Да-да, я снова про новую "Эмму", но простите, в один пост все не влезло. А очень уж хотелось подробно поговорить про костюмы, потому что наконец-то нам преподнесли фильм с правильными ампирными нарядами, прическами, аксессуарами и манерами (дополнение - манеры ушли в отдельный пост, сюда всё не влезло по причине крайней болтливости автора). Я бы сказала, что с точки зрения стиля - это самая правильная экранизация Остин. Как минимум, самая аутентичная ))

И режиссер фильма Отем де Уайлд, и художник по костюмам Александра Бирн поставили перед собой цель сделать правдоподобные, историчные костюмы, не пренебрегая даже деталями, кажущимися нам неудобными, смешными и нелепыми. И превосходно преуспели в своем начинании. Единственный упрек, который можно бросить ласково в сторону создателей - слишком разнообразный и красивый гардероб бедной старой девы мисс Бейтс. Но я понимаю, де Уайлд так хотела красивую картинку получить, что пришлось чуточку пошалить и не допустить на экран бедняжку в обносках )) Смиримся.

Сразу вспоминаем, что в историческом фильме у костюма цель особая, не просто показать красоту персонажа ( ̶т̶о̶г̶д̶а̶ ̶Д̶ж̶о̶н̶н̶и̶ ̶Ф̶л̶и̶н̶н̶ ̶м̶о̶г̶ ̶б̶ы̶ ̶в̶ ̶о̶д̶н̶и̶х̶ ̶б̶р̶и̶д̶ж̶а̶х̶ ̶и̶ ̶р̶у̶б̶а̶ш̶к̶е̶ ̶с̶т̶о̶я̶т̶ь̶ ̶п̶о̶с̶р̶е̶д̶и̶ ̶э̶к̶р̶а̶н̶а̶ ̶в̶с̶е̶ ̶п̶о̶л̶т̶о̶р̶а̶ ̶ч̶а̶с̶а̶), но и продемонстрировать его социальное положение, статус и уровень дохода. Это сейчас миллионеры рассекают в футболках, в 19 веке нам при всем желании не удалось бы спутать джентльмена со слугой, а богатую барышню со скромной старой девой (с богатой старой девой, кстати, тоже, костюм бы все равно различался). Я очень далека от того, чтоб быть специалистом по ампирной моде, поэтому если в посте будут неточности, буду рада дополнениям.

Примечательно, что часть нарядов из фильма являются почти дословными репликами реальных нарядов, хранящихся в разных музеях. Вот этот прелестный спенсер во многом повторяет своего реального "предка" из собрания музея Чертси в одноименном английском городе. 

А на вечер у Коулов Эмма явилась в платье, скопированном с хранящегося в музее Виктории и Альберта наряда.

Особо глазастые даже распознали в голубом пелиссе Эммы отсылку к вот этой модной картинке.

А принт на платье мисс Бейтс похоже перекочевал вот с этого платья, которое можно было увидеть в Национальной галерее Виктории в Австралии в ходе выставки 2009 года "Persuasion: Fashion in the Age of Jane Austen" (откуда это платье прибыло на выставку, к сожалению, нигде в инете не нашла).

И вообще, разве желтый пелисс Эммы не похож на вот этот образчик?

Понятно, что это всё милые заигрывания с эпохой, бОльшая часть нарядов героев фильма это не копирование, а труд коллектива, явно влюбленного в свою работу, потому что при сжатых рамках подготовительного периода и (сюрприз!) скромном бюджете, они сотворили чудо! И первое, что бросается в глаза при просмотре "Эммы" - это цвет. Непривычное обилие яркого цвета для ампирного антуража. Как правило эпоха Регентства для нас это обилие белых платьев, воздушные ткани и сдержанные интерьеры под античность. Однако авторы не врут и цвет имел огромное значение в нарядах и интерьерах того периода, призванный, не в последнюю очередь подчеркнуть богатство.  Что мы обычно видим в экранизациях, демонстрирующих тот период? (да-да, в каждом из фильмов можно найти пару более или менее ярких нарядов, как и в "Эмме" - чисто белые. Речь об общем впечатлении).

А вот как выглядит "Эмма."

И чтоб не быть голословной, вот подборка реальных портретов эпохи, с цветом всё ОК.

