Вера Витальевна Глаголева родилась 31 января 1956 года в Москве. Её родители работали учителями: отец преподавал физику и биологию, мать была педагогом начальных классов. Раннее детство Веры прошло в центре Москвы, недалеко от Патриарших прудов, в квартире, которую получил дед Веры по материнской линии, работавший в тридцатые годы конструктором-изобретателем скоростных поездов, позже семья переехала в Измайлово. Часть школьных лет девочка провела в ГДР, куда, в школу при посольстве, были командированы ее родители-педагоги.

Вернувшись в Москву уже в выпускных классах, Вера серьезно увлеклась спортом — стрельбой из лука. За год Вера выполнила норматив мастера спорта и выступала за сборную Москвы. Девушка планировала заниматься спортом и даже не мечтала об актерской профессии.

Вера Глаголева – одна из немногих актрис, ставшая востребованной без актерского образования. Сниматься в кино Глаголева начала сразу после окончания школы, в 1974 году. Вера с подругой пришли на закрытый показ западного фильма на "Мосфильм" и там произошла её встреча с режиссёром Родионом Нахапетовым.  Выпускницу школы утверждают на одну из главных ролей ( девушки Симы, которая борется за свою любовь) в фильме  "На край света", несмотря на отсутствие у нее специального образования и уже утвержденную кандидатуру другой актрисы.


После успешного дебюта о юной артистке заговорили в творческих кругах, отмечая невероятное сочетание хрупкости и поразительной энергетики. Приглашения режиссеров не заставили себя долго ждать. В фильме Анатолия Эфроса «В четверг и больше никогда» Глаголева предстала в роли абсолютно непохожей на решительную героиню дебютной ленты: светлые волосы, робкая улыбка, застывшее выражение страдания от неразделенной любви. 

Амплуа Глаголевой стали в основном сильные и независимые женщины, но в тоже время нежные и органичные, в ней было сочетание хрупкой поэтичности со скрытой силой и целостностью, ломная пластика, неординарная киногеничная внешность. Этот уникальный актерский тип привлекал к себе внимание и позволил ей занять свою нишу в профессии, пришелся ко времени и оказался востребован в 70-80х годах. Занятный факт - у Глаголевой была аллергия на некоторые компоненты косметики, поэтому она в жизни почти не наносила макияж , и в кино обходилась без сложного грима. 

Глаголева сыграла роли более чем в 40 фильмах и сериалах : «Выйти замуж за капитана»,«Не стреляйте в белых лебедей»,«Звездопад», «Торпедоносцы»,«Маросейка,12», «Женщина желает знать», «Обручальное кольцо» и других.  Очень удачной , и, пожалуй, самой известной стала роль эмансипированной молодой журналистки Лены в картине «Выйти замуж за капитана» (1985). Сама Вера Глаголева считала, что "родилась" как актриса именно после выхода этого фильма. Интересно то, что эта роль досталась Глаголевой совершенно случайно. Она вспоминала: "Там была такая ситуация: сначала снимал один режиссер, но съемки остановили. И вообще снимали другую историю. Офицер-пограничник ищет себе жену. И в фильме сначала было четыре героини: одна - учительница, вторая - доярка, третья - не помню, а четвертая - моя героиня, корреспондентка. Но потом Виталий Мельников вместе с Черныхом переделали сценарий, и осталась только одна женщина - Лена. Нас с Виктором Проскуриным и утвердили". Журнал «Советский экран» после этой работы назвал Глаголеву лучшей актрисой года. 

Фильм Аллы Суриковой «Искренне Ваш…» стал не менее успешным для актрисы, нежели кинолента «Выйти замуж за капитана». В фильме «Искренне Ваш…» актрисе Екатерине Корнеевой, роль которой и исполнила Глаголева, пришлось быстро научиться крутиться по жизни, реагируя на удары судьбы. 

Не будучи профессионалом, она, тем не менее, играла очень разные роли. С одной стороны, поэтические натуры, не от мира сего - учительницу Нонну Юрьевну в драме Нахапетова "Не стреляйте в белых лебедей" и странную поющую девушку в его же музыкальном фильме "О тебе".

С другой - резких, надломленных героинь - Женьку в "Звездопаде" Игоря Таланкина, Шуру в киноповести Семена Арановича "Торпедоносцы" . 


Первым мужем Глаголевой стал режиссер Родион Нахапетов, в 1976 году, после двухлетнего знакомства она вышла за него замуж. Нахапетов был старше Глаголевой на 12 лет. «Я очень хорошо знала фильмы с его участием — «Влюбленные» и «Нежность». И была немножко влюблена в его экранного героя. У меня перед ним был трепет как перед взрослым, серьезным человеком, который в свои 30 лет уже многого в жизни добился».

