Есть во Владимире Гостюхине что-то, что вызывает мою симпатию. Толи лукавая улыбка, какие-то озорные искорки в глазах. Толи - обаяние его героев, в большинстве своем людей честных, мужественных, цельных. Я видела с ним достаточно много фильмов. Ещё какие-то - давно хотела посмотреть. И вот шанс - Гостюхин выпадает мне в Киноигре.

Для игры были заявлены три картины: "В поисках капитана Гранта", "Урга — территория любви" и "Старшина". Первый фильм я видела в детстве. В этот раз мне хотелось посмотреть его вместе со своей маленькой дочкой. Не получилось. Я, признаться, и сама забыла, что Говорухин рассказывает не только о приключениях, но и о Жюле Верне. Тяжело воспринялся такой формат моим ребёнком, и после первой серии она сказала твердо, что смотреть кино не будет.

Жаль, потому что мне очень нравится дуэт Лембита Ульфсака и Владимира Гостюхина.

Рассеянный, увлеченный наукой, темпераментный Паганель прекрасно дополнялся непробиваемо-спокойным, живущем в реальном мире, всегда подтянутым майором Мак-Наббсом. И чудо, как хороши они в юбочках!

Надеюсь, дочка ещё немного подрастет, и мы с ней все-таки посмотрим картину. А для Киноигры третьим фильмом стала биографическая лента "Генерал". Теперь о Владимире Гостюхине и его работах в кино подробнее.

В рамках Киноигр и просто, обсуждая кино на сайте, мы часто сходимся во мнении, что, каким бы талантливым актёр не был, очень многое в его карьере зависит от случайностей и удачи. К Владимиру Гостюхину это утверждение подходит как нельзя лучше.

Он родился через 9 месяцев после Победы - 10 марта 1946 года - и сам себя называет ребенком Победы. Его мама играла в самодеятельном театре, а отец руководил Домом культуры в Алапаевске. Несмотря на творческую семью, Владимир не стремился в актёры. Если он и подумывал о сцене в детстве, то, скорее, видел себя музыкантом, лихо играющим на барабанах. 

К окончанию школы Владимир Гостюхин твёрдо решил овладеть какой-то серьезной рабочей профессией. Он пошёл учиться в радиотехникум. После завершения учебы, работал на Центральном стадионе Свердловска электриком.

От судьбы не убежишь: в самодеятельный театр Гостюхин пришел, чтобы завоевать девушку, в которую влюбился. Первый же спектакль, где ему довелось сыграть главную роль, вызвал восторг публики и изменил его жизненные планы.

Гостюхин решил получить актерское образование, уехал в Москву, на "отлично" закончил первый курс ГИТИСа. Вернулся домой на каникулы. Обожаемая им мама захотела побаловать сына домашними вкусностями, пошла на рынок и уже не вернулась. Её сбила машина. Гостюхин тяжело переживал смерть матери. Он еле доучился в институте, стал выпивать. Собраться ему удалось только в армии, куда его призвали по окончанию учебы.

После службы Гостюхина приняли в театр Советской Армии. Актерских вакансий там тогда не оказалось, поэтому ему предложили должность мебельщика-реквизитора, обещая перевести, как только появится место.

Пять лет Владимир Гостюхин таскал реквизит, удивлялся, что вакансий всё нет, но в театре регулярно появляются новые актеры. Он терпеливо ждал, учил самостоятельно роли из спектаклей, и верил в чудо. Ему было уже под тридцать, когда его терпение смягчило, наконец, актерскую фортуну: исполнитель главной роли в одном из спектаклей заболел, и оказалось, что только Гостюхин знает весь текст на зубок. Руководство театра выпустило его на сцену.

Можно представит с каким воодушевлением он играл. На его счастье в зале среди зрителей была второй режиссёр телефильма "Хождение по мукам" Светлана Климова. Она предложила Гостюхину роль анархиста Красильникова.

