Юрий Георгиевич Богатырёв. Первое знакомство с этим актёром у меня случалось дважды. Оба раза в кино. И оба раза вызвало абсолютно полярную зрительскую реакцию. Сначала: «Надо же, какая гадина!» - это о его Ромашове в «Двух Капитанах».   

А затем: «До чего ж хорош красавец Егор!» - это, конечно, о Шилове из «Свой среди чужих, чужой среди своих». Надо ли говорить, что в ту ещё детскую пору мне и в голову не пришло, что эти роли играет один и тот же человек.  

В полной мере актёрскую палитру Богатырёва, глубину его таланта и умение перевоплощаться вплоть до физических изменений я оценила уже в более осознанном возрасте, когда решила внимательнее присмотреться к фильмографии, а позднее – и к жизни актёра.

Юрий Богатырёв прожил досадно мало для человека такой степени одарённости – неполные 42 года (1947 - 1989гг). Впрочем, и в этот небольшой отрезок жизни успело уместиться довольно много: детство, проведенное в Риге, Ленинграде и Москве, увлечение детским кукольным театром, любовь к живописи, которая привела восьмиклассника Юру в художественно-ремесленное училище, поступление в Щукинское театральное училище, работа в «Современнике», а позднее во МХАТе, занятость на радио и телевидении, и, конечно, съемки в кино.  

И тут пора перейти к главной задаче Киноигры - поделиться впечатлениями от просмотра нескольких, не самых известных фильмов с участием моего героя. Сразу оговорюсь, что времени и возможностей у меня хватило на три названия из списка.

Начну с дебютной картины теперь уже прославленного режиссёра Владимира Бортко «Мой папа - идеалист» (1980). В фильме прекрасный актёрский состав: Владислав Стржельчик (отец), Юрий Богатырёв (сын), Наталья Варлей (молодая жена), Ирина Скобцева (мать). СЮЖЕТ: Довольно возрастной артист театра музкомедии – наивный и не по годам романтичный - пишет оперетту, которую никак не возьмут к постановке. А ещё он с недавних пор женат на молоденькой девушке, танцовщице того же театра. Вместе с молодоженами живет взрослый сын артиста, врач-реаниматолог - очень деловой и практичный - который никак не может найти общий язык со своим отцом и постоянно подтрунивает над ним и его браком. Однако, каким бы прагматиком ни казался молодой врач, чистые и искренние чувства между отцом и его избранницей в какой-то момент преображают и сына.  

В этой истории Богатырёв точно и тонко исполняет роль молодого скептика, не понимающего и не принимающего романтичной сентиментальности отца. Мезальянс, который и без того обсуждает вся труппа театра, поначалу вызывает в нём плохо скрываемое раздражение.  Однако по мере развития истории становится очевидно, что перед нами не холодный циник, а большой недолюбленный ребенок. Мать героя, которую убедительно сыграла Ирина Скобцева, много лет назад рассталась с его витающим в облаках отцом. Увлечённая благополучной статусной жизнью в новой семье, она не в состоянии дать достаточно материнского тепла своему пусть повзрослевшему, но явно нуждающемуся в этом сыну. Юношеское прекраснодушие отца герой тоже переносит с трудом. Однако к финалу он готов поставить под сомнение собственный взгляд на жизнь и согласиться с тем, что искренне верить в любовь – возможно, не такая плохая идея. В целом, фильм оставляет приятное впечатление, прежде всего, благодаря хорошей игре актёров, каждый из которых на своём месте. Это, в общем, неброское, но тёплое кино вполне заслуживает того, чтобы уделить ему время.  

Следующее довольно масштабное кинополотно – 9-серийный фильм по одноимённому роману Вениамина Каверина «Открытая книга» (1977-79). В центре повествования – судьба женщины-учёного: с самого детства до зрелости. Многолетние усилия героини направлены на разработку лекарства, которое в 20 веке спасло мир – пенициллина. В картине снялись многие звезды советского кинематографа: Георгий Тараторкин, Елена Соловей, Олег Табаков, Олег Янковский. Главную роль повзрослевшей Татьяны Власенковой сыграла Ия Саввина, а роль её мужа учёного-иммунолога Андрея Львова досталась Юрию Богатырёву. Насколько я знаю, именно с этого фильма началась близкая многолетняя и очень нежная дружба Юрия Георгиевича и Ии Сергеевны. Кстати, их любовный дуэт на экране вышел вполне убедительным. Глядя на эту пару, веришь в счастливый брак единомышленников с полным взаимопониманием.  

