С наступившим вам Новым Годом, друзья! Пусть он будет тихим и спокойным, без потрясений.

У нас, как известно, есть традиция 31 декабря мы с друзьями смотрим фильм Рязанова "Ирония судьбы" по телевизору, а 1 января рассказываем всем в сети, какой фильм не очень правильный, и почему все там конченные, кроме Ипполита. Надо сказать, что конечно, последние два года накал "все конченные кроме" немного ослабел, но тем не менее, признания в ненависти к данной телекартине ежегодны и заслуживают внимания (зачеркнуто - психиатра). А вот почему...

Мое глубокое убеждение, большинство ненавистников фильма на самом деле давно его не смотрели, если вообще смотрели когда-то в глубокой юности. Все помнят почти наизусть эти славные диалоги - "какая гадость эта ваша заливная рыба" и "о, тепленькая пошла!", слушают славные песни про вагончик тронется, перрон останется, но сам фильм, в чем там суть, и в чем основной трагизм взаимоотношений героев - никто толком и не помнит. Все знают, что у красавицы Нади был "надежный рыцарь" Ипполит Матвеевич, и она его зачем-то легко и непринужденно в новогоднюю ночь променяла на залетного московского алкаша Женю Лукашина. Поскольку Лукашин, он же Новосельцев, он же Мягков внешне сильно проигрывает импозатному Яковлеву ака Ипполит Матвеевич, то смысл такой смены шила на мыло многим кажется неочевиден. 

Но я в этом году сделала одну весьма странную вещь - взяла да и посмотрела фильм от корки до корки, практически не отрываясь на резку салатов и украшение елок. И я поняла - что это бесподобный, по своей сути даже великий фильм, который, действительно, просто слишком заездили, заездили до того, что его истинный смысл начал ускользать от интеллектуального большинства. А ведь смысл фильма более чем полностью раскрывается в начальной песне - "Со мною вот что происходит" -

Со мною вот что происходит:
Ко мне мой старый друг не ходит,
А ходят в праздной суете
Разнообразные не те.
И он не с теми ходит где-то,
И тоже понимает это,
И наш раздор необъясним,
Мы оба мучаемся с ним.

Со мною вот что происходит:
Совсем не та ко мне приходит,
Мне руки на плечи кладет
И у другой меня крадет.
А той, скажите бога ради,
Кому на плечи руки класть?
Та, у которой я украден,
В отместку тоже станет красть.

Не сразу этим же ответит,
А будет жить с собой в борьбе
И неосознанно наметит
Кого-то дальнего себе.

О, сколько нервных и недужных,
Ненужных связей, дружб ненужных!
Во мне уже осатаненность...
О, кто-нибудь, приди, нарушь
Чужих людей соединенность
И разобщенность близких душ!

Со мною вот что происходит:
Ко мне мой старый друг не ходит,
А ходят в праздной суете
Разнообразные не те.

Со мною вот что происходит...

Лирика: Евгений Евтушенко
Музыка: Микаэл Таривердиев


 

Фильм начинается с кадров, где Лукашин и его красавица-избранница Галочка планируют встречу НГ. И уже с оттенков этого диалога понятно, что Галя -это классическая "не та". Нет, сам Лукашин ведет себя безупречно и он даже искренне уверен в том, что любит Галю. Но ее пренебрежение в отношении его близких "пусть твоя мама накроет стол и уйдет к соседке", "кататьяны обойдутся!" уже показывают ее нетерпимый и стальной характер. То, что она "не та" показывает и отношение к ней матери Лукашина. Мать говорит: если ты сейчас не женишься, то никогда не женишься. То есть мать понимает, что Галя сыну не пара, но лучше уж она, чем вообще никто. Именно поэтому мама согласна накрыть стол и уйти к соседке. Она уже отчаялась и рада любой паре сына, даже такой неудачной. 

Аналогичная же картина наблюдается у Нади, где она вместе с Ипполитом готовится встретить Новый год.  Стороннему наблюдателю может показаться, что это замечательная любящая пара, где он очень, очень заботливый. Но если вы приглядитесь, то увидите в повадках Ипполита недюжие задатки типичного абьюзера. Он постоянно внушает Наде, что она неправильная, несерьезная, непутевая. Что вот мол он почти жертвует собой, женясь на ней и составляя ее счастье. Его слова постоянно подтачивают ее самооценку, и показывают, что она чуть ли не должна ему за то, что он на ней таки женится, несмотря на все ее несовершенства. И это сейчас, когда он ей даже не муж, ужасно представить, в какое насилие, как минимум психологическое, подобное отношение выльется после брака... и понятно, что Надя уговаривает себя, что она уже не молода, что уже возраст, что пора замуж, что Ипполит такой положительный и непьющий, что вот это вот все. И в этом ее убеждает по большей части окружение - мама и подружки. 

