Сплетницы, здравствуйте.


Можно сказать что Баталов, точнее известнейший его герой - знаковая фигура Сплетника. Жаркий разбор полётов героя и героини "Москва слезам не верит" в свете веяний феминозма происходит на Сплетнике пусть не ежедневно, но довольно регулярно.

Он же Гога, он же Жора Алексей Владимирович Баталов родился 20 ноября 1928 года во Владимире. Будущий актер вырос в театральной семье. Владимир Баталов и Нина Ольшевская – родители Алексея. И мать, и отец Алексея работали в Московском Художественном Театре. Благодаря родителям мальчик в буквальном смысле слова вырос на театральных декорациях.


В 30-х годах брак Владимира Баталова и Нины Ольшанской распался. Мать Алексея вышла замуж во второй раз, мальчик в пять лет попадает в семью писателя Виктора Ардова. Нина Ольшевская с сыном переезжают к Виктору, но жить в новой семье тяжело, ведь за стенкой проживает бывшая жена Ардова. Тем не менее матери Алексея удалось приобрести квартиру и переехать вместе с сыном в дом литераторов, где соседями была семья Мандельштамов.
В силу и своего происхождения, и места жительства Алексей Баталов уже в детстве купался в сливках театрально-художественного СССР. В их доме бывали Михаил Булгаков, Осип Мандельштам, Фаина Раневская, Борис Пастернак, Анна Ахматова, Юрий Олеша.

С Ахматовой у Баталова связано множество воспоминаний. Как-то она, сама нуждаясь в деньгах, отдала ему свой гонорар — чтобы вернувшийся из армии Алексей купил себе одежду. А он приобрел... подержанный "Москвич". И назвал его Аннушка.

Борис Ардов, младший брат Баталова, возглавлял Ахматовский культурный центр в Москве

                                         Баталов с младшими братьями

Семья Баталова впечатляет. Дядя Николай Баталов  заслуженный артист РСФСР, тётя Ольга Андровская актриса и педагог, народная СССР, двоюродная сестра Светлана Баталова актриса (умерла в 2011г)
Младшие братья - Михаил Ардов писатель, публицист, клирик неканонической Российской православной автономной церкви, настоятель московского храма св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище, благочинный Московского благочиния РПАЦ.
Борис Ардов (07.02.1940—23.08.2004), актёр театра и кино, режиссёр и художник-постановщик мультипликационных фильмов. Его имя мне знакомо, но из мультфильмов знаком только "Незнайка в Солнечном городе"

Баталов иронично называл себя «человеком неандерсталинской эпохи», считая Сталина бандитом и убийцей, так как во время его правления были репрессированы ближайшие родственники Алексея Владимировича. В советское время не состоял в партии, так как "то государство терпеть не мог и понимал, что это (КПСС) собрание злодеев и убийц", хотя государственные награды и звания принимал. Отказался подписывать письмо о поддержке ввода советских войск в Чехословакию, читать "Малую землю" Брежнева по радио, играть Ленина.

11 марта 2014 года подписал Коллективное обращение к российской общественности деятелей культуры России в поддержку позиции Президента по Украине и Крыму. В интервью изданию «Вечерняя Москва» свою поддержку присоединения Крыма к России объяснил тем, что «это абсолютно разумно, потому что сроду так и было. Это очень нужный кусочек родной земли, драгоценно нужный! И спасибо за это одному человеку, которому мы обязаны этим — он абсолютный молодец. И главное — что это правда, потому что люди-то там всё равно всегда были наши. Я всеми руками тоже хлопаю и машу и кричу — это замечательно!»

                                                           с Гитаной

               первая жена Ирина Ротова

Первой женой Алексея Владимировича была подруга детства Ирина Ротова. В 1955 году родилась дочка Надя.

                              со старшей дочерью Надей

                   с Гитаной и младшей дочкой

На съёмках "Дело Румянцева" влюбился в девятнадцатилетнию цирковую наездницу Гитану. Через несколько лет они смогли пожениться. Когда актёру исполнилось 40, а Гитане 28, родилась их дочь Мария. В этот день навсегда закончилась цирковая карьера Гитаны, а Баталов, один из самых востребованных актёров, стал принимать лишь предложения, от которых невозможно отказаться. Супругам пришлось отвоёвывать малышку у церебрального паралича.
Любовь Алексея и Гитаны Баталовых помогла их дочери найти себя в жизни, получить профессию.                                                                                                                      У знаменитого актёра есть внучка, дочь Надежды Баталовой - Екатерина Смирнова, родилась в 1978 году, и правнучка Светлана (2011). Пишут, что с внучкой и правнучкий он не сохранил семейных отношений, да и со многими родственниками, т.к. из-за болезни младшей дочери они с Гитаной жили очень замкнуто.
В 1960-е годы Алексея Баталова пригласили работать на радио. Его голосом заговорили персонажи радиоспектаклей «Казаки» Л. Н. Толстого, «Белые ночи» Ф. М. Достоевского, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Поединок» А. В. Куприна, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира и другие.

