Для меня существует парадокс актера Леонида Броневого. Судите сами: ему в кино практически не довелось сыграть главных ролей, малое количество зрителей могли увидеть его работы в московских театрах. При этом, наверное, нет в нашей стране человека, который был бы не знаком с его героями. "Штирлиц,  а вас я попрошу остаться…" и ещё множество фраз, произнесенных персонажами Броневого ушли в народ, сделав его одним из самых цитируемых русских актеров.

В его жизни было слишком много парадоксов.

Леонид Броневой родился в декабре 1928 года в Киеве. Его отец Соломон Факторович, влюбленный в революцию, сменил когда-то вместе с братом свою фамилию на звучную - Броневой. Отец работал в органах государственной безопасности, и их семья жила очень достойно - в просторной четырехкомнатной квартире в центре Киева.

В середине тридцатых руководство Советского Союза, только что катком прошедшее по крестьянству, с удивлением обнаружило, что более 60% сотрудников НКВД состоит из так называемых "бывших". Начались великие чистки органов. Соломону Броневому припомнили, что когда-то, пятнадцать лет назад, он восхищался Троцким. Отца арестовали. Броневым повезло: террор против своего народа только набирал обороты, и родным "врагов" ещё давали шанс спастись. У матери Леонида было 24 часа, чтобы решить все неудобные вопросы. За эти 24 часа женщина успела развестись с мужем, сменить отчество Леонида на Сергеевич, запретить сыну не только вспоминать, но даже думать об отце, и, наскоро собравшись, сесть в поезд, который увез их как можно дальше от Киева, в Кировскую область.

В 1941 году мама с Леонидом осторожно вернулись в Киев. И здесь им повезло второй раз: в начале войны семью эвакуировали в Среднюю Азию. Броневые избежали страшной участи евреев, оказавшихся на оккупированных нацистами территориях.

После окончания школы в 1944 году Леонид очень хотел поступить на факультет журналистики или стать военным. Но он был сыном врага народа, а, значит, ему пришлось бы в анкете при поступлении в ВУЗ указывать это обстоятельство. В театральном о родителях не спрашивали. Мама уговорила Леонида Броневого поступать в театральный. Он этого не хотел и всю жизнь считал, что стал актером помимо своей воли, пошёл в профессию, которую называл женской: "У меня тяжелый характер. Я самоед, я не очень-то доверяю себе. И я все равно считаю, что профессия, одним из главных компонентов которой является желание нравиться, — профессия не мужская. Актер — женская профессия".

После окончания института актерская судьба помотала Броневого по провинциальным театрам. Роли ему доставались отнюдь не главные. В 1953 году он решил продолжить театральное образование в Москве. Поступил на третий курс в Школу-студию МХАТ. Учился вместе с Галиной Волчек, Ириной Скобцевой и Игорем Квашой. Был знаком с Евгением Евстегнеевым и Олегом Ефремовым.

После окончания школы-студии Броневого не взял на работу ни один московский театр, и ему вместе с женой актрисой Валентиной Блиновой выпало ехать в город Грозный. Потом был Иркутск. Удача улыбнулась в Воронеже. Здесь его талант заметили. Он блестяще сыграл Ленина, за что получил хорошую квартиру в центре города.

Казалось, жизнь наладилась. Но... в 1961 году его жене поставили страшный диагноз. Молодая тридцатилетняя женщина сгорела за несколько месяцев. Леонид Броневой остался вдовцом с маленькой дочкой, которой не было ещё четырех лет.

Броневой решил переехать в Москву к родственникам жены. Позже ему удалось обменять квартиру в Воронеже на комнату в московской коммуналке.

Он мечтал поступить на работу в московский театр. Игорь Кваша привел его в "Современник", который организовали его однокашники. Но: "Товарищи мои меня не взяли. Таланту, сказали, у тебя, Лёня, маловато".

Целый год снова и снова ходил Броневой на показы в театры. Партнёра у него не было, и сцены на двоих он разыгрывал в одиночку. Чтобы заработать на еду для дочери и для себя, Броневой играл в домино на деньги в московских парках.

Наконец, ему повезло:  в 1962 году Андрей Гончаров взял его в Театр на Малой Бронной. Здесь он достаточно скоро стал одним из ведущих актёров. В этом театре Леонид Броневой прослужит 25 лет. Не всегда это будут безоблачные годы. Когда Гончаров уйдет из театра, Леониду Броневому придется услышать не самые приятные слова: "Ох, как мне надоела Ваша толстая морда!".  Хотя, он будет играть, и это главное.

В 1988 году Марк Захаров переманит Броневого в Ленком. До самых последних дней он будет служить в этом театре, ставшем для него родным.

В кино Броневого станут приглашать ближе к сорока, но на очень маленькие роли. Режиссеры в своих фильмах особо его не видели.

В 1971 году Леониду Броневому улыбнулась киноудача: он получил роль в телефильме Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны". 

"В самом начале съемок я женился во второй раз — на своей нынешней жене Виктории Валентиновне. День свадьбы совпал с днем начала съемок. Утром мы с несколькими друзьями, взяв шампанского, отправились в загс, оттуда — сразу на съемочную площадку, даже не успев выпить шампанского. Жена тогда расплакалась. Я ей говорил, утешая, что это хорошая примета, значит, всегда будет много актерской работы…"

И он был прав: эта картина сделает его звездой. Найдутся те, кто будет упрекать Броневого за то, что он сделал Мюллера таким обаятельным, каким прототип никогда не был. Говорят, однажды один из секретарей ЦК ВЛКСМ на вопрос, почему в мире поднимают голову организации нацистов, ответил: "Это Броневой виноват. Нельзя делать фашистов такими привлекательными".

