Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki) родился 5 января 1941 года в Акебоно-чо – одной из частей метрополиса Токио. Хаяо стал вторым из четверых сыновей Катсуджи Миядзаки (Katsuji Miyazaki), возглавлявшего во время Второй мировой войны компанию Miyazaki Airplane, основанную его братом, дядей Хаяо. На заводе компании производили штурвалы для японских истребителей. Видимо, тогда у маленького Хаяо, начавшего рисовать самолеты, проснулась любовь к авиации, которую он сохранил на всю жизнь. От матери Хаяо унаследовал увлечение книгами. Несколько лет, с 1947 по 1955 год, она страдала от болезни Потта (туберкулеза позвоночника). Ее долго держали в больнице, но затем разрешили проводить лечение на дому. 

Семья Миядзаки несколько раз переезжала. Когда Хаяо было три года, их эвакуировали. Он пошел в школу в эвакуации в 1947 году. В возрасте 9 лет он вернулся с семьей домой, но через год его перевели в школу с западной программой. Спустя три года произошло знаменательное событие: Хаяо увидел «Сказку о белом змее» – первый японский цветной полнометражный анимационный фильм. Тогда, как и многие его сверстники, Хаяо решил стать художником и рисовать манга. 

В 1963 году Миядзаки окончил Университет Гакусюин, получив степень по политологии и экономике. В апреле того же года он получил работу на киностудии Тоэй, где ему доверили рисовать промежуточные кадры.

Вскоре после начала работы он принял участие в трудовом споре и был выдвинут на пост главного секретаря профсоюза сотрудников Тоэй.

 В 1965 году Миядзаки обратил на себя внимание во время работы над «Путешествием Гулливера по ту сторону Луны». Оригинальный финал пришелся ему не по душе, и он предложил свой вариант, который и был использован. В конце 60-х Миядзаки сыграл ключевую роль в создании таких фильмов студии, как «Кот в сапогах», «Летучий голландец», «Остров сокровищ животных» и «Али Баба и 40 разбойников».

В 1968 году он поднялся на уровень главного аниматора, концептуального художника и дизайнера сцен в фильме «Принц севера», режиссером которого выступил Исао Такахата. Именно тогда началось сотрудничество двух мастеров, которое успешно продолжается до сих пор.

В 1971 году Миядзаки перешел на студию A Pro, где вместе с Такахатой срежиссировал шесть эпизодов аниме-сериала «Люпин III». После этого партнеры начали готовиться к работе над мультфильмом «Пеппи Длинный Чулок», они отправились в Швецию, но, к сожалению, не получили права на экранизацию от Астрид Линдгрен (Astrid Lindgren). 

Вместо этого Миядзаки стал аниматором детского аниме-сериала «Панда большая и маленькая», поставленного Такахатой.

 

В 1978-м он стал режиссером сериала «Конан – мальчик из будущего». 

Покинув студию Nippon Animation в 1979 году, Миядзаки приступил к своей первой режиссерской работе – приключенческому полнометражному анимэ «Замок Калиостро».

 

Следующая работа Миядзаки, «Навсикая из Долины ветров», вышла в 1984 году и стала первым проектом, в котором Хаяо выступил в роли сценариста и режиссера.

В мультфильме проявились многие мотивы, характерные для всего творчества режиссера: тема экологического равновесия, идея пацифизма, сильные женские характеры, потрясающие сцены полетов.

В 1985 году Миядзаки основал вместе с Исао Такахатой Studio Ghibli, чтобы иметь производственные мощности для воплощения своих идей. Очень скоро репутацию студии укрепили новые фильмы Миядзаки. В 1986 вышел «Небесный замок Лапута» о приключениях сироты в поисках волшебного летающего острова.

 

В 1988 появился «Мой сосед Тоторо», в котором две маленькие сестры знакомятся с духами леса (нарисованный Тоторо стал символом Studio Ghibli).

 

 

 

В 1989 году вышла «Ведьмина служба доставки» по роману Эйко Кадоно (Eiko Kadono) о первых шагах юной ведьмочки в незнакомом городе.

 

 

В 1992 году впервые главным персонажем мультфильма Миядзаки стал мужчина, а точнее, свин Порко Россо – бравый воздушный ас, борющийся с воздушными пиратами.

 

В 1997 году Хаяо вновь вернулся к экологической проблематике в «Принцессе Мононоке». В этом фильме происходит борьба между духами леса и людьми, уничтожающими лес ради своих нужд.

«Принцесса Мононоке» подняла Studio Ghibli на новый уровень, став самым кассовым фильмом за всю историю японского проката. Картина также получила главный приз Японской академии как лучший фильм года.

После такого громкого успеха Миядзаки взял тайм-аут и некоторое время отдыхал, проводя время со своими детьми и их друзьями. Наблюдения за дочерьми своих друзей вдохновили его на создание сценария следующего шедевра – «Унесенных призраками». Фильм о девочке, которая попадает в мир духов, чтобы спасти своих родителей от заклинания, вышел в прокат в 2001 году.

 

Фильм посмотрело более 23 миллионов зрителей, кассовые сборы превысили 300 миллионов долларов.

«Унесенные призраками» были названы Японской киноакадемией лучшим фильмом года, также картина получила приз Берлинского кинофестиваля и «Оскар» в номинации «Лучший анимационный фильм». 

Хаяо Миядзаки не приехал на вручение «Оскара», позже объяснив это так: «Я не хотел посещать страну, которая бомбила Ирак».

Далее Миядзаки выпустил «Ходячий замок» – экранизацию фэнтези Дианы Уинн Джонс (Diana Wynne Jones). Изначально фильм снимал Мамору Хосода (Mamoru Hosoda), но после его внезапного ухода Миядзаки довел картину до конца. Премьера картины состоялась на Венецианском кинофестивале 2004 года.

 

В 2008 в японский прокат вышла новая полнометражная картина Миядзаки – «Рыбка Поньо на утесе», вольная экранизация «Русалочки».

 

Миядзаки проиллюстрировал несколько романов-манга, первый раз это произошло в 1969 году с «Котом в сапогах». Его главное достижение на этом поприще – семитомная манга-версия «Навсикаи из Долины ветров», над которой он работал с 1982 по 1994 год. Манга разошлась по миру тиражом в несколько миллионов экземпляров. 

В 2002 году Японская киноакадемия вручила Миядзаки почетный приз за достижения в анимации. В 2003 году Миядзаки получил «Оскар» за «Унесенных призраками», в 2006-м номинировался за «Ходячий замок». «Унесенные призраками» также принесли ему премию «Энни» за лучшую режиссеру и сценарий, «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля. «Рыбка Поньо на утесе» получила специальный приз Венецианского кинофестиваля. Номинацией на «Золотого льва» был отмечен «Ходячий замок». В 2005 году Миядзаки получил в Венеции специальную награду за вклад в киноискусство.

текст: vokrug.tv

Подпишитесь на наш
Блоги

HBD Хаяо Миядзаки

12:16, 5 января 2021

Автор: Ghosttown

Комменты 40

Аватар

Вы с ума сошли так пугать! Увидела его фотку в ленте, аж дурно чуть не стало

Аватар

Отличные мультфильмы! Не все посмотрела - надо это исправлять.

S

Тоторо - любовь навсегда, любимый мультфильм, сколько пересмотрен и буду ещё смотреть и смотреть.

Аватар

Как же я его люблю! С Днём рождения!

Аватар

У меня тоже сегодня ДР) Мой любимый мульт у Миядзаки "Ходячий замок", просто обожаю)

Подождите...