Преподавал во ВГИКе на кафедре актёрского мастерства с 1975 года. 
С 2007 года был Президентом Российской академии кинематографических искусств "Ника".

Баталов трижды отметился в Каннах - в 1955 году Приз лучшему актёрскому составу, фильм "Большая семья"(режиссёр Иосиф Хейфиц), в ленте "Мать" в 1956 и "Летят журавли" в 1958.
Фильм "Москва слезам не верит" в 1981 году был удостоен премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и Государственной премии СССР.                                                                                                                                          Список отечественных наград у него очень-очень длинный, я решила не перечислять все, вкратце:

 Заслуженный артист РСФСР (6.08.1964).
- Народный артист РСФСР (1969).
- Народный артист СССР (1976).
- Герой Социалистического Труда (1989)
- Два ордена Ленина (1967, 1989).
- Лауреат Премии Ленинского Комсомола в 1967 году.
- Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых 1968, за участие в фильме "Девять дней одного года")
- Награждён орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени (1998) и II степени (2008)
- Императорский Орден Св. Анны II степени (Российский Императорский Дом, 2012)

В 2003 году Глава Российского Императорского Дома княгиня Мария Владимировна пожаловала Алексею Баталову потомственное дворянство.

Алексей Баталов скончался во сне, в 6 часов утра 15 июня 2017 года, на 89-м году жизни, в Москве.

Баталов для меня всегда ассоциировался с фильмом "Летят журавли", который я  не видела, "Москва слезам не верит", "Бег" и "Три толстяка". И с "Войной и миром" Толстого - он воплощение князя Андрея Болконского (Вячелав Васильевич, не хватайтесь за тапок)

 Kонечно и прежде всего "Летят журавли". Благодаря киноигре я наконец посмотрела этот фильм.
Сначала выбрала три неизвестных мне, затем осознала, что "Летят журавли" - серьёзная прореха в моём образовании, в итоге приготовила рецензию на пятъ фильмов (и это не прореха в арифметике)

1. "Мать", экранизация 1955 года романа Горького, режиссёр Марк Донской. Картина претендовала на "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля (1956), но в итоге досталась она фильму Жака-Ива Кусто "Безмолвный мир". "Мать" не взяла ни одной награды.
Википедия пишет, что в тот год на фестивале сложилась нездоровая атмосфера - шла холодная война, американцы, частично финансировавшие фестиваль, требовали к себе особого отношения, представители Восточного блока были этим недовольны, было принято решение о снятии фильмов при определённых условиях. Это решение, в свою очередь, было воспринято как цензура и вызвало разногласие. В этом же году было решено исключить подобную цензуру в выборе и начать новую эру фестиваля.
Не исключаю, что из-за этого фильм не взял награду, в Википедии о причине ничего не говорится.
Уже в 1958 "Золотую пальмовую ветвь" взял фильм Калатозова "Летят журавли".

"Мать" - революционная драма. 1900 год, Павел Власов (Баталов), молодой потомственный рабочий, революционер. Его мать Пелагея Ниловна (Вера Марецкая), забитая бытом и семейными нравами, испугана деятельностью сына. Но, несмотря на забитость, в ней есть тяга к лучшему, есть отвага живой души. Она истово и нежно любит сына, боится за него и в то же время пытается понять, и так постепенно проникается и втягивается в его дело. Переломом становится арест Павла - потрясённая, мать самостоятельно выходит на тропу революции.

Мне очень, очень понравилась игра Марецкой. Ничего о ней не знала, кроме имени. Она с 40-х годов была театральной звездой, ее называли "хозяйкой театра Моссовета". Сыграла в знаменитых фильмах ""Сельская учительница"(1947) и "Член правительства"(1939), и в теле спектакле "Странная мисс Сэвидж"(1975). И, оказывается, ей действительно с молодости удавались возрастные роли.                              Манера игры старомодная, как и весъ фильм, но мастерство и искренностъ всегда говорят сами за себя. Пробуждение смелости, душевного размаха в забитой женщине, нежная и всё понимающая и преодолевающая материнская любовь. Так сопереживаешь, что сам становишься красным.

