Сейчас в России в кинопрокате ни шатко, ни валко идёт фильм одного из самых известных и признанных мировыми кинофестивалями датских режиссёров Томаса Винтерберга под названием «Ещё по одной» (ориг. дат. Druk). Фильм участвовал в конкурсной программе Каннского кинофестиваля 2020, а также был показан вне конкурса в Москве в рамках ММКФ-2020.

Ещё когда на главной делали обзор программы ММКФ этого года, я в комментариях писала, как я жду именно этот фильм, поскольку и датские социальные драмы, и Томас Винтерберг как режиссёр, и Мадс Миккельсен и Томас Бо Ларсен как актёры являются моим давним увлечением. И вот в минувшие выходные мой поход в кино, наконец, состоялся, я осталась под глубоким впечатлением от фильма, режиссуры, игры актёров, а также от серьёзнейшей социальной проблемы, которую создатели картины поднимают и подают, казалось бы, в комедийно-сатирическом ключе, но на самом деле с глубоким социально-критическим подтекстом. В этом посте я хочу поговорить о фильме и о том, почему в самом сердце Северной Европы незаметно постепенно спивается одна из самых благополучных по уровню жизни, социальной безопасности и по уровню счастья стран – Дания (по словам персонажа из фильма).

Сплетницы отлично разбираются в мировом кино, и думаю, большинству имя Томаса Винтерберга уже давно и хорошо знакомо, как минимум, по его участию в авангардном кинодвижении «Догма 95» (Винтерберг наряду с Ларсом фон Триером стоит у истоков движения), члены которого решили следовать определенным принципам в режиссуре и киносъёмке, в частности, снимали только на ручную камеру, запретили себе использовать профосвещение, отказались от съёмки в павильонах и студиях, снимая только на натуре, без фильтров и без визуальных спецэффектов, сюжет должен быть только про настоящее время, действие должно происходить только в Дании  – всё ради максимально естественного кадра, ради приближения кино к реальности и правде.

К портрету режиссёра добавлю только пару штрихов для полноты картины: 51 год, родился в Копенгагене, вырос в хиппи-коммуне левых социалистов, в 19 лет поступил на режиссёрский факультет Национальной Школы Кино Дании и стал самым молодым студентом за всю её историю. Его отец – известный кинокритик Сёрен Винтерберг, при этом Томас в интервью не раз признавался, что терпеть не может кинокритиков, близко к сердцу принимает негативные рецензии своего творчества и искренно считает, что профессия кинокритика основана лишь на желании самоутверждаться за счет принижения и втаптывания в грязь чужого достижения. Самые известные киноработы: «Торжество» (первых фильм в принципах «Догмы» сразу снискал мировое признание, Приз жюри Каннского к/ф 1998, номинации на BAFTA и Сезар), «Дорогая Венди» (Лучший режиссёр ММКФ 2005), «Охота» (2012, номинации BAFTA, Cannes, Гойя 2012-2014), «Коммуна» (2016), «Курск» (2018, в гл.ролях Маттиас Шонартс, Леа Сейду, Колин Фёрт).

Фильм «Ещё по одной» (оригинальное название Druk в переводе с датского «Запой») в СМИ чаще всего характеризуют как «сентиментальное алко-драмеди».

На Кинопоиске есть совсем свежее интервью с Томасом Винтербергом (автор Аксинья Ильина, Томас Винтерберг: «На стадии 0.8 промилле мы начинали смотреть русские ролики на ютубе» — Статьи на КиноПоиске (kinopoisk.ру)), где режиссёр и соавтор сценария рассуждает о том, как следует относиться к тому, что фильм, с одной стороны, показывает трагедию целой нации, которая настолько зажата в себе, что ей фатально необходимо состояние лёгкого подпития, чтобы хоть немного раскрепоститься, обрести уверенность в себе, чтобы сдать экзамен по предмету, который вроде знаешь, но от страха не можешь сформулировать мысль, чтобы заговорить с понравившейся женщиной и решить проблему многолетнего одиночества, чтобы вернуть угасший интерес к профессии и суметь заразить своим настроем учеников, чтобы более вдохновенно исполнять музыку…

А с другой стороны, лёгкое подпитие постепенно переходит в хронический алкоголизм и разрушает отношения, разрушает жизни людей всё так же, как и тысячу лет назад, в последствиях алкоголизма ничего не изменилось, это всегда приводит к трагедии, и фильм не обходит стороной этот критический момент.

Сюжет фильма таков: есть четверо старых друзей, все мужчины 40 +- лет, учителя в местной старшей школе: историк Мартин (Мадс Миккельсен), физрук Томми (Томас Бо Ларсен), учитель психологии и философии Николай (Магнус Милланг), учитель музыки-руководитель школьного хора Петер (Ларс Ранте).

