Опубликовано пользователем сайта

Про кино

Я был там, в Начале кинокарьеры Кристофера Нолана

23
Я был там, в Начале кинокарьеры Кристофера Нолана

Некоторое время назад мне попалась интересная статья британского журналиста Мэттью Темпеста (Matthew Tempest), в которой он поделился своими воспоминаниями о Кристофере Нолане, с которым вместе учился в University College London. Я сразу сохранила статью в закладки, и все ждала подходящего повода ее опубликовать. Думаю, что премьера "Довода" в России - подходящий довод ... то есть повод)

В начале 1990-х для любого участника Кинематографического общества Лондонского университетского колледжа (UCL Film Society) (которое состояло примерно из полдюжины человек, обитающих в безоконном и душном подвале) было совершенно очевидно, что Крис Нолан многого добьется.  Я думал, что его карьера может даже иметь хорошее развитие, и он снимет несколько рекламных роликов, прежде чем, в конце концов (если ему повезет), не начнет снимать эпизоды "Чисто английского убийства" и "Улицы Коронации» [мыльные оперы, которые десятилетиями идут на британском телевидении].

Просто такова была киноиндустрия Великобритании в то время. Единственно возможный карьерный путь был - стать режиссером телевидения или рекламных роликов. Сменились поколения прежде чем Джон Шлезингер, Ридли и Тони Скотт, Эдриан Лайн и Алан Паркер сумели совершить скачок из Лондона и телевидения в Голливуд.

Крис, однако, был другим. Не только внешне (неизменная рубашка с открытым воротом и льняной костюм, в то время как остальные из нас кичились статусом инди-гранж студентов начала 90-х), но и своими амбициями и целеустремленностью.

В период 1992-1994 годов он был президентом Кинематографического общества UCL, а я - секретарем. Это впечатляюще звучащее звание было на самом деле банально буквальным: в основном обязанности состояли из ведения протоколов дневных собраний по средам, обычно сидя в инвалидной коляске NHS (сворованной неизвестно откуда), которую использовали для стабилизации оператора во время съемок динамичных сцен.

То место было волшебной пещерой Аладдина для начинающих кинематографистов. В какой-то момент в конце 1960-х - так гласила история - посмертный дар, оставленный университету, позволил приобрести монтажный комплект Steenbeck (настоящая пленка, настоящие катушки) плюс пару 16-миллиметровых камер. Вдобавок ко всему там было огромное количество старинных вещиц и безделушек, накопленных за годы, в том числе некоторые костюмы и миниатюрная железная дорога (опять же, для стабилизации во время съемок) - все это было размещено в подвале под театром Блумсбери [принадлежащий UCL] и находилось в совместном пользовании со студентами тогда еще молодой телестанции Студенческого союза UCL, на которых мы без зазрения совести смотрели свысока.

Для меня все это место было чудом - совершенно неожиданным бонусом к моей степени по английскому. Для Криса это было его правлением. Он выбрал UCL сознательно из-за его кинопроизводственных возможностей и делал фильмы уже с 7 лет, снимая свои фигурки из "Звездных войн" (видимо, на какую-то раннюю примитивную VHS-камеру).

Самой приятной для нас обязанностью было курирование кинопрограммы каждого семестра - фильмы шли на 35-миллиметровой пленке в полноразмерном театре Блумсбери, хотя и только в формате дневных сеансов по средам.

Те годы были далеки от золотого века во всех смыслах - фильмы "Мир Уэйна", "1492: Завоевание рая" и "Гусар на крыше" с Джульеттой Бинош и Оливье Мартинезом были на афише. Я помню, как Крис (никогда не проявлявший особых эмоций) был в восторге от релиза режиссерской версии "Бегущего по лезвию" Ридли Скотта в 1993 году. Для меня, как тогда, так и сейчас, это ничего не значило - я был слишком занят постижением эзотерических прелестей фильмов французского режиссера Эрика Ромера и иранца Аббаса Киаростами по дороге в кинотеатр Renoir в The Brunswick Centre. Однако мы оба питали слабость к эффектному провалу Романа Полански 1992 года, "Горькой луне".

Ко всему прочему, в подвале была найдена пылившаяся груда старой кинорекламы 1970-х, в том числе оригинал классической рекламы Pearl & Dean "da-dah-da-dah-da-dah-da-dah dadada", мы с огромным удовольствием ставили ее в перед показом фильмов. 

Крис сочетал в себе галантные и самоуверенные манеры с некоторыми своеобразными странностями. Он был яростным противником курения, однажды отругав меня за курение в неположенном месте возле подвала, пока мы ждали человека с ключами. "Люди думают, что это выглядит круто, но это не так", - такова была его лаконичная и (в то время) немодная позиция. Я не видел всех его фильмов, но не могу припомнить, чтобы герои Нолана курили в тех, которые я посмотрел. Он также был консервативен (с маленькой буквы к) в своей личной жизни - его девушкой тогда была Эмма Томас, и они до сих пор вместе. Теперь она его жена, продюсер и бизнес партнер.