Капиталисты и полицейские изображены соответственно тем временам в советском кинематографе - довольно карикатурно и однобоко. Но из-за высокой художественности фильма глаз не режет.
Понимаешь, что правда с обеих сторон, и эти правды непримиримы. Нелегка наша история.
Очень рада что посмотрела.

2. «Летят журавли» — фильм 1957 года режиссёра Михаила Калатозова, снятый по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые». Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Международного Каннского кинофестиваля 1958 года. Наряду с фильмами «Баллада о солдате» (1959) и «Иваново детство» (1962) изменили военный жанр советского кино, где ранее войну представляли как фронтовую жизнь. В этих фильмах война представлена как драма обычных людей.


Борис с Вероникой любят друг друга и собираются пожениться. 21 июня 1941 года они гуляют по Москве и наблюдают за пролетяющим над городом журавлиным клином. На рассвете 22 июня они расстаются на лестничной площадке Вероникиного дома и договариваются о завтрашней встрече.


Борис, несмотря на возможность получить бронь, принимает решение уйти добровольцем на фронт.
Родители Вероники погибают при бомбёжке, дом разрушен, Вероника переезжает к родителям Бориса. У них живёт также Марк, двоюродный брат Бориса, студент и талантливый пианист, он имеет бронь и на фронт не попадает. Марк давно влюблён в Веронику, он настойчиво ее добивается и в один не прекрасный момент Вероника, испуганная и подавленная бомбёжками, смертью родителей, отсутствием вестей от Бориса, уступает. Родители Бориса не осуждают её.
Борис погибает. В военной неразберихе однозначных свидетелей его смерти нет, он считается пропавшим без вести. Вероника считает себя предательницей и виновницей произошедшего, она отказывается веритъ в его смерть.
9 мая 1945 года. На вокзал прибывают поезда с фронтовиками, их встречают букетами и объятиями жены и подруги, друзья и родные. Вероника встречает там Степана, однополчанина Бориса. Он рассказывает, что хоронил Бориса и отдает ей её портрет-фотокарточку, найденную в шинели.
Вероника идёт сквозь толпу и раздаёт фронтовикам цветы из своего букета, к ней присоединяется отец Бориса Фёдор Иванович. И тут все видят, как над Москвой пролетает клин журавлей.

К сожалению ютуб не даёт просмотреть видео из "Летят журавли" на Сплетнике, нужно переходить:

Очень простая и вечная история. Любовь против смерти, юность против воющего металла.
Кроме сценария и режиссуры в фильме очень особенная работа оператора. Я не профессионал в этих делах и не могу объяснитъ - планы, ракурсы, всё что называется видеорядом - снято так, что говорит глубоко без слов. Кроме того это выглядит очень новаторски и современно, настолько, что я была бы не против, если бы сделали цветную версию, знаю что звучит несколько кощунственно, но вот. Похожее впечатление оставляет "Космическая Одиссея" Кубрика - догадаться что фильм 68-го года можно только по бытовым деталям и особенностям плёнки, абсолютно вневременная свежесть картинки. Это то, что делает классику любого жанра классикой и образцом.                                                                                                              Мне было бы очень интересно посмотреть в цвете.

Содержание, игра, визуал - понятно почему фильм победил в Каннах.

Отдельно выделю две сцены - проводов на фронт и бег отчаявшейся Вероники вдоль путей.

В одной солдат в госпитале получает известие, что его невеста вышла замуж, пока он воевал, и у него происходит нервный срыв. Вероника видит презрение окружающих к неверным невестам, выбегает из госпиталя и хочет броситься с моста под поезд, вдруг видит потерявшегося мальчика и это её останавливает. Отчаяние и беда, невозможность исправить. Как снят бег - жёсткий сумбур мелькающих ног и ступенек - это ещё раз об операторе.

В другой сцене Вероника опаздывает к проводам, мечется в толпе, пытаясъ найти Бориса и хоть обменяться с ним взглядом. Борис ждёт её появления, но надо строиться, "Прощание славянки" уже играет, машина заведена, сыновья и мужья уже шагают, они уже уходят, уже ушли.

