Некоторое время назад мне попалась интересная статья британского журналиста Мэттью Темпеста (Matthew Tempest), в которой он поделился своими воспоминаниями о Кристофере Нолане, с которым вместе учился в University College London. Я сразу сохранила статью в закладки, и все ждала подходящего повода ее опубликовать. Думаю, что премьера "Довода" в России - подходящий довод ... то есть повод)

В начале 1990-х для любого участника Кинематографического общества Лондонского университетского колледжа (UCL Film Society) (которое состояло примерно из полдюжины человек, обитающих в безоконном и душном подвале) было совершенно очевидно, что Крис Нолан многого добьется.  Я думал, что его карьера может даже иметь хорошее развитие, и он снимет несколько рекламных роликов, прежде чем, в конце концов (если ему повезет), не начнет снимать эпизоды "Чисто английского убийства" и "Улицы Коронации» [мыльные оперы, которые десятилетиями идут на британском телевидении].

Просто такова была киноиндустрия Великобритании в то время. Единственно возможный карьерный путь был - стать режиссером телевидения или рекламных роликов. Сменились поколения прежде чем Джон Шлезингер, Ридли и Тони Скотт, Эдриан Лайн и Алан Паркер сумели совершить скачок из Лондона и телевидения в Голливуд.

Крис, однако, был другим. Не только внешне (неизменная рубашка с открытым воротом и льняной костюм, в то время как остальные из нас кичились статусом инди-гранж студентов начала 90-х), но и своими амбициями и целеустремленностью.

В период 1992-1994 годов он был президентом Кинематографического общества UCL, а я - секретарем. Это впечатляюще звучащее звание было на самом деле банально буквальным: в основном обязанности состояли из ведения протоколов дневных собраний по средам, обычно сидя в инвалидной коляске NHS (сворованной неизвестно откуда), которую использовали для стабилизации оператора во время съемок динамичных сцен.

То место было волшебной пещерой Аладдина для начинающих кинематографистов. В какой-то момент в конце 1960-х - так гласила история - посмертный дар, оставленный университету, позволил приобрести монтажный комплект Steenbeck (настоящая пленка, настоящие катушки) плюс пару 16-миллиметровых камер. Вдобавок ко всему там было огромное количество старинных вещиц и безделушек, накопленных за годы, в том числе некоторые костюмы и миниатюрная железная дорога (опять же, для стабилизации во время съемок) - все это было размещено в подвале под театром Блумсбери [принадлежащий UCL] и находилось в совместном пользовании со студентами тогда еще молодой телестанции Студенческого союза UCL, на которых мы без зазрения совести смотрели свысока.

Для меня все это место было чудом - совершенно неожиданным бонусом к моей степени по английскому. Для Криса это было его правлением. Он выбрал UCL сознательно из-за его кинопроизводственных возможностей и делал фильмы уже с 7 лет, снимая свои фигурки из "Звездных войн" (видимо, на какую-то раннюю примитивную VHS-камеру).

Самой приятной для нас обязанностью было курирование кинопрограммы каждого семестра - фильмы шли на 35-миллиметровой пленке в полноразмерном театре Блумсбери, хотя и только в формате дневных сеансов по средам.

Те годы были далеки от золотого века во всех смыслах - фильмы "Мир Уэйна", "1492: Завоевание рая" и "Гусар на крыше" с Джульеттой Бинош и Оливье Мартинезом были на афише. Я помню, как Крис (никогда не проявлявший особых эмоций) был в восторге от релиза режиссерской версии "Бегущего по лезвию" Ридли Скотта в 1993 году. Для меня, как тогда, так и сейчас, это ничего не значило - я был слишком занят постижением эзотерических прелестей фильмов французского режиссера Эрика Ромера и иранца Аббаса Киаростами по дороге в кинотеатр Renoir в The Brunswick Centre. Однако мы оба питали слабость к эффектному провалу Романа Полански 1992 года, "Горькой луне".

Ко всему прочему, в подвале была найдена пылившаяся груда старой кинорекламы 1970-х, в том числе оригинал классической рекламы Pearl & Dean "da-dah-da-dah-da-dah-da-dah dadada", мы с огромным удовольствием ставили ее в перед показом фильмов. 

Крис сочетал в себе галантные и самоуверенные манеры с некоторыми своеобразными странностями. Он был яростным противником курения, однажды отругав меня за курение в неположенном месте возле подвала, пока мы ждали человека с ключами. "Люди думают, что это выглядит круто, но это не так", - такова была его лаконичная и (в то время) немодная позиция. Я не видел всех его фильмов, но не могу припомнить, чтобы герои Нолана курили в тех, которые я посмотрел. Он также был консервативен (с маленькой буквы к) в своей личной жизни - его девушкой тогда была Эмма Томас, и они до сих пор вместе. Теперь она его жена, продюсер и бизнес партнер.

Тем временем Крис прокладывал путь со своими фильмами. Окончив университет в 1993 году, он продолжал тайком (не то чтобы кто-то возражал или замечал) зависать в Кинематографическом обществе. На самом деле, «зависать» - неправильное выражение, он работал с полной отдачей, был супер-сфокусирован и изучал то немногое, чего еще не знал о механике камер и приемах кинопроизводства.

Я помню, как однажды днем ​​наткнулся на Криса и еще нескольких человек, работающих над сценой со спецэффектами, которые, кажется, были связаны со съемкой через большую форму для выпечки Pyrex. Я не знаю теперь, снималось ли это для "Воровства" (1996) или "Дудлбага" (1997) - двух из его ранних короткометражек.

Тем временем я корпел над своей собственной ужасной попыткой снять фильм - трехминутную «потеху» под названием "Прокрастинатор" - 24 часа из жизни невротичного неорганизованного студента, пытающегося уложиться в сроки сдачи эссе. Да, это было автобиографично. Откровением (для меня) было то, что нужна команда из четырех человек - режиссера, актера, оператора/осветителя и звукорежиссера - и не менее 12 часов, чтобы отснять от силы 10 минут сырого материала, из которых три минуты нарезки были бы пригодны, - это увело меня подальше от кинопроизводства на более чем 15 лет. Я мечтал быть Автором, а не главарем кандальников, скованных одной цепью. Тем не менее, Крис показал мне, как работать на планшетном редакторе Steenbeck - есть, что рассказать внукам.

Последний раз я видел Криса около UCL, когда столкнулся с ним в Warren Street Pizza Express в 1997 году. Это произошло совершенно случайно, когда он был там на небольшой вечеринке, посвященной завершению съемок должно быть "Дудлбага". В то время он зарабатывал себе на жизнь, снимая корпоративные обучающие видеоролики - "Преследование" (1999),  "Помни" (2000) и голливудские блокбастеры были еще впереди.

Еще один раз мы случайно встретились на кинофестивале в Роттердаме в 2001 году. Я только что устроился на работу в Guardian и был очень доволен собой. Крис несколько превзошел это, сказав мне, что едет в Ванкувер снимать "Бессонницу" с Аль Пачино. Однако Крис не превратился в какого-то голливудского эгоистичного монстра. Он был таким же: сдержанным, самоуверенным, но обаятельным - несмотря на оглушительный успех, который его талант должен был вот-вот ему принести.

Крис очень трогательно отдал дань уважения UCL. Университет был одной из локаций на съемках "Начала" - под видом парижской архитектурной школы в сценах с лекциями и библиотекой - в то время как соседнее здание Senate House фигурирует в фильме "Бэтмен: Начало". А в главных ролях фильма "Преследование" снялись его университетские друзья Джереми Теобальд и Люси Расселл (которая затем сыграла главную роль в "Роялистке" Эрика Ромера).

Я ушел в журналистику. Кинокритик "The Village Voice" Деннис Лим был в свое время моим редактором в лондонской студенческой газете. А комик Рики Джервейс был организатором мероприятий в студенческом союзе Лондонского университета через дорогу от нас. Маленький мир - если бы мы тогда только знали об этом.

__________________________________________________

Источник: "I was there at the Inception of Christopher Nolan's film career" by Matthew Tempest (The Guardian, 24 Feb 2011).

__________________________________________________

+ немного фотографий в качестве бонуса :

Несколько лет назад Кристофер Нолан снова посетил Кинематографическое общество UCL и театр Блумсбери, который на тот момент находился на реконструкции.

+++ и еще один бонус: видео об африканском сафари, организованном фотожурналистом Дэном Элдоном в начале 90х. Участники, включая Нолана, который работал на этом благотворительном проекте оператором, появляются в кадре.

[ухххх, это мой первый пост, несколько видео, фотографии - надеюсь ничего не слетит. Да поможет мне Нолан]]]]]

Подпишитесь на наш
Блоги

Я был там, в Начале кинокарьеры Кристофера Нолана

23:25, 2 сентября 2020

Автор: Ulyano4ka

Комменты 23

Аватар

Шикарный пост. Нолан гений. И ещё красивый.

Аватар

Нолан - талантище, каких мало.

E

Нолан клёвый) и красивый)))))))))))))))))))

Аватар

мне больше нравится что он своей внешностью он остался за камерой

Z

Всегда мне нравился. Сильный, умный, красивый.

Подождите...