Ухватив в детские годы краем глаза кадры из "Женитьбы Бальзаминова", "Бриллиантовой руки", а в дальнейшем отрывки из интервью Нонны Мордюковой у меня сложилось впечатление, что она очень много снималась. Её всегда было как-то много на экране, она очень широко и мощно заполняла собой экранное пространство. Каково же было моё удивление, что за всю свою жизнь она снялась в 50 картинах, причём большей частью это были роли второго плана, и многие из картин так и не дошли до массового зрителя.

Первая её роль была в 1948 году в фильме «Молодая гвардия» по Фадееву – изначально режиссёр фильма Герасимов планировал ввести на неё Клару Лучко, но после первых репетиций героиню Ульяны Громовой отдали играть Мордюковой – она была из тех же южных мест, плоть от плоти той буйной натуры, она чувствовала себя очень естественно в этой роли. Следующий фильм с ней вышел лишь через 5 лет.  Потом ежегодно выходило по одной-две картины, в девяностые годы она снялась всего лишь в четырёх фильмах, а самой последней её ролью стал фильм «Мама» (1999 г.)

Мне всегда казалось, что во всех своих ролях она играет саму себя, но в широкой амплитуде. И в общем-то сама актриса подтверждает это. В своей  автобиографии «Не плачь, казачка!» она пишет, что никогда не хотела и не рвалась играть роли не соответствующие её собственному жизненному сценарию. Ещё в самом начале учёбы она точно прочувствовала своё актёрское амплуа  - женщины войны и послевоенных лет (Маньки, Глаши, Стеши) - и это стало главным в её душе и её работе.

Интересно, как она рассказывает о вживании в роль. Она по сути не играла, она вспоминала свои собственные житейски ситуации (обиды, радости, несчастья) и вводила себя внутрь этих ситуаций. А так как натура её была широкая, открытая, то и эмоции она выдавала также широко, крупными мазками, разухабисто. То есть она везде проигрывала саму себя, именно те эмоции, которые были свойственны ей самой от природы и в силу реальных жизненных обстоятельств.

Она рассказывает, что в то время режиссёры старались выискивать определённые типажи, и разрабатывали их, укрупняли, и каждый актёр становился камертоном для определённого фильма.  Во многом это дало мне обьяснение, почему советское кино могло похвастаться россыпью блестящих разноплановых актёров. К сожалению, в отличие от текущего момента, когда всё усреднено, когда наличие раскрученного лица становится единственной причиной его участия в фильме, когда один актёр становится «умельцем на все руки». Мордюкова чётко понимала свой типаж, и играла исключительно его.

Её актёрское амплуа женщины послевоенного времени легко обьясняется средой, в которой она выросла. Нонна (Ноябрина) Мордюкова родилась на Украине 25 ноября 1925 года, а детство и юность провела на Кубани. Во многом она сформировалась под влиянием волевой, смелой, жёсткой, но любящей матери. Мать её была коммунисткой, руководителем партизанской ячейки, а в послевоенные годы председателем колхоза. Трудолюбие, выносливость, эдакая двужильность – это всё оттуда, из детства. В суровых условиях её мать смогла поднять пятерых детей при муже инвалиде.

Вообще, читая биографию, я в очередной раз поразилась, насколько же крепки духом могут быть люди. Уже учась в ВГИКе, Нонна как и многие другие студенты дико голодала, так что вынуждена была есть клейстер. Толковой одежды не было, повезло, если откуда-то перепадала солдатская шинель или тулуп. За счастье было купить туфли на бумажной подошве чужого размера. Домой на Кубань в дикий холод и мороз она ездила на подножке между вагонами или в продуваемом товарняке. Многое из того, что люди пережили в то время, представить и понять сейчас почти невозможно.

Ещё одной деталью, показавшейся мне интересной в разговоре об её актёрской игре, является умение хлёстко шутить, пересказывать случаи из жизни в комичной манере, импровизировать – как  она пишет, это такая региональная особенность Кубани. Я не могу сказать, осталось ли это сейчас там, но, к примеру, за воронежцами и туляками я эту особенность замечала и в реальной жизни.  То есть чем южнее, чем веселее.

И последнее, что мне кажется важно подчеркнуть, говоря об её актёрском даровании. Сестра Мордюковой рассказывала историю. Военное время, в их доме партизаны, дом стоит одиноко в степи – времянка, к воротам подьезжает немецкий разьезд в поисках этих самых партизан. Нонна хватает вилы и идёт накидывать сено в стог во дворе, при этом громко напевая весёлую песню, пытаясь изобразить непринуждённость обстановки. Доскакав на лошадях до самой двери в дом, они разворачиваются и уезжают. Легко представить, что могло произойти и с партизанами, и со всей семьёй Мордюковых, если бы не её талантливая игра.

