Опубликовано пользователем сайта

Про кино

КИНОИГРА. Нина Русланова

129
КИНОИГРА. Нина Русланова

На исходе зимы 1945 года на полузаброшенном полустанке города Богодухов Харьковской области была найдена восьмимесячная девочка. Её сразу определили в детдом. Кем были её родители, что с ними случилось и почему беспомощный ребёнок был оставлен на произвол судьбы, узнать так и не удалось. Девочку записали Ниной, отчество — Ивановна — дали наугад. Чуть позже инспектор детдомов, заметив, с каким интересом девочка участвует в любительской театральной постановке, как уверенно держится на сцене, записал её Руслановой, в честь певицы Лидии, слава которой гремела тогда на весь Союз. Дату рождения  — 5 декабря 1945 года, День Сталинской Конституции — Нина выбрала себе сама. Эта дата ассоциировалась у неё с праздником, когда в детдоме устраивались концерты, а воспитанников хорошо кормили.

О своём детстве артистка вспоминать не любит и не рассказывала особых подробностей пребывания в детдоме даже родной дочери. Известно, что кто-то из воспитателей считал белокурую девочку немкой, и можно только предполагать, как жилось в послевоенном детдоме ребёнку, про которого ходили такие слухи. Из-за тяжёлых воспоминаний Русланова больше ни разу не была в Богодухове.

Окончив восьмилетку, Нина Русланова пошла учиться на штукатура. Специальность ей не нравилась, но другого выбора у выпускницы детдома не было. Отработав штукатуром год, Русланова поехала поступать в Харьковское театральное училище. Она с лёгкостью сдала экзамены, имея за плечами только любительскую сцену своего детдома. Через два года Нина поехала в Москву поступать в Щукинское училище. Её однокурсниками были Александр Кайдановский, Леонид Филатов, Иван Дыховичный. По вечерам Русланова подрабатывала уборщицей в поликлинике, а ночами усиленно занималась речевыми упражнениями, избавляясь от украинского говора. 

С Александром Кайдановским у Руслановой сложились особые отношения. Тот с самого начала приметил трогательную и старательную девушку. Узнав, что у Нины нет родственников, начал опекать, а однажды пришёл к ней в общежитие и предложил... стать её братом. Русланова подумала, что ей нужно будет собирать какие-то документы и регистрировать их в ЗАГСе, но Александр предложил необычный и таинственный ритуал. По очереди они выдавили в чашку с водой по капле крови и выпили. Взрослому человеку такое покажется бесполезным и даже пугающим, но для студентов-первокурсников это было важное «посвящение» в кровные родственники. Русланова и Кайдановский очень тепло и близко общались вплоть до самой смерти Александра в 1995 году.

Первая роль в кино не заставила себя ждать. Талантливую студентку заметила Кира Муратова и пригласила в свой фильм «Короткие встречи», где партнёром Руслановой стал Владимир Высоцкий. На момент окончания «Щуки» в 1969 году Русланова сыграла ещё в двух фильмах. Сразу несколько театров пригласили Нину в свою труппу; она выбрала Театр Вахтангова, где прослужила десять лет, играя в постановках классиков мировой литературы и советских авторов. Следующие пять лет Русланова играла в театре Маяковского, а с 1987 была артисткой Театра имени Рубена Симонова.

Параллельно развивается карьера Нины Ивановны в кино. Она снимается у Георгия Данелии, Аллы Суриковой, Родиона Нахапетова, Юрия Кары. Проявляет себя как разносторонняя актриса, играя как комические, так и трагические, драматические роли. Нина Ивановна смогла остаться востребованной актрисой и в 90-е годы, тяжёлые для многих её коллег по сцене. Из работ тех лет можно отметить фильмы «Про бизнесмена Фому», «Бедная Саша», «Мама, не горюй!», «Хрусталёв, машину!» 

Занималась Русланова и озвучанием мультфильмов. Известных среди них немного, но Служанку из «Мартынко» наверняка помнит большинство.

В 1982 году Руслановой было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР, в 1998 она стала Народной артисткой РФ. На её счету также премии «Ника» и «Чайка». 