Глаголева не только была безумно влюблена в Нахапетова, но и слушалась его во всем. В браке родились две дочери – Анна (1978) и Мария (1980) 

После съемок в «В четверг и больше никогда» Эфрос пригласил Веру к себе в труппу театра на Малой Бронной, но Нахапетов запретил даже думать об этом, и Вера отказалась, о чем потом сожалела. Нахапетов ревновал Веру и не желал делить время  и талант его Галатеи с кем-то еще. В 1989 году Родион отправился в США по приглашению на работу, где познакомился с Наташей Шляпникофф , ставшей в последствии его женой. Известие о романе мужа стало для Веры оглушительным ударом, и только она знала, чего ей стоило это пережить, не устраивать скандалов и не настроить дочерей, которые тяжело переживали разрыв родителей, против отца.
В 1991 Глаголева и Нахапетов развелись, в том же году актриса на фестивале «Золотой Дюк» познакомилась с бизнесменом Кириллом Шубским (моложе её на 8 лет). Почти сразу Шубский понял, что влюбился в потрясающую, тонкую и умную 35-летнюю Веру, а она какое-то время не воспринимала всерьез чувства молодого поклонника. Тем не менее Кирилл был настойчивым: дарил каждый день букеты цветов, проявлял внимание и заботу. Вскоре пара сыграла свадьбу и обвенчалась.

В 1993 году родилась дочь Анастасия. «В таком возрасте мое материнство стало более осознанным. Девочки мне тоже помогали, им было 13 и 15 лет, когда родилась младшая. Сейчас она обращается за советом чаще к ним, чем ко мне» — позже расскажет Вера в одном из интервью. 
Актриса не раз говорила , что счастлива в браке со своим мужем , полностью ограждена от быта и может посвятить время творчеству. В 2005 году в СМИ появилась информация о том, что гимнастка Светлана Хоркина родила сына от Шубского. Вера Глаголева никак не отреагировала на подобные сообщения прессы, что неудивительно, учитывая её характер и отсутствие склонности обсуждать личную жизнь публично.

С годами амплуа Глаголевой немного поменялось, она стала воплощать на экране образы мудрых и цельных женщин : напористая Нина в картине «Другая женщина, другой мужчина» и ответственный врач Евгения в ленте «Женщина желает знать»

отчаянная Рина в «Танго на два голоса»

Ее последней ролью стал образ Анны в драме «Ковчег».

1990 году состоялся режиссерский дебют Веры Глаголевой, когда была снята картина «Сломанный свет» - фильм о безработных актерах.

В 2005 году Глаголева выступила автором сценария и режиссером драмы «Заказ»,  в 2008 сняла «Чертово колесо», получившее в Смоленске гран-при Первого всероссийского кинофестиваля «Золотой феникс». В 2010 году в прокат вышел фильм «Одна война». Эту картину Глаголева считала своей самой серьезной работой. Сюжет фильма повествует о женщинах,  родивших детей от немецких оккупантов во время войны.

В 2012 году появилась мелодрама «Случайные знакомые», а в картине «Две женщины», вышедшей на экраны в 2014, Глаголева выступила как сценарист, режиссер и продюсер.  

Вера Глаголева так объясняла свое решение обратиться к режиссуре: "Мне всегда это было интересно. Видимо, везло как актрисе на режиссеров-личностей: Аранович, Мельников, Таланкин. Шел 1990 год, год шальных денег, когда снимали все, кому не лень. А сценарий "Сломанного света" (в нем была какая-то тайная грусть, тоска) совпал с моим настроением. Мы как раз тогда разводились с Нахапетовым, я понимала, что он не вернется из Америки. И я решила проверить себя на выносливость".

В 2000-х годах Вера Глаголева всё-таки попробовала себя в театре. Она сыграла в антрепризных спектаклях «Русская рулетка. Женский вариант», «Поза эмигранта», «Под небом голубым», которые имели успех у зрителей.

При этом без Глаголевой не обходилось ни одно важное событие в мире кинематографа. Она посещала кинофестивали, приходила на вручения кино и театральных премий, блистала на красных ковровых дорожках с дочерьми. Окружающие восхищались внешним видом актрисы, которая оставалась моложавой и подтянутой до конца дней. Никто не замечал ухудшения её здоровья до последнего: настолько жизнерадостной она появлялась на съемочной площадке фильма «Глиняная яма», который так и не успела закончить.
Ее смерть стала для всех неожиданностью. Только недавно , в июне она была на открытии Московского международного кинофестиваля, в июле шумно и весело отпраздновала свадьбу младшей дочери Анастасии, которая вышла замуж за хоккеиста Александра Овечкина.

16 августа 2017 года Вера Глаголева скончалась от рака желудка в клинике Баден-Бадена. За полгода до этого от онкологии умер и ее старший брат.

