На исходе зимы 1945 года на полузаброшенном полустанке города Богодухов Харьковской области была найдена восьмимесячная девочка. Её сразу определили в детдом. Кем были её родители, что с ними случилось и почему беспомощный ребёнок был оставлен на произвол судьбы, узнать так и не удалось. Девочку записали Ниной, отчество — Ивановна — дали наугад. Чуть позже инспектор детдомов, заметив, с каким интересом девочка участвует в любительской театральной постановке, как уверенно держится на сцене, записал её Руслановой, в честь певицы Лидии, слава которой гремела тогда на весь Союз. Дату рождения  — 5 декабря 1945 года, День Сталинской Конституции — Нина выбрала себе сама. Эта дата ассоциировалась у неё с праздником, когда в детдоме устраивались концерты, а воспитанников хорошо кормили.

О своём детстве артистка вспоминать не любит и не рассказывала особых подробностей пребывания в детдоме даже родной дочери. Известно, что кто-то из воспитателей считал белокурую девочку немкой, и можно только предполагать, как жилось в послевоенном детдоме ребёнку, про которого ходили такие слухи. Из-за тяжёлых воспоминаний Русланова больше ни разу не была в Богодухове.

Окончив восьмилетку, Нина Русланова пошла учиться на штукатура. Специальность ей не нравилась, но другого выбора у выпускницы детдома не было. Отработав штукатуром год, Русланова поехала поступать в Харьковское театральное училище. Она с лёгкостью сдала экзамены, имея за плечами только любительскую сцену своего детдома. Через два года Нина поехала в Москву поступать в Щукинское училище. Её однокурсниками были Александр Кайдановский, Леонид Филатов, Иван Дыховичный. По вечерам Русланова подрабатывала уборщицей в поликлинике, а ночами усиленно занималась речевыми упражнениями, избавляясь от украинского говора. 

С Александром Кайдановским у Руслановой сложились особые отношения. Тот с самого начала приметил трогательную и старательную девушку. Узнав, что у Нины нет родственников, начал опекать, а однажды пришёл к ней в общежитие и предложил... стать её братом. Русланова подумала, что ей нужно будет собирать какие-то документы и регистрировать их в ЗАГСе, но Александр предложил необычный и таинственный ритуал. По очереди они выдавили в чашку с водой по капле крови и выпили. Взрослому человеку такое покажется бесполезным и даже пугающим, но для студентов-первокурсников это было важное «посвящение» в кровные родственники. Русланова и Кайдановский очень тепло и близко общались вплоть до самой смерти Александра в 1995 году.

Первая роль в кино не заставила себя ждать. Талантливую студентку заметила Кира Муратова и пригласила в свой фильм «Короткие встречи», где партнёром Руслановой стал Владимир Высоцкий. На момент окончания «Щуки» в 1969 году Русланова сыграла ещё в двух фильмах. Сразу несколько театров пригласили Нину в свою труппу; она выбрала Театр Вахтангова, где прослужила десять лет, играя в постановках классиков мировой литературы и советских авторов. Следующие пять лет Русланова играла в театре Маяковского, а с 1987 была артисткой Театра имени Рубена Симонова.

Параллельно развивается карьера Нины Ивановны в кино. Она снимается у Георгия Данелии, Аллы Суриковой, Родиона Нахапетова, Юрия Кары. Проявляет себя как разносторонняя актриса, играя как комические, так и трагические, драматические роли. Нина Ивановна смогла остаться востребованной актрисой и в 90-е годы, тяжёлые для многих её коллег по сцене. Из работ тех лет можно отметить фильмы «Про бизнесмена Фому», «Бедная Саша», «Мама, не горюй!», «Хрусталёв, машину!» 

Занималась Русланова и озвучанием мультфильмов. Известных среди них немного, но Служанку из «Мартынко» наверняка помнит большинство.

В 1982 году Руслановой было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР, в 1998 она стала Народной артисткой РФ. На её счету также премии «Ника» и «Чайка». 

Нина Ивановна была замужем за Геннадием Рудаковым. Будучи студентом, тот пришёл на её спектакль, увидел Русланову на сцене — и влюбился. Из-за порока сердца врачи запрещали ей рожать, но Русланова настолько хотела, чтобы её будущая дочь появилась на свет, что даже подписывала согласие, чтобы в случае угрозы летального исхода спасали в первую очередь ребёнка. К счастью, и для самой актрисы, и для её дочери Олеси всё закончилось благополучно. Семья Руслановой и Рудакова распалась в 90е. Нина Ивановна считает, что всему виной её прямолинейность и суровый нрав. Больше замуж Русланова не выходила.