Андрей Львов, созданный Богатырёвым – талантливый, честный, самоотверженный врач. Я увидела не «картонно» сыгранного представителя советской науки, а, вполне достоверного героя своего времени – с принципами и идеалами, которым те поколения умели быть верными до конца. "Открытая книга" охватывает почти 30 лет: с 1916-го по 1945 год, позволяя прочувствовать, как много произошло за эти годы в жизни не только одного человека, но и целого поколения, в истории страны и в развитии науки. Как и положено сериалу, это кино объединяет несколько сюжетных планов: научная работа, любовное соперничество, внутренняя жизнь главных героев. Не скажу, что следить за всеми линиями одинаково интересно. Мне кажется, что в отличие от «Двух капитанов», которые и сейчас смотрятся на одном дыхании, эта экранизация романа Каверина несколько устарела по форме. Впрочем, это ничуть не обесценивает качества актёрских работ, которые в большинстве своём замечательные. Тараторкин, Соловей, Саввина, Богатырёв – все они на высоте. Думаю, посмотреть этот фильм хотя бы однажды стоит каждому, особенно – молодому зрителю.  

Третий фильм, о котором я расскажу, «Там, за горизонтом» (1976) режиссёра Юрия Егорова. Как и в предыдущих, в этой картине роскошный актёрский состав: Юрий Богатырёв, Анатолий Солоницын, Владислав Дворжецкий, Алёна Чухрай, Всеволод Санаев, Олег Ефремов, Лариса Малеванная, Клара Лучко и другие. Сразу скажу, что такое актёрское созвездие полностью оправдывает ожидания. Все «народные» и «заслуженные» отыграли свои роли достойно.

СЮЖЕТ: Пришедший на авиационный завод главный технолог Дмитрий Жерехов (Богатырёв) пытается доказать директору, что необходимо переходить на новые методы организации производства. Его поддерживают и опытный лётчик-испытатель Алексей Седых, и инженер-испытатель Людмила Руднева. Сквозной линией через всё повествование проходит далеко не пасторальная история любви Дмитрия и Людмилы. Я бы отнесла это кино к категории «крепко сделанная производственная драма». Материал вполне типичный для кинематографа тех лет, и сюжетные повороты во многом предсказуемы, но сыграно всё без фальши и излишнего патриотического придыхания – этим фильм очень к себе располагает. К тому же свозь всё кино слышна нежная лирическая нота, которая к финалу сменяется нарастающим драматизмом.  

Юрию Богатырёву удался его герой – молодой человек с крепким внутренним стержнем и профессиональными амбициями, которые иногда слишком захлёстывают его в общении с коллегами. Чрезмерная категоричность становится препятствием и в отношениях Дмитрия с любимой девушкой – часто он действует по принципу «мы подумали, и я решил», что, естественно, не может приводить в восторг умную и ранимую героиню. Наблюдая за происходящим на экране, я в очередной раз изумилась тому, насколько Богатырёв органичен в образах, полностью противоположных его натуре. Не верить его персонажам не получается. Партнёры Юрия Георгиевича по съемочной площадке часто вспоминают, что он не терпел поверхностного подхода к делу, страдал, если видел это в других.  Вероятно, столь честное отношение к каждой своей работе и помогало актёру вдохнуть жизнь даже в тех персонажей, которые имели все шансы стать проходными. Ведь по-настоящему сильных сценариев и в прекрасном советском кинематографе было не так много. Вот и фильмы, просмотренные мной к Киноигре, это, пожалуй, крепкие «середнячки», примеры добротно сделанного советского кино. Присутствие Юрия Богатырёва их, безусловно, украсило, но, признаюсь, ощущение того, что роли «тесноваты» для актёра такого класса, тоже присутствовало. Как говорится, «королевство маловато, разгуляться негде» (с)