Нина Ивановна была замужем за Геннадием Рудаковым. Будучи студентом, тот пришёл на её спектакль, увидел Русланову на сцене — и влюбился. Из-за порока сердца врачи запрещали ей рожать, но Русланова настолько хотела, чтобы её будущая дочь появилась на свет, что даже подписывала согласие, чтобы в случае угрозы летального исхода спасали в первую очередь ребёнка. К счастью, и для самой актрисы, и для её дочери Олеси всё закончилось благополучно. Семья Руслановой и Рудакова распалась в 90е. Нина Ивановна считает, что всему виной её прямолинейность и суровый нрав. Больше замуж Русланова не выходила.

В последние годы Нина Ивановна практически не снимается. Виной всему пошатнувшееся здоровье артистки. После перенесённого в 2014 году инсульта ей стало трудно разговаривать. Русланова живёт одна в небольшой квартире в Москве. Недавно она стала героиней проекта Первого канала «Идеальный ремонт», тогда же вышло последнее на сегодняшний день интервью, которое лично мне было очень тяжело читать. В нём Русланова говорит, что ей очень плохо и одиноко, коллеги отвернулись от неё, а хороших сценариев не было уже давно. «Я очень нервничаю, когда нет работы, поэтому я и соглашаюсь на некоторые эпизодики. Это очень мерзко, когда без работы. Ощущение ненужности, плохо-плохо».

Перейдём к фильмографии. Обычно я стараюсь брать работы разных лет и отталкиваться от рейтинга. Первое, на что я обращала внимание в этот раз — описание фильмов. И так уж вышло, что большинство из них было снято в 1980-х.

Познавая белый свет (1978)

«Дома могут быть большими и могут быть маленькими, и это не самое важное, а важней всего на свете, чтобы счастье было настоящее. Его на заводах не делают, даже на самых лучших конвейерах. И если уж случилось вам счастье полюбить, так ничего, кроме этого, и не надо. Потому что люди пока лучшего ничего не придумали. Я вам желаю счастья, я вам желаю счастья и настоящей любви!»

После «Долгих проводов», которые вместо проката попали под запрет, режиссёр Кира Муратова долго не могла вернуться к работе. «Познавая белый свет» — первая после семилетнего перерыва картина и второй совместный фильм Муратовой и молодой актрисы Нины Руслановой. 

Действие развивается на фоне типичной стройки советского города, в котором будут жить счастливые строители коммунизма. Главная героиня Люба в исполнении Руслановой - молодая девушка, открытая душа, ищущая любви, познающая белый свет. Ей кажется, что она уже встретила человека, который сделает её счастливой. Это шофёр Николай, грубоватый и прямолинейный, для которого ничего не стоит повысить голос или отвесить подзатыльник. Но всё меняется, когда на горизонте появляется Михаил — загадочный и длинноволосый, похожий на уставшего рыцаря из грустной сказки. 

Интересно наблюдать, как раскрывается Люба с каждым из мужчин, превращаясь в типичную сварливую бабу, срываясь на крик с Николаем и становясь нежной и робкой с Михаилом. В фильме много упоительных мелочей, которые работают на раскрытие образов: и игра на губной гармошке, которой Михаил и Люба по очереди касаются губами, как бы невербально целуясь, и прикосновения кончиками пальцев, и зеркало, в котором, как на семейном портрете, отражается пара. Вообще я советую почитать публикации критиков о киноязыке этого фильма. Он настоящая бездна символов.

Мы привыкли к советским фильмам о строителях коммунизма, которые весело распевают песенки под бодрую музыку, но «Познавая этот мир» — другое кино. В нём много типичных для Муратовой рваных склеек, пауз и некоторой нарочитости, театральности. Чего только стоит сцена из пьесы, продекламированная одной из героинь прямо в недостроенном помещении и оттого кажущаяся нелепой и неуместной. На некоторых сценах музыка прерывается, и следующие несколько секунд мы проводим в полной тишине, наедине со своими мыслями и эмоциями. Но всё вместе создаёт удивительно цельную — и очень светлую картину. О любви в самом прекрасном её проявлении, том самом, когда с человеком хорошо вдвоём даже молчать. 