Этот пост дался мне непросто по двум причинам : он первый, поэтому волнительно, получилось что-то путное, или нет. Вторая давняя – мне не нравилась Вера Глаголева по причине моей сильной эмоциональной зависти к ней. Сразу оговорюсь – не чёрной, а такой, когда кто-то воспринимается сверхчеловеком, имеет всё то, чего у тебя нет и не будет.И это не известность и материальное благополучие. Это о личности. Легкая, хрупкая, самодостаточная, очень сильная и какая-то основательная внутренне, знающая, что хочет и делающая это. Уважающая себя и уважаемая окружающими. Не стремящаяся кому-то и чему-то соответствовать и всем нравиться. Наверное, тот факт, что она занималась стрельбой из лука, весьма показателен – изящной, среднего роста (163 см) девушке поднять тяжелый (16 кг.) спортивный лук, прицелиться и попасть прямо в цель. Фильмы, которые она снимала как режиссер, сложной тематики, не коммерческие, и в этом тоже проявление её силы – затрагивать темы, которые волновали ее и о которых ей хотелось говорить. В одном из интервью Глаголева на вопрос "Должна ли женщина быть сильной ?" ответила - безусловно !  "А как же её слабость?" - "А она должна сочетать в себе это. Я считаю, каждый человек должен уметь постоять за себя. Сила должна присутствовать - защитить своих близких нужно уметь. Слабая женщина очень уязвима, и в её жизни могут происходить вещи, которые её просто погубят. Искать в себе силы нужно всегда. Они нужны не для того, чтобы с кем-то сражаться, а чтобы противостоять злу." Поэтому когда мне досталась в игре именно она, это привело к очередному перекапыванию себя, и вопросу не «ну почему я не такая, а неуверенный в себе и своих силах самоед», а «почему ты никогда даже не пыталась стать такой, хотя бы немного».  Сколько дней мысли возвращались к этому вопросу, пытаясь из чувств создать словестный образ Веры, сложившийся у меня. Сколько раз порывалась написать Scarletty и отказаться, но не могла придумать причину и говорила себе «Должна попробовать. Осудят,раскритикуют,скажут, пишет больше о себе, а не Вере. Неприятно будет. Но сделай хоть сейчас что-то, чтобы испробовать свои силы. Вдруг они есть ?». Как и Вера – проверить себя. И вспоминала, как однажды из окна офиса видела Веру. В конце девяностых, она подъехала на большом черном джипе  к зданию , где располагался Союз кинематографистов. В то время в СК происходил какой-то конфликт, не помню уже, что, были страсти и заседания по этому поводу. Она легко выскочила с водительского сиденья, и так же легко и стремительно побежала к входу. В чем-то светлом, волосы на бегу развеваются. И даже на расстоянии было ощущение её силы , какого-то стремления восстановить справедливость и уверенности. Не показной, своей, внутренней. Ещё попалась игра КВН, где она была в жюри, и как искренне и непосредственно она реагировала на шутки и смеялась. Такая Светлая и Сильная. Одаренная актриса, очень органичная и не похожая ни на кого, привлекательная стильная женщина с удивительным потаенным выражением глаз, гармонично сложенная внутренне женщина-личность. Женщина, которой в жизни пришлось пережить драмы, но пережить их самой, без публичного обсуждения. Ушла рано, став Несломанным Светом. Спасибо, Вера, что именно Ваше имя выпало мне. 

Три фильма с участием актрисы, выбранные для просмотра наугад - выбирала просто названию:

«Женщин обижать не рекомендуется» мелодрама, 2000, реж. В.Адахов, главная роль – Вера. В автокатастрофе погибает глава судоходной компании Иван Кириллов. Контрольный пакет акций компании он завещает своей дочери от первого брака, скромной учительнице математики Вере. К великому огорчению сотрудников фирмы, она решает возглавить компанию. Первые шаги на ниве судостроительного бизнеса даются Вере Ивановне с огромным трудом, но она не падает духом и возлагает большие надежды на помощь своего первого заместителя Сашу, который лет 20 тому назад был в нее влюблен... 

Неспешная добрая сказочная история, история первой и на всю жизнь любви, на фоне волшебного решения бизнес проблем. Прекрасные актёры не в роли персонажей, а скорее типажей – милая, но сильная и непреклонная женщина, талантливо и быстро превратившаяся из училки в делового и хваткого президента компании, всю жизнь влюбленный в нее Саша (Максим Суханов), которого она даже не узнала через столько лет, отечественный деловой Дон Корлеоне Шах (Александр Пороховщиков), гадкая красотка-юрист (Ирина Феофанова), комичный адмирал (Вячеслав Шалевич). Глаголева тут именно такая, какой мне всегда виделась – светлая, хрупкая, но принципиальная и жесткая, не показывающая своих переживаний.  Она всегда бегает , с детства, и этот образ бегуньи «Я бегаю не на длинные, а на короткие дистанции» станет в финале фильма фразой-результатом её руководства компанией. Пересматривать специально вряд ли стану, фильм мне показался по атмосфере похож на «Принцессу на бобах», единственный «зацепивший» момент – это когда Саша на эскалаторе метро смотрит на Веру. Взглядом юноши, прикоснувшемуся к своей мечте и не верящим в это. Ну и фраза «Прежде чем взять, надо дать», которая в устах Веры звучала невинно, но человеку, измученному нарзаном «Сплетник» навеяла совсем другие ассоциации )