В последние годы Нина Ивановна практически не снимается. Виной всему пошатнувшееся здоровье артистки. После перенесённого в 2014 году инсульта ей стало трудно разговаривать. Русланова живёт одна в небольшой квартире в Москве. Недавно она стала героиней проекта Первого канала «Идеальный ремонт», тогда же вышло последнее на сегодняшний день интервью, которое лично мне было очень тяжело читать. В нём Русланова говорит, что ей очень плохо и одиноко, коллеги отвернулись от неё, а хороших сценариев не было уже давно. «Я очень нервничаю, когда нет работы, поэтому я и соглашаюсь на некоторые эпизодики. Это очень мерзко, когда без работы. Ощущение ненужности, плохо-плохо».

Перейдём к фильмографии. Обычно я стараюсь брать работы разных лет и отталкиваться от рейтинга. Первое, на что я обращала внимание в этот раз — описание фильмов. И так уж вышло, что большинство из них было снято в 1980-х.

Познавая белый свет (1978)

«Дома могут быть большими и могут быть маленькими, и это не самое важное, а важней всего на свете, чтобы счастье было настоящее. Его на заводах не делают, даже на самых лучших конвейерах. И если уж случилось вам счастье полюбить, так ничего, кроме этого, и не надо. Потому что люди пока лучшего ничего не придумали. Я вам желаю счастья, я вам желаю счастья и настоящей любви!»

После «Долгих проводов», которые вместо проката попали под запрет, режиссёр Кира Муратова долго не могла вернуться к работе. «Познавая белый свет» — первая после семилетнего перерыва картина и второй совместный фильм Муратовой и молодой актрисы Нины Руслановой. 

Действие развивается на фоне типичной стройки советского города, в котором будут жить счастливые строители коммунизма. Главная героиня Люба в исполнении Руслановой - молодая девушка, открытая душа, ищущая любви, познающая белый свет. Ей кажется, что она уже встретила человека, который сделает её счастливой. Это шофёр Николай, грубоватый и прямолинейный, для которого ничего не стоит повысить голос или отвесить подзатыльник. Но всё меняется, когда на горизонте появляется Михаил — загадочный и длинноволосый, похожий на уставшего рыцаря из грустной сказки. 

Интересно наблюдать, как раскрывается Люба с каждым из мужчин, превращаясь в типичную сварливую бабу, срываясь на крик с Николаем и становясь нежной и робкой с Михаилом. В фильме много упоительных мелочей, которые работают на раскрытие образов: и игра на губной гармошке, которой Михаил и Люба по очереди касаются губами, как бы невербально целуясь, и прикосновения кончиками пальцев, и зеркало, в котором, как на семейном портрете, отражается пара. Вообще я советую почитать публикации критиков о киноязыке этого фильма. Он настоящая бездна символов.

Мы привыкли к советским фильмам о строителях коммунизма, которые весело распевают песенки под бодрую музыку, но «Познавая этот мир» — другое кино. В нём много типичных для Муратовой рваных склеек, пауз и некоторой нарочитости, театральности. Чего только стоит сцена из пьесы, продекламированная одной из героинь прямо в недостроенном помещении и оттого кажущаяся нелепой и неуместной. На некоторых сценах музыка прерывается, и следующие несколько секунд мы проводим в полной тишине, наедине со своими мыслями и эмоциями. Но всё вместе создаёт удивительно цельную — и очень светлую картину. О любви в самом прекрасном её проявлении, том самом, когда с человеком хорошо вдвоём даже молчать. 

Дважды рождённый (1984)

Молодой солдат Андрей попадает на небольшое судно-перевозчик, где его назначают помощником пулемётчика. Он считает свою работу слишком лёгкой и рвётся на фронт, помогать своим. Во время одного из рейсов судно атакуют фашистские истребители. Подбитый снарядами пароход идёт на дно, унося с собой людей. В живых остаётся только Андрей — в последний момент ему удаётся выбраться на лёд. 

Немецкий ас кружит над белым безмолвием, пытаясь выследить и уничтожить последнего уцелевшего русского солдата, а тот идёт вперёд, к своим позициям, держась только на невероятной силе духа и тёплых воспоминаниях из мирного прошлого. Одно из них — мама, которую и играет Русланова. Её здесь совсем мало, пара-тройка коротких эпизодов, но можно понять, что это простая душевная деревенская женщина.

Весь фильм — бенефис одного актёра, Вячеслава Баранова. Весь фильм мы напряжённо следим за своеобразным поединком обессилевшего русского мальчишки и немецкого пилота, кровожадного стервятника, который не успокоится, пока последний солдат остаётся в живых. Здесь позволю себе немного критики, вызванной недоумением. Зачем немецкий ас снова и снова преследовал одного-единственного русского парня, который не обладал никакими важными для фронта сведениями? Боевое задание — потопить корабль — он выполнил, а принципиально выслеживать, чтобы добить, уже маньячество какое-то.

