*В этой киноигре чрезвычайно интересно читать не только рассказы участников об актёрах, но и комментарии к ним. Очень грустно, что несоответствие мнения автора поста о фильме с мнением читателя заканчивается атакой минусов от клонов. Очень грустно, что личное мнение о профессиональном уровне актёра вызывает такую же реакцию. Не менее грустно, что автор статьи вместо того, чтобы от души написать свои впечатления о ролях, должен делать непременно глубокий анализ каждого фильма (желательно и незаявленного в игру тоже),  полностью писать биографию и фильмографию, а так же обязательно оправдать ожидания абсолютно всех читателей статьи (по горячему и непримиримому мнению оных).

Люди, камон, это Игра! Цель – не получить кандидатскую степень от доклада со стопудовыми доказательствами перед экспертной комиссией. Цель – обязательно посмотреть три несмотренных фильма, поделиться мнением, впечатлением об этом,  остальное в правилах участия, насколько я помню, опционально. Не обязует, но позволяет расширить свой рассказ деталями биографии, предысторей итп.  Цель – получить новый опыт и знания от знакомства с творчеством актёра. Если нет – огромная просьба к организатору прописать обязательные жесткие критерии. А пока авторы вправе писать то, что именно они считают нужным и в нужном им количестве, в приемлемом автору и читателям формате. Кто как может и хочет, искренне и с радостью, а не заданию партии и правительства. Это их вклад в игру на «Сплетнике», а не экзамен во ВГИКе.

Меня заинтересовала возможность поразмыслить, что же именно видит серый массовый зритель в фильмах, которые специально для него показывали в кино и на телевидении. Поэтому я сознатеьно убрала абсолютно все биографические и личностные факты из черновиков. Я благодарна каждому актёру за их работы и не хочу обсуждать тёмные стороны их жизни здесь, в игре. И не хочу мерять штангенциркулем у кого уровень таланта длиньше, а кто – так, средний актёр из предпоследнего поколения, да еще и с пороками. Они сделали всё, что могли в то время и в тех условиях. И спасибо всем!*

Итак, Ия Сергеевна Саввина (1936-2011)

 

В 1960г после громкой премьеры «Дамы с собачкой», принесшей Ие Саввиной специальный приз в Каннах, вышел фильм «Кроткая». «Фантастический рассказ» Достоевского поставил Александр Борисов. Фильм по праву считают бенефисом Андрея Попова, но я считаю, что именно Ия Саввина просто идеальное воплощение кроткой жены ростовщика. Ей было 24 года, налитые щечки (спишу это на юношескую круглощекость героини) и нежные гладкие пальчики (объясню это иллюстрацией трепетной юности, а не отсутствием физического труда сироты на злых теток). И нежный голос, звучащий в бесконечной высоты каменных стенах и казематоподобных лестничных пролетах, и огромные русалочьи прозрачные глаза... Печальный рассказ о гордыне и любви. Пусть персонажу не даны широкие и громкие метания с рыданиями или счастливым смехом во всю грудь. Но там множество тонких моментов, где актриса полностью раскрывает образ кроткой девушки с внутренним огнем сомнений, тревог, ожиданий (перечислять не буду, посмотрите и восхититесь сами, пожалуйста). Это очень стильный с точки зрения изобразительных средств фильм, где по максимуму используют каждую линию вертикали в каменном городе почти без неба и пустом доме ростовщика, каждый луч света будь то свадебное свечение, пламя свечи или весенняя надежда в выздоровлении, каждую лужицу на мостовой. Если вам важен не только сюжет и лицезрение любимых актеров, но и идеальная работа художника и оператора (довольно минималистичная, но этим и ценная в данном случае) – это ваш фильм. Очень понравился, категорически рекомедую к просмотру.