Теперь перехожу  к самим ролям.

«Чужая родня» (1955 г.). Передовик производства, тракторист, человек нового времени (Николай Рыбников) женится на дочери (Нонна Мордюкова) зажиточных родителей. Трения начинаются, когда молодой муж начинает жить в доме жены. Происходят столкновения мировоззрений. Одни – всё себе, всё в дом, а другой – на благо общества. И хотя в общем-то фильм пропагандистский, он смотрится довольно легко. Подобные ситуации могут происходить в любое время, важно то, что любовь всё победит.

Мне кажется, что Мордюкова сама себе не даёт развернуться в этом фильме, она задала себе рамки и держится их. Так и ждёшь, что вот-вот и её прорвёт на более яркие эмоции, может на ругань, может на веселье, но нет, всё как бы вполсилы. Фильм мне понравился, посмотрела его легко, в добавок это вполне правдивая картина того, как люди жили в то время.

«Простая история» (1960 г.) Молодая вдова (Нонна Мордюкова) неожиданно становится председателем колхоза и сталкивается со всеми трудностями того времени и её нового положения. Уже нельзя водить мужика  к себе в дом как раньше, нельзя сплетничать с подругами, надо разбираться в сортах пшеницы и пытаться улучшить жизнь доверенного хозяйства. Статус поменялся в один день. Её неудавшегося жениха играет Василий Шукшин. Я не видела его в таком молодом возрасте раньше, и как-то он мне совсем не показался в этом фильме. Ни внешностью, ни игрой. С середины фильма возникает пунктиром любовная линия с героем Михаила Ульянова. А вот тут уже всё на месте - взглядами, движениями тела, поворотами головы, без каких-либо пояснений на словах разворачивается история взаимоотношений. Тонко и чувственно, а вместе с тем в духе того времени.

Фильм душевный, хороший. Без прикрас показана тяжёлая жизнь на селе после войны, когда мужиков поубивало, а те, которые остались, они или инвалиды, или, как будто уставшие от ответственности, спрятались за спины женщин. Показаны судьбы женщин – вчера были молодыми девчонками, а потом раз – и осунувшиеся тётки без возраста. Чувствуется, что роль эта далась Мордюковой легко, она прям как по тонким струнам раз-раз цепляет – интонации, совпадение слов и движений, всё переливами какими-то. И всё так ярко, насыщенно, свободно, прям от нутра идёт. Мать её сама была председателем колхоза, и Нонна точно знает, что это за женщины, и как их изобразить, она сама из них. Фильм понравился. На мой взгляд, лучшее, где можно оценить её актёрское мастерство и красоту.

«Председатель» (1964 г.). Только ради того, чтоб добраться до этого фильма, стоило участвовать в киноигре.  Шикарный фильм!  Вообще удивительно, как такой смелый фильм вышел в то время. Бывший фронтовик (Михаил Ульянов) приезжает в своё родное село и становится председателем колхоза. Показано то, как человек борется с системой в лице инертных, бестолковых людей, способных действовать лишь по указке. Он берёт на себя ответственность за всё, абсолютно за всё,  находит лазейки, как получить что-то или заставить кого-то делать то, что тебе надо, он не прогибается, но вместе с тем нутром чует, как вырулить ситуацию.

Это портрет реального лидера, жёсткого, справедливого, в чём-то грубого, но движущая сила у него одна – желание сделать вверенный ему кусок земли процветающим, а людей счастливыми . Мощнейший человек! Настоящий мужчина! Диалоги реалистичные, не припудренные.  Показано всё не со сказочной стороны - наоборот, герой Ульянова вынужден столкнуться с разнообразной человеческой подлостью и малодушием. В общем, по сути ничего в нашей жизни не меняется, антураж только.  Потребность в таких людях как главный герой в обществе всегда очень высокая.

Нонна Мордюкова играет в фильме небольшую роль – жены брата главного героя. Муж её, прикрывшись детьми, на войну не пошёл, и ей изо всех сил хочется сохранить тот домашний мирок, который они успели создать. Лишь бы только их семью не трогали, лишь бы только ничего не менялось. Тут Мордюкова показывает лишь часть своей собственной натуры – немного задиристая, упрямая,  своенравная баба, но в общем не лишена здравого смысла. Но во всю ширь ей здесь не удаётся проявить себя из-за особенностей роли. Она опять намеренно  немного приглушает сама себя. Но на мой взгляд фильм шедевр.

«Женитьба Бальзаминова» (1965 г.). По кадрам я узнала бы этот фильм из тысячи, хотя никогда его полностью не смотрела. Это улёт, конечно, насколько всё в жизни повторяется. Нищий бестолочь-чиновник видит женитьбу на богатом приданном как единственный шанс к реализации своих мечт.

- Тяжело на свете жить человеку без денег, особенно человеку со вкусом.

- Как бы нам не ошибиться на счёт денег… На этот счёт я никогда не ошибаюсь!

- Не перепутай: моя - Анфиса, твоя - Раиса.  – Мне всё равно-с.

- С деньгами-то мы и без ума проживём.

- А мне, маменька, все богатые невесты лицом кажутся. Я уж тут лица никак не разберу.

Мне этот фильм прям в текущий момент пришёлся. Я сейчас ремонт делаю, вот не было ещё того рабочего, который не попытался мне себя предложить не в качестве рабочей силы, а в качестве «спутника жизни». Ты ему про то, что плитку класть надо, а он на тебя лиловым глазом косится и примеривается, есть ли шанс свою «жопэ» здесь поуютнее пристроить. Если б не ремонт, я с таким контингентом в принципе бы не столкнулась, а тут – прям картина маслом.

В общем, фильм советую посмотреть, и прислушаться к диалогам, они там многозначительные и как оказалось, на все времена. Картина забавная, краски яркие, игра всех актёров бесподобная. Кстати, пожалуй, только в этом фильме Нонне Мордюковой не удалось затмить собою всех остальных. Тут все шикарны – Георгий Вицин, Лидия Смирнова, Тамара Носова, Ролан Быков, Надежда Румянцева. Нонна Мордюкова здесь играет богатую скучающую вдову.

«Тридцать три» (1965 г.). Это сатирическая комедия, в которой высмеивается показуха и формализм, причём довольно едко и открыто. У Ивана Васильевича Травкина (Евгений Леонов) в ходе медицинского осмотра обнаруживают аномалию – тридцать третий зуб, и в этот момент его жизнь обычного трудового  человека переворачивается. Его отвлекли от работы, забрали от семьи («Семья согласна!»)  и отправили на голубой огонёк в Москву.  И всё, завертелась кутерьма вокруг него - все узнают, поклонницы и злопыхатели, слухи-сплетни, все пытаются «прикоснуться к телу», ему готовы поручить самое ответственное задание – налаживание контакта с марсианами, он звезда, его жизненная история переписывается и вокруг него создаётся миф. И снова я удивилась, что ничего, абсолютно ничего в нашей жизни не меняется полвека спустя выхода этого фильма.

Нонна Мордюкова играет небольшую роль – врача-стоматолога, администратора от медицины. Она резко рапортует о научном открытии наверх и берётся возглавить группу молодых учёных, работающих над такой важнейшей для будущих поколений аномалией как тридцать третий зуб. В этом фильме она создаёт прообраз управдома из «Бриллиантовой руки», который появится через 3 года. И вот опять же, роль-то вроде небольшая, но как она там органична, её нельзя не заметить, она как бы накрывает собой пространство – настолько в ней всё естественно, каждый жест, каждое слово.

Фильм мне очень понравился, в лёгкой комичной манере затрагивает многие жизненные аспекты – смотрела и параллели с сегодняшним временем сами вырисовывались в моей голове. Актёры замечательные – Евгений Леонов само собой, Инна Чурикова, Савелий Крамаров, Николай Парфёнов, Фрунзик Мкртчян, Владимир Басов. Я очень люблю фильм «Посторонним вход воспрещён!». Фильм «33» это та же стилистика.

«Два дня тревоги» (1973 г.) Этот фильм решила смотреть из-за тандема матери и сына – Владимира Тихонова. Фильм неровный  и по режиссуре, и по актёрской игре.  В отдалённое село в 20-е годы для расследования череды разбоев и убийств направляется корреспондент газеты  Дягилев (Владимир Тихонов). Оказывается, что среди организаторов этих преступлений стоит в том числе заместитель председателя сельсовета Мавра (Нонна Мордюкова). Владимир Тихонов очень красив, я увидела в нём больше от отца, Вячеслава Тихонова, размеренные движения, спокойствие, выдержанность.

