Часто персонажи кинофильмов воспринимаются нами через призму авторов, сценаристов, режиссеров, а также через отношение к ним других героев. Деление на "плохих и хороших" уже давно не работает. Ведь, с виду, положительный персонаж может оказаться истинным антагонистом. В то время как отрицательный персонаж может оказаться всего лишь жертвой обстоятельств. В данном случае речь пойдет о неоднозначных женских образах, как в очень известных кинокартинах, так и тех, что предпочитают к просмотру не все киноманы.

Д`Артаньян и три мушкетера (1979)

Вдаваться в описание фильма и сюжетную линию думаю не стоит, так как наверняка нет на постсоветском пространстве ни одного человека, который не помнит "Тысяча чертей".

Главным женским антагонистом фильма безусловно является Миледи Винтер, которую блистательно отыграла Маргарита Терехова.

На первый взгляд типичный образ роковой женщины, которая готова идти по головам ради своей цели и способна на любой греховный поступок. Но так ли ужасна Миледи, какой ее нам пытаются преподнести?

В фильме делается упоминание того, что Миледи, в прошлом, жена Атоса, которая была изгнана им из родового замка после того как тот узнал, что на теле супруги есть "клеймо". Окунемся в историю.

По роману Дюма Миледи выходила замуж за Атоса под именем Анны де Бейль. Девушка не имела знатного происхождения, ее прошлое было покрыто пеленой тайны, но при этом она была молода и хороша собой. Граф де Ла Фер (Атос) без ума влюбляется в юную шестнадцатилетнюю девушку и делает ей предложение стать его законной супругой.

И, казалось, что все идет идеально. При этом Дюма, в книге, обращает внимание на то, что чувства между графом и Миледи были взаимными. Однако длилось семейное счастье недолго. Вскоре после свадьбы Анна де Бейль (Миледи) сопровождала мужа на охоте, верхом в седле. На мгновение потеряв равновесие молодая графиня упала с лошади и потеряла сознание. Граф разрезал платье с корсетом на теле супруги, чтобы ей было легче дышать и обнаружил клеймо. Стоит отметить, что в далеком прошлом во Франции клеймили, в основном, женщин с "распутным" прошлым или же уличных воровок. В любом случае заклейменное плечо супруги произвело на графа огромное впечатление.

Молодой граф не захотел нести бремя позора на своем роду и собственноручно повесил жену на дереве, поскольку по закону он, как владелец своих имений, мог воспользоваться феодальным правом вершить самосуд над всеми подвластными лицами, которые жили на его территории. Но Миледи удалось выжить и сбежать.  Собственно после этого граф де Ла Фер сам распустил слухи о своей смерти, отказался от титула, имущества и исчез, а в дальнейшем пред нами предстал мушкетер под именем "Атос".

Кстати у данной героини есть реальный прототип. Ее звали Люси Хей - почетная дама, графиня, которая в последующем сменила амплуа светской дамы и стала шпионкой.

  Прототип Миледи, Люси Хей

В фильме Миледи предстает перед нами женщиной, которая готова выполнять любые самые гнусные поручения. Как говорил один из персонажей: "Где мужчина не отважится она выполнит". Но давайте попробуем немного скрупулезно и, с долей критики подойти к рассмотрению персонажа Миледи.

Атос кажется благородным человеком, который пошел служить ради правды и помощи людям и своему государству.

Но как супруг, не узнавший ничего о причинах появления "клейма" на теле любимой жены мог подвесить ее на дереве как бесправное существо? Видимо, по мнению графа, само существование "лилии" на плече уже как то характеризует девушку и эта же злосчастная "лилия" не дает ей даже возможности объясниться. Так ли невинен и благороден в этом случае Атос и так ли ужасна сама Миледи?

Куприн.Яма (2014)

Произведение Александра Куприна "Яма", о жизни девушек в публичном доме, впервые экранизировали в 1990 году. А в 2014 году Первый канал выпустил сериал "Куприн", экранизировав самые известные произведения, включая "Яму".

Наверное самым ярким персонажем, среди девушек, в публичном доме является Женька. В сериале 2014 года роль Женьки исполнила актриса Светлана Ходченкова. И, не смотря на то, что по описанию из книги Женька была высокой худой брюнеткой с темными глазами, Ходченковой удалось передать нрав героини и ее характер.