Обязательно выберите подходящий вечер и посмотрите "Летят журавли".


3. Третья лента практически современная. «Время отдыха с субботы до понедельника» — художественный фильм режиссёра Игоря Таланкина, 1984, вариация на тему рассказа Юрия Нагибина «Терпение», с музыкой в исполнении рок-группы «Центр», участники которой также снялись в фильме.
В главных ролях Алла Демидова и Владислав Стржельчик.

Супружеская пара состоявшихся и обеспеченных учёных в круизе по озеру Валаам, с ними их дочь-подросток и сын-студент. Молодёжъ развлекается в шикарном баре и дискотеке теплохода, родители со вкусом проводят время в шикарной каюте.


 Анна (Демидова) в юности была влюблена в парня по имени Павел. Он пропал без вести на войне, его друг Алексей Скворцов (герой Стржелъчика) вернулся и Анна вышла за него. По видимому потому, что он - её ближайшая связь с любимым. Сына она назвала Павлом.
Слово за слово, между супругами встают старые обиды. Алексей пеняет на то, что для Анны всегда существовал только Павел, она живёт старой любовью, а муж ей безразличен.
Во время экскурсии на берег они ссорятся, Анна одна продолжает путь в старый монастырь, где сейчас живут инвалиды. В лодочнике, который ее перевозит, она узнает пропавшего Павла (Баталов).

 Он инвалид на протезах. Но...его реакция на ее порыв, готовностъ всё бросить и бытъ с ним, предложение переехать  Ленинград - совсем не такая, как ей рисовалось за годы ожидания. Анна ошеломлена, потрясена...а затем отрезвлена. Всё возвращается на круги своя и, я думаю, это правильно и так и должно быть. А может, и нет.  Грустно за обоих. Роль Баталова очень короткая, при этом она поворотная веха сюжета. Павел мягок и жёсток одновременно в отказе Анне. Оба в возбуждении, понятном, она слишком "насела" на него, а он слишком переживает из-за разницы в их положении. К тому же у него есть женщина, которую он не любит, но благодарен ей за заботу. Вобщем, в момент встречи он сторона более трезво и горько смотрящая на вещи. Я думаю, в жизни на этом бы не закончилось, Анна ещё вернётся, чтобы увидеть его, поговорить, рядом побыть.

Что меня поразило - близость войны. Фильм вовсе не военный, современный теплоход, дискотека, рок-музыка, длинноволосая молодёжь в джинсах. И герои очень моложавые, успешные, современные, особенно Анна.


И эта холёная дама в круизном антураже говорит о своей военной молодости как о чём-то само собой (действие происходит в 70-е, героям где-то чуть за пятьдесят)
Есть очень страшный момент - пассажирка на палубе нервно рассказывает Анне, как перевозили по замерзшему озеру детей во время войны и как дети гибли.

Вот эта же близость меня всегда торкает в "Бриллиантовой руке" - "С войны не держал боевого оружия"

А ещё сюжет мог бы бытъ продолжением "Летят журавли".
Борис-Павел всё-таки не погиб, Вероника-Анна замужем за его другом-двоюродным братом, но вся её жизнь - замена той, несостоявшейся с возлюбленным.

Фильм не шедевр кинематографа, но по-ностальгически, по-советски хорош. Спокойный, где-то дерзкий из-за молодой темы, глубокий, о ценном. Как тихая, но мощная вода. Освежает и оставил послевкусие.

4. "Похороны Сталина" — советско-британский художественный фильм, созданный Евгением Евтушенко.                                                                                      Кроме Баталова, в фильме снялась Ванесса Редгрейв.
Википедия говорит, что это второй режиссёрский опыт Евтушенко. Он же сценарист.

1953 год, СССР. Москва прощается с Вождём. В похоронной толчее Женя знакомится с Элей. За долгие часы, проведённые в траурной процессии, они успели многое узнать друг о друге, но Эля нелепо погибает. Так у Жени начинается другая, взрослая, жизнь.

Очень невнятнo, все куда-то бегают и суетятся в темноте и непонятках. Я выдержала 15 минут, потом решила, что жизнь слишком коротка, а хорошего в ней слишком много. Это всё, что могу сказать о фильме.

Так как, по независящим причинам, предыдущий фильм был мною похерен, я посмотрела вместо него ещё один.