Во время съемок телефильма его заметили ассистенты Ларисы Шепитько, которая долго искала исполнителей главных ролей в свою картину "Восхождение". Гостюхина пригласили на пробы.

Лариса Шепитько хотела, чтобы героев ее киноленты играли незнакомые зрителю актеры. Как ни уговаривал её Владимир Высоцкий отдать ему роль Рыбака, режиссер не соглашалась.

20 актеров было отсмотрено к тому моменту, когда на пробы пришёл Владимир Гостюхин. Сначала он режиссеру не понравился: слишком живым, с модной челочкой, предстал Гостюхин перед ней. Как вспоминает актер, Лариса Шепитько его просто загипнотизировала: он почувствовал, что от него хотят, выдал желаемое и получил роль.

"Восхождение" для меня тяжелейший фильм, виденный один раз, и сил пересматривать его нет. До сих пор я уверена, что это картина про Христа, который воюет в партизанах в образе Сотникова.

Сцена повешения словно впечаталась в мою память. То, как ребенку подкладывают коробочку, она - маленькая, до петли не дотягивается. Глаза её, с испугом и какой-то надеждой, смотрящие вокруг: "Теперь всё? Отмучилась?" И Сотников, спокойно обводящий взглядом толпу. Так хорошо, так чисто улыбающийся мальчику. Затем - взмывающий в небо. А потом хрип Иуды-Рыбака: "Я?!". Да, это он, даже не осознавая этого, стал палачом.

Тяжело дался этот фильм актерам и режиссеру. Для Владимира Гостюхина работа в картине была не игрой, а "смертью в каждом кадре". После окончания съемок ему понадобилось время, чтобы прийти в себя.

После выхода картины, её огромного успеха, на Гостюхина обрушился град предложений о съемках в кино. Однако, долгое время ему предлагали однотипные роли, вариации на тему всё того же Рыбака. Это было смело со стороны актера, долгое время сидевшего без работы, отказываться от таких ролей. Но он не хотел повторяться. Предпочитал маленькие роли, в которых находил что-то интересное. И оказался прав: спустя три года после выхода "Восхождение" ему предложат главную роль в картине "Старшина" (об этом фильме ниже).

В восьмидесятых Владимир Гостюхин создает очень удачные, на мой взгляд, образы в "Охоте на лис", "Левше", "Белом вороне", "Моонзунде".  В самом начале девяностых выходят две картины с участием Владимира Гостюхина, снятые Никитой Михалковым.

"Урга-территория любви".

К некоторым фильмам Михалкова можно эпиграфом ставить фразу: "Когда б вы знали из какого сора...". Картина, получившая главный приз Венецианского кинофестиваля, номинированная на Оскар, родилась из заказанного студии Никиты Михалкова французским телевидением небольшого фильма о географии китайской Внутренней Монголии.

Обсуждая вместе с Рустамом Ибрагимбековым, как это лучше снять, они написали 12 страничек текста и сняли "Ургу".

Я давно хотела посмотреть этот фильм, читала о нем и о том, как шли съемки. Но, видимо, время увидеть пришло только сейчас.

У меня сложные впечатления после просмотра: от одной половины картины я в восторге, другая вызвала у меня раздражение.

Мне понравилось начало фильма. Замечательные места, в которых проходили съемки. Пара главных героев - монголов, живущих в бескрайней степи, очень хороша. Такие фактурные, настоящие. Учитывая, что исполнители главных ролей непрофессиональные актеры (женщина - певица, а мужчина - бухгалтер), справляются со своими ролями они отлично. Дети, занятые в картине, невероятно обаятельные. Мальчишка - прелесть, настолько живой, озорной!

Этнографически фильм интересен. Быт монголов, некоторые промыслы, снятые Михалковым, показывают нам мир людей, живущих столетиями в уединении и гармонии с собой. Конечно, сцена убийства барана и его разделка, не для слабонервных. Я закрывала глаза и жалела Гостюхина, человека, который не любит охоту, что ему пришлось это наблюдать под камеру.

Искренне восхищаюсь тем, как, практически всё время импровизируя, сыграл в "Урге" Владимир Гостюхин. Перед съемками ему выдали несколько листочков, на которых было кратко написано о чем фильм. Дальше, как говориться, вперёд и с песней!

"Никита Сергеевич на площадке создавал атмосферу импровизации. Все рождалось прямо здесь и сейчас. Например, снимается сцена в юрте, когда меня привечают местные жители. Застолье. Мне наливают пиалу китайской водки. Ничего более омерзительного я никогда в жизни не пил — хинная вода (это такой укрепитель для волос) и то терпимее. Монголы выпили, и я за ними. Чувствую — проглотить не смогу. Мучительно сражаюсь с этим отвратительным напитком, и весь ужас происходящего отражается на моем лице. Группа за камерой, глядя на мои муки, давится от беззвучного смеха. Когда я все-таки проглотил этот чертов напиток, поднесли мне закуску — пиалу с дымящимся жирным супом из баранины. А у меня перед глазами картина — как этого барана два часа назад при мне забили и разделали. Я взял себя в руки и уже собрался приняться за суп, как туда залетела огромная муха… И вот тут я позеленел. И это все фиксирует камера! Такой вот у Никиты был художественный прием". (newsland.com)

Раздражение сначала легкое, потом сильней, начинается со сцены в ресторане, куда Монгол и Русский отправляются, приехав в город. Там выясняется, что герой Гостюхина не знает имя и отчество своего прадеда. Ему становится грустно, он начинает петь. Хорошо поет, кстати. Китайцы красиво танцуют вальс.

Я понимаю, что первое раздражение - моя личная заморочка. Мне очень не нравится, когда русских показывают в кино жуткими пьяницами. Тем более, что в картине это не оправдано. Герой Гостюхина на алкоголика не похож. Петь он начинает во вменяемом состоянии. Но уже в следующую секунду не стоит на ногах и вываливается из кибитки рикши. Вот зачем? Затосковал человек по Родине. Мы что, трезвыми страдать не умеем?

Однако, более всего я взъелась на историю Монгола. То, что мне хотели показать и то, что я увидела - вообще из разных опер. Хотели: Монгол не отказывается от своих корней, втыкает ургу, объявляя территорию вокруг - территорией любви. Это приводит к тому, что Байкал уже их. Правда, не объясняется, как это японцы сумели захватить Калифорнию?

То, что увидела я: жил-был Монгол. Ему очень хотелось регулярно заниматься с любимой женой сексом. Понятное желание. Правда, ему важно было не только исполнение супружеского долга, но обязательное рождение четвертого ребенка, так как Чингисхан был четвертым в своей семье. Здесь представилось, что для поднятия на новый уровень русской науки, наши женщины начинают рожать семнадцатого, потому что Менделеев был семнадцатым ребенком в семье.

Ладно, положим, у каждой нации свои заморочки. Но! Эти монголы живут в Китае, и им по закону разрешено иметь только троих детей. Рожденный четвертым, ребенок не сможет посещать школу, у него будут проблемы с документами. Всё это монгол знает, ему жена рассказала, но это для него неважно. А ещё она сказала, что доктор запретил ей пока рожать. Нельзя! Опасно для жизни. Она предлагает начать предохраняться.

Далее реакция, замечу, любящего мужчины. Мужчина едет в город. В аптеке не может купить презервативы, стесняется. Человек обстоятельный, Монгол решает собрать информацию. От друга узнает, что заниматься сексом в презервативе все-равно, что купаться в сапогах. Потом идет в храм, спросить совета по этому вопросу у Бога. Уезжает домой, останавливается в степи ещё немного подумать. Тут ему встречается Чингисхан.

Встреча оказывает на Монгола мощный эффект. Он приезжает домой, готовый следовать традициям, но жене врет, что презервативы в аптеке закончились. Втыкает ургу. Всё - здесь территория любви. А, по-моему, территория эгоизма. Потому что, если мужчина или женщина ради чего угодно готовы жертвовать здоровьем и благополучием близкого человека, это точно не про любовь.

После просмотра "Урги" мне срочно потребовалось увидеть картину, от которой мое настроение всегда перескакивает на отметку - "мир прекрасен". Это тоже совместная работа Никиты Михалкова и Владимира Гостюхина - фильм "Автостоп".

Эту небольшую киноленту Никиты Михалкова принято ругать "на чем свет стоит". И художественной ценности в ней нет. И, вообще, это не кино, а реклама. История фильма действительно началась с заказа студии Никиты Михалкова рекламного ролика нового автомобиля Фиат. Итальянцы попросили снять небольшую зарисовку минут на 12-13.

Михалков с Ибрагимбековым придумали историю: на испытаниях новенькая красивая машина приезжает в Россию. Здесь ее останавливает женщина, у которой начались роды. Она просит отвезти ее в больницу. Потом их догоняет муж героини, и уже вместе они продолжают свой путь.

История Михалкову настолько понравилась, что ему захотелось рассказать её полностью. И этот рассказ в 12 минут не запихнуть.

Михалков знал, что итальянцев не заинтересует больший по хронометражу фильм, даже если съемки не потребуют дополнительных затрат. Поэтому он по чуть-чуть снимал немного больше материала, чем было нужно. Потом смонтировал два фильма: на 12 и на 56 минут.

Когда довольные итальянцы приняли заказанную работу, Михалков попросил их подписать разрешение на использование лишних кадров. Итальянцы согласие дали, но захотели увидеть то, что из них у него получилось. На просмотре заказчики расчувствовались.

На мой вкус, "Автостоп" - замечательная работа Никиты Михалкова. Да, то что фильм родился из рекламы, видно. Это совсем не напрягает, ведь здесь о другом. О суровом итальянце, потерявшем способность улыбаться, когда столкнувшись с трудностями, он бросил жену и сына. О любящих друг друга мужчине и женщине, которые ждут ребенка.

Владимир Гостюхин играет этакого правильного мужика, передовика производства, который обожает свою жену. Нина Русланова здесь настоящая кошечка, милая до невозможности.

Снято красиво. Машина в фильме умеет танцевать. Прекрасные арии итальянских опер хорошо ложатся на русские пейзажи.

Моя любимая сцена: невероятной красоты заснеженный русский лес, сияющая огнями машинка, стоящая на дороге, и крик новорожденного ребенка. Вот это для меня - территория любви.

Здесь всё понятно. И любовь мужа к своей жене, ради которой он способен, если надо, семь километров по снегу пробежать, и ребенка своего принять, собраться, не испугаться. И то, что итальянец, оказавшийся с ними, такими трогательными, в непростой ситуации, насмотревшись на них, решает вернуться в свою семью к своему сыну. А до нельзя довольное лицо спящей в роддоме Нины Руслановой, один из последних кадров фильма, для меня просто - гимн жизни! 

Как говорят, Никита Михалков собирался, снимать Владимира Гостюхина в роли комдива Котова в картине "Утомленные солнцем", но потом решил, что его маленькой дочке спокойнее будет играть с отцом.

Легендарного военачальника Гостюхину довелось сыграть в драме "Генерал".

Я не собиралась изначально смотреть этот фильм, так как хорошо знаю историю человека, о котором рассказывает картина. Мне трудно даются фильмы о войне. Как, думаю, и многим. Это эмоционально тяжелые истории, особенно, если речь идёт о реальных людях.

Кем был генерал Горбатов? Герой Советского Союза Александр Васильевич Горбатов известен несколькими моментами. Выходец из крестьян. В юности дал клятву никогда не пить, не курить и не сквернословить. Клятву свою сдержал.

Он был из тех полководцев, которые берегли солдатские жизни: потери в его армии были в разы ниже, чем в целом. Не раз рискуя собственной головой, Горбатов отказывался бросать бойцов в атаку, если не был уверен в том, что сможет по-максимуму сохранить человеческие жизни. Он считал: "Умение воевать не в том, что бы как можно больше убить противника, а насколько возможно больше взять в плен. Тогда и свои будут целы". 

Это в честь его армии, взявшей город Орел, практически, без потерь, прозвучал первый салют. Это про него Сталин сказал: "Горбатова только могила исправит". Это он первым из советских военачальников в мемуарах написал о репрессиях. Это он выдержал пять серий допросов с пристрастием, и не подписал обличительные показания ни на себя, ни на других. Он чудом выжил в лагерях и был возвращен на службу по просьбе Тимошенко в марте 1941 года.

Фильм очень тяжелый. И он мне, скорее, не понравился.

К актерам, занятым в картине, претензий нет. Гостюхин очень уважительно старается раскрыть своего героя. Ирина Акулова, сыгравшая жену Горбатова, прошедшую с ним все горести и всю войну, Владимир Меньшов, в роли Жукова, и многие другие создали замечательные образы. Алексей Жарков очень убедителен, впрочем, как и всегда.

Цепляет дуэль мнений героев Жаркова и Гостюхина:

Я относился к Вам с осторожностью...
— Вы мне тоже сразу не понравились
.

В целом же, после просмотра остается впечатление, что картина скомкана. Как мне показалось, ленту задумали к столетию Горбатова, начали снимать. А потом случился развал СССР, и фильм доделывали на ограниченном бюджете, изрядно порезав сценарий.

Странно, что в биографической ленте отсутствуют временные ориентиры, совершенно непонятно что и когда происходит. Создаётся впечатление, что некоторые события придуманы. Когда такое случилось, что генерал, пытаясь оправдать доверие Сталина, уничтожает свою армию? Страдает, идет с ними в бой, и кладет солдат. Перерыла биографию Александра Горбатова, не было такого. Зачем понадобилось это показывать, не понятно.

В результате - вроде бы и рассказали о человеке, показали тяжесть войны и ужасы репрессий, но как-то всё кучей.

Нельзя писать о Гостюхине и не познакомиться с картиной "Старшина", роль в которой актер называет самой любимой в своей карьере и наиболее близкой ему как человеку.

Непросто дался этот фильм Владимиру Гостюхину. Дело в том, что у актера было своё видение героя, от которого он не хотел отступать. Его старшина не был из тех, кому сразу же хочется открыть все свои тайны. Он не был добряком.

Создаваемый актером образ раздражал часть съемочной группы. На площадку даже вызывали комиссию, стараясь закрыть потенциально вредную картину. Фильм удалось отстоять, Гостюхину разрешили показать героя так, как он его чувствовал.

Фильм тоже про войну. И пусть здесь нам показывают гибель только двух мальчиков, одного на фронте, другого в трех тысячах километров от него, от этого не легче.

Картина неброская, совсем непомпезная. В ней играют не слишком известные актеры. Основное действие происходит в пыльном, обшарпанном городишке, которых, наверное,  было много в нашей стране. И, думаю, однажды мне захочется пересмотреть этот фильм.

Все дело в работе двух актеров: Ивана Бортника и Владимира Гостюхина.

Меня поражает способность Ивана Бортника, выходца из профессорской семьи, "чрезвычайно начитанного и образованного человека" (Н. Михалков), так достоверно и пронзительно показывать самых простых, зачастую пьющих и одиноких людей.

Иван Никанорыч, герой Бортника, инвалид-фронтовик. В бою он потерял руку. Ему дали маленькую пенсию, которой не хватает на жизнь, поэтому Никанорыч вынужден приторговывать на рынке чужим табаком (калеку же не тронут, если что). У него никого нет. Он пьет, чтобы заглушить осознание собственной ненужности.

Как меняется этот человек, когда в его жизни появляются люди, которым он не безразличен. Как пытается доказать, что может быть полезен. И порвал моё сердце Бортник, отыграв одним взглядом тот ужас, который испытал его герой, подумав, что вдруг они уедут, и он снова останется один.

Гостюхин в картине прекрасен. Его герой старшина Кацуба немногословен. Очень скромен: о том, что у него грудь полна орденов, среди которых три ордена Славы, его сослуживцы узнают спустя месяцы.

Он не лебезит перед начальством. Не ищет дешевую популярность у своих воспитанников. С озорной и даже гордой улыбкой терпит их сопротивление. Они для него мальчики, которым досталось нерадостное военное детство, и которые привыкают к солдатской службе. Его задача обучить их и защитить, дать им лишний раз поспать, съесть лишний кусок хлеба.

Кацуба - просто нормальный человек. Мудрый, добрый, честный, порядочный, очень тактичный, который старается не давить, и с уважением относится к другим. У него есть дар сострадания. Наблюдая за ним в фильме, становится понятно, почему мальчик, который так трогательно спрашивает в начале картины: "Старшина, я, что, убит, да?", зовёт перед смертью маму и старшину. По большому счету, на таких, как Кацуба, держится нормальность нашего мира.

И у Атлантов иногда сгибаются плечи. Опять смерти, опять похоронки. "Зачем же всех, зачем же всех...", - Владимир Гостюхин словно сжимается в этой сцене. Его герой кружит как наседка над своим воспитанником, получившим известие о гибели отца, пытаясь облегчить боль убитого горем мальчика.

А когда пришла их выстраданная Победа... С чувством полного удовлетворения садится старшина покурить в сторонке и начинает задыхаться от табачного дыма. Атланты ведь не плачут, да?

Владимир Гостюхин - актер, к которому я отношусь с огромной симпатией.

Он достоверен в своих ролях, его герои - земные, настоящие.

И я рада, что в Киноигре мне выпало его имя.

Долгих лет жизни Владимиру Васильевичу, крепкого здоровья и хороших ролей!

Спасибо Skarletty за новую, очень интересную КиноИгру. Для меня она получилась самой эмоциональной. Наверное, потому что она о наших актерах, о нашем кино. Некоторые ленты напоминают о детстве. Фразы из многих фильмов прочно вошли в нашу речь. И мы узнаем себя, своих близких в каких-то героях. И, как всегда, надеюсь, что эта игра - не станет последней.

Будьте здоровы и смотрите кино!

Подпишитесь на наш
Блоги

КиноИгра: Владимир Гостюхин

14:05, 27 января 2021

Автор: veduga

Комменты 60

Аватар

Классный обзор

H

Хороший актер, фильмы с ним очень приятно смотреть. Спасибо за пост автор.

Аватар

Никто не видел его в фильме "Берег" Алова и Наумова? Очень хорошо он там сыграл. Я почему ассоциирую этот фильм с ним, хотя там класс ный актерский состав - Щербаков, Белохвостикова, Джигарханян и т.д.

M

Выше сплет6ица не воспринимает его хорошо, а я так только с удовольствием читаю его фамилию в титрах. Понравился с первого фильма Белый ворон. Пусть фильм и рядовой, но я ждала , когда будет : в фильме снимались, чтобы узнать его фамилию. Из сериалов видела только Дальнобойщики. Все очень приземлённо и он играет того, кого и всегда: порядочного человека и настоящего мужика. Фильмы все смотрела, что- то со слезами, что-то без слез, но пустых фильмов в его фильмография нет. Только Ургу не смотрела. Посмотрю, обещаю) спасибо за пост.

R

Ваш пост, тот случай когда выпавший жребий выдал Вам актера, который вызывает личную симпатию. Чувствуется восхищение:)) Спасибо огромное, прочитала с удовольствием, хорошо пишите! «Дети капитана Гранта» моя детская любовь, там все замечательные в том числе и наш герой! А вот «Восхождение» к стыду своему не смотрела, нужно обязательно восполнить

Подождите...