Один из самых знаковых и известных актеров советской эпохи – Вячеслав Тихонов. Ролей у него было не самое большое количество, он был избирателен, но почти каждую из них можно причислить к шедеврам. Мне действительно очень повезло, что мне выпал такой герой для поста. Спасибо организатору Киноигры Skarletty!

Родился Вячеслав Тихонов в Подмосковье, не в отдаленной деревне, конечно, но и не в семье голубых кровей, как можно было бы предположить, принимая во внимание его внешность.

О карьере актера Тихонов мечтал с ранних лет, а его родители видели в нем человека рабочей специальности, как и они сами. В 13 лет он пошел учиться в ремесленное училище, но в 1945 году все-же рискнул осуществить свою мечту об актерстве и отправился сдавать вступительные экзамены во ВГИК. Экзамены он провалил, но его все же взял на свой курс Борис Бибиков. ВГИК Вячеслав Тихонов окончил с отличием в 1950 году.

За исключением первого брака с Нонной Мордюковой его личная жизнь не была на виду. Союз этих 2-х талантливых людей можно смело назвать парадоксальным, «лед и пламя», что называется. Они познакомились еще во время учебы во ВГИКЕ, но отношения стали романтическими позже, во время совместных съемок в дебютном для обоих фильме «Молодая гвардия».

Официальное оформление отношений случилось еще позже, уже после рождения сына – Владимира.

После 13 лет совместной жизни актеры развелись, скандалов и обсуждений этот развод, судя по всему, не вызвал даже в киношной среде – разошлись молча. Но впоследствии, почти на 50 лет бывшие супруги перестали замечать друг друга – даже не здоровались. 

Они успели попрощаться вдвоем со своим умирающим сыном, который к несчастью сгорел из-за злоупотребления алкоголем и наркотиками, когда ему было всего лишь 40 лет. Нонна винила в смерти сына себя, но такой она была человек, и время, наверное, было иное, но в таких страшных вещах конечно нельзя винить лишь одного из родителей.

Нонна Мордюкова с сыном Владимиром в фильме "Русское поле"

Вячеслав Васильевич, по всей видимости, был человеком спокойным, не способным на страсти ни в каком проявлении, да и не нужны они ему были. Внешность холодного красавца соответствовала внутреннему содержанию, нордический тип, одним словом. И в своей профессии он был стабилен. 100% мастерство, талант, внешность, не было проходных не красящих его работ. Но, лично мне, не хватает всегда живости, магнетизма в нем. Это про актеров другого плана, вроде Олега Янковского или Олега Ефремова.

Итак, приступим к списку фильмов.

Дело было в Пенькове

Треугольник: жена-муж-еще одна женщина. Назвать его любовным, мне кажется неверным. Матвей Морозов (В.Тихонов) любит свою жену, относится к ней по-человечески, а с вновь прибывшей в деревню молодой девушкой-зоотехником отношения его основаны на родстве душ, а не тел. Супруга Матвея - Лариса, роль которой играет Светлана Дружинина, женщина видная, хозяйственная, но нет в ней тонкости, она простовата и грубовата. А он хоть и простой тракторист, но есть в нем что-то, чего почти никто не понимает.

Ему недостаточно того, что он на хорошем счету в колхозе и считается первым парнем на деревне. Его тянет в авантюры, ищет чего-то, но в силу отсутствия образования сам не понимает, чего. И тут в деревню приезжает только окончившая институт Антонина (М. Менглет), которая к тому же родом из этой деревни. Она полна энтузиазма и идей, как привнести в жизнь людей нечто большее, чем удовлетворение насущных потребностей, и Матвей чувствуют в ней то, чего не хватает ему в его отношениях с женой Ларисой.

