В последний день новогодних каникул предлагаю сплетницам прикоснуться к творческой судьбе мастера, уровня которого в современном актерском мире, увы, не находится. О Всеволоде Ларионове не было отдельных постов на Сплетнике, да и вряд ли еще будет. Спасибо Skarletty за возможность рассказать о талантливом человеке, всю жизнь отдавшему театру и кинематографу. В его творческом арсенале почти нет главных ролей, но даже роли второго плана и эпизоды с Ларионовым запоминались зрителями.
Лично для меня, гениальность актера заключается в широком диапазоне сыгранных ролей. Эффектная внешность и незаурядный талант Всеволода Ларионова позволили создать целую палитру ярких образов. В одном фильме Всеволод Дмитриевич мог сыграть важного генерала-попутчика ("Родня"), в другом профессора-интеллигента ("Повесть непогашенной луны"), истинного аристократа ("Анна Павлова"), грузчика ("Реквием по филею"), или же взять его отрицательныt персонаж как Званцев ("Улица полна неожиданностей") или колоритный мафиози Крюков (телесериал "Горячев и партнеры"), с каким мастерством всё сыграно!
Небольшие, но запоминающиеся роли Ларионова в фильмах Марка Захарова: эмоциональный остроумец Авессалом Изнуренков ("Двенадцать стульев", продажный судья ("Тот самый Мюнхаузен"), тщеславный охотник ("Обыкновенное чудо").
Ларионов Всеволод Дмитриевич появился на свет 11 сентября 1928 года в Москве, всю жизнь он прожил в районе Динамо. Самой судьбой ему было предназначено стать актером: его дедушка был артистом императорских театров, а тетя знаменитая актриса Софья Гиацинтова. Мама актера была родом из обрусевших немцев, в свое время училась в школе ваяния и живописью. У Всеволода Дмитриевича в роду были творческие люди, он состоял в родстве с Мамонтовыми и Толстыми. Дебют актера состоялся в фильме «Пятнадцатилетний капитан» в 1945 году, актеру на тот момент было 17 лет. Благодаря роли Дика Сенда в этом фильме, юноша стал очень популярен у зрителей, особенно у мальчишек, для которых он был воплощением отваги и мужества. Многие подростки пошли учиться в мореходку, благодаря примеру Дика.
Ларионов хорошо учился в школе, имел склонность к точным наукам. Он пытался уйти от судьбы и почти год отучился в Московском авиационном институте, но любовь к театру была настолько сильна, что он все-таки пошел учиться на актера. И в 1950 году Всеволод окончил Театральное училище при Театре имени Ленинского комсомола. Так начинался творческий путь Ларионова. В его творческой копилке много разноплановых ролей не только в кино, но и в его родном театре Ленком, которому Ларионов прослужил почти 50 лет. Он сыграл Алешку в "Хлеб и розы", Полония в "Гамлете", Тригорина в "Чайке", Лейзер-Вольфа в "Поминальной молитве" и еще многих героев. Здесь он встретил свою жену, коллегу по сцене, Галину Алексееву. В браке родилась единственная дочь Катя, которая для себя выбрала профессию переводчика.
Всеволода Ларионова по праву можно назвать патриархом озвучания. До Киноигры я не знала, что актер подарил свой голос делововитому попугаю из мультфильма "38 попугаев", капитану Селезневу и Говоруну из "Тайна третьей планеты", кабану из "Волк и теленок", Муме-папе, Хемулю и Однтатру, и еще многим мультяшным героям, любимых нами с детства. Его голосом говорят Пьер Ришар, Ален Делон, Меркуццо из "Ромео и Джульетта", Гарри из "Чингачкук-Большой Змей", герои итальянского сериала "Спрут" и другие персонажи известных фильмов. Долгие годы Всеволод Дмитриевич читал текст от автора киножурнала "Фитиль".
Со многими работами Всеволода Дмитриевича я знакома. Для Киноигры я выбрала кинофильмы с участием актера, которые ранее не смотрела.
"Крейсер "Варяг" (1946г.), режиссер Виктор Эйсымонт
Фильм-посвящение подвигу русских моряков в битве с японской эскадрой близ корейского порта Чемульпо в далеком 1904 году.
При скудости пиротехнических средств, отсутствия спецэффектов, к которым привык современный зритель, "Крейсер "Варяг" всё равно смотрится на одном дыхании. Секрет - в игре актёров, в напряжённом действии. С середины фильма у меня глаза были на мокром месте, в голове крутилась знаменитая песня про последний парад, частично она прозвучит в финале фильма....Фильм получился крайне патриотичным, как и многие исторические фильмы пост-военного периода. Всеволод Ларионов в роле мичмана Саши Дорофеева появляется в первых кадрах фильма, именно он увидит вражеские мины. Роль небольшая, но знаковая.