Вообще отношение общества к "женщинам легкого поведения" нисколько не поменялось даже спустя столетия. Когда повесть "Яма" только увидела свет Куприна обвиняли во всевозможных вещах, называя книгу "мракобесием и блудством". А все это вызвано, в первую очередь, тем, что Куприн обнажил пороки общества, не пытаясь демонизировать образ распутной женщины. Куприн показал неоднозначность их положения. Большинство девушек из публичного дома Анны Марковны оказались там не по собственной воле. Кого то в публичный дом привел любимый мужчина, обманув, забрав себе деньги и уехав в неизвестном направлении. Кто то встал на этот путь по заверениям приятельниц, кто то был изнасилован в юности и терпя насмешки и унижения нашел единственное пристанище в доме терпимости. Все эти женщины стали заложницами обстоятельств. Каждая из них имеет личную трагедию и разрушенную судьбу. Терпя побои, насилие, унижения они же, в глазах общества, оказываются еще и падшими. А, как оказывается, они не более падшие чем мужчины, которые ходят в публичные дома, а потом приходят домой и заражают своих детей и жен. Они не более падшие чем господа, которые насилуют своих горничных, а потом беременных выставляют на улицу как ненужную обузу. Они не более падшие чем достопочтимые дамы, которые изменяют своим мужьям с кучерами, с прислугой и конюхами.

Женя являет собой образ всех страдающих в этом доме терпимости. Когда ей было всего 10 лет родная мать продала ее доктору, который изнасиловал маленькую девочку и продал другому человеку за 10 рублей. И, как говорила сама Женька: "Так я и пошла гулять по рукам". Женька прекрасно понимает всю низость своего положения. В отличии от многих своих подруг она обладает трезвым умом, практичностью и от осознания того чем ей приходится заниматься ей становится еще хуже. Единственное, что ее отвлекает от мерзости жизни это книги. Женя читает их буквально запоями. Она язвительна, саркастична, умна и красива. Представьте, что в любой другой ситуации, будь она дочерью крупного чиновника или купца мужчины бы падали ей в ноги за одну возможность посидеть рядом с ней. А так, она вынуждена обслуживать по 10 мужчина за ночь, выслушивая гадкие слова и терпя ужасное к себе отношение. В других обстоятельствах, с другими людьми рядом, со своими внешними данными и умственными способностями Женя могла бы стать выдающимся человеком. Как итог ее жизнь трагически обрывается.

Однако перед смертью Жене удается спасти одну "заблудшую душу".

— Господи, господи, — шептал он, — ведь это правда!.. Какая же это подлость!.. И у нас, у нас дома было это: была горничная Нюша... горничная... ее еще звали синьоритой Анитой... хорошенькая... и с нею жил брат... мой старший брат... офицер... и когда он уехал, она стала беременная и мать выгнала ее... ну да, — выгнала... вышвырнула из дома, как половую тряпку...

Уже одетые, они долго стояли в открытых дверях, между коридором и спальней, и без слов, грустно глядели друг на друга. И Коля не понимал, но чувствовал, что в эту минуту в его душе совершается один из тех громадных переломов, которые властно сказываются на всей жизни. Потом он крепко пожал Жене руку и сказал: — Прости!.. Ты простишь меня, Женя? Простишь?..

— Да, мой мальчик!..

Как будто она выполняет миссию и после уходит на покой. Ведь только после смерти в стенах публичного дома называют ее настоящее имя Сусанна Райцына. Ее настоящее имя становится неким символом освобождения от той грязи, в которой она существовала. Логичный вопрос, а кто в этом случае падший? Женщина, которую родная мать продала в 10 летнем возрасте и повзрослев она вынуждена заниматься этим ремеслом. Или же падшие мужчины, которые били, издевались и брали ее за деньги, а потом насытившись выкидывали как ненужную игрушку.

Чужая (2010)

Данный фильм менее известный, но очень показательный. Думаю тут стоит углубиться в сюжет.

Сюжет: 1990-е. Бандитский Киев. Бригада из четырех бойцов получает задание доставить из Праги девушку по кличке «Чужая». Она - родная сестра арестованного Бабая, чьи показания могут навредить важным людям.

