В последний день новогодних каникул предлагаю сплетницам прикоснуться к творческой судьбе мастера, уровня которого в современном актерском мире, увы, не находится.   О Всеволоде Ларионове не было отдельных постов на Сплетнике, да и вряд ли еще будет. Спасибо Skarletty за возможность рассказать о талантливом человеке, всю жизнь отдавшему театру и кинематографу. В его  творческом арсенале почти нет главных ролей, но даже роли второго плана и эпизоды с Ларионовым    запоминались зрителями.

https://c.radikal.ru/c00/2101/27/04cd6c552757.jpg

Лично для меня, гениальность актера заключается в широком диапазоне сыгранных ролей.   Эффектная внешность и незаурядный талант Всеволода Ларионова позволили создать целую палитру ярких образов. В одном фильме Всеволод Дмитриевич мог сыграть важного генерала-попутчика ("Родня"), в другом профессора-интеллигента ("Повесть непогашенной луны"), истинного аристократа ("Анна Павлова"), грузчика ("Реквием по филею"), или же взять  его отрицательныt персонаж как Званцев ("Улица полна неожиданностей") или колоритный мафиози Крюков (телесериал "Горячев и партнеры"),  с каким мастерством всё сыграно!

https://a.radikal.ru/a34/2101/12/d827801c1029.jpg
https://a.radikal.ru/a06/2101/03/b23cd4f879e3.jpg
https://b.radikal.ru/b04/2101/8f/3c277413a1ea.jpg
https://b.radikal.ru/b36/2101/c7/f5782f4ecf51.jpg
https://b.radikal.ru/b36/2101/fd/281b38fe74da.jpg

Небольшие, но запоминающиеся роли Ларионова  в фильмах Марка Захарова:  эмоциональный остроумец Авессалом Изнуренков  ("Двенадцать стульев", продажный судья ("Тот самый Мюнхаузен"),  тщеславный охотник ("Обыкновенное чудо").

https://c.radikal.ru/c17/2101/fe/a0a0722918cc.jpg
https://d.radikal.ru/d30/2101/be/67270f8f1f4e.jpg

Ларионов Всеволод Дмитриевич появился на свет 11 сентября 1928 года в Москве, всю жизнь он прожил в районе Динамо. Самой судьбой ему было предназначено стать актером: его дедушка был артистом императорских театров, а тетя знаменитая актриса Софья Гиацинтова. Мама актера  была родом из обрусевших немцев, в свое время училась в школе ваяния и живописью. У Всеволода Дмитриевича в роду были творческие люди, он состоял в родстве с Мамонтовыми и Толстыми.   Дебют актера состоялся в фильме «Пятнадцатилетний капитан» в 1945 году, актеру на тот момент было 17 лет. Благодаря роли Дика Сенда в этом фильме, юноша стал очень популярен у зрителей, особенно у мальчишек, для которых он был воплощением отваги и мужества. Многие подростки  пошли учиться в мореходку, благодаря примеру Дика. 

https://c.radikal.ru/c24/2101/09/745d4225879b.jpg

Ларионов хорошо учился в школе, имел склонность к точным наукам. Он пытался уйти от судьбы и почти год отучился в Московском авиационном институте, но любовь к театру была настолько сильна, что он все-таки пошел учиться на актера. И в 1950 году Всеволод окончил Театральное училище при Театре имени Ленинского комсомола.  Так начинался творческий путь Ларионова. В его творческой копилке много разноплановых ролей не только в кино, но и в его родном театре Ленком, которому Ларионов прослужил почти  50 лет.  Он сыграл Алешку в  "Хлеб и розы",  Полония в "Гамлете",  Тригорина в "Чайке",  Лейзер-Вольфа в "Поминальной молитве" и еще многих героев.  Здесь он встретил свою жену, коллегу по сцене,  Галину Алексееву. В браке родилась единственная дочь Катя, которая для себя выбрала профессию переводчика.

https://a.radikal.ru/a37/2101/91/e58b079d5f49.jpg
https://d.radikal.ru/d43/2101/70/5e88d45d2031.jpg

Всеволода Ларионова по праву можно назвать патриархом озвучания.  До Киноигры я не знала, что актер подарил свой голос делововитому попугаю из мультфильма "38 попугаев", капитану Селезневу  и Говоруну из "Тайна третьей планеты",  кабану из "Волк и теленок", Муме-папе, Хемулю и Однтатру, и еще многим мультяшным героям, любимых нами с детства. Его голосом говорят Пьер Ришар,  Ален Делон, Меркуццо из "Ромео и Джульетта", Гарри из "Чингачкук-Большой Змей", герои итальянского сериала "Спрут" и другие персонажи известных фильмов. Долгие годы Всеволод  Дмитриевич читал текст от автора   киножурнала "Фитиль".

https://b.radikal.ru/b09/2101/46/f6d19eb7c8e6.jpg
https://b.radikal.ru/b07/2101/c8/7619f5bdf81b.jpg
https://c.radikal.ru/c03/2101/14/52be4aa549e2.jpg

Со многими работами Всеволода Дмитриевича я знакома.  Для Киноигры я выбрала кинофильмы с участием актера, которые ранее не смотрела.  

"Крейсер "Варяг" (1946г.), режиссер Виктор Эйсымонт

https://c.radikal.ru/c42/2101/90/7c146edb2172.jpg
https://b.radikal.ru/b05/2101/5e/fcb9a5532b20.jpg

Фильм-посвящение подвигу русских моряков в битве с японской эскадрой близ корейского порта Чемульпо в далеком 1904 году.

При скудости пиротехнических средств, отсутствия спецэффектов, к которым привык современный зритель, "Крейсер "Варяг" всё равно смотрится на одном дыхании. Секрет - в игре актёров, в напряжённом действии.   С середины фильма у меня глаза были на мокром месте, в голове крутилась знаменитая песня про последний парад, частично она прозвучит в финале фильма....Фильм получился крайне патриотичным, как и многие исторические  фильмы пост-военного периода.  Всеволод Ларионов  в роле мичмана Саши Дорофеева появляется в первых кадрах фильма, именно он  увидит вражеские мины. Роль небольшая, но знаковая.

https://c.radikal.ru/c09/2101/fa/15cda61a421b.jpg

 Всеволод снялся в драме «Крейсер «Варяг» через год после съемок в "Пятнадцатилетнем капитане". Благодаря этим двум  фильмам карьера Всеволода пошла в гору, начавшись очень стремительно. Отмечу  также актерские работы в "Варяге": Борис Ливанов (отец Василия Ливанова) в роли командира "Варяга" и  Ростислав Плятт в роли командира английского крейсера, роли сыграны ювелирно.

Очи черные (Dark Eyes, Oci ciornie) (Италия, США, СССР), 1987 год. режиссер - Никита Михалков 

https://b.radikal.ru/b01/2101/26/40b2298e2d4d.jpg

Наш ответ Феллини -  таким должен быть девиз первой половины фильмаПрослеживаются прямые отсылки к  "8 1/2": те же амурные метания главного героя, пребывание в лечебном профилактории, даже певичка, и та похожа на объект вожделения подростков у Феллини. Вторая половина фильма больше похожа на балаган аля-рус с неизменными атрибутами: водка, икра, цыгане, катание на тройке.  Я уже было совсем разочаровалась в фильме, но развязка киноистории меня порадовала. Да, эта киноработа не лучшая у Михалкова, заметно уступает его ранним работам "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Неоконченная пьеса для механического пианино".    Но смотреть надо, прежде всего из-за актерского состава: Марчелло Мастрояни, Всеволод Ларионов,  Юрий Богатырев, Елена Сафонова, Иннокентий Смоктуновский.  Как и в "Крейсере "Варяг", Всеволод Ларионов появляется в фильме с первых кадров, он играет коммерсанта-молодожена Павла Алексеева, именно ему главный герой в исполнении Марчелло Мастрояни рассказывает историю своей любви к русской женщине.

https://c.radikal.ru/c26/2101/69/b6be50f9a4ab.jpg

Во время съемок фильма Марчелло постоянно одаривал Всеволода Дмитриевича комплиментами, приговаривая: Вы прекрасный актер, Вы прекрасный актер!  И как доказательство этому, в финальных сценах мне  показалось, что игра Ларионова более убедительна. Но, тем не менее,  Мастрояни за эту роль получил Пальмовую ветвь и номинацию на Оскар. Ларионов  призами отмечен не был, хотя, по моему мнению, эта была его лучшая роль.

https://d.radikal.ru/d29/2101/5a/97ec93267d15.jpg

Анна Павлова, 1983 г.  СССР, Великобритания, ГДР, Куба, Франция. Режиссер Эмиль Латяну.

https://d.radikal.ru/d32/2101/e6/e4b714ac8267.jpg

Всякий раз, когда режиссер берется снимать байопик - он всегда рискует. Латяну замахнулся на масштабную  интернациональную работу с натурными съемками в Латинской Америке, США, Европе, яркими балетными сценами. На  главную роль  Эмиль Владимирович взял свою красавицу-жену - Галину Беляеву, которая в свое время окончила Воронежское хореографическое училище. Балерина Валентина Ганнибалова  дублировала Беляеву в некоторых сценах.   В крошечной  роли снялся мэтр режиссуры -  Мартин Скорсезе.  Музыку, как и ко всем фильмам режиссера, написал композитор Евгений Дога. На выходе получился красивый фильм с превосходной операторской работой о нелегкой судьбе великой русской балерины.  Фильм можно долго критиковать за исторические неточности, некоторое провисание сюжетных линий, небезупречную работу Беляевой как актрисы, но я не буду.  Данная кинопостановка будет интересна не только "старым работникам культуры", к коим я  и себя частично  причисляю после 7 лет занятий хореографией,  но    и широкой аудитории, которой  просмотр фильма  подтолкнет расширить кругозор и погрузиться в прекрасный мир балета, хотя бы онлайн..

https://b.radikal.ru/b18/2101/ca/e8ceb5e64e0d.jpg
https://b.radikal.ru/b17/2101/8c/473c27597f29.jpg
https://d.radikal.ru/d24/2101/c4/fcf686286a37.jpg

Всеволод Ларионов сыграл В "Анне Павловой", по мнению критиков, свою лучшую роль.  Актеру удалось блестяще отобразить противоречивую натуру антрепренера Дягилева. С одной стороны,   Дягилев — истинный ценитель искусства, ­который посвятил всю свою жизнь балету,  но с другой стороны — тиран и деспот. Деньги его не интересовали, даже больше чем искусство Дягилеву нравилась ­абсолютная власть над людьми.  Дягилев в исполнении Всеволода Дмитриевича получился мятежным и экзальтированным,  будто сошедший с известной одноименной картины художника Льва Бакста.

https://d.radikal.ru/d34/2101/fa/d59eb8363713.jpg
https://d.radikal.ru/d16/2101/63/839536f15f0d.jpg

"Сыщик петербургской полиции", 1991 год. Режиссер - Виктор Кобзев.

Иронический детектив по повести Л. Юзефовича "Ситуация на Балканах", написанной по материалам об агенте петербургской полиции И.Д. Путилине - герое комиксов и веселых рассказов конца XIX - начала ХХ веков. Знаменитый сыщик расследует убийство графа фон Аренсберга, военного атташе в Санкт-Петербурге. Изначально планировалось снять сериал, но исполнитель главной роли Путилина - Петр Щербаков умер в год выхода фильма на экран.

https://c.radikal.ru/c36/2101/6e/e4029a3ef8d5.jpg

На удивление, довольно-таки качественная киноработа для сложного, перестроичного периода нашего кинематографа. Немалая заслуга в этом принадлежит маститым актерам, задействованных в фильме: Петру Щербакову, Альберту Филозову, Всеволоду Ларионову.  Не терялась на их фоне и молодежь: Юлиан Макаров, Вероника Изотова, Георгий Махмуров.  Комедийную атмосферу фильму дополняет  мажорные мелодии композитора Альгирдаса Паулавичюса. Фильм занимательный, с интригой, без пошлостей и вульгаризмов. К сожалению, полностью игнорируемый нашим телевещанием.

https://c.radikal.ru/c15/2101/63/27d6591cc328.jpg
https://c.radikal.ru/c32/2101/bd/64c14c8951ef.jpg

Всеволод Дмитриевич играет в картине роль графа Шувалова, начальника главного героя сыщика Путилина. Шувалов постоянно не доволен работой подчиненного и подвергает критике все его действия. В его исполнении граф получился несколько вальяжным, за которым интересно наблюдать. Каждый кадр с ним - истинный шедевр. Примечательно, что герою Ларионова  режиссер доверил  произнести забавную и запоминающуюся реплику: "твою маман, Россия, Россия",  ставшую своеобразным лейтмотивом фильма. 

https://a.radikal.ru/a10/2101/e2/8fc041dae519.jpg

Конечно, как у любого талантливого актера, карьера Всеволода Дмитриевича не была ровной и гладкой: были годы простоя, конфликты с режиссерами, непонимание со стороны коллег, но он не озлобился.  У актера  был добрый и открытый характер, он был большим балагуром и душой любой компании. О нем с теплотой отзываются коллеги: Марк Захаров, Всеволод Шиловский, Екатерина Васильева, Владимир Хотиненко и многие другие. Ларионова обожала молодежь театра и ласково его называла "папа Сева", а он их ласково - "детуси".  Как  вспоминал в одном интервью Александр Лазарев-младший: «Какая-то атмосфера рядом с ним была озорная, юморная, глаз горел. В то же время казалось, что, если что, то он выручит». Когда он заболел рассеянным склерозом, молодые актеры приходили в гости к "папе Севе", но он их  уже порой не узнавал...

https://c.radikal.ru/c31/2101/48/f362c0ec6615.jpg

Леонид Филатов: «Этот актёр много снимался в кино, много и успешно работал в театре. Он работал в одном из московских театров, ныне очень знаменитом театре «ЛЕНКОМ» более 50-ти лет.
У него были поклонники, его знали и любили. Но мне всё время казалось, что слава его, ну, скажем так, более скромна, чем скажем, у Смоктуновского, у Евстигнеева, у Леонова.
И только вот, когда его не стало, когда я сам, и многие с кем я разговаривал, ощутили острое чувство сиротства, острую нехватку чего-то очень дорогого, необходимого в жизни, то тогда, может, я понял — его знали и любили все.
Всеволод Дмитриевич Ларионов..."

https://d.radikal.ru/d21/2101/a4/26b60e9209c5.jpg

Никита Михалков: «Должен сказать, что вот его место сейчас не занято. Я не знаю сегодня вот, как бы...сегодня есть артисты, которые играют роли, которые он играл, не об этом речь. Но вот ЕГО МЕСТО — оно, оно не занято. И вот эта ниша, которая... я имею в виду все вместе взятое: и актёрские дела, и человеческие, и обаяние, и любовь, и романы — вот это всё, так сказать... он, как субстанция, как планета какая-то — она совершенно не занята. И, я не знаю, будет ли когда-нибудь занята...»

***

Спасибо Вам, Всеволод Дмитриевич, за Ваше творчество! Будем помнить!

https://d.radikal.ru/d04/2101/80/e3ed151c3fcb.gif
Подпишитесь на наш
Блоги

Киноигра. Всеволод Ларионов: незаменимые есть

13:10, 10 января 2021

Автор: Grace

Комменты 39

Аватар

Всем спасибо за добрые слова! Я даже не думала, что пост соберет больше 1000, так как актер совсем "старой гвардии", молодежь его вряд ли даже знает. Спасибо, еще раз!

M

Автор, приятно было читать, как будто в уютном кресле за столом с чаем и вкусняшками. Этот уют идёт от вашего уважения и любви к актеру, герою поста. Спасибо за это.

Аватар

Как оказывается популярен Феллини у русских режиссеров, я тут следы "8 с половиной" и у Захарова в "Формуле любви" вспомнила (хоровод ряженых артистов). Всеволод Ларионов - замечательный актер, представитель старой гвардии, достаточно востребованный актер, узнаваемый, но везде разный. Захотелось посмотреть некоторые фильмы, Анну Павлову смотрела в детстве, помню очень смутно, спасибо за пост, очень интересно было почитать.

C

Всеволода Дмитриевича близкие звали на старый манер - "Вока". У него с детства и всю жизнь тряслись руки: на его глазах арестовывали отца... Он матерился так, как будто это была музыка. Очень элегантно. Обычно от первых матерных слов в его исполнении в незнакомой компании народ столбенел, но потом быстро раскрепощался и начинал подражать ему, не стесняясь в выражениях. Большого обаяния был человек.

R

Замечательный пост, спасибо. Долгая актерская жизнь у Ларионова, вроде бы и не стал какой-то особенной суперзвездой, но всегда узнаваем и любим

Подождите...