5. "Поздняя встреча" - фильм 1978 года по мотивам повести Юрия Нагибина «Срочно требуются седые человеческие волосы», снят на Свердловской киностудии.
Сергей Иванович Гущин (Баталов), авиационный инженер и специалист по катапультам, приезжает из Свердловска в Ленинград в качестве консультанта для съемок кинокартины. На киностудии он знакомится с начинающей актрисой Наташей Проскуриной (Лариса Луппиан). Им есть о чём поговорить, Сергей приглашает Наташу на прогулку.

Выясняется, что он хорошо знает Ленинград и разбирается в его архитектуре. Во время войны он был лётчиком, был сбит над Ленинградом. Сергей спасся, а его друг Андрей погиб. Сергей знакомит Наташу с отцом Андрея - он водитель катера, на котором они вместе совершают прогулку.
Наташа приводит Сергея к себе домой, случается ночь любви.


Гущин женат, но с женой отношения плохие. Её, по-видимому, мучает неудовлетворённость собственной жизнью, в результате такой обычный набор - злостъ на мужа, опошление и насмешки на всех и вся, от чего оба страдают. Просто не подходят друг другу.
Но Гущин человек долга и то ли всё-таки любит жену, то ли жалеет, то ли страшно, в общем роману с Наташей он не даёт продолжения, остаётся с женой.


Фильм на один раз, ни хорош, ни плох. Из тех что смотрели родители спокойными советскими вечерами по первой программе.
 Луппиан хорошенькая, а-та-та Боярский, чего ж тебе ещё надо, собака? 

На этом всё!

Перечитала пост и заметила, что просто перечисляю факты о Баталове. У меня действительно мало личного отношения к нему, не так, как, скажем, к Филиппенко или Александру Соловьёву. Он для меня глыба и зубр советского кино, даже аристократ. Когда писала пост, с донышка памяти звучал его голос, так тепло и таинственно. Оказалось - "Ежик в тумане"! Ох ты ж.

Я искренне рада, что посмотрела "Летят журавли", кусок родной культуры встал на своё место. Очень тёплое чувство оставили "Мать", "Время отдыха..." с великолепной Демидовой (привет герцогине Мальборо!


Спасибо киноигре и Скарлетти!

Вот теперь точно всё.

Подпишитесь на наш
Блоги

Киноигра. Алексей Баталов

18:54, 25 января 2021

Автор: _stirlitz_

Комменты 77

Аватар

Ох, от восторга даже не знаю, что написать ))) Для меня имя Баталова в первую очередь связано с любимейшим фильмом "Дорогой мой человек". Умели же создавать таких идеальных героев, но без приторности, с человеческими пороками, которые так близки и понятны адекватному и культурному большинству. Баталов невероятно хорош. Вот сколько раз наткнусь на него , столько раз и посмотрю. Затем совсем фильм детства "Дело Румянцева". Каждый раз переживаю ))) Такой он там молодой, горячий, колеблющийся. А вот затем вспоминается новогодний, холодный (как зимний вечер), горький (как чай) фильм "Чисто английское убийство". Доктор Ботвинг олицетворение порядочности, терпимости, благоразумия и трудолюбия. Лично у меня такие ассоциации от этого персонажа. Спасибо, было очень интересно. И теперь появилось желание посмотреть некоторые не просмотренные ранее фильмы.

Аватар

я искренне поражена тем, сколько людей оказывается не смотрели "Летят журавли"

Аватар

Не мой любимый актер, но что актер хороший - несомненно. Мне нравятся с ним старые фильмы: "Большая семья", "Дело Румянцева", "Девять дней...", "Летят журавли", "Три толстяка" и т.д. Ну и это узнаваемый голос, конечно, в моем любимом "Ёжике в тумане". И спасибо за интересный пост )

Аватар

Талантливый, прекрасный актёр! А какой у него голос. Из не очень известных фильмов недавно смотрела «Скорость» с его участием.

Аватар

Спасибо автору и Скарлетти за чудесную рубрику и вам, девочки, которые участвуют и поддерживают уже столько лет! По сабжу.. Баталов-актёр детства. Летят журавли, Дело Румянцева, Дама с собачкой, Большая семья, Дорогой мой человек...9 дней одного года, Три толстяка.. Летят журавли в списке любимейших фильмов. Это шедевр и цветным я точно его видеть не хочу, удивилась, что у Вас возникла такая мысль! А в Чисто английском убийстве как хорош! Очень люблю советские детективы с прибалтийскими актёрами, эстетично и красиво получалось) Спасибо за пост)

Подождите...