И вот на очередном юбилее одного из них друзья в дорогом ресторане, в костюмах вчетвером заливаются элитным алкоголем и закусками и обсуждают свои проблемы: у кого вообще нет женщины, кто завяз в рутине брака и с женой стал чужими людьми, кто погряз в пеленках и недосыпе, а кто не может отойти от расставания с бывшей – обычная беседа мужчин в кризисе среднего возраста.

И все они сходятся в одном, что когда они были молодыми, они были такими классными, свободными, так любили жизнь, а сейчас это состояние исчезло, и рутина превратила их в амёбных существ без интереса к чему-либо.

На следующий день в глубоком похмелье они сидят в подсобке в своей школе, и психолог вспоминает о теории норвежского антрополога Финна Скардерунда о том, что каждому человеку с рождения не хватает 0,5 промилле алкоголя в крови, чтобы постоянно чувствовать бодрость, уверенность в себе и желание жить и наслаждаться жизнью. И в голову им приходит план: а что если попробовать экспериментально проверить эту теорию на себе и начать ежедневно потреблять алкоголь строго до нормы 0,5 промилле – изменит ли это их жизнь к лучшему, сделает ли их это счастливее, поможет ли решить их проблемы? И эксперимент стартовал: вооружившись алкотестерами, бутылками водки, учителя начинают ежедневно прибухивать в школьных туалетах, подсобках и лаборантских, фиксируя, как алкоголь положительно влияет на их жизнь.

Фильм «Ещё по одной» открывается сценой популярной у датских старшеклассников традиции «Забег с ящиком пива вокруг озера». Лично я, бывавшая в Дании не раз, ничего не слышала об этой традиции, но режиссёр в интервью объясняет, что это старая популярная в Дании традиция, что его собственные дети в ней участвовали, что никто из родителей не возражает, а чаще всего они даже присутствуют при ней, как и школьные учителя, и полиция, все веселятся, всё в пределах нормы и т.д. Суть игры в том, что команды из 4 человек бегут вокруг озера на скорость, волоча в руках полный ящик бутылок пива (24 штуки), и на каждой остановке они обязаны остановиться, выпить каждый по бутылке 0,33 л., затем продолжить забег и т.д., побеждает та команда, что добежит к финишу первой и допьет финальные бутылки в своем ящике, победители забирают весь оставшийся алкоголь у всех проигравших. Если игроки в гонке начинают блевать от выпитого, назначаются минуты штрафа и т.д. Занятная, короче, традиция. Участникам, кстати, 16-17 лет.

А тем временем, эксперимент мужчин поразил, результаты выходили ошеломляюще позитивными и обнадёживали на продолжение эксперимента в новой фазе, затем последовал ещё более сложный уровень, а затем встал закономерный вопрос: а как теперь остановиться? Прекратить пить и снова превратиться в амёбу?!

Но не все герои фильма разделяют веру в теорию о врождённом дефиците промилле алкоголя: окружение коллег-учителей, семьи главных героев не принимают и не желают терпеть развивающийся и уже не поддающийся сокрытию алкоголизм четверых мужчин. У Мартина (героя Мадса Миккельсена) есть жена Анника, и она по сюжету иностранка – она шведка, и поэтому у нее совершенно другое отношение к алкоголю, неужели у датчан (по замыслу режиссёра именно она образует контраст к датским традициям напиваться до упаду). Именно Анника первой бросит датчанам в лице своего мужа упрёк в том, что в самом сердце Европы на глазах у всех благополучная на вид страна совершенно спивается, начиная с подросткового возраста, но все дружно продолжают делать вид, что всё в порядке, и это просто «часть национального характера, менталитета, помноженная на традиции» (вот она как раз сокрушается)

В своей жизни я не сталкивалась с проблемами алкоголизма родных или друзей; экономически благополучная среда общения, хороший район проживания и полностью непьющая семья уберегли меня от этого и взрастили во мне полное неприятие алкоголя, за что я всем им всегда буду благодарна. Но не так давно в одном из KuJi-подкастов (я знаю, сплетницы их тоже смотрят-слушают) с наркологом я узнала о стадиях алкоголизма и о том, как на самой ранней стадии зависимый человек в 100% случаев жёстко отрицает свою зависимость, будучи полностью уверенным, что он легко может прекратить пить алкоголь лишь небольшим волевым усилием, но этого усилия никогда не происходит на самом деле, и в этом главное коварство алкогольной зависимости: вначале алкоголь прикидывается твоим другом и помощником, расслабляет, блокирует стрессы дня, придает уверенности с противоположным полом и способствует социальной активности, снимает барьеры коммуникации, но вот ты не замечаешь, а он  уже вовсю отравляет твое тело и разум, и за несколько месяцев привычки превращается в пресловутого «змия», который будет кусать тебя до тех пор, пока от тебя не откажется все твое социальное окружение, пока ты не деградируешь окончательно.  Именно это в финальной фазе лихого эксперимента ощущают на себе его участники: «синдром отмены» шибанул каждого из четверых в самое больное место, а кое-кто и вовсе не захотел заканчивать эксперимент и предпочёл «вечное забытье» возвращению в унылое бытие…