 

«Грешница» 1962г. Я это время не застала, поэтому очень удивилась тому, что фильм такой вообще появился. По сюжету девушка с говорящим именем «Ксения» (с греческого толкуется и как «гостеприимная», и как «странница, гостья, чужая») родилась в семье сектантов, живущих в селе. Она, как и остальные девушки, ходит на работу в коровник, но досуг с танцами, фильмами, да и просто праздными прогулками ей строго воспрещен.  А любовь к ней приходит не от выписанного из Сибири воцерквленного жениха, а от бравого рукастого парня Алёши, вернувшегося так невовремя из армии. Можно толковать фильм, как антирелигиозную агитку, иначе бы его попросту не разрешили к производству. А можно просто понаблюдать над драмой человека, у которого не хватало возможности выбраться из противоестественной ему среды. Замечу, что нынче на постсоциалистическом пространстве уж очень много людей добровольно отправляются за поддержкой именно в различные религиозные течения. Маятник качнулся в другую сторону. Ия Саввина в фильме сказочно красива – статная, с длинной русой косой против подстриженной грубоватой соперницы за сердце Алексея и против блеклых агрессивных запугивающих теток. В этой работе как раз есть бурные эмоции от полного громкого отчаяния до абсолютного счастья. А, еще подумалось, если в «Кроткой» полноценным персонажем являются стены (домов, эмоциональные итп), то в фильме «Грешница» такой персонаж – лес. Еловый буйный или сухой, светлый березовый... По нему идет, бежит, продирается сквозь него героиня, пытаясь понять себя и жизнь. И в финале, наконец-то, формулирует свои главные вопросы, выбравшись на пустой крутой обрыв. Финал открытый, очень умно. Фильм понравился, рекомендую за актуальность вневременную. Да и играют там все превосходно. (зацените указанного в титрах Высоцкого, которого полностью вырезали из фильма)

«Анна Каренина» 1967г. От меня низкий поклон режиссеру и художнику за такой прекрасный образ Долли! Всё ещё привлекательная умная женщина, которая в силу тогдашних обычаев сохраняет дом и семью, не смотря на порхания красавчика-мужа по приемам и любовницам. Диалог Долли с Карениным в этой версии фильма – это диалог двух умных трудящихся людей (он – в министерстве, она – в заботах о детях), узников общественного положения, один из самых значимых. Художнику, в частности, поклон за отсутствие серых теней с черными стрелками и белой помадой, как у большинства женских персонажей. Хотели показать блеклую от быта мать, а вышел портрет красивой естественной женщины, в практично неярких платьях с несуразного цвета кружевами (потому что все деньги деткам уходят, понятно же) и укороченными для удобства рукавами (у Анны же рукава длинные, узкие, затянутые, чудный контраст). Я считаю, что это лучшее воплощение Долли в прекрасной экранизации романа. Мне далеко не всё и не все нравятся в этом фильме, что-то вызывает вопросы и недоумение, но фильм в рекомендациях не нуждается от слова вообще.

 

«Облака» 1973г. В этом фильме Ия Саввина играет мать главного героя, мечтающего увидеть облака с верхней стороны. Молодая, обаятельная, стройная женщина, обретает личное счастье, пока ее старший сын пытается стать летчиком год за годом. И вот тут впервые я увидела такие знакомые интонации Саввиной, играющей женщин средних лет с опытом жизни и невзгод. Вот этот фирменный слегка усталый, озабоченный оттенок голоса, который слышен в «Воспитании чувств», «Частной жизни», «Гараже» и многих других, вот эту слегка горьковатую улыбку. Возможно Ия Сергеевна использовала ее широко и раньше, и в театральных работах, но для меня это было первое знакомство чисто хронологически. Экранного времени у Саввиной тут не так уж и много, но образ прекрасно раскрыт, мне понравилось. Особенно сцена с искренней радостью героини, когда её мужчина справляет веранду с цветными стёклами, такая искренняя сцена! Фильм могу отнести к теплым ламповым (если абстрагироваться от тревожной рвушейся музыки Каравайчука), очень в духе 70х. Фильм рекомендовать могу, но вот пересматривать вряд ли буду. Ну, разве что, ради персонажа Льва Дурова.