Тем временем Крис прокладывал путь со своими фильмами. Окончив университет в 1993 году, он продолжал тайком (не то чтобы кто-то возражал или замечал) зависать в Кинематографическом обществе. На самом деле, «зависать» - неправильное выражение, он работал с полной отдачей, был супер-сфокусирован и изучал то немногое, чего еще не знал о механике камер и приемах кинопроизводства.

Я помню, как однажды днем ​​наткнулся на Криса и еще нескольких человек, работающих над сценой со спецэффектами, которые, кажется, были связаны со съемкой через большую форму для выпечки Pyrex. Я не знаю теперь, снималось ли это для "Воровства" (1996) или "Дудлбага" (1997) - двух из его ранних короткометражек.

Тем временем я корпел над своей собственной ужасной попыткой снять фильм - трехминутную «потеху» под названием "Прокрастинатор" - 24 часа из жизни невротичного неорганизованного студента, пытающегося уложиться в сроки сдачи эссе. Да, это было автобиографично. Откровением (для меня) было то, что нужна команда из четырех человек - режиссера, актера, оператора/осветителя и звукорежиссера - и не менее 12 часов, чтобы отснять от силы 10 минут сырого материала, из которых три минуты нарезки были бы пригодны, - это увело меня подальше от кинопроизводства на более чем 15 лет. Я мечтал быть Автором, а не главарем кандальников, скованных одной цепью. Тем не менее, Крис показал мне, как работать на планшетном редакторе Steenbeck - есть, что рассказать внукам.

Последний раз я видел Криса около UCL, когда столкнулся с ним в Warren Street Pizza Express в 1997 году. Это произошло совершенно случайно, когда он был там на небольшой вечеринке, посвященной завершению съемок должно быть "Дудлбага". В то время он зарабатывал себе на жизнь, снимая корпоративные обучающие видеоролики - "Преследование" (1999),  "Помни" (2000) и голливудские блокбастеры были еще впереди.

Еще один раз мы случайно встретились на кинофестивале в Роттердаме в 2001 году. Я только что устроился на работу в Guardian и был очень доволен собой. Крис несколько превзошел это, сказав мне, что едет в Ванкувер снимать "Бессонницу" с Аль Пачино. Однако Крис не превратился в какого-то голливудского эгоистичного монстра. Он был таким же: сдержанным, самоуверенным, но обаятельным - несмотря на оглушительный успех, который его талант должен был вот-вот ему принести.

Крис очень трогательно отдал дань уважения UCL. Университет был одной из локаций на съемках "Начала" - под видом парижской архитектурной школы в сценах с лекциями и библиотекой - в то время как соседнее здание Senate House фигурирует в фильме "Бэтмен: Начало". А в главных ролях фильма "Преследование" снялись его университетские друзья Джереми Теобальд и Люси Расселл (которая затем сыграла главную роль в "Роялистке" Эрика Ромера).

Я ушел в журналистику. Кинокритик "The Village Voice" Деннис Лим был в свое время моим редактором в лондонской студенческой газете. А комик Рики Джервейс был организатором мероприятий в студенческом союзе Лондонского университета через дорогу от нас. Маленький мир - если бы мы тогда только знали об этом.

__________________________________________________

Источник: "I was there at the Inception of Christopher Nolan's film career" by Matthew Tempest (The Guardian, 24 Feb 2011).

__________________________________________________

+ немного фотографий в качестве бонуса :

Несколько лет назад Кристофер Нолан снова посетил Кинематографическое общество UCL и театр Блумсбери, который на тот момент находился на реконструкции.


+++ и еще один бонус: видео об африканском сафари, организованном фотожурналистом Дэном Элдоном в начале 90х. Участники, включая Нолана, который работал на этом благотворительном проекте оператором, появляются в кадре.

[ухххх, это мой первый пост, несколько видео, фотографии - надеюсь ничего не слетит. Да поможет мне Нолан]]]]]

Оставьте свой голос:

393
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

Misa
Misa

Интересно, но какой же провал "Горькая луна"? Отличный фильм.
А Нолан всегда был себе на уме, я это помню про постам про него. Всегда четко знал, чего хочет.