Еще кое-что обьединяет Надю и Женю - наличие несчастливой, но глубокой любви в прошлом. У нее за плечами - печальный роман с женатым мужчиной. Он был много лет безнадежно влюблен в жену друга. Это с одной стороны, глубокие, неудовлетворенные чувства, но с другой - это была та самая самозащита от реальных отношений, люди не верили в то, что могут быть счастливы в браке, в любви,  у обоих сложные, тягостные взаимосвязи с мамами. 

И вот когда оба эти человека - такие хорошие, такие положительные, такие смиренные, и даже смирившиеся с судьбой, в самый уже последний момент все-таки волею той самой жестокой судьбы - находят друг друга.  Находят, но узнают не сразу. Это же так прекрасно, и это совет нам всем - не стоит соглашаться на компромиссы, стоит ждать именно своего человека и той судьбы, которая реально и за печкой найдет. 

Ипполит не конченный? Да блин, в квартире его подруги оказывается незнакомый пьяный мужчина. А вдруг он опасен? Она пытается ему все объяснить, и ведь она реально не виновата, а он что? Он устраивает мерзкий скандал, обвиняет во всем ее саму, он уходит. На самом деле ведь Ипполит бросает Надю. А то как он в неистовстве начинает гонять на скорости по Ленинграду, показывает лишь то, что он опасный для общества психопат. Но конечно Яковлев гениальный актер, он все это вытягивает до симпатии зрителя к Ипполиту. Но беда Ипполита не в том, что его бросила Надя, а в том, что он вот так подходит к отношениям. 

А Галя в фильме просто оказалась в той же ситуации, на которую обрекала других. Если Карпетяны обойдутся, а она почему не обошлась? Как приветили, так и ответили... 

Ну не знаю, стоит ли обьяснять такие вещи, что Лукашин вовсе не был алкашом? Ну просто друзья его напоили, ну со всяким может случится. Плюс тут гиперболизирование, свойственное для художественного фильма. Ну конечно вряд ли кому-то удастся произвести неизгладимое впечатление на главную женщину в своей жизни будучи в пьяном невменозе. Но с другой стороны, по сюжету Лукашин именно потому так безгранично раскрепостился и покорил сердце Нади (осторожно, не повторять!!!) 

В общем, с новым годом!

Не надо, пожалуйст, нападать на один из самых славных фильмов в истории. под который к тому же можно так хорошо резать салаты)) 

Подпишитесь на наш
Блоги

Ирония судьбы или все конченные, кроме Ипполита

20:59, 2 января 2021

Автор: valerianne

Комменты 417

A

Сюжет сам по себе и взаимотношения героев фильма не так уж и важны, по большому счету. Запоминается атмосфера чего-то невозвратно ушедшего: зимняя предновогодняя московская суета того времени, темный Крюков канал в Ленинграде, по которому идёт аристократичная польская "учительница русской литературы" Надя, прекрасно подобранные и исполненные песни на тексты хороших поэтов, пронзительная "Баллада о прокуренном вагоне". Атмосфера ушедшего даже не времени, а какого-то высокого класса в кино.

Аватар

Ипполит тоже конченый. За всю ночь не смог выгнать пьяного мужика из квартиры любимой.

Аватар

Не смотрела фильм с тех пор, когда сняли зачем-то продолжение, вчера с огромным удовольствием посмотрела! Люблю этот фильм) . Все чудесно сыграли, ничего лишнего!!!

Аватар

Не смотрела фильм с тех пор, когда сняли зачем-то продолжение, вчера с огромным удовольствием посмотрела! Люблю этот фильм) . Все чудесно сыграли, ничего лишнего!!!

Аватар

Не смотрела фильм с тех пор, когда сняли зачем-то продолжение, вчера с огромным удовольствием посмотрела! Люблю этот фильм) . Все чудесно сыграли, ничего лишнего!!!

Подождите...