Дважды рождённый (1984)

Молодой солдат Андрей попадает на небольшое судно-перевозчик, где его назначают помощником пулемётчика. Он считает свою работу слишком лёгкой и рвётся на фронт, помогать своим. Во время одного из рейсов судно атакуют фашистские истребители. Подбитый снарядами пароход идёт на дно, унося с собой людей. В живых остаётся только Андрей — в последний момент ему удаётся выбраться на лёд. 

Немецкий ас кружит над белым безмолвием, пытаясь выследить и уничтожить последнего уцелевшего русского солдата, а тот идёт вперёд, к своим позициям, держась только на невероятной силе духа и тёплых воспоминаниях из мирного прошлого. Одно из них — мама, которую и играет Русланова. Её здесь совсем мало, пара-тройка коротких эпизодов, но можно понять, что это простая душевная деревенская женщина.

Весь фильм — бенефис одного актёра, Вячеслава Баранова. Весь фильм мы напряжённо следим за своеобразным поединком обессилевшего русского мальчишки и немецкого пилота, кровожадного стервятника, который не успокоится, пока последний солдат остаётся в живых. Здесь позволю себе немного критики, вызванной недоумением. Зачем немецкий ас снова и снова преследовал одного-единственного русского парня, который не обладал никакими важными для фронта сведениями? Боевое задание — потопить корабль — он выполнил, а принципиально выслеживать, чтобы добить, уже маньячество какое-то.

Несмотря на это небольшое замечание, фильм мне понравился, рекомендую. 

«Знак беды» (1986)

Фильм по одноимённой повести Василя Быкова охватывает небольшой период из жизни простой женщины Степаниды. Когда-то она стояла у истоков местного колхоза и агитировала деревенский народ за обучение грамотности и посещение местной избы-читальни. Но началась война, и в деревню вошли немцы. Самое страшное, что некоторые из местных жителей поддержали новую «власть», и, опьянённые полномочиями, которые дали им немцы, принялись притеснять своих же соседей, дальних родственников, тех, с кем много лет жил бок о бок.

Тема Великой Отечественной войны до сих пор популярна в нашем кино. Но той пронзительности и искренности, с которой снимали военные фильмы в советское время, сейчас нет. «Знак беды» Михаила Пташука — сильный, оглушающий, страшный. Это один из тех фильмов, которые иногда приходится ставить на паузу, чтобы продышаться, прийти в себя от тяжести и несправедливости происходящего. Мы буквально чувствуем эту беспомощность и обречённость героев, понимая, что жизнь мирного, не желающего никому зла человека ничего не стоит и может оборваться в любую минуту.

К слову о несправедливости — очень ярко показана тема коллективизации и раскулачивания, спорная, разобщившая людей и озлобившая их. «Нет худшего врага, чем сосед», — говорит кто-то из героев фильма.

Нина Русланова сыграла Степаниду Богатьку, активную и идейную женщину. Она хочет справедливости во всем и не остаётся в стороне, высказывая своё мнение. Она единственная, кто выражал немцам своё презрение и не смирился с приходом новой «власти». Сильная, волевая и вместе с тем — хрупкая и уязвимая женщина. Такой многогранный характер смогла передать Русланова.

Рекомендую, но повторюсь — кино страшное и беспросветное. 

Это было у моря (1989)

Какие ассоциации вызывает у вас это название? Скорее всего, лёгкости и беззаботности. Но впечатления обманчивы. С первых же кадров мы видим неприглядные пейзажи опустевшего курортного города. Туристический сезон закончился, отдыхающие разъехались, набережная пуста, а улицы с обшарпанными невысокими домишками выглядят заброшенными. Девочка-подросток с родителями едут в интернат для страдающих болезнями позвоночника. Там ей, дрожащей от страха, холода и стыда обнажения перед мужчиной-врачом, наденут фиксирующий корсет, выделят скрипящую пружинами койку в комнате с обшарпанными стенами, где она будет жить вместе с другими такими же девочками. Интернат — «почти санаторий», и попасть туда нелегко, но обстановка повергает в уныние практически сразу. 

Представленное в фильме время тяжёлое и переломное. Стран-титан в агонии, в ней ещё теплится жизнь, но дни её сочтены, и эта атмосфера перемен очень хорошо показана в фильме. Детей всё ещё будят под пионерскую «зорьку» и заставляют ходить строем под оркестр. С трибун звучат высокопарные лозунги, а по вечерам весь интернат добровольно-принудительно смотрит программу «Время». Но в воздухе уже звучат песни нового времени, дети танцуют твист и носят модную джинсу. Подростковые эмоции зашкаливают, ищут выход, и девочки-героини сбиваются в стайки, выстраивают иерархию и издеваются над слабыми. 

Но «Это было у моря» — не о подростковой жестокости, а о попустительстве взрослых и страшной Системе, для которой не существует человека и личности, лишь серая масса, с которой можно обращаться по своему усмотрению. Героини фильма, 13-14-летние девочки, совершенно разные. Кто-то уже самостоятелен, кто-то ещё не был долго в разлуке с мамой. Но отношение к ним одинаково бесчеловечное. Героиня Руслановой, воспитатель Зоя Фёдоровна, одинокая и несчастливая женщина, совершенно жалкая в своём стремлении угодить директрисе интерната. Она относится к своим воспитанницам так, как нормальный хозяин не относится к собаке, втаптывая в грязь человеческое достоинство вчерашних детей, которые и так подавлены сменой обстановки. Удивительно, но отрицательной героиней её не назовёшь, скорее человеком без эмпатии. «Да если бы я знала, как с вами нужно?» - восклицает она в одной из сцен, и это порождает риторический вопрос, актуальный и тридцать лет спустя. Почему с детьми работают те, кому это в принципе противопоказано? 

Из детского актёрского состава хочу выделить Нику Турбину. Юная поэтесса мечтала сниматься в кино, и режиссёр Аян Шахмалиева предоставила ей такую возможность. Роль бунтарки Светки стала первой и последней серьёзной работой Ники в кино. К тому моменту девушка уже не выступала со стихами и почти не помнила свои ранние произведения. Героиня Ники получилась очень эмоциональной, с каким-то надрывом. Насколько я понимаю, Турбина, которая плохо училась в школе и бунтовала против учителей, играла саму себя. 

Фильм очень тяжёлый и эмоциональный, именно из-за этой казёнщины и бесчеловечности, которая до сих пор процветает в государственных учреждениях. Ничего не изменилось. Дети станут старше, приедет новая смена, а «Зои Фёдоровны» так и будут раздавать подзатыльники и разбрасываться оскорблениями. Просто потому, что могут. 

На финальной сцене, в которой рыдающие девочки подходят к старому дереву и неумело молятся, каждая о своём, я разревелась сама.

«Участок» (1 сезон, 2003)

Тёплое ламповое воспоминание ранней юности: я, старшеклассница, готовлю уроки на кухне. Фоном идёт сериал «Участок». В то время мне очень нравился Сергей Безруков. Тогда он не успел ещё оберёзоветь, не мелькал из каждого утюга, но стремился избавиться от славы киношного бандита Белого. Его персонаж, участковый Кравцов — своеобразный реверанс «деревенскому детективу» Анискину и всем советским киномилиционерам, исключительно положительным и всегда готовым помочь.

Ассоциации с советским фильмом вызывает и название деревни — Анисовка. Расположилась она в очень живописном месте. Пейзажи, уютные, традиционно русские — один из явных и значительных плюсов сериала. Именно такой и представляешь Деревню из стихотворений Есенина. Интересно, что в деревне Похвистнево Калужской области, где снимали «Участок», на тот момент было всего 40 домов, и все они промелькнули в кадре.

Ещё одно достоинство сериала — актёрский состав. Как метко выразился кто-то из создателей, это настоящий капустник из известных артистов. Некоторых из них (Владислав Галкин, Валерий Золотухин, Алексей Булдаков, Андрей Краско) уже нет в живых, и тем более ценно увидеть их вместе на экране. «Участок» - ещё и одна из первых больших ролей для Павла Деревянко.

Нина Русланова играет одну из местных жительниц, учительницу. Это простая деревенская женщина со своеобразным грубоватым чувством юмора, любительница поболтать и посплетничать с подружкой под бокал чая. Нина Ивановна здесь в довольно типичном для себя образе, очень органично в нем смотрится и запоминается как один из самых колоритных персонажей.

Что касается главного героя, милиционера Кравцова, то он положителен до крайности и начинает раздражать уже к середине сериала. Как в анекдоте про идеального мужчину: не пьёт, не курит и не существует.

Сам сериал можно назвать наивным, персонажей — шаблонными, а расследования пустяковыми. Но, если посмотреть с другой стороны, он очень добрый и светлый, такое сейчас редко увидишь. Есть где и улыбнуться, и погрустить. С удовольствием пересмотрела «Участок» фоном под домашние дела и вам рекомендую.

Нина Русланова — очень сильная актриса, способная воплотить на экране самые разные характеры. Но можно заметить, что большинство из них выдержаны в рамках одного типажа. Чаще всего Нина Ивановна играет простую женщину, открытую, общительную, обаятельную. Многие из её героинь — из деревни или представительницы скромных трудовых профессий. Её героиня — заботливая мать, любящая жена, располагающая к себе женщина. В своё время Нине Ивановне Руслановой удалось найти свою нишу в кино и стать народной любимицей для зрителей нескольких поколений. Я с удовольствием поучаствовала в этой Киноигре и открыла для себя новые фильмы с этой замечательной актрисой.

Всем спасибо за внимание и хорошего кино!

 

Оставьте свой голос:

1675
+

Комментарии Скрыть комментирии

Войдите, чтобы прокомментировать

fox80
fox80

Это было у моря смотрела в детстве, до сих пор помню тревожное чувство

Polosataya_Ya
Polosataya_Ya

fox80, да, именно что тревожное, с первых кадров. Вообще, мне кажется, что многие фильмы той эпохи вызывают какую-то смутную тревогу, именно атмосфера.

IrinaVladDiva
IrinaVladDiva

Люблю-обожаю Русланову за её Альбину Петровну из "Будьте моим мужем":
"У меня разбилась мечта! Не нужны мне знаки... ни денежные, ни дорожные! У меня не будет машины, значит мне никто не нужен!")))))

Bezdushnaya
Bezdushnaya

Голос очень узнаваемый, видела возрастные роли в основном.
У Германа только молодую помню. Спасибо.

Polosataya_Ya
Polosataya_Ya

Bezdushnaya, и вам спасибо, что прочитали!

fifachka
fifachka

Bezdushnaya,
А какая она чудесная в Афоне.

spitzeS
spitzeS

Любимая актриса моего отца! Она его восхищала.

tutelka
tutelka

spitzeS, Она многих восхищала,было чем.Если бы на ее пути встретился режиссер и занялся ее возможностями,мы увидели бы настоящую звезду,фейерверк.А тут - детдом,соответственно характер..Она снималась в девяностые в Афганском изломе,там в главной роли русского командира снялся Микеле Плачидо,очень тогда популярный после капитана Каттаньи.Русланова умудрилась испортить отношения и с ним,сказала,что таких "звезд" в России до хрена,а его снимают ,потому что у него денег до хрена.На премьеру ее не позвали..Но как бы ни было - полторы сотни фильмов.

Всем могу рекомендовать ее молодые фильмы Короткие встречи и еще короткометражный фильм Встреча,по рассказу Распутина,она там с Любшиным.Она могла бы быть большой трагической актрисой.

zellee
zellee

tutelka, с Любшиным фильм называется "Не стреляйте в белых лебедей", очень хороша у Германа в "Мой друг Иван Лапшин". Вообще она замечательная, талантливая,характерная актриса, везде нравится. У нее обширная фильмография.

tutelka
tutelka

zellee, фильм с Любшиным назывыается Встреча, по рассказу Распутина.Пара встечается на колхозном совещании.Он за ней ухаживал,но она предпочла его друга,и была очень счастлива.Друг погиб,они вспоминают прошлое,и Любшин,из злобной досады рассказывает ей,что тот был ей неверен всегда,даже в самые их счастливые дни - и этим убивает в ней то,что осталось в душе дорогого ,что держало ее в жизни.И надо видеть,как Русланова это сыграла - сыграла крах всего.

zellee
zellee

tutelka, "Встреча" - это короткометражный фильм. Ни в фильмографии Руслановой, ни Любшина на Кинопоиске я не нашла этот фильм. Думаю очень немногие его смотрели.
Но я имела ввиду именно фильм "Не стреляйте в белых лебедей". Я ошиблась, фильм поставлен по роману Бориса Васильева.