На мой взгляд, всеми своими гранями его талант играет именно в работах Никиты Михалкова. Я очень люблю «Несколько дней из жизни Обломова». Как хорош богатырёвский Штольц, излучающий здоровый прагматизм, целеустремленность, и одновременно какую-то невероятную витальность. Богатырёв сделал Штольца по-настоящему живым: да, он рационален в делах, но искренен в привязанностях, по-немецки практичен и вместе с тем способен лихо поддаться сиюминутному порыву. Помните сцену с ночной дегустацией супа? Или сцену зимних проводов Андрея Ивановича заграницу? Как прекрасно и заразительно это сыграно. 

Уже упомянутый Егор Шилов – любовь номер два. И тут, как в старом анекдоте – «Во-первых, это красиво!» Ладный, широкоплечий, длинноногий, с льняными волосами и пронзительными глазами – Шилов в картине такой, что им нельзя не любоваться. К тому же, портретные планы Павла Лебешева – это отдельная категория прекрасного. Ну а во-вторых, Юрий Богатырёв сумел вложить в своего чекиста-правдоискателя что-то очень важное. Обезоруживающее сочетание неподдельной человеческой чистоты и внушительной мужской силы. Тем удивительнее, что в Богатырёве-личности этой самой силы и твёрдости не было вовсе.  

Зато в нём были сила и бесстрашие иного рода. Огромная сила актёрского таланта и бесстрашие быть на экране любым – нелепым, гротескным, малопривлекательным. Это я веду к неподражаемому Тасику из «Родни», который прекрасен во всем: от олимпийского мишки на спине до зажигательных па в танце с тещей. Кстати, ключом к этому образу, по признанию самого актёра, стало словечко «хмырь». Накануне съемок «Родни» Александр Абадашьян и Юрий Богатырёв столкнулись на Мосфильме. И первое, что воскликнул при встрече Богатырёв: «Саша, я, наконец, понял, как его играть! Он хмырь, понимаешь?»  

Те, кто знал Богатырёва в работе, говорят, он был создан для того, чтобы стать артистом. Природа предусмотрела в нём всё: фактуру, голос, пластичность, работоспособность, сверхчувствительность. Так называемый «актёрский аппарат» был дан Богатырёву безупречно настроенным на работу, как бывает дан музыканту от рождения абсолютный слух. Это именно тот случай, когда человек идеально угадал своё предназначение и свою судьбу. Стала ли она для него счастливой? И да, и нет. Трудно ответить однозначно… Предлагаю обсудить это в комментариях.  От себя добавлю лишь - Браво! Большому русскому Артисту!

Всем спасибо за внимание! И успехов будущим участникам Киноигры!

Подпишитесь на наш
Блоги

КИНОИГРА. Юрий Богатырёв.

13:25, 22 января 2021

Автор: Amnepoh

Комменты 184

M

Я, как всегда еду в танке после события—читаю пост и все комментарии, в которых уже все сказали, что могла бы сказать я. Мне остаётся только добавить, что до слез приятно, что все они положительные, как жаль, что Юрий этого не узнает, не знал. Спасибо, автор.

Аватар

Отличный актёр.

M

Был какой-то документальный фильм в начале 2000 или интервью с кем-то из актёров про него и там было сказано, что Богатырёв был геем. Считал это болезнью, пороком, пытался «лечиться», пил какие-то психотропные, гормональные таблетки, выпивал, пытаясь спастись от депрессии. На одной пирушке ему стало плохо, врач скорой ввел какой-то препарат, но не знал, что Богатырёв принимал антидепрессанты, и сердце его просто не выдержало. Не знаю, правда ли это, но я помню, что так плакала... Он один из самых любимых мною актёров, на которых смотришь у думаешь, что бывают же поцелованные Богом люди, и жаль, что это не я...

Аватар

Спасибо вам за прекрасный пост, великолепно написано, читала с огромным удовольствием и еще не раз перечитаю.

Аватар

Очень люблю его Но только сейчас поняла, что Иван Дорн на него похож!

Подождите...