Он тайком помогает Антонине и соседям строить клуб, а затем становится там активным участником мероприятий и концертов. Но платонические отношения Матвея с Антониной, в конце концов, становятся причиной долгой разлуки с семьей. Люди в деревне не могут допустить, что связь Антонины и Матвея основана на общности стремлений и интересов. Хотя симпатия безусловно есть, но оба они люди не поверхностные и не поддаются минутному порыву, отдавая себе отчет о последствиях. Матвей ценой своей свободы защищает свою вспыльчивую и неразумную Ларису, которая поддалась эмоциям и чуть было не совершила преступления из мести и обиды. Наверняка создатели фильма не могли себе отказать в игре на контрасте внешности и профессии/образа героя в целом, несмотря на этот контраст Вячеслав Тихонов очень органичен в роли Матвея, сочетание природной тонкости натуры и очевидно спартанского воспитания выглядят очень естественно в исполнении этого замечательного актера. Наверное, почти каждый из нас знает таких людей лично, казалось бы, рожден в глухой провинции или даже деревне, не доступны были книги и учебные заведения, но человек - интеллигент и не довольствуется только примитивными желаниями несмотря на среду и окружение.

Актрисы в этом фильме – просто отдельное наслаждение. Какие же красавицы Майя Менглет и Светлана Дружинина!

Кодекс бесчестия

Фильм 1993 года о закате советской эпохи. Об аферах, которые проворачивали представители партийной верхушки. В целом неплохой сюжет, актерский состав вообще шикарный: И. Костолевский, В. Тихонов, Л. Куравлев, А. Болтнев, И. Виторган, Б. Щербаков, Т.Васильева. Но у меня фильм вызвал странное чувство по нескольким причинам. Во-первых, партийные бонзы, показаны какими-то уж совсем мафиози, такие картонные злодеи, которые творят беспредел ни перед чем не останавливаясь. Видимо это связано со временем выхода картины, все советское стало в одночасье абсолютным злом без тени нюансов и оттенков. Во-вторых, опять же из-за исторического момента, в который вышел фильм, мне он показался сделанным немного сумбурно, диалоги скомканные, переходы сюжета не плавные. Так же история с настоящим отцом героя Костолевского – прямо Санта-Барбара, которая в те годы уже демонстрировалась по ТВ, и видимо, не давала покоя авторам градусом драмы.

Вячеслав Тихонов в фильме играет роль пожилого чиновника-ревизора, который хоть и дослужился до достаточно высокого положения, но в душе остался бухгалтером-буквоедом. Он не то чтобы мелок, но как-то отстранён от текущей ситуации, хотя ум его по-прежнему острый, и он прекрасно понимает, что страна и система на грани краха. Предпринимать шаги и принимать чью-то сторону он открыто отказывается, но тем не менее работу свою он выполняет так, как считает правильным, несмотря ни на что. Но в то время и той сфере, видимо невозможно было остаться нейтральным, что и стало решающим в судьбе героя Тихонова. Он не вернется из своей последней командировки в Цюрих, где в свое время было создано отделение советского банка для переправки денег дружественным коммунистам со всего мира, а теперь на закате империи аккумулируются и прячутся средства, которые приберегла для себя верхушка партии.

Убить Дракона

Фильм по пьесе Е. Шварца. Сценарий написал Григорий Горин, а режиссер, конечно же Марк Захаров. Как и во многих других фильмах этого гениального тандема в «Убить Дракона» снимались О. Янковский, А. Абдулов, А. Захарова, Е. Леонов, А. Збруев. И тут роль Тихонова сильно перекликается с характером, сыгранным в «Кодексе бесчестия». Архивариус Шарлемань, отец девушки Эльзы, которая предназначена Дракону. Архивариус стар, все понимает и про Дракона, и про угнетённый народ, но сделать уже ничего не может, а главное не хочет.

«Единственный способ избавиться от дракона – это иметь своего собственного» - фраза Архивариуса. Не могу сказать, что фильм мне понравился. Безусловно он очень нужный, и демонстрирует уродство любой тоталитарной системы, которая со временем превращает в трусливых приспособленцев большинство людей. Роль Олега Янковского-Дракона с немецкой, итальянской и японской (самой худшей) головой в нем вообще шедевральная!