«Бернард Шоу». Буквально выражаясь – это шоу мистера Шоу в исполнении не менее блистательного и талантливого шалуна Ростислава Яновича. Но Ия Сергеевна предстаёт перед нами в неожиданном амплуа. Это миссис Уоррен, чья профессия весьма марает и мнёт белопальтовость её дочери. Человек с высшим столичным образованием изумительно играет выбившуюся из нищеты и домогательств при ресторане общества трезвости известным доступным путём «женщину с судьбой». Обратите внимание на руки миссис Уорен, каждое движение значит довольно много. А так же леди Бритомарт, исключительного очарования и мудрости Кандиду (как же ей идет быть брюнеткой!), жена подсудимого священника Андерсона (дивной органичности женщина), Элли (где 40летняя Саввина с 68летним Пляттом проживают  химию юной свежей девочки и бывалого капитана, потрясающую химию, совершенно недостижимую для 46летней Зелинской и 63летним Менглетом в классической экранизации спектакля «Дом, где разбиваются сердца»). В общем, это шоу Шоу – чудесный калейдоскоп из сияющих самоцветов Плятта, Саввиной, Кваши, Львова, которые при каждом повороте создают новый узор истории драматурга и воплощающих эту историю артистов. Отдельно хочу выразить восторг многоуважаемым педагогом и ученым Александром Абрамовичем Аникстом, который выступил здесь в роли ведущего и который, тщательно разжевывая, вкладывал в культуроварительную систему подрастающего поколения смысл происходящего на экране. Все он делал правильно и совершенно своевременно 76му году прошлого столетия (но меня не покидало ощущение, что режиссер и актеры подтрунивают над сухим изложением смысла творчества Шоу, сообразно социалистиццким реалиям преподавания))) Очень-очень понравилось, очень рекомендую.

«День приезда - день отъезда» 1978г. Психологи из Москвы в исполнении Тараторкина (главная роль) и его руководителя Саввиной (неглавная роль) приехали разбиратьсяя с критической производственной ситуацией. Героиня Саввиной – женщина современная (единственный женский персонаж в брюках на протяжении всей фильма), самодостаточная (дважды была замужем), работящая (в психологи пошла после труда на заводе, отмеченного орденом). И, как выясняется почти в конце, тайно влюблённая в своего младшего коллегу. Ия Сергеевна снова очень органична, характерна и женственна в то же время. Слёзы на глазах совершенно искренние в кадре, где рушатся её надежды. Может, кто-то поморщится от этого фильма «очередная агитка», но и в агитках того времени было немало ценного и интересного. Из агитошного тутошнего мой личный фаворит: «Но вот в чем загвоздка – он партийный, я тоже. Два коммуниста и оба дерутся из-за женщины. Как на это дело посмотрит партком?» Фильм снят в ярких плоских цветах советского плаката (но заметно, что чем сложнее характер персонажа, тем сложнее оттенок хотя бы одного предмета одежды – не алый, а бордовый, не индиго-синий, а почти цвет ночи итп). В цеху работницы исключительно в туфлях на каблуке, даже в белых и черных лаковых, самая рабочая обувь, оказывается). Да и количество замшевых пиджаков в кадре впечатляет. Но я не ради придирки обращаю ваше внимание на эти подробности, а как на маячки того индустриального времени. Фильм интересный, полезный. Мне понравился, рекоммендую. Потому что способы решения проблем там применимы и сейчас, спустя много лет. Опять же молодые и красивые Тараторкин и Саввина)))

«Рождественские грёзы» 2002г по водевилю Надежды Птушкиной «Пока она умирала». Честно скажу, добавила этот спектакль (простите, что не фильм!) специально, чтобы был дополнительный повод посмотреть ешё раз любимую зимнюю сказку (наряд на три не смотренных ранее фильма выполнен же). Сюжет рассказывать не буду, его многие уже наизусть выучили. Добрую историю проживают на сцене Ия Сергеевна, Наталья Тенякова и Евгений Киндинов с важной помощью Нелли Невединой. Ия Сергеевна предстаёт перед нами в монументальном (не смотря на миниатюрный рост) образе графини 19го века в кресле-каталке, в чепце, шали и пелерине, в пышных рукавах домашнего платья с кружевными манжетами барыни. И под накалом разгорающегося от причиняемого добра волшебства лишние детали (шаль, каталка итд) отшелушиваются за ненадобностью, как старая краска со стен. А под краской живут такие себе резные панели из весьма крепкого, ну, допустим, палисандра (ну не могу я женщину с дубом сравнивать). Чепец сменяет элегантная причёска и даже с пером, манжеты с мягкими широкими рюшами превращаются в узкие кружевные (правильно, ведь на подходе заботы о правнуках, плюс это красивее, правда же?))) Этот спектакль очень вкусно и смотреть, и слушать. В большинстве фильмов голос Ии Сергеевны имеет глуховатый, даже суховатый такой тембр. Здесь же – полнозвучная круглая музыка просто. А гримасы при упоминании о мужчинах дочери, а царственные жесты... Спектакль этот обожаю. Если вдруг остались в этом мире не знакомые со спектаклем или фильмом – посмотрите обязательно любую версию с любыми актёрами, хотя бы ради веры в чудеса. Они случаются.