Как сказала де Уайлд, ее задачей было сделать каждый кадр похожим на кондитерскую, чтоб все цвета на экране были просто-таки съедобными. По-моему, ей это отлично удалось как с пастельными тонами, так и с яркими. Съесть хочется всё ( ̶о̶с̶о̶б̶е̶н̶н̶о̶ ̶т̶о̶,̶ ̶ч̶т̶о̶ ̶н̶а̶ ̶м̶и̶с̶т̶е̶р̶е̶ ̶Н̶а̶й̶т̶л̶и̶).

Ну и отдельное спасибо де Уайлд за демонстрацию того, что собственно носили дамы и господа любого сословия под своими многослойными нарядами. На самом деле, по сути одно и то же одеяние для обоих полов - белую нижнюю рубашку и чулки выше колена, которые удерживались подвязками или же просто несколько раз заворачивались и так фиксировались. Понятно, что мужская рубашка была короче женской, потому что в нее заворачивалось самое ценное и сама рубашка заправлялась в бриджи. 

Кстати, как сказала моя знакомая - историк костюма, она будет своим студентам показывать фрагмент фильма, где одевают мистера Найтли, настолько это точно и понятно показано. Смешно, но эти же слова я потом прочитала в статье ее британской коллеги. Студентам по всему миру грозит нашествие мистера Найтли. 

Теперь про сословные различия. Эмма была самой богатой дамой Хайбери, поэтому ничего удивительного, что наряды она меняет почти в каждом кадре. При этом и качество ткани, и детали кроя, и разнообразие декоративных элементов, - всё призвано подчеркнуть статус их обладательницы. 

Сложная вышивка

Вот здесь у Эммы на платье очень популярная в тот период вышивка белым на белом

Отделка шнуром

Аппликации

Даже забавные пышные воротники на платьях героинь вполне аутентичны.

Умнички де Уайлд и Бирн даже показали нам такую редкость, как двуслойное платье, когда надевают шелковую цветную нижнюю рубашку (slip), а сверху прозрачное муслиновое платье, поэтому цвет деликатно проступает сквозь наряд. Эмма в таких появляется несколько раз, сначала в желтом

Потом в розовом

Но довольно про Эмму, вспомним про других персонажей. Именно исторический костюм, особенно до середины 19 века, позволяет раскрыть не только социальный статус и достаток персонажа, но и его личностные характеристики. Не забываем, что вся практически одежда этого времени - рукодельная, вы не могли просто зайти в магазин и прикупить себе пару платьев, спенсер и милый пелисс на холодную погоду. Продавались аксессуары, и то, вещи типа шляпок, активно украшались и переделывались их обладательницами, отражая в итоге их собственные вкусовые предпочтения. Поэтому нам достаточно взглянуть на костюмы двух обеспеченных дам Хайбери - Эммы и миссис Элтон, чтобы многое понять про их обладательниц. Вульгарная, помпезная выскочка миссис Элтон, непомерно гордящаяся своим родством с  зажиточным джентльменом из поместья Мейпл Гроув (хотя "мой брат мистер Саклинг", это всего лишь муж ее сестры, вовсе не ее брат, чтоб уж так хлопотать) заказывает себе у портнихи наряды не только яркого цвета, но и просто-таки ломящиеся от тяжести разнообразных украшений и элементов декора. На бал она является в обилии рюш и бантиков, кокетливо заявляя, что не выносит слишком разряженных людей. В принципе, достаточно одних ее нарядов, чтоб проникнуться к ней раздраженным недоверием, вот она сила костюма в историческом кино )) Кстати, забавно, что миссис Элтон почти все время в желтом, видимо, она решила, что просто неотразима в этом цвете!

Именно костюмом подчеркнуто и социальное различие между Эммой и Гарриет. В одной из первых сцен фильма на прогулке Эмма одета в шикарный идеально сидящий пелисс (подобие пальто), тогда как на Гарриет простой красный плащ, который был обычным предметом верхней одежды в сельской местности у небогатых или просто сильно немодных дам.

Кстати, такой плащ реально назывался riding hood... Ну помните же Red Riding Hood, Красную шапочку? ))

Простите, отвлеклась, хотя картинка и правда из Красной шапочки, даже плащ видно ))

При этом по ходу фильма наряды Гарриет становятся более изящными, что позволяет предположить, что часть из них ей дарит Эмма (это было весьма распространено, и вовсе не должно было выглядеть оскорбительно), плюс она следует вкусу Эммы и учится более изящно одеваться. А в сцене финального объяснения между ними обе героини одеты в практически идентичные белые платья, визуально как бы уравнивающие их, очень милый режиссерский прием. Впрочем, практически в каждой сцене даже похожие костюмы этих героинь забыть о классовом неравенстве не дают. Ну не может Эмма не быть самой нарядной и изысканной в Хайбери.