Всеволод снялся в драме «Крейсер «Варяг» через год после съемок в "Пятнадцатилетнем капитане". Благодаря этим двум фильмам карьера Всеволода пошла в гору, начавшись очень стремительно. Отмечу также актерские работы в "Варяге": Борис Ливанов (отец Василия Ливанова) в роли командира "Варяга" и Ростислав Плятт в роли командира английского крейсера, роли сыграны ювелирно.
Очи черные (Dark Eyes, Oci ciornie) (Италия, США, СССР), 1987 год. режиссер - Никита Михалков
Наш ответ Феллини - таким должен быть девиз первой половины фильма. Прослеживаются прямые отсылки к "8 1/2": те же амурные метания главного героя, пребывание в лечебном профилактории, даже певичка, и та похожа на объект вожделения подростков у Феллини. Вторая половина фильма больше похожа на балаган аля-рус с неизменными атрибутами: водка, икра, цыгане, катание на тройке. Я уже было совсем разочаровалась в фильме, но развязка киноистории меня порадовала. Да, эта киноработа не лучшая у Михалкова, заметно уступает его ранним работам "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Неоконченная пьеса для механического пианино". Но смотреть надо, прежде всего из-за актерского состава: Марчелло Мастрояни, Всеволод Ларионов, Юрий Богатырев, Елена Сафонова, Иннокентий Смоктуновский. Как и в "Крейсере "Варяг", Всеволод Ларионов появляется в фильме с первых кадров, он играет коммерсанта-молодожена Павла Алексеева, именно ему главный герой в исполнении Марчелло Мастрояни рассказывает историю своей любви к русской женщине.
Во время съемок фильма Марчелло постоянно одаривал Всеволода Дмитриевича комплиментами, приговаривая: Вы прекрасный актер, Вы прекрасный актер! И как доказательство этому, в финальных сценах мне показалось, что игра Ларионова более убедительна. Но, тем не менее, Мастрояни за эту роль получил Пальмовую ветвь и номинацию на Оскар. Ларионов призами отмечен не был, хотя, по моему мнению, эта была его лучшая роль.
Анна Павлова, 1983 г. СССР, Великобритания, ГДР, Куба, Франция. Режиссер Эмиль Латяну.
Всякий раз, когда режиссер берется снимать байопик - он всегда рискует. Латяну замахнулся на масштабную интернациональную работу с натурными съемками в Латинской Америке, США, Европе, яркими балетными сценами. На главную роль Эмиль Владимирович взял свою красавицу-жену - Галину Беляеву, которая в свое время окончила Воронежское хореографическое училище. Балерина Валентина Ганнибалова дублировала Беляеву в некоторых сценах. В крошечной роли снялся мэтр режиссуры - Мартин Скорсезе. Музыку, как и ко всем фильмам режиссера, написал композитор Евгений Дога. На выходе получился красивый фильм с превосходной операторской работой о нелегкой судьбе великой русской балерины. Фильм можно долго критиковать за исторические неточности, некоторое провисание сюжетных линий, небезупречную работу Беляевой как актрисы, но я не буду. Данная кинопостановка будет интересна не только "старым работникам культуры", к коим я и себя частично причисляю после 7 лет занятий хореографией, но и широкой аудитории, которой просмотр фильма подтолкнет расширить кругозор и погрузиться в прекрасный мир балета, хотя бы онлайн..
Всеволод Ларионов сыграл В "Анне Павловой", по мнению критиков, свою лучшую роль. Актеру удалось блестяще отобразить противоречивую натуру антрепренера Дягилева. С одной стороны, Дягилев — истинный ценитель искусства, который посвятил всю свою жизнь балету, но с другой стороны — тиран и деспот. Деньги его не интересовали, даже больше чем искусство Дягилеву нравилась абсолютная власть над людьми. Дягилев в исполнении Всеволода Дмитриевича получился мятежным и экзальтированным, будто сошедший с известной одноименной картины художника Льва Бакста.
"Сыщик петербургской полиции", 1991 год. Режиссер - Виктор Кобзев.
Иронический детектив по повести Л. Юзефовича "Ситуация на Балканах", написанной по материалам об агенте петербургской полиции И.Д. Путилине - герое комиксов и веселых рассказов конца XIX - начала ХХ веков. Знаменитый сыщик расследует убийство графа фон Аренсберга, военного атташе в Санкт-Петербурге. Изначально планировалось снять сериал, но исполнитель главной роли Путилина - Петр Щербаков умер в год выхода фильма на экран.