Ulyano4ka
Ulyano4ka

Misa, думаю, что речь идет о провале в прокате. При бюджете в 9 млн $ он едва собрал 2 млн. Конечно, это не мешает ему быть отличным фильмом)

Misa
Misa

Ulyano4ka, А, ну как всегда))) Понятно, спасибо!

twiss
twiss

Но какой же пирожок в молодости)) Типаж Джуда Лоу

valerianne
valerianne

twiss, мне кажется, что на превью больше на Дикаприо похож, не? Дикаприо в Начале альтер-эго самого Криса.

olanv
olanv

twiss, в молодости хорошенький, но с возрастом подурнел что-то совсем. С Лоу тут не совсем удачное сравнение

valerianne
valerianne

Большое спасибо вам за пост! Нолан гений! Его фильмы блестящее сочетания новаторства в кинематографии, увлекательного сюжета, зрелищности, глубокой философии и лучшей актёрской игры.
Надеюсь, что посмотрю Довод в ближайшее время (пока кинотеатры у нас закрыты, но обещают открыть к середине сентября). По отзывам это самый нолановский фильм из всех, понравится тем, кто любит Нолана, и ещё больше раздражит тех, кто его не понимает.

Ulyano4ka
Ulyano4ka

valerianne, спасибо за отзыв)) я понимаю, что такие истории не очень интересны большинству людей, но для любителей кино - вполне. У меня еще в запасах есть статья про женские образы в нолановских фильмах, может быть как-нибудь найду время, и тоже ее переведу и выложу сюда.

valerianne
valerianne

Ulyano4ka,
буду очень благодарна, если опубликуете. Спасибо за интересную статью.

b48
b48

Ulyano4ka, про женские образы очень интересно было бы почитать!

Ulyano4ka
Ulyano4ka

b48, когда смотришь фильмы, это не особо замечаешь, а со стороны, если все проанализировать, там вырисовывается интересная клиническая картина автора) думаю, что после того, как довод пройдет в прокате, я выложу. как раз к общей картине добавятся новые детали из нового фильма.

mbk
mbk

Ulyano4ka, постоянно мёртвая жена и герой, вытесняющий свою вину! и жены — кудрявые шатенки. но я потом поняла, что это скорее от брата-сценариста идёт

Ulyano4ka
Ulyano4ka

mbk, не знаю откуда это идет, но факт остается фактом - целая толпа виноватых героев и мертвых шатенок)

mbk
mbk

Ulyano4ka, буду ждать ваш пост с нетерпением, уже жду!

Bijou
Bijou

Очень интересный пост, спасибо! Я не фанат Нолана, но все же он талантище, и читать было интересно, и фотографии посмотреть.

Ulyano4ka
Ulyano4ka

Bijou, по секрету, я тоже не "фанат". но мне нравится читать такие истории, про то, какой путь прошел человек, ведь чаще всего все это остается в тени.

Bijou
Bijou

Ulyano4ka, согласна! очень интересно.

zvezda666
zvezda666

Всегда мне нравился. Сильный, умный, красивый.

ernifantazer
ernifantazer

мне больше нравится что он своей внешностью он остался за камерой

Ulyano4ka
Ulyano4ka

ernifantazer, чувствуется, что он сразу знал чего хочет и по жизни его не колбасило из стороны в сторону, как некоторых - сегодня пою, завтра танцую, послезавтра провожу мотивационные тренинги.

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

От Боуи до Рианны и Дженнифер Лопес: 13 клипов, по которым можно изучать моду
Любовь с первого взгляда, украденное видео, драки и скандалы: история отношений Памелы Андерсон и Томми Ли
Модная битва: Гвен Стефани против Бейонсе
Звездный Instagram: пляжи, баня и рабочие будни
Модные купальники и пляжная одежда в новых лукбуках
Кейт Миддлтон и принц Уильям, Селена Гомес и Джастин Бибер и другие пары, которые то сходились, то расходились
Битва платьев: Анна Чиповская против Елены Ильиных
Вышли в люди: вспоминаем яркие светские дебюты известных пар
Космический пучок, коса "рыбий хвост" и другие модные прически на случай дождливой погоды
Яркие дебюты, детские шалости и исторические моменты: лучшие фото с торжественного парада Trooping The Colour за много лет
Битва платьев: Ирина Чайковская против Ольги Серябкиной
Александра Бортич рассказала о борьбе с весом: "У меня никогда не было тела, которым я была бы полностью довольна"
Дарья Клюкина, Полина Аскери, Ксения Соловьева и другие на парфюмерной презентации в Москве
Как развивается роман Дженнифер Лопес и Бена Аффлека: она носит его рубашку, а к нему приехала ее мама
Кейт Миддлтон впервые встретилась с первой леди США Джилл Байден
Модный дайджест: от новой кампании с Кристен Стюарт до пикетов у дома Анны Винтур
Ким Кардашьян рассказала о проблемах в браке с Канье Уэстом и чувстве одиночества: "Просто хочу счастья"
Джиджи Хадид проводит летние каникулы с восьмимесячной дочерью