствием преступлениях. В лагерях провел 17 лет.

Незадолго до ареста отчима Вера перебралась в Москву и поступила в актерскую школу при «Мосфильме». Обучением тогда руководили режиссер Григорий Рошаль и актер Михаил Тарханов. Завершив образование в 1940 году, артистка была включена в штат киностудии. Дебютные роли Вера Алтайская сыграла еще до выпуска.

Свою фильмографию девушка открыла в 19 лет. В 1938 году вышла картина «Великий счет», где ей досталась эпизодическая роль переписчицы, год спустя – персонаж второго плана в ленте для детей «Личное дело». Александр Разумный доверил Алтайской роль пионервожатой: яркая, стройная актриса со смеющимися глазами как никто другой попадала в типаж.

В 1940 году выпускница школы при «Мосфильме» получает возможность поработать с первыми звездами советского кино того времени. В музыкальной комедии Григория Александрова «Светлый путь» заявлены и Любовь Орлова, и Евгений Самойлов, и Осип Абдулов, и Елена Тяпкина. Секретаршу играет только набиравшая популярность в качестве актрисы кино Рина Зеленая. Алтайской достается роль работницы Клавы.

 

Спустя полвека в мемуарах Марина Колумбова, вдова актера Алексея Консовского, чьей первой супругой была Алтайская, вспомнит о «ведьминской красоте» соперницы. Алтайская с рождения отличалась гетерохромией: один глаз был зеленым, другой - карим. Искрящийся дерзостью взгляд, осиная талия, копна русых волос – внешность актрисы в сочетании с ее бурным темпераментом и едким остроумием была лучшей рекомендацией на роль роковой красавицы. И в 1942 году Вера Алтайская ее получила.

Сценарист и режиссер Юлий Райзман, в будущем – лауреат шести Сталинских премий, решает снять историю о телеграфистке и сандружиннице Машеньке, которая встречает любовь, а накануне Финской войны расстается с любимым из-за его увлечения другой девушкой. Соперницу достается играть Алтайской.

 

Райзман даже оставляет героине имя исполнительницы – Вера. Годом позднее фильм «Машенька» получает Сталинскую премию второй степени.

С началом войны «Мосфильм» эвакуируют в Алма-Ату. Алтайская увольняется и становится актрисой «Союздетфильма». В первой половине 40-х много снимается в военных лентах.

Ей достаются героини второго плана в картинах о жизни блокадного Ленинграда «Жила-была девочка», участии молодежи в сопротивлении фашистам «Это было в Донбассе», о судьбах эвакуированных на Урал «Большая земля».

 

После 1946 года, когда на экраны выпускают фильм «Освобожденная земля», Вера Алтайская на протяжении восьми лет снимается всего в одной ленте, и то – в эпизодической роли без указания в титрах.

Райзман в своей драме «Кавалер Золотой Звезды» с Сергеем Бондарчуком и Кирой Канаевой в главных ролях оставляет Алтайской лишь персонаж безымянной колхозницы. Но причина кроется не в режиссере.

После войны 27-летняя Алтайская решает посвятить себя театру. Артистка пополняет труппу Государственного театра киноактера, организованного всего тремя годами ранее, и попадает в первый актерский состав культурного учреждения.

Работа театра открывается в 1946 году премьерой «Бранденбургские ворота». Наконец-то Алтайская получает то, чего не дождалась от кинематографа – главные роли. Любовь Шевцова в «Молодой Гвардии», Людмила в «Детях Ванюшина», Тамара в «Старых друзьях» - центральные женские персонажи в первых спектаклях театра, рожденного в военное время, воплощаются на сцене именно Алтайской. К артистке приходит настоящий успех.

В середине 50-х актриса все больше склоняется к возвращению в кино. Режиссеры активно включают Алтайскую в творческий состав, но опять предлагают второй план или эпизод. Имея за плечами 10 лет творчества на театральных подмостках, Вера Алтайская теперь выбирает только интересные, характерные роли. По ним она и запомнится советскому зрителю. Чего стоит сыгранная ею нянечка в родильном доме в мелодраме «Человек родился» или Нина Павловна, героиня гайдаевской комедии «Жених с того света».

 

 

 

Триумфальное возвращение в кино Алтайской, конечно же, обеспечили сказки. В 1959 году выходят сразу две картины этого жанра: «Марья-искусница» Александра Роу и «Снежная сказка», поставленная режиссерами Эльдаром Шенгелая и Алексеем Сахаровым.

 

В обеих лентах актриса играет отрицательных героинь: Тетушку-Непогодушку – у Роу, Продажную душу – у его коллег. Видя, насколько яркие образы злодеек способна создавать актриса, Роу начинает сотрудничать с Алтайской постоянно.

В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» артистка перевоплощается в колоритную супругу кума Панаса.

Через два года в «Королевстве кривых зеркал» играет Асырк, подручную главной злодейки. А в 1964 году появляется в «Морозко» в роли жестокой мачехи.

 

 

 

 

 

Вера Алтайская снялась в 7 из 9 последних фильмов Александра Роу. Он скончался в 1973 году. Вера Владимировна пережила его на пять лет. Последним результатом их сотворчества стала сказка «Золотые рога», в которой Алтайская играла кикимору Кухарочку.

После смерти Роу она снялась всего в пяти картинах. И всюду – эпизоды. Это небольшая роль в фильме «Ищу свою судьбу» с Польских и Жженовым, затем эпизод в детской драме «Птицы над городом», второстепенная роль в фильме-спектакле «Гаспароне» и в - завершение карьеры – участие в некоторых сценах фильмов «Так рождалась легенда» и «Хомут для Маркиза». Последний вышел в 1977 году. Больше Алтайская не снималась.

Вера Алтайская единожды была замужем. В молодости она согласилась на предложение коллеги Алексея Консовского.

В 22 года актриса родила от мужа дочь Светлану, но, когда ребенку было 9 лет, супруги развелись. По воспоминаниям современников, избранник Алтайской был сложным человеком, долговременные отношения с женщинами у артиста не складывались.

После развода у Консовского было два брака: сначала недолгий союз с актрисой Антониной Елисеевой, затем – с Мариной Колумбовой. С третьей супругой актер оставался до смерти.

Дочь Веры Владимировны не пожелала идти по стопам родителей и занялась лингвистикой. Некоторое время работала в подразделении администрации страны, контролировавшем теле- и радиовещание.

Актриса скончалась 28 декабря 1978 года. Причиной смерти стала продолжительная болезнь. 

Источник: 24smi.орг

Подпишитесь на наш
Блоги

Вера Алтайская

16:22, 17 января 2021

Автор: Ghosttown

Комменты 17

Аватар

Колоритная актриса, прям огонь!!)

S

Консовский - это Принц из "Золушки"?

R

Лицо пьющего человека

Аватар

А у меня первая ассоциация с ней: "Прынцесса! Как есть прынцесса! — Правда? … — Нет! Не прынцесса! — А хто жа? — Королевна!". Замечательная актриса.

Аватар

Всё прекрасно, только надо упомянуть, что Консовский - это тот самый Принц из "Золушки". Максакова вспоминала, что он жил в том же доме, что и её мать, Мария Максакова. И они в детстве шептали ему вслед "принц пошел, принц".

Подождите...