На удивление, довольно-таки качественная киноработа для сложного, перестроичного периода нашего кинематографа. Немалая заслуга в этом принадлежит маститым актерам, задействованных в фильме: Петру Щербакову, Альберту Филозову, Всеволоду Ларионову. Не терялась на их фоне и молодежь: Юлиан Макаров, Вероника Изотова, Георгий Махмуров. Комедийную атмосферу фильму дополняет мажорные мелодии композитора Альгирдаса Паулавичюса. Фильм занимательный, с интригой, без пошлостей и вульгаризмов. К сожалению, полностью игнорируемый нашим телевещанием.
Всеволод Дмитриевич играет в картине роль графа Шувалова, начальника главного героя сыщика Путилина. Шувалов постоянно не доволен работой подчиненного и подвергает критике все его действия. В его исполнении граф получился несколько вальяжным, за которым интересно наблюдать. Каждый кадр с ним - истинный шедевр. Примечательно, что герою Ларионова режиссер доверил произнести забавную и запоминающуюся реплику: "твою маман, Россия, Россия", ставшую своеобразным лейтмотивом фильма.
Конечно, как у любого талантливого актера, карьера Всеволода Дмитриевича не была ровной и гладкой: были годы простоя, конфликты с режиссерами, непонимание со стороны коллег, но он не озлобился. У актера был добрый и открытый характер, он был большим балагуром и душой любой компании. О нем с теплотой отзываются коллеги: Марк Захаров, Всеволод Шиловский, Екатерина Васильева, Владимир Хотиненко и многие другие. Ларионова обожала молодежь театра и ласково его называла "папа Сева", а он их ласково - "детуси". Как вспоминал в одном интервью Александр Лазарев-младший: «Какая-то атмосфера рядом с ним была озорная, юморная, глаз горел. В то же время казалось, что, если что, то он выручит». Когда он заболел рассеянным склерозом, молодые актеры приходили в гости к "папе Севе", но он их уже порой не узнавал...
Леонид Филатов: «Этот актёр много снимался в кино, много и успешно работал в
театре. Он работал в одном из московских театров, ныне очень знаменитом театре
«ЛЕНКОМ» более 50-ти лет.
У него были поклонники, его знали и любили. Но мне всё время казалось, что
слава его, ну, скажем так, более скромна, чем скажем, у Смоктуновского, у
Евстигнеева, у Леонова.
И только вот, когда его не стало, когда я сам, и многие с кем я разговаривал,
ощутили острое чувство сиротства, острую нехватку чего-то очень дорогого,
необходимого в жизни, то тогда, может, я понял — его знали и любили все.
Всеволод Дмитриевич Ларионов..."
Никита Михалков: «Должен сказать, что вот его место сейчас не занято. Я не знаю сегодня вот, как бы...сегодня есть артисты, которые играют роли, которые он играл, не об этом речь. Но вот ЕГО МЕСТО — оно, оно не занято. И вот эта ниша, которая... я имею в виду все вместе взятое: и актёрские дела, и человеческие, и обаяние, и любовь, и романы — вот это всё, так сказать... он, как субстанция, как планета какая-то — она совершенно не занята. И, я не знаю, будет ли когда-нибудь занята...»
***
Спасибо Вам, Всеволод Дмитриевич, за Ваше творчество! Будем помнить!
Киноигра. Всеволод Ларионов: незаменимые есть
13:10, 10 января 2021
Автор: Grace
Комменты 39
Всем спасибо за добрые слова! Я даже не думала, что пост соберет больше 1000, так как актер совсем "старой гвардии", молодежь его вряд ли даже знает. Спасибо, еще раз!
Автор, приятно было читать, как будто в уютном кресле за столом с чаем и вкусняшками. Этот уют идёт от вашего уважения и любви к актеру, герою поста. Спасибо за это.
Как оказывается популярен Феллини у русских режиссеров, я тут следы "8 с половиной" и у Захарова в "Формуле любви" вспомнила (хоровод ряженых артистов). Всеволод Ларионов - замечательный актер, представитель старой гвардии, достаточно востребованный актер, узнаваемый, но везде разный. Захотелось посмотреть некоторые фильмы, Анну Павлову смотрела в детстве, помню очень смутно, спасибо за пост, очень интересно было почитать.
Всеволода Дмитриевича близкие звали на старый манер - "Вока". У него с детства и всю жизнь тряслись руки: на его глазах арестовывали отца... Он матерился так, как будто это была музыка. Очень элегантно. Обычно от первых матерных слов в его исполнении в незнакомой компании народ столбенел, но потом быстро раскрепощался и начинал подражать ему, не стесняясь в выражениях. Большого обаяния был человек.
Замечательный пост, спасибо. Долгая актерская жизнь у Ларионова, вроде бы и не стал какой-то особенной суперзвездой, но всегда узнаваем и любим