Кроме того, весь фильм не меньше мужчин-педагогов будут пить и напиваться и сами старшеклассники, порой будет казаться, что они в жизни ничего больше и не делают, кроме как ходят на уроки и пьют после уроков.

И вот тут, говоря о проблеме потребления алкоголя в Дании, я хочу заглянуть в официальные статистические данные. Кого-то может озадачить, зачем я в развлекательном посте-отзыве на фильм собираюсь обсуждать проблему алкоголизма населения, да еще и оперировать статистикой. Я добавлю только, что хочу как аргумент к фильму привести цифровые данные из надежных источников, которым сплетницы могут доверять – не спекуляции на тему, не слухи и обывательские впечатления о том, что в Дании пьют больше или меньше чем в России/Америке/Франции/Германии, а официальные показатели, собранные врачами и учёными для формирования картины объективной реальности. А уж как интерпретировать эти данные, каждый читающий решит для себя.  Тут впору вставить дисклеймер: если вас не интересует проблема потребления алкоголя, алкоголизм школьников и алкогольное лобби в правительстве, то можете смело прокручивать пост до гифки с Мадсом в брызгах шампанского – после нее продолжится отзыв на фильм без скучной статистики.

Действительно ли проблема алкопотребления так остро стоит в Дании, и сколько пьют датчане, и чего именно пьют, и много это или мало?

По данным отчётов Всемирной организации здравоохранения, население Дании составляет 5,80 млн. чел., а разрешено легально покупать алкоголь (16 лет и старше) из них 83% т.е. 4,82 млн. чел. Потребление алкоголя на душу населения в год в Дании (учитывается только население в возрасте 16+) составляло 12,1 литров в год 2007; 10, 9 литров в 2010 г., 10,4 литра в 2016 году, 9,1 литра в 2017 году. Казалось бы, идет устойчивое снижение потребление алкоголя населением, этому надо радоваться. Однако если рядом поставить отчёт OECD (Организации экономического сотрудничества и развития) от 7 ноября 2019 г., то становится видно, что даже по сравнению с соседями датчане всё еще пьют больше всех:  среднее потребление алкоголя на душу населения в 36 странах членах OECD  в 2017 году составило 8,9 литров, а в Дании – 9,4 (в Норвегии – 6 л, в Швеции – 7,1 л, в Финляндии -  8,4 л).

В распределении по видам напитков датчане пьют вино (45%), пиво (37%), другие спиртные напитки (18%).

Наибольшую проблему для нации представляет весьма ранний возраст начала употребления алкогольных напитков: в Дании пить начинают (читай, разрешается покупать алкоголь) раньше всех в Европе, а исследовательский институт Vidensråd for Forebyggelse (Knowledge Council for Prevention) сообщает, что в опросах большинство старшеклассников утверждают, что пьют алкоголь «с целью напиться до бессознательного состояния». Особо отмечается, что если потребление алкоголя школьниками до 9 класса ежегодно устойчиво снижается, то при переходе в старшую школу потребление алкоголя резко катастрофически возрастает. Общественные организации Дании, например, Danish Regions (союз 5 региональных министерств здравоохранения) каждый год предлагают Парламенту страны повысить минимальный возраст продажи алкоголя до 18 лет и сразу для всех видов и крепости алкоголя, включая вино и пиво (сейчас в Дании разрешено покупать с 16 лет алкоголь крепости до 16,5%, с 18 лет – все что крепче 16,5%). Но мощное алкогольное лобби каждый раз блокирует эти инициативы, и Дания на сегодня остается единственной страной Северной Европы, где продают вино, пиво, слабоалкогольные напитки 16-летним подросткам.

Второй проблемой, которую приписывают снова-таки безжалостному алкогольному лобби, является очень доступные цены на крепкие спиртные напитки, а также распространение в Дании очень низкокачественного крепкого алкоголя по дешевой цене, в связи с чем опросы школьников показывают, что они охотнее массово приобретают дешевую низкокачественную водку за 70 дат.крон  (849 руб.) за бутылку 1л. вместо нормального качества пива, которое стоит примерно в 2 раза дороже (60-70 дат. крон за пинту  то есть 0,5 л). Напомню, что весь алкоголь в Скандинавских странах (включая Исландию и Фареры), кроме Дании, реализуется только через магазины Винной монополии, и значительную долю в высокой цене каждой бутылки составляет высокий государственный акциз, импортный алкоголь значительно дороже местного. В Дании политика продажи алкоголя совсем другая: алкоголь любой крепости продается в супермаркетах, киосках, на заправках (ну как и в России), поэтому и цены на него доступнее, и ассортимент шире, и разные группы качества представлены широко, и акцизы на алкоголь ниже в Дании, чем у скандинавских соседей. Такая лояльная политика в отношении продажи алкоголя и приводит к тому, что датские подростки начинают накачиваться алкоголем раньше всех и раньше всех приобретают устойчивую привычку, перерастающую в зависимость.

Ну а что там у нас в России, спросите вы. Там все то же самое, С-Стабильность, даже в статистике потребления алко. В мировом рейтинге лидером является Беларусь (14,4 л на человека в год), Литва - 12,9 л, Чехия – 11,8 л, Франция  - 11,8 л, Россия замыкает топ-5 с 11,5 литров на человека в год (считаются люди с 18 лет), и последние 5 лет мы всегда держимся в этой пятерке. Статистика по употреблению алкоголя школьниками в России с расчетом от объема продаж не ведется, потому что официально продажа алкоголя до 18 лет запрещена. Однако есть медицинская статистика (на учете в наркодиспансерах с алкогольными проблемами стало на 22% меньше несовершеннолетних по сравнению 2017 года с 2010 годом), полицейская статистика по приводам подростков в полицию в алкогольном опьянении тоже показывает снижение на 28%. Но оговорюсь – никто не знает, сколько и какого алкоголя выпивают подростки России, которые не попадаются полиции и которых не увозит скорая с интоксикацией в наркодиспансеры… Оставим этот вопрос открытым.

Возвращаясь к фильму: не пересказывая сюжет и отходя от серьезной проблемы формирования алкогольной зависимости, я лишь хочу рекомендовать его к просмотру всем, кто ценит в кино искусство социального реализма и максимальной приближенности к реальности, кому интересна или не чужда культура Дании и др. стран Северной Европы, кто интересуется проблемами кризиса среднего возраста у мужчин, кризиса 10-летнего брака, кризиса педагогической профессии и вообще, в широком смысле многослойного кризиса от неудовлетворённости жизнью. Буду рада, если в комментариях сплетницы поделятся, какими способами преодолевали эти кризисы, чем, кроме алкоголя, можно облегчить свою душу от тягот бытия, чем спасаться от стрессов повседневной жизни.

Осталось добавить, что фильм подарит зрителям и залихватский смешливый настрой, и легкую ностальгию по ушедшей молодости, и драму угасающей в рутине любви, и моменты конского ржания, и слёзы сентиментальности, а также продемонстрирует красивейшую классическую музыку и философию Сёрена Кьеркегора.  Роскошной вишенкой этого торта, финальным аккордом этой алко-симфонии станет сольный нетрезвый-балетный танец на набережной в исполнении Мадса Миккельсена в тех самых брызгах шампанского. Поклонницы Мадса знают о его профессиональной балетной подготовке в юности, так вот, она будет продемонстрирована с небывалым для 50-летнего мужчины изяществом во всей красе алко-угара!

Всем спасибо за чтение, смотрите датское кино, потому что оно всегда про реальную жизнь!

Подпишитесь на наш
Блоги

"Ещё по одной" или Как спивается Дания

19:21, 24 ноября 2020

Автор: mashilda_glam_bestofthebest

Комменты 142

Аватар

Я живу в Дании и полностью согласна с тем, что здесь существует проблема алкоголя. Здесь можно садиться за руль до 0,5 промилле, пиво за обедом идет как газировка. Многие молодые мужчины очень сильно пьют по выходным, начиная с утра пятницы. Здесь также существует большая проблема с наркотиками: большой популярностью пользуются травка и кокаин.

Аватар

Спасибо за пост! И на солнце есть пятна)) Вчера читала про Данию аки райское место для людей на земле) Обожаю датский кинематограф! Рекомендую фильмы из догмы - всем известные Идиоты Триера и Торжество Винтерберга, и менее известные, но не менее потрясающие - Итальянский для начинающих Шерфиг и Открытые сердца (кстати с Мадсом) Бир!

H

Спасибо. Ну очень интересный пост.

Аватар

Как много букв

Аватар

Спасибо за пост !!! Очень подробный и интересный !

Подождите...