«Сквозная линия» 2005г. Везде аннотируется как «телеспектакль по одноимённой повести Людмилы Улицкой о женском вранье». Три истории о разных по возрасту, положению, темпераменту и многому прочему героинях. В первой истории Женю (Дубровскую) огорошивает страшными драмами и болью своей жизни Айрин (Добровольская), во второй Женя по-родственному выслушивает тайну о плотском романе настоящего художника (Ерёмина) с 13летней девочкой (Сиваева). И в третьей истории мы встречаем пожилую пенсионерку, в прошлом преподавательницу литературы в небольшом вузе Анну Вениаминовну (Саввина), которая под золото красок и ароматы золотых листьев осени завораживает наивную старшеклассницу (Сёмину) из простой инженерской семьи (что очень странно, все мои знакомые инженеры не только начитаны, но и довольно эрудированы во многом, кроме своего профильного ремесла). Завораживает живыми и прекрасными стихами, самым дорогим в жизни Анны Вениаминовны. Старшеклассница Маша влюбляется в красоту неведомых доселе миров позии, в пожилую одинокую женшину, которая распахивает перед ней всё новые и новые окна тот далёкий мир. Анна Вениаминовна в то же время счастлива свежим и абсолютно всегда готовым слушать ушам, снисходительно принимая не слишком умелую уборку и заботу по дому от Маши. И читает Маше свои стихи, по крайней мере Маша в этом уверена. А после ухода Анны Вениаминовны на поминках Маша решается поделиться сокровенными строчками своей просветительницы с последними её близкими людьми. Вот только стихи оказались совсем не Анны Вениаминовны. Очень интересная работа Ии Сергеевны.. В силу возраста и богатого профессионального жизненного опыта такую роль играть ей было (по моему мнению) довольно легко. Образ очень органичный получился – хрупкий и величественный одновременно. И фильм (или это всё такие снова спектакль?) мне тоже очень нравится. Сквозной линией идёт не только рассказчица Женя, тема женского вранья, но и музыка Шумана «Смелый наездник» в исполнении старательной девочки Нюши и настоящими музыкантами. Ироничная иллюстрация, как ложь то осторожно ступает неуверенными, иногда корявыми шагами, то несёт вруна во весь опор. Очень хороший фильм и всё там хорошо (кроме невежественных в литературе инженеров)))

Как видите, творческая жизнь Ии Сергеевны Саввиной в кино весьма насыщенна и разнообразна. В её репертуаре к счастью были роли абсолютно разноплановые. Актриса смогла побыть (пожить) и нежным цветком, и сильной драматической героиней, и комедийной, и даже коварной покупательнцей наивной души за золото слов и образов в «Сквозной линии». И во всех работах присутствует знак качества. А качество здесь особой ценности, потому что Ия Саввина актёрского профильного образования не имела никогда. Потрясающая женщина и потрясающая актриса.

Подпишитесь на наш
Блоги

КиноИгра. Ия Саввина

13:09, 14 января 2021

Автор: Uhhura

Комменты 104

Комментарий был удален

O

Спасибо за пост! Бегу на сплетник, впервые за долгое время - только бы не пропустить! Ужасно год начался и это моя отдушина. Спасибо Скарлетти, и вам , девочки, спасибо всем, читаю вас и душа радуется. Вы все большие молодцы. А Ия прекрасная актриса, в тандеме с Ефремовым запомнилась, очень люблю этот светлый и грустный фильм.

F

Очень красивая и талантливая женщина.

Аватар

Спасибо за пост, хорошо написано, такое внимание к деталям, которые может и не детали вовсе, а искусство)) Ия Саввина, на мой взгляд, представитель такой старой гвардии, сразу чувствуется не только талант, но и опыт и отношение к профессии. В Гараже ее увидишь и точно уже на забудешь!!

L

Раньше были штучные актёры, Саввина одна из них. Сейчас, к сожалению, в основном штамповка

Подождите...