«Устрицы из Лозанны» боевик, 1992, реж. В.Шамшурин,  главная роль – Женя Создав для себя и своих друзей фирму, Роман Лебедичкин набрал кредиты и… обанкротился. Дело сделали вместе, а сел он один. Отсидев часть положенного срока в тюрьме, откуда он имел возможность руководить делами фирмы, Лебедичкин вернулся в родные места, где его не только не ждали, но и сочли возвращение явно преждевременным...

Прекрасный образчик фильмов 90-х годов, «серьезная» версия фильмов Эйрамджана. Столько сразу вспомнилось – совместные предприятия, конверсия, «Богатые тоже плачут», доступные киллеры… Вера в роли таксистки, которую судьба сводит с Романом (Панкратов-Чёрный), счастливо избежавшим покушения на его жизнь после освобождения из тюрьмы. Бывшие подельники не оставляют попыток избавиться от Романа, и Женя становится его помощником и подругой. Она сильная женщина, как сама себя называет, но мечтает о надежной опоре. Вера меня тут удивила своей нежностью и женственностью, не скрытой за ликом «я сама». Смешной Владимир Ильин в роли тюфяка американца, оказавшегося чуть ли не спецназовцем, и забавно было увидеть в роли киллера Валентина Голубенко, который запомнился по роли громилы в фильме «Приключения принца Флоризеля». Фильм длится час с небольшим, но время просмотра как-то незаметно  пролетело. Если будут показывать по ТВ, не переключу, посмотрю.

«С ног на голову» мелодрама, 2003, реж. Г.Юнгвальд-Хилькевич, главная роль - Лена Когда-то Рубин и Вершинин вместе учились в институте. Рубин любил девушку Женю, а Вершинин - девушку Лену. И тот и другой по недоразумению так и не женились на своих подругах. Потом друзья разъехались. Рубин стал известным продюсером, а Вершинин - популярным артистом. Через 25 лет после окончания института Рубин и Вершинин, не сговариваясь, приезжают со своими женами в Москву на юбилейную встречу выпускников института. И тут выясняется, что Рубин женат на Лене, а Вершинин - на Евгении. Но старая любовь не ржавеет... 

Двухсерийный телевизионный фильм снят в 2003, но ощущение, что это производство середины 90-х. Режиссёр знаменитых «Трёх мушкетёров» Юнгвальд-Хилькевич, но впечатление такое, что ни режиссёра, ни профессионального оператора на съёмках не было.. Прекрасные актеры – Юрий Стоянов, Илья Олейников, Вера Глаголева, Алёна Яковлева проговаривают текст и изображают эмоции. Даже как-то обидно за них, что все они приняли участие в этой какой-то беспомощной поделке. Фильм занимателен участием в нём дочери Глаголевой – Анны Нахапетовой, которая играет дочь героини - удивительно похожа на мать. Ну ещё меланхоличного молодого Дмитрия Нагиева. А, еще мелькнул Владимир Пресняков.

Подпишитесь на наш
Блоги

КиноИгра: Вера Глаголева

13:07, 21 января 2021

Автор: ptysik

Комменты 128

Аватар

Спасибо за этот пост, отличный выпуск у Вас получился! Пишите и дальше! В суете дней пропустила в день выпуска, прочла только сейчас)))) Глаголева нравилась в юности, эти грустные глаза в обрамлении каре блондинки))). И очень нравился Женщин обижать не рекомендуется, прям зашёл он мне тогда. Видно этот фильм из разряда Каждому своё время. Вообще, с уважением к ней отношусь, хотя я и не из фанатов, но в ней чувствуется стержень, я это уважаю в людях. Спасибо за пост, пишите ещё!!!)))

A

Хоркина была моим спортивным кумиром до тех пор, пока я не прочитала историю о том, как она вгрызлась в Шубского железной хваткой и даже после смерти Веры в интервью говорила: «так она все знала». Как будто, это выставляет в невыгодном свете Веру. Лучше ничего не знать о кумирах.

A

пост хороший хотя мое мнение что актриса она была никакая

Аватар

Автор, спасибо за пост. Вы разбудили во мне аппетит))))

Аватар

Спасибо за пост! Веру очень люблю. Прекрасная женщина. Невероятная, мудрая, талантливая!

Подождите...