Несмотря на это небольшое замечание, фильм мне понравился, рекомендую. 

«Знак беды» (1986)

Фильм по одноимённой повести Василя Быкова охватывает небольшой период из жизни простой женщины Степаниды. Когда-то она стояла у истоков местного колхоза и агитировала деревенский народ за обучение грамотности и посещение местной избы-читальни. Но началась война, и в деревню вошли немцы. Самое страшное, что некоторые из местных жителей поддержали новую «власть», и, опьянённые полномочиями, которые дали им немцы, принялись притеснять своих же соседей, дальних родственников, тех, с кем много лет жил бок о бок.

Тема Великой Отечественной войны до сих пор популярна в нашем кино. Но той пронзительности и искренности, с которой снимали военные фильмы в советское время, сейчас нет. «Знак беды» Михаила Пташука — сильный, оглушающий, страшный. Это один из тех фильмов, которые иногда приходится ставить на паузу, чтобы продышаться, прийти в себя от тяжести и несправедливости происходящего. Мы буквально чувствуем эту беспомощность и обречённость героев, понимая, что жизнь мирного, не желающего никому зла человека ничего не стоит и может оборваться в любую минуту.

К слову о несправедливости — очень ярко показана тема коллективизации и раскулачивания, спорная, разобщившая людей и озлобившая их. «Нет худшего врага, чем сосед», — говорит кто-то из героев фильма.

Нина Русланова сыграла Степаниду Богатьку, активную и идейную женщину. Она хочет справедливости во всем и не остаётся в стороне, высказывая своё мнение. Она единственная, кто выражал немцам своё презрение и не смирился с приходом новой «власти». Сильная, волевая и вместе с тем — хрупкая и уязвимая женщина. Такой многогранный характер смогла передать Русланова.

Рекомендую, но повторюсь — кино страшное и беспросветное. 

Это было у моря (1989)

Какие ассоциации вызывает у вас это название? Скорее всего, лёгкости и беззаботности. Но впечатления обманчивы. С первых же кадров мы видим неприглядные пейзажи опустевшего курортного города. Туристический сезон закончился, отдыхающие разъехались, набережная пуста, а улицы с обшарпанными невысокими домишками выглядят заброшенными. Девочка-подросток с родителями едут в интернат для страдающих болезнями позвоночника. Там ей, дрожащей от страха, холода и стыда обнажения перед мужчиной-врачом, наденут фиксирующий корсет, выделят скрипящую пружинами койку в комнате с обшарпанными стенами, где она будет жить вместе с другими такими же девочками. Интернат — «почти санаторий», и попасть туда нелегко, но обстановка повергает в уныние практически сразу. 

Представленное в фильме время тяжёлое и переломное. Стран-титан в агонии, в ней ещё теплится жизнь, но дни её сочтены, и эта атмосфера перемен очень хорошо показана в фильме. Детей всё ещё будят под пионерскую «зорьку» и заставляют ходить строем под оркестр. С трибун звучат высокопарные лозунги, а по вечерам весь интернат добровольно-принудительно смотрит программу «Время». Но в воздухе уже звучат песни нового времени, дети танцуют твист и носят модную джинсу. Подростковые эмоции зашкаливают, ищут выход, и девочки-героини сбиваются в стайки, выстраивают иерархию и издеваются над слабыми. 

Но «Это было у моря» — не о подростковой жестокости, а о попустительстве взрослых и страшной Системе, для которой не существует человека и личности, лишь серая масса, с которой можно обращаться по своему усмотрению. Героини фильма, 13-14-летние девочки, совершенно разные. Кто-то уже самостоятелен, кто-то ещё не был долго в разлуке с мамой. Но отношение к ним одинаково бесчеловечное. Героиня Руслановой, воспитатель Зоя Фёдоровна, одинокая и несчастливая женщина, совершенно жалкая в своём стремлении угодить директрисе интерната. Она относится к своим воспитанницам так, как нормальный хозяин не относится к собаке, втаптывая в грязь человеческое достоинство вчерашних детей, которые и так подавлены сменой обстановки. Удивительно, но отрицательной героиней её не назовёшь, скорее человеком без эмпатии. «Да если бы я знала, как с вами нужно?» - восклицает она в одной из сцен, и это порождает риторический вопрос, актуальный и тридцать лет спустя. Почему с детьми работают те, кому это в принципе противопоказано? 

Из детского актёрского состава хочу выделить Нику Турбину. Юная поэтесса мечтала сниматься в кино, и режиссёр Аян Шахмалиева предоставила ей такую возможность. Роль бунтарки Светки стала первой и последней серьёзной работой Ники в кино. К тому моменту девушка уже не выступала со стихами и почти не помнила свои ранние произведения. Героиня Ники получилась очень эмоциональной, с каким-то надрывом. Насколько я понимаю, Турбина, которая плохо училась в школе и бунтовала против учителей, играла саму себя. 