Броневой очень волновался, приступая к съемкам. Ему 43 года, а он играет в кино свою первую крупную роль. Потом, Татьяна Лиознова относится к нему несколько настороженно: он театральный актер, плохо ориентируется на съемочной площадке. Некоторое время помощники режиссера следили за тем, чтобы он не выходил из кадра при съемках сцен.

— Все вы боитесь получить от старика Мюллера взбучку . . . Хоть раз я кому давал взбучку? Я старый добрый человек, про которого распускают слухи. Ваш красавец шеф злее меня в тысячу раз. Только он в своих университетах научился улыбаться и говорить по-французски. А я до сих пор не знаю, полагается ли резать яблоко или его надо есть, как едят у меня дома, целиком.

Его Мюллер для меня - это честный  служака. Этакая "соль земли". Он особо не разбирает, кому служит. Просто старается делать своё дело хорошо. Было время, ему приказывали ловить нацистов. Он ловил. Потом уже нацисты приказывали ловить антифашистов. Он снова ловил. Но вот пришло время, когда он, в общем, не глупый человек, понимает, что важно подумать о том, как пройдут следующие десять лет его жизни. И, да, Броневой делает своего героя совсем неоднозначным человеком. Страшным человеком. В детстве, смотря фильм первый раз, я разрыдалась после этой сцены:

Мне казалось, что всё - сейчас Тихонова начнут пытать. Родители еле успокоили меня, сказав, что всё будет хорошо.

Готовясь к этой киноигре, прочла мнение, что Броневой из тех актеров, которые играют один и тот же образ с одним и тем же выражением лица. Вот, категорически с этим не согласна.

Разве похож его хитрый служака Мюллер на увлеченного модой герцога из "Мюнхаузена"? Добрейшего и смешного правителя, сочувствующего всем и вся, конечно, если у их платья талия на месте.

— Сдайте шпагу!
— Ваше Высочество, ну не идите против своей совести. Я знаю, вы благородный человек и в душе тоже против Англии.
— Да, в душе против. Да, она мне не нравится. Но я сижу и помалкиваю!

— Поразительно.
— Что, Ваше Высочество?
— Я говорю, поразительно, как наш народ гармонирует с природой!

А его Велюров из "Покровских ворот"?

Скольких здесь он сыграл: и актера-неудачника, и пьяницу, и влюблённого.

Он настолько органичен, трогателен и так симпатичен в этом замечательном фильме.

Пожалуй, любимая моя роль Броневого в кино - доктор из "Формулы любви". Мне картина начинает нравится ровно с того момента, когда на экране появляется эта прекрасная пара:

Я считаю, что именно Татьяна Пельтцер и Леонид Броневой делают фильм таким милым. Сколько в их героях мудрости и обаяния!

―Откушать просим, доктор, чем бог послал.
― Откушать можно. Коли доктор сыт, так и больному легче.

— Ложки у меня пациенты много раз глотали, не скрою, но вот чтоб так, за обедом… На десерт… и острый предмет… замечательно!

Голос Броневого, которым он мастерски владел, характерный, узнаваемый, полный собственного достоинства, несколько убаюкивает: все - суета сует.

Его доктор - совершенно невозмутим. Кажется, он уже давно не умеет удивляться, зато удивляет зрителя такими перлами, которые невольно начинаешь повторять в различных жизненных ситуациях.

Говорят, у Леонида Броневого был очень непростой характер. Он многое и многим высказывал прямо в глаза. Он старался сохранить свою личную жизнь вдали от софитов и не приветствовал назойливых поклонников.

Наверное, он был жестким. Но ведь и судьба его не всегда баловала, выстилая дорогу лепестками роз.

Он прожил долгую жизнь. Он любил и был любим. Он выходил на сцену своего театра практически до самых последних дней.

Леонид Броневой, ставший актером поневоле, для меня, один из лучших актеров нашей страны.

Подпишитесь на наш
Блоги

КиноИгра: Леонид Броневой

11:58, 4 января 2021

Автор: veduga

Комменты 116

Аватар

Хоть Броневой и не снимался беспрерывно, но в профессии у него достаточно удачно все сложилось, кмк. Его роли все замечательны. И голос, конечно. И спасибо за обзор )

Аватар

Броневой - это шедевр! Один из моих любимых артистов. Его голос и выражение лица меня завораживают. Спасибо за пост!

Аватар

Как мало написано о его актерской работе и вашем впечатлении о ней. Ни слова об озвучке мультфильмов, а ведь это первоклассные работы. Несколько неправильно расставлены акценты в посте.

R

17 мгновений весны - это нечто. Лиознова гений. Собрала прекрасный актерский ансамбль, все интересны, все на своем месте. Броневой запоминается в фильме, не даром даже анекдоты про Мюллера появились. Видела его Фирса в театре. замечательно!

Аватар

Чудесный актер! Больше всего люблю его в фильмах Захарова "Тот самый Мюнхгаузен" и "Формула любви". Многие цитаты помню и иногда пользуюсь) Да и Велюров великолепен!

Подождите...