Но на этот раз костяк актеров захаровских фильмов как-то не сработал. Евгений Леонов – тот же король из «Обыкновенного чуда», только называется здесь Бургомистром. Александра Захарова – слишком возрастная уже для роли Эльзы. Я не поняла ее эмоций, вроде бы должна бояться, а потом попрощаться со страхом, обрести внутренний стержень, но у меня только ощущение, что паясничает.

Вячеслав Тихонов – вообще отдельно от плотно сбитой части труппы театра Ленком, которая и в фильмах Марка Захарова неразлучна. Чувствуется разный подход к актерству, передаче сути роли и восприятие фильма в целом немного рассыпается. Но посмотреть стоило, теперь хочу прочесть первоисточник Евгения Шварца.

Любовь с привилегиями

Снова роль Вячеслава Тихонова, когда он был уже в пожилом возрасте.

Кратко о сюжете: вышедший на пенсию большой партийный чиновник Кожемякин приезжает на отдых в приморский санаторий, там случайно знакомится с женщиной из так называемой «обслуги». В какой-то момент он поддается чувствам, хотя поначалу не планировал такого развития курортного романа, и приглашает Ирину в Москву, официально женится на ней. Но брак долгим не был, Ирина, родившаяся в Москве, интересуется делом своего репрессированного отца и находит связь расстрельного приговора со своим новоиспеченным супругом.

Кино замечательное! Любовь Полищук, в роли Ирины – просто невероятная. Ее органичность вообще поразительна всегда, почти никто не может отвлечь от нее все внимание, когда в кадре она не одна. Но тут дуэт блестящий и никто никого не затмевает, на мой взгляд. В силе, властности, возможностях, характере пожилого уже Константина Гавриловича Кожемякина невозможно усомниться. Перестроечная история «Золушки» не выглядит сказочной, нет черного и белого. Честно говоря, сложно занять однозначную позицию в отношении героев. Кожемякин так и не преодолел своего высокомерия к «обслуге» - Ирине, даже не намекнул, что законной жене странно называть мужа по имени-отчеству. А Ирина, пустившись во все тяжкие и устроив пирушку в квартире мужа, выглядит жалко и глупо. Очень интересны и эпизодические персонажи: генерал КГБ, в исполнении Олега Табакова, жена чиновника, отправленного на пенсию – Лидия Федосеева-Шукшина.

Они сражались за Родину

Для участия в Киноигре, я впервые посмотрела этот фильм от начала и до конца. Война здесь показана просто и буднично, без горящих глаз солдат и пафосных речей командиров. Но, для меня лично, фильм просто душераздирающий. Весь ужас и страдания, исковерканные, на многие годы вперед жизни солдат и их близких: жен, матерей, детей, все в этой картине показано и сыграно величайшими мастерами.

Вячеслав Тихонов в роли рядового солдата - Николая Стрельцова, но интеллигентность снова никуда не спрячешь. Спокойный и порядочный, зрелый уже мужчина, он привык делать все на совесть и долг свой выполнять. Его немного раздражает сослуживец Лопахин (В. Шукшин), который донимает разговорами и прибаутками всех окружающих, но вернувшись после ранения он рад его видеть, наверное, больше всех. В результате контузии Стрельцов оглох, с трудом говорит, но вернулся к товарищам, не смог оставить их, зная, что у них недостает бойцов и вообще они воюют чуть ли не голыми руками, у них порой одна винтовка на двоих, нет провизии, не хватает боеприпасов. Фильм был снят к 30-летию Победы, а многие актеры, снявшиеся в этой картине, были фронтовиками: Сергей Бондарчук, Юрий Никулин, Иннокентий Смоктуновский. Каждая роль тут чистый бриллиант. Полагаю, что еще имеет значение первоисточник - фильм снят по одноименному роману М. Шолохова, который он не успел закончить. В произведениях Шолохова щемящая любовь к Родине и нерушимая связь народа с землей, травинкой, колоском, сошлась в этой картине с непревзойденным талантом Сергея Бондарчука и чудных актеров, которые не играют – живут в кадре.