Проще всего, прям даже бедненько одета Джейн Фейрфакс, бесприданница, перед которой стоит весьма незавидная участь работать гувернанткой. Очень жаль, что из фильма в итоге была вырезана сцена объяснения Эммы с Фрэнком и Джейн в финале, где Джейн уже полноправная невеста богатого наследника и одета хоть и в траур (по вовремя умершей тетке Фрэнка), но изысканно, изящно и дорого.

Кроме того, в фильме очень четко соблюдена разница между дневными и вечерними нарядами, но об этом я буду долго и подробно нудеть в посте про ампирный этикет в фильмах по романам Джейн Остин.

Что? Это не кадр из фильмов по Остин? Я вас не слышу ))

Теперь про парочку исторических неточностей. Дважды в фильме на Гарриет появляются вязаные типа спенсеры, какие не носили в то время.

Самое смешное, что второй из них, в который наряжена Гарриет во время рождественского визита к ней Эммы, перекочевал из гардеробной другого фильма, в котором действие происходит также в эпоху Регентства, - "Яркая звезда" (Bright Star). Почему создатели аж двух фильмов допустили такой модный промах остается загадкой. Кстати, второй фильм я не видела, хотя он и про моего любимого поэта, поэтому я не могу понять, а что с прической у девушки на фото, почему она настолько современная.

Таким же непонятным остается и воротничок на шее Эммы в сцене с мистером Элтоном. Похожий носит и миссис Элтон, но у нее он является продолжением прозрачной шемизетки, как и положено. Висеть просто тряпочкой вокруг шеи такой воротник никак не мог.

Теперь поговорим про  ̶м̶и̶с̶т̶е̶р̶а̶ ̶Н̶а̶й̶т̶л̶и̶ мужские костюмы в фильме. Они тоже невероятно радуют глаз фаната ампирной моды. И они гораздо ближе к оригинальным, чем в большинстве фильмов. Де Уайлд удалось то, о чем мне мечталось давно, - показать персонажей привлекательными, не отступая от модных канонов эпохи и не заигрывая с современностью. Высоченные воротники, стесняющие движения головы; узкие бриджи, облегающие ногу; высокие цилиндры, - ну давайте, скажите мне, как это непривлекательно и старомодно. 

Высокие воротники у мужчин немножко экстремальны, скажем, мистер Найтли, добропорядочный сельский джентльмен, вряд ли стал бы так модничать, ограничившись воротничками пониже, но в целом они вполне аутентичны (и как обидно, что в большинстве экранизаций эту моду обходят стороной).

И я прям тащилась от того, как тонко подчеркнуты различия между мистером Найтли и Фрэнком. Оба вполне еще молоды, достаточно богаты, но один - серьезный сельский джентльмен, другой - бездельник и светский франт. Поэтому на одном практичные шерстяные сюртуки, уместные в сельской местности, а на втором самая остромодная одежда. Это различие проявляется даже в обуви - мистер Найтли носит практичные сапоги для верховой езды, тогда как на Фрэнке моднючие Hessian boots.

И посмотрите какая прелесть, разве могут быть сомнения в том, что Фрэнк большой франт, он же следует самой великосветской моде и носит аж два жилета )) 

Я же говорю, пара модных штрихов, и всё понятно про персонажа.

Аааа, пост опять огромный. Буквально пара слов и я замолкаю. Прически... ура, в этом фильме у всех прически. Всегда. Никто не ходит с распущенными волосами, не носит ужасные прямые челки и даже не завязывает волосы в небрежный пучок, как милейшая Эмма Ромолы Гарай. Странноватые кудряшки Ани Тейлор-Джой - это вполне намеренное высказывание режиссера, которая категорически не хотела, чтобы у волос был вид "свадебной прически из 90х", поэтому кудряшкам постановили быть практически аутентичными, - мелкими и спиралевидными, какие мы видим на многих портретах и модных картинках.

Безумные прически миссис Элтон с волосами, уложенными в банты, на самом деле относятся к другому десятилетию 19 века, и были весьма популярны в 20-30е годы. Но это не ошибка, а намеренное создание комического эффекта. Работает же, правда?