Но меня не покидало ощущение, что как будто идёт репетиция чего-то, где мать – Нонна Мордюкова – даёт мастер класс своему сыну. Я не поверила его герою. Кто он в фильме – то юнец, с заискивающими интонациями расспрашивающий сельчан, то фигура сверху с покровительственными нотками. Он вообще как будто из другого времени, ни внешне, ни по наполнению не соответствует сюжету. А Нонна играет хитрую, властную, мстительную приспособленку, которая не смирилась с приходом советской власти и продолжает вести подрывную деятельность. Хорошо играет, как всегда. Но если бы ни киноигра, то я выключила бы этот фильм без сожаления минуте на двадцатой.

"Родня" (1981 г.)

Этот фильм я тоже раньше не смотрела полностью. Затёртое слово сейчас, но всё-таки опишу им – фильм атмосферный. Михалков (он режиссёр) тонко чувствует и тонко передаёт то, чем живут люди, общество в то время. С одной стороны, фильм шумный, крикливый, суматошный за счёт определённых сцен, а потом вдруг раз, и как для снятия напряжения, как шанс остановиться и поразмыслить  вставлены кадры монотонно бегущего по кругу спортсмена.  

У Нонны Мордюковой тут главная роль. Деревенская женщина приезжает в город навестить свою родню. К этой родне она причисляет и свою дочь (Светлана Крючкова)  с внучкой (внучку играет мальчик Фёдор Стуков, который Гекельберри Финн), зятя (Юрий Богатырёв), а ещё бывшего мужа, алкоголика и гуляку (Иван Бортник), его сына от второго брака (Олег Меньшиков) и кажется, что ей есть дело до всех. Всем она желает счастья, но по своему собственному пониманию этого счастья. Она грубо вторгается в их пространство, пытается добраться до их нутра, она не деликатничает в своём желании сделать всех этих людей счастливыми, вывести их из привычного им, суетливого жизненного бега.  

Моя любимая тётка могла бы быть прообразом такой женщины, вот именно так она и жила, как пчёлка-матка, пытавшаяся держать под контролем всех вверенных ей жизнью родственников и мимо проходящих, грубо, но одновременно с большой любовью, вторгавшаяся в чужие жизни. Очередной мастерский портрет русской женщины от режиссёра и актрисы. Фильм очень понравился, но слишком щемящий для меня, не знаю, как скоро смогла бы его пересмотреть.

В списке фильмов к киноигре я заявляла фильм «Мама», но пересматривать его я осознанно не стала. К фильму «Родня» (1981 год, Нонне Мордюковой  в нём уже 55 лет) я для себя поняла, что она везде остаётся сама собой, она и есть эта русская женщина, которая «коня на скаку остановит», которая выкарабкивалась с детьми в голодное время войны, которая поднимала колхозы в послевоенное время, которая искала любви, иногда с оттенком жалости и какого-то материнского покровительства к своему избраннику, которая между долгом и счастьем часто выбирала долг.

Мне было очень тяжело смотреть на то, как по обьективным причинам угасала её природная  красота, так же как угасает у большинства женщин, как в глазах и в ролях отражается грусть от того, что было сделано не так в её жизни и от каких-то несбывшихся надежд. Жизнь каждого человека в общем разделяется на два этапа – время разбрасывать камни и время их собирать. Я хочу запомнить эту актрису молодой, красивой, полной сил, светлых и радостных надежд, полной любви и готовой делиться этой любовью широко и размашисто.

Спасибо Скарлетти за игру, у меня была мотивация вдумчиво посмотреть фильмы, которые раньше ухватывала только отрывками, поразмыслить, вспомнить своих родных и близких, и удивиться, как же тонко и одновременно мощно кино способно улавливать оттенки и суть нашей жизни, и влиять на неё.

Подпишитесь на наш
Блоги

КИНОИГРА. Нонна Мордюкова.

12:30, 17 января 2021

Автор: Margula

Комменты 84

G

Как правильно, тонко и с любовью вы описали Мордюкову, спасибо за слог и ум.

Аватар

Смотрела фотографии к вашему отличному посту и ловила себя на мысли, что вот эта крупная в хорошем смысле слова (и во всех его значениях наверное) женщина, при всей ее грубоватой внешности, не кажется не то что мужеподобной или некрасивой, а даже обладающей своего рода красотой. Ну я молчу про характер талант и масштаб личности

Аватар

Прекрасный пост! Такое светлое воспоминание о великой актрисе. Благодарю , что без копания в личной жизни, личных трагедиях.

Аватар

Великая женщина, талантливая актриса !

Аватар

Согласна с вами, Margula, я тоже Мордюкову так вижу ) В ранних фильмах она очень интересна внешне - глазища черные сверкают, косы толстенные, огонь просто. И спасибо за интересный и душевный пост!

Подождите...