Фильм очень тяжёлый и эмоциональный, именно из-за этой казёнщины и бесчеловечности, которая до сих пор процветает в государственных учреждениях. Ничего не изменилось. Дети станут старше, приедет новая смена, а «Зои Фёдоровны» так и будут раздавать подзатыльники и разбрасываться оскорблениями. Просто потому, что могут. 

На финальной сцене, в которой рыдающие девочки подходят к старому дереву и неумело молятся, каждая о своём, я разревелась сама.

«Участок» (1 сезон, 2003)

Тёплое ламповое воспоминание ранней юности: я, старшеклассница, готовлю уроки на кухне. Фоном идёт сериал «Участок». В то время мне очень нравился Сергей Безруков. Тогда он не успел ещё оберёзоветь, не мелькал из каждого утюга, но стремился избавиться от славы киношного бандита Белого. Его персонаж, участковый Кравцов — своеобразный реверанс «деревенскому детективу» Анискину и всем советским киномилиционерам, исключительно положительным и всегда готовым помочь.

Ассоциации с советским фильмом вызывает и название деревни — Анисовка. Расположилась она в очень живописном месте. Пейзажи, уютные, традиционно русские — один из явных и значительных плюсов сериала. Именно такой и представляешь Деревню из стихотворений Есенина. Интересно, что в деревне Похвистнево Калужской области, где снимали «Участок», на тот момент было всего 40 домов, и все они промелькнули в кадре.

Ещё одно достоинство сериала — актёрский состав. Как метко выразился кто-то из создателей, это настоящий капустник из известных артистов. Некоторых из них (Владислав Галкин, Валерий Золотухин, Алексей Булдаков, Андрей Краско) уже нет в живых, и тем более ценно увидеть их вместе на экране. «Участок» - ещё и одна из первых больших ролей для Павла Деревянко.

Нина Русланова играет одну из местных жительниц, учительницу. Это простая деревенская женщина со своеобразным грубоватым чувством юмора, любительница поболтать и посплетничать с подружкой под бокал чая. Нина Ивановна здесь в довольно типичном для себя образе, очень органично в нем смотрится и запоминается как один из самых колоритных персонажей.

Что касается главного героя, милиционера Кравцова, то он положителен до крайности и начинает раздражать уже к середине сериала. Как в анекдоте про идеального мужчину: не пьёт, не курит и не существует.

Сам сериал можно назвать наивным, персонажей — шаблонными, а расследования пустяковыми. Но, если посмотреть с другой стороны, он очень добрый и светлый, такое сейчас редко увидишь. Есть где и улыбнуться, и погрустить. С удовольствием пересмотрела «Участок» фоном под домашние дела и вам рекомендую.

Нина Русланова — очень сильная актриса, способная воплотить на экране самые разные характеры. Но можно заметить, что большинство из них выдержаны в рамках одного типажа. Чаще всего Нина Ивановна играет простую женщину, открытую, общительную, обаятельную. Многие из её героинь — из деревни или представительницы скромных трудовых профессий. Её героиня — заботливая мать, любящая жена, располагающая к себе женщина. В своё время Нине Ивановне Руслановой удалось найти свою нишу в кино и стать народной любимицей для зрителей нескольких поколений. Я с удовольствием поучаствовала в этой Киноигре и открыла для себя новые фильмы с этой замечательной актрисой.

Всем спасибо за внимание и хорошего кино!

Подпишитесь на наш
Блоги

КИНОИГРА. Нина Русланова

01:40, 9 января 2021

Автор: Polosataya_Ya

Комменты 129

Аватар

Она шикарна в Небесах обетованных.

Аватар

Русланова ещё суперская в "Завтра была война". Потрясающая актриса!!)

C

Спасибо большое за пост! Русланова - прекрасная актриса, всегда органичная и выразительная. Это можно понять по такому признаку - нравятся ли с ней эпизоды. Был фильм один, советский

V

Пропустили сериал на орт(ныне первый) "Путейцы"Тамара Петровна(Нина), проводница,мне было 8-9-10 где то,и моя тетя Маша просила смотреть с ней этот сериал,мне бы играть с друзьями в 90-е,образ Тамары Петровны всегда со мной,спасибо

Аватар

по поводу узнаваемого тембра - вот в "кин дза дза" её другим голосом озвучили, но эти пара-тройка фраз огромной погоды не сделали. а в "берегите мужчин" озвучили ее более интеллигентным что-ли голосом и всё, как совершенно другой человек на экране.

Подождите...