И шляпки! На героинях всегда шляпки, какая же это радость для глаза трепетного остенита и любителя периода Регентства. Авторы даже не забыли надеть на мисс Бейтс чепец, он виден у нее и под шляпками, - как непременный атрибут старой девы. 

И буквально пару слов про интерьеры. Они просто-таки сияют и переливаются, опять же, вполне в духе ампирной моды. Богатство и яркость цвета не только показывали достаток хозяев домов, но и помогали скрашивать долгие осенне-зимние вечера, освещаемые лишь светом свечей, об этом упоминала в интервью и сама де Уайлд. За вдохновением она сначала направилась в музей Соана в Лондоне, особняк, который в 1837 году по завещанию его владельца перешел городу с целью сохранения его в прежнем виде в качестве музея.

Красочные интерьеры особняка сэра Джона Соана

Кроме этого, де Уайлд и ее команда руководствовались модными картинками 1800-1820х годов, на которых тоже четко видно, какие яркие краски предлагали для интерьера модникам того времени. В интервью Elle Decor де Уайлд сказала, что они специально искали для съемок дома Эммы поместье, хозяева которого позволили бы перекрасить отдельные помещения, и нашли такое в виде особняка Firle в Восточном Сассексе.

Чайная комната в доме уже была в прелестных голубых тонах, в каких мы видим ее в фильме, как и золотая с кремовым гостиная, в которой так любит сидеть перед камином мистер Вудхаус. 

В реальности

В фильме

А вот голубую с белым лестницу перекрашивали для фильма в традиционные цвета Веджвудского фарфора. Ну и, конечно, роскошные обои были специально заказаны для съемок (интересно, оставили ли их владельцам особняка?). Обои в гостиной точно оставлены, так сказал де Уайлд, и по ее же словам, лестницу обратно хозяева тоже перекрашивать не стали ))

Вот так выглядел холл до съемок

А так его преобразили для "Эммы", ну красота же!

Парадная столовая из фильма обычно служит бильярдной для хозяев особняка ))

И тут я уже почти завершила пост, но ведь ни слова не сказано про украшения! Ограничусь фразой, что они тоже очень аутентичные )) И хотя и богатая Эмма, и бедная Джейн носят модные в то время кораллы (более распространенным был разве что жемчуг), но разница в статусе опять же очевидна.

Не поверите, но я подошла к концу. Надеюсь, теперь понятно, почему этот фильм вызвал такой энтузиазм не только среди фанатов Остин, но и среди специалистов по костюму и историков моды. Vogue даже сделал фотосессию с главными героями, полюбуйтесь, кстати, как нелепо и даже некрасиво смотрятся с ампирным нарядом так желанные большинством режиссеров распущенные волосы.

Фото с бэкстейджа

Ну и обязательный P.S. 

P.S. После того, как мне пришлось трижды перезагружать картинки, чтоб они нормально отображались, сил на вывод и итого уже нет )) Пожалейте меня ))

P.P.S. Картинки я подбирала сама, коллажи тоже мои, кроме тех, что про особняк Firle, там меня уже лень одолела, поэтому картинки из поста на сайте Habitually Chic. Шо не мое, то не мое )) 

Подпишитесь на наш
Блоги

Мода в фильме "Эмма"

21:07, 27 мая 2020

Автор: Lizbeth

Комменты 198

A

Спасибо,Лизбет! Как я могла пропустить этот пост??? Не знаю,посмотрю ли я этот фильм,мне не нравится внешне эта Эмма,но сцена с одеванием мистера Найтли заинтересовала :),не подскажете,в какой серии это действо? Пошла перечитывать ваши посты. :)

Аватар

Я очень ждала этот пост! Спасибо! Именно благодаря вам я посмотрела этот фильм)

Аватар

очень крутой пост получился! делайте еще! и про украшения, и про аксессуары, и про женские и про мужские! и про интерьеры и про кареты! и по разным фильмам, по новым и по старым!

Аватар

Спасибо! Потрясающий пост) Да, англичане любили яркие краски, хотя чисто ассоциативно воспринимаются как благородный беж и слоновая кость. Эпоха Регентства еще не такая яркая, как следующая Викторианская эпоха. Что безмерно раздражало французов. Мне кажется, сцену одевания мистера Найтли ваша подруга выбрала не только за историческую точность, ох, не только) А от преображения мисс Элтон как-то тоскливо. Стала более classy, но ценой потери индивидуальности( Превратилