Приветствую всех и сегодня очень ответственный для меня пост, потому что его герой сам Николай Караченцов, человек-оркестр, любимец публики и мой!! Надеюсь, я с задачей справилась и читать Вам будет интересно, не судите строго.

Караченцов стал моим любимым актером детства после "Человека с бульвара Капуцинов". Кстати, сразу тогда меня подружка поправила, что он КарачнецОв, а не КараченцЕв. Но эту ошибку можно найти в титрах многих его ранних фильмов (и даже в "Батальоны просят огня", хотя он уже и не ранний).

Караченцов - это море обаяния, актерский талант плюс пластика, шикарный голос, неординарные физические данные и подготовка. У театральных критиков он заслужил статус "синтетического актера", способного на многое, если не на все.

Родился Николай Петрович в Москве в 1944 году в творческой семье, отец - художник, мать -  балетмейстер. Но родители развелись еще до его рождения, мать много работала и воспитывался Николай в интернате.

С трудом поступил в 1963 году в школу-студию МХАТ, но окончил ее с отличием в 1967 году (в числе десяти лучших студентов). Сразу же был принят в Ленком (тогда - Театр имени Ленинского комсомола), который остро нуждался в молодых актерах. Театру своему был предан исключительно, служил там до аварии, был ведущим артистом, всеобщим любимцем, несмотря на взрывной темперамент и несдержанный временами нрав (сужу по отзывам и интервью).

Судя по интервью, Николай Петрович очень уважал и любил Марка Захарова (что не удивительно, ведь мы говорим Ленком, подразумеваем Захаров). Хотя, что странно, в кино Захаров Караченцова практически не снимал. Если не ошибаюсь, их единственная совместная работа в кино - это фильм "Дом, который построил Свифт" (не смотрела).

Прорыв в кино и театре случился практически одновременно, в 1975 году весь Союз полюбил его Бусыгина в фильме "Старший сын", а в театральной Москве он громко заявил о себе главной ролью в спектакле "Тиль Уленшпигель" 1974 года (угадайте, кто его поставил).

Тиль Уленшпигель - это брат - не близнец Ходжи Насреддина, народный герой, шут, балагур, бродяга и бунтарь. Мне кажется, эта роль очень подходит Караченцову как актеру, Билли из Капуцинов из той же оперы.

А вот герой боевика, крутыш из 90-х, это немного слишком плоский образ для него. Но это амплуа ему стали усиленно "клеить" после развала СССР, как того требовало подражание Западу.  

В записи спектакль не сохранился полностью, я видела отрывки, Караченцов действительно там на пике своего молодого обаяния (ему всего 32), смешной, энергичный, искрящийся.

С другой стороны Бусыгин - спокойный и рассудительный на контрасте с Сильвой (но как будто с внутренней пружиной), "обычный" человек в необычных обстоятельствах.

Обе эти разные роли Караченцов отыграл блестяще, в кино на фоне Леонова и Боярского не затерялся. Тем не менее вал главных ролей в фильмах не последовал, в его фильмографии до развала СССР много второго плана. Но какого второго плана!!! Все запоминающиеся роли - в "Собаке на сене", "Приключениях Электроника", "Шерлоке Холмсе",  "Благочестивой Марте", "Острове сокровищ". Случались и главные - в "Белых росах", "Тресте, который лопнул", "Маленьком одолжении".

Отдельного упоминания заслуживает "Человек с бульвара капуцинов". Сам Караченцов выбрал роль трактирщика Маккью (Табаков), а Билли изначально был в сценарии исключительно достойным, солидным ковбоем. Его должен был играть Алексей Жарков (он на пьедестале моих любимых советских актеров занимает почетное третье место, серебро у Евгения Евстигнеева). Трюки Николай Петрович исполнял самостоятельно, от каскадеров отказался, говорят, вел себя исключительно душевно на съемках, не звездил.

Что интересно, в следующем, 1988 году, он сыграл в "Моонзунде", но роль абсолютно другая, можно сказать, единственная в фильмгорафии отрицательная (ну кроме пирата Черного пса, но он такой обаятельный).

В 90-е, непосредственно перед развалом СССР (уже не раз упоминаю, но что поделать, это знаковое событие для нашего поколения) и после него главных ролей стало больше, Караченцов стал одним из самых популярных актеров в стране. Но качество самих фильмов, на мой взгляд, сильно снизилось.

Отмечу "Дежа вю" - уморительный образ, "Криминальный квартет"  - очень люблю фильм, тут и игра и "боевка" на высоте; "Подземелье ведьм"  - фильм сомнительный, но он был одним из первых в таком жанре, и, в целом, понравился; сериал "Петербургские тайны"; "Цирк сгорел, и клоуны разбежались"; "Львиную долю" - хороший дуэт с молоденькой Чулпан Хаматовой. Остальные фильмы я либо не смотрела, либо не очень оценила, простите. Хотя Караченцов плохо не играл нигде, но мог порой переходить на "автопилот", это заметно.

Иное дело театр. Мне кажется, Караченцов довольно быстро стал ведущим актером Ленкома и роли получал  всегда хорошие, разноплановые, даже если и не главные. Много про них сказать не смогу, посмотрела в записи "Юнону и Авось", но об этом позже. Он играл и Лаэрта у Тарковского в постановке "Гамлета" 1977 года, но я не нашла ни одной записи с Караченцовым в этой роли.

Отдельно про озвучку и песни. Караченцов - официальный русский голос Бельмондо, хотя их голоса не похожи (мне кажется, у Николая вообще исключительный голос, на него никто не похож). Но они очень схожи по темпераменту, обаянию, подаче себя.

Ремарка: как же советские актеры грамотно и красиво озвучивали. Хочу еще одним своим маленьким открытием поделиться: оказывается грамотный сценический русский язык не любит мягкий знак. Правильно говорить без него, например, не "Остановись мгновенье, ты прекрасно", а "ОстановиС". Прислушайтесь, как говорят советские актеры в фильмах, это очень заметно.

Песенником Караченцов тоже был очень талантливым, тут для меня больших открытий нет.

Переходим к просмотренным фильмам.

"Батальоны просят огня"

режиссеров Владимира Чеботарева и Александра Боголюбова по повести Юрия Бондарева

В ходе форсирования Днепра советскими войсками в 1943 году двум батальонам отведена решающая роль на острие атаки, солдаты получили приказ сражаться до последнего. Но в ходе операции планы командования меняются. Решено прорыв произвести в другом месте, батальоны оставлены фактически без артиллерийской поддержки (остаются только два орудия, но и с ними связь утеряна с самого начала боя). Теперь они только отвлекают внимание противника.

Неоднозначный фильм, хотя и снят к 40-летию победы в Великой Отечественной войне. С 1945 года прошло достаточно времени и постепенно появились вопросы о цене победы, противоречивые оценки решений руководства, мысли о наличии двух правд: правды командования и "окопной правды" бойцов, шедших на верную смерть. По сути вопрос оправданности таких жертв. Ведь известно, что потери нашего народа в войне очень велики. Непривычно было услышать в фильме из уст политрука фразу: "А нужна ли она, такая победа, после которой одни похоронки". Насколько я помню, в фильме впервые появились сцены критики солдатами военачальников. Но это в первой серии.

Все же к финалу, как я поняла, фильм снимает эти вопросы (хотя много очень жестких сцен, практически заградотрядовских). Каждая правда имеет право на существование. И не было правых и виноватых, шла война. Но и на войне есть место человечности, чувствам, взаимоподдержке, взаимопониманию. А шинель, как символ главного вклада в победу, осталась, конечно, у старшины, как у представителя народа.

От себя хочу сказать: хорошо оценивать ошибки сейчас, когда у нас есть вся информация, в мирных условиях. Тогда таких преимуществ не было, а были оккупанты, захваченные территории, тыл, который отдавал последнее для фронта. И нужна ли была победа, вопрос не стоял, потому что выбора никто не давал, нельзя было постоять в сторонке.  

Вот почему образ комдива Иверзева так неоднозначен (его отлично сыграл Вадим Спиридонов), у него ведь тоже был приказ сверху. Он не мог его ослушаться, подставить другие батальоны. Он военачальник, он должен принимать и исполнять сложные решения, такова его функция, и нести за них ответственность, а после - смотреть в глаза солдатам. Но ему не хватает человечности (все таки люди жизни отдавали, а не просто исполняли приказы), что он к финалу и осознал.

А отрицательным персонажем в фильме я считаю как раз политрука, который либеральничал за чужой счет, ведь не он принимал решения и не он их исполнял. А Иверзев пошел в бой, когда это нужно было, не жалея себя. Как и Ермаков, который в первой серии сам послал шесть неподготовленных бойцов на передовую, нимало не мучаясь угрызениями совести (в отличие от Иверзева).

Главная роль тут у Александра Збруева, он справился с ней отлично, еще отмечу тут игру Игоря Скляра, у Караченцова опять же второй план. Местами казалось, что он кое-где отыгрывает на высоком профессионализме, но некоторые моменты просто до слез ("Кажется, не быть мне полковником", "Ну где же огонь").

"Маленькое одолжение"

режиссера Бориса Конунова по сценарию Виктории Токаревой (оказывается, она еще поучаствовала в написании сценария к "Джентльменам удачи")

Очень рекомендую этот фильм ценителям старого доброго советского кино. Как я его раньше не видела, и ведь ни разу не застала по телевизору. Великолепный образчик советской драмеди, сначала заманивают шутками-прибаутками, потом аккуратно вводят мораль. И главный ингредиент - отличная игра Караченцова, к тому же фильм щедро сдобрен песнями в его исполнении ("Кленовый лист" оттуда). Жаль, что режиссер снял только один фильм.

Сюжет простой и незатейливый - популярный певец соглашается выполнить маленькое одолжение совершенно случайного попутчика. В ходе его исполнения он встречается с разными людьми, устраивает их судьбы и свою.

Удивительно, но фильмы 80-х годов прошлого века уже можно считать историческими источниками, тот быт уже давно в прошлом и для нас выглядит антиквариатом. Не знаю как вы, а я с умилением смотрю на эти гостиничные скромные интерьеры, водонагреватели, на которых варили супы,  телефонные будки, костюмы и прически.

Хорошие роли Лии Ахеджаковой и Татьяны Догилевой, Николай Караченцов просто блистателен. Вот пара шуток из фильма для затравки:

- Ну что ты все время ешь?

- Но я же в гостях!!

- Да, вам надо побыть одному (села рядом на диван, сидит).

"Ярославна, королева Франции"

режиссера Игоря Масленникова, совместное производство с Польшей

Тут все просто: Анна Ярославна, дочь Ярослава Мудрого, едет выходить замуж за французского короля, а по дороге ее подстерегают приключения.

Ожидала я от фильма совсем иного. Во-первых, у Караченцова тут очень небольшая роль. Собственно его крупного плана от силы на минуту (но зато есть обнаженный фасад). Во-вторых, фильм довольно бедный. В-третьих, меня категорически не устроила Елена Коренева в роли Анны, ни игрой, ни своим внешним видом.

Я лояльно отношусь к несоответствиям показываемой эпохе в историческом кино, главное - атмосфера, эффект присутствия, так сказать. И атмосфера в фильме вроде бы есть, но с несоответствиями перебор. Вот такая Анна а ля повзрослевшая Пеппи Длинныйчулок  выглядит крайне странно. Я как то ее по-другому представляла.

А как вам варяги в таких живописных телогреях из плюша натурального на голое тело? Ну нет, так не пойдет.

В общем, фильм не рекомендую, его рейтинг вполне оправдан. Очень слабое кино, несмотря на крепкую режиссуру и хорошую книжную основу, отличный второй актерский план, недостатки в виде Анны и общего плохого качества съемки не дают погрузиться в фильм. Чего-то не хватает.

Особенно неубедительно Коренева выглядит на фоне своего партнера, Виктора Евграфова, который играет отлично и очень чувственно. Даже ее служанка Янка гораздо интереснее, они со Златом (герой Караченцова) зеркалят главных героев на более приземленном уровне. Свои немногочисленные сцены Николай отыгрывает хорошо, показывает ревность одной пластикой.

Странно, что сцены драк тут неожиданно доверены Василию Ливанову (у него тут очень колоритный вид). А еще в фильме есть партнер Караченцова по "Старшему сыну" Владимир Изотов (Васенька Сарафанов) в роли разлучника.

Песенка про барона Жермона, ушедшего на войну, напомнила об одной лекции по истории Средних веков. Так вот преподаватель рассказывал, как рыцари нередко заменяли ушедшего в Крестовый поход сюзерена в постели его жены (прекрасной дамы). Ну действительно, этого не дождешься, а чего ж девушке одной то оставаться.

Так как в Батальонах и Ярославне роли у Караченцова не очень большие, решила я еще глянуть "Юнону и Авось" в записи, и "Цирк сгорел, и клоны разбежались", в нем у Караченцова главная роль.

Ну и одну серию "Треста, который лопнул" успела посмотреть, Адомайтиса тоже очень люблю, интересен был их дуэт. Хороший получился дуэт, отличные песни, знакомые все лица в остальных ролях. Дух рассказов О. Генри передан.

Кстати, до чего бывает разным восприятие литературы в разном возрасте. Я читала О. Генри сначала в молодости, мне понравилось ужасно, показалось, что это настолько искрометно и оптимистично. Затем перечитывала лет десять назад, и тут уже его проза почти ввергла меня в депрессию. Не пора ли перечитать?

"Юнона и Авось"

режиссера Марка Захарова (запись 1983 года)

Это просто квинтэссенция романтики. Тут и путешествия, и корабли, и сражения со стихией, очередное потерянное русское поколение и любовь с первого взгляда и до гробовой доски.  Это, действительно, очень трогательное произведение, и эта фраза "Я тебя никогда не забуду, я тебя никогда не увижу" это настолько трагично, сверхъестественно, несправедливо.

Игра актеров тоже потрясает, особенно в сцене знакомства Кончиты и Резанова. Несмотря на то, что знаешь трагический итог истории, хочется оказаться на месте героини и испытать настолько всепоглощающие чувства. Спектакль превосходных степеней в общем.

"Цирк сгорел, и клоуны разбежались"

режиссера Владимира Бортко

Кино все таки машина времени. Вот посмотрела этот фильм и сразу перенеслась в 90-ые. Неоднозначное кино, можно было бы отнести его к чернухе, бытовухе, но нет, тут все намного глубже. Сюжет следующий: режиссер на изломе времен ищет деньги и вдохновение для нового фильма. Ситуация у него плачевная, он потерял семью, себя и к нему начинает захаживать Смерть.

По сюжету это оммаж на фильм Феллини "8 с половиной". Не то, чтобы я была особым знатоком кино, но недавно у меня случился неожиданный марафон фильмов Феллини и я их хорошо помню. У Феллини также режиссер не может найти вдохновение, мечется между женщинами, старается убежать от жизни. Но у Бортко все немного переосмыслено, да и вместо Красоты к герою является Смерть, поэтому это не плагиат, а оммаж.

События происходят в 90-ые, когда вместо желанной свободы слова многие деятели искусства получили свободу карманов и катастрофическую нехватку денег, которые теперь им приходится зарабатывать любыми путями. Можно ли сохранить лицо, если надо продаваться за пару баксов?

Все очень трагично, депрессивно и хеппи-энда не будет. Фильм рекомендовать не решусь, но мне он понравился. Особенно хочу выделить диалоги (со Смертью - просто шикарные, такие безжалостные, но точные), написанные женой режиссера, Натальей Бортко, и игру Караченцова, конечно. Необычная роль, здесь актер использует по минимуму свое обаяние, но он очень органичен, искренен, правдив. 

Как итог. Хочу отметить следующие особенности таланта Николая Караченцова:

Несмотря на яркую, выразительную внешность был органичен в любой роли. Он мог одинаково убедительно сыграть милиционера и мошенника, звезду эстрады и обычного студента, режиссера и ковбоя.

Он очень "партнерский" актер, нет ни одного партнера, с которым бы он не сыгрался. Это вообще особенность советского кино. Но у Караченцова (может быть, я необъективна) это очень ярко выражено. Посмотришь кино и восхитишься: надо же, как он с Адомайтисом, Боярским, Ахеджаковой, Леоновым, Папановым, Збруевым, Мироновым, Жигуновым сыграл, наверное, они и в жизни дружили.

Обаяние, обаяние и еще раз обаяние!!! И напор, энергия. Когда в кадре появляется Караченцов, он все заполняет собой, своим голосом, своими эмоциями, своим образом. Это особенно заметно в его ранних ролях.

Очень жаль, что авария перервала его активную деятельность. Мне кажется, до конца он оставался очень доступным, земным, общительным и преданным. Хотя человек тоже был непростой (а кто простой, нет, ты назови) и с очень непростой судьбой.

Спасибо, что прочитали, спасибо Skarletty за Киноигру!!

Спасибо Николаю Караченцову за его роли, за его эмоции, за фильмы, спектакли и песни!!!

Подпишитесь на наш
Блоги

Киноигра Николай Караченцов

11:26, 7 января 2021

Автор: marusa

Комменты 151

Аватар

Да, Караченцов запоминающийся актер, голос, энергетика, внешность своеобразная. И спасибо за обзор )

R

Как же я его люблю,нелегкая судьба у него была.Светлая и вечная память,мой любимый актерище,покойся с миром!

Аватар

Спасибо всем за отзывы, комментарии и оценки, мне очень приятно!!!

Аватар

Мне повезло увидеть его в Тиле. Иногда мне кажется, что это было самое прекрасное, что я когда-либо видела или чувствовала при просмотре спектаклей ( ну может быть еще пара постановок, когда я испытывала такие же сильные чувства). Тиль - это мифический образ, Дух Фландрии. И Караценцову удалось перевоплотиться в этот Дух, какой-то невероятный сгусток энергии и харизмы. После этого я всегда смотрела на него с обожанием, за то, что он был Тилем, хотя нигде больше он уже не приблизился к такому уровню экстаза, даже в Юноне и Авось. Очень жаль, что не осталось полноценной записи спектакля. Но в любом случае, запись не может передать ту атмосферу присутствия, когда все присутствующие становятся частью единого. И фактор времени: каким бы прекрасным не был спектакль, сейчас бы он выглядел устарелым.

Аватар

Моя тетя видела Караченцовв в театре, сказала что фигура у него золотое сечение, завораживает в динамике

Подождите...