tutelka
tutelka

zellee, вот только что на Яндексе набрала Встреча фильм Русланова - и он выскочил

zellee
zellee

tutelka, вы очевидно дополнили свой комментарий, так как первоначально названия фильма не было, как мне кажется. Упоминался фильм, где она играла с Любшиным и конечно "Не стреляйте в белых лебедей" - это первое, что приходит на ум.

spitzeS
spitzeS

tutelka, отцу она нравилась по фильмам «Тени исчезают в полночь» и «Не стреляйте в белых лебедей».
Он тоже жил в детдоме после войны. Но ему там нравилось. Позднее его забрала мать и он был этим не доволен. Детдомовцы пользовались льготами при поступлении в вузы и он на это рассчитывал.

fiona0209
fiona0209

spitzeS, мне кажется что тени в полдень исчезают. Я смотрела недавно, она там красивая, сильная и ей веришь без тени сомнения

Gopi
Gopi

Мне в детстве не нравились такие женщины, я их боялась, я думала, что такие женщины злые. А щас наоборот люблю такой типаж, и мне кажется, они даже более чуткие и понимающие к людям, чем мягкостелящие женщины

Bortedoremi
Bortedoremi

Gopi, аналогично! они мне тоже казались злыми и истеричными :) ну, надо же.. как иногда совпадают детские впечатления! :)

Эсфирь
Эсфирь

Bortedoremi, у меня те же впечатления
Героини Руслановой в основном громкие, эмоциональные, напористые
Понятно, что ребенка такие женщины пугают. Хотя почему ребенка - меня и сейчас напрягают в реальной жизни)

fghj
fghj

Ничего себе, не знала таких фактов о ней, и думала, что она родственница певицы Руслановой. Русланова мне в "Будьте моим мужем" нравится. «Если ты перейдёшь к оскорблениям, то я перейду к побоям». Сцена с машиной – огонь)

Marla86
Marla86

Садальский писал, что родители Руслановой известны, мать родила от немецкого солдата вроде. Ее родственники к Малахову приходили, была передача. Талантливая актриса, но в последнее время чудила(

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Бритни Спирс вернулась в Instagram после небольшого перерыва
Дженнифер Лопес и Бен Аффлек дали первое совместное интервью после возобновления романа
"Кинотавр-2021": Ксения Раппопорт, Светлана Устинова, Федор Бондарчук и другие на премьере фильма "Мама, я дома"
Битва платьев: Ксения Собчак против Снежаны Георгиевой
Массовая стрельба в Пермском университете: хронология трагедии и общественная реакция
Марина Зудина, Ида Галич, Маша Федорова и другие на премьере спектакля Константина Богомолова "Дядя Лева"
Ксения Собчак, Светлана Бондарчук, Виктория Шелягова и другие на вечеринке в Геленджике
Шэрон Стоун отдыхает во Франции и делится отпускными фотографиями
"Кинотавр-2021": Ингеборга Дапкунайте, Светлана Устинова, Равшана Куркова и другие на гала-ужине в честь жюри фестиваля
Джиджи Хадид и Зейн Малик отметили первый день рождения дочери: новые фото из домашнего архива
Экс-продюсер Светланы Лободы Нателла Крапивина намекнула на возвращение в шоу-бизнес: "Хочется поработать с молодежью"
Редкий кадр: Эштон Катчер и Мила Кунис на прогулке в Лос-Анджелесе
Сара Джессика Паркер, Крис Нот и другие на первых кадрах из продолжения сериала "Секс в большом городе"
Татьяна Навка и Дмитрий Песков, Валерия и Иосиф Пригожин и другие на концерте Анны Нетребко
Уличный стиль знаменитости: Моника Беллуччи в черном комбинезоне на прогулке в Афинах
"Эмми-2021": выбираем лучший образ церемонии
Максим Галкин и Алла Пугачева отметили день рождения детей грандиозной вечеринкой в стиле "Звездных войн"
"Корона", "Тед Лассо", "Ход королевы" и другие победители премии "Эмми-2021"