К сожалению, для Василия Шукшина роль Лопахина стала последней, он умер, не закончив сьемки. Некоторые сцены доснимали с дублером и озвучил его роль другой актер.

Война и мир

Рискую получить тапки в комментариях, но фильм мне не понравился. Толстой вообще не мой автор, очень уж нудный и тягомотный, а еще мне всегда кажется, что в своих произведениях он излишне выспренно и пафосно говорит об очевидном. Любовь, ценность семьи, дружбы, прощение себя и окружающих – всегда у Толстого какое-то новое откровение, с пафосом явленное темным людям.  Ну для меня так, по крайней мере.

Конечно картина получившая Оскар, в свое время, грандиозна. Работа над фильмом велась 7 лет. Батальные сцены занесены в книгу рекордов Гиннеса. Но за исключением масштаба, это какая-то свалка: взрывы, кони-люди, все бегут и дым – все.  Я понимаю, что съемки велись в 60-ые годы, но и в целом фильм выглядит, как нелогичный спектакль. Актеры и массовка танцуют, воюют, как заведенные и передвигающиеся в строго отведенном пространстве куклы на шарнирах. Почти все актеры слишком «хлопочут лицом» - эти вытянутые трубочкой губы и выпученные глаза. Людмила Савельева, в роли Наташи Ростовой – не могу проникнуться, только ресничками хлопает и губы подрагивают, а чувств и внутренней работы не ощущаю. Ирина Скобцева – Элен Курагина, холодная и красивая, да, как и должно быть, но не трогает так же.

Роли Пьера Безухова (С. Бондарчук) и Андрея Болконского (В. Тихонов) – это единственное, что как-то вытягивает эту эпопею. Хотя и очень заметно, что актеры уже староваты, по сравнению с книжными прототипами. Андрей Болконский – строг и честолюбив, красив, как и полагается по канону, играет на 100%, без жеманной мимики. Все в глазах, в повороте головы. Ходит, сидит, ездит верхом, как будто родился и вырос в дворянской усадьбе.

Самая главная претензия к фильму, что, наверное, в угоду батальным сценам, жизнь героев в части «Мир» показали как-то схематично слишком, некоторых второстепенных вообще выкинули (типа княжны Марьи и Николая Ростова). А ведь Толстой один из главных исследователей русских характеров, и человеческих душ. Их изменения, рост или упадок, через испытания - краеугольный камень его творчества, а в экранизации С. Бондарчука весь пар ушел в военные сцены, где кони скачут по кругу, как в цирке.

Еще раз благодарю организатора и участников Киноигры, я получила огромное удовольствие от написания своего и прочтения всех постов! И традиционное: не судите строго – это мой первый пост на Сплетнике!

Подпишитесь на наш
Блоги

КиноИгра. Вячеслав Тихонов

13:46, 12 января 2021

Автор: Capricious

Комменты 159

Аватар

Каждый день жду киноигры))) И на данный момент данный пост лично для меня- №1.

Аватар

Ради него я посмотрела "Войну и мир")))

Аватар

И ещё вспомнила сериал «Зал ожидания», с Боярским и Глаголевой. Тихонов играл директора детского дома. Вообще сериал отличный, а игра Тихонова местами до слез. Если не смотрели, то очень рекомендую!

Аватар

очень не люблю Мордюкову -она душная, громкая, властная "Убить дракона" гениальный фильм, все на своих местах... одна из самых важных к пониманию кинокартин

H

МОЯ бабушка забывает куда она чашку 10 минут назад поставила. А уж батарейки и не помнит куда сложила. ВОТ пойдет за новыми, и виг вам. но я говорила не о своей.

Подождите...