Какие ассоциации возникают при упоминании российских криминальных фильмов? Конечно же "Бригада", "Бумер", горы денег, оружия и понты, очень много понтов и блатной романтики. Фильм "Чужая" предельно жесткий, переносящий именно в ту непростую эпоху. В фильме нет никакой романтики и соплей. Много жестоких сцен, крови и нецензурной лексики. Те, кто застал свое детство в начале 90-х смогут поностальгировать. В фильме выдержана гротескность, присутствуют все атрибуты того времени, начиная от одежды, предметов быта и заканчивая музыкой и общей обстановкой в кадре.

Действие картины происходит в 1993 году. Показано, то ли удушливо-пыльное лето, то ли ранняя осень. Не знаю как у кого, но эпоха 90-х у меня ассоциируется с душным пыльным летом, которое навивает чувство безнадежности и тоски.

Авторитету по кличке "Рашпиль" очень нужно, чтобы его штатный киллер, пойманный милицией не сдал его.

А по-скольку рычагов давления на него у Рашпиля немного он решает воспользоваться единственным шансом. Киллеру, по кличке "Бабай" грозила высшая мера и, терять ему было особо нечего. Тогда Рашпиль просит своего помощника, который прошел все "горячие точки" привезти родную сестру Бабая из Чехии. С собой он берет трех "бойцов" - спортсмена по кличке "Сопля", живущего с родителями алкоголиками, быковатого недалекого "Гирю", которого ждет беременная невеста и Женю по кличке "Шустрый", который отличается слабостью к женскому полу.

Не буду погружаться в дальнейшее описание событий. Перейду к основной героине.

Анжела по кличке "Чужая", также как и ее брат росла в детском доме. Ее биография довольно мутная. Она знает всех ярких персонажей криминального мира бандитской Украины и сама участвует во многих операциях. После очередной махинации Рашпиль отправляет Анжелу в Прагу, где его лагерный товарищ обманным способом сдает девушку в рабство к цыганским сутенерам. За отказ работать Анжелу избивают и насилуют.

Анжелу высвобождают из притона. Однако ее временное счастье сменяется тревогой и беспокойством.

Она понимает, что единственное, что может ожидать ее впереди это смерть. И она пытается спастись любой ценой. "Прощупывая" каждого из своих "спасителей" она решает использовать Шустрого. Какими приемами может владеть простая девочка из дет. дома?

Соблазнив своего сопровождающего Анжела делает ему предложение, от которого тот не может отказаться. Она предлагает сбежать во Францию, чтобы "пожить как люди". Но чем сильнее Анжела пытается спастись, тем больше растет количество трупов на ее пути.

Расчетливая, хваткая, хладнокровная Анжела выходит из этой битвы победителем. Она становится богатой и уважаемой женщиной, вращающейся в кругах политической и бизнес элиты. Вот только счастье ее длится недолго. Конец фильма так и кричит зрителям свой основной посыл "Сеющего смерть кара настигнет, рано или поздно".

"Наверное это не похоже на жизнь. Но другой у меня не было"

И с одной стороны ты, как зритель, понимаешь, что будь перед этой, с виду миловидной, девушкой любой человек, ради своей цели она убьет и не задумается. С другой стороны, ты начинаешь сопереживать. Человек, который рос в таких диких условиях, где либо ты, либо тебя. Чего можно ожидать от ее поведения. В мире где люди хуже животных фраза "Выживает сильнейший" приобретает сакральный смысл.

Подпишитесь на наш
Блоги

Неоднозначность женских персонажей в кино

02:10, 25 июля 2020

Автор: erikaret

Комменты 173

Аватар

Мне всегда интереснее были так называемые отрицательные персонажи. Их история, как они к такому пришли и тп. По сути же нет явного добра и зла, просто у каждого свои обстоятельства.

Аватар

Леди Винтер в советской версии - мискаст. Терхова неубедительна и раздражительна.Какая то нервная баба, а не обольстительница.

Аватар

Как легко белопальтовым судить о положении женщины во Франции времен Дюма. Даже если Миледи и такая плохая, то Атос ничем не лучше. Мне вообще в книгах только Ришелье нравится, и все.

Аватар

Атос -мудак. Как в детстве была за Миледи так и сейчас мое мнение не поменялось.

R

Отличный пост, захотелось посмотреть последний упомянутый фильм. Посыл очень правильный в ваших рассуждениях, двойные стандарты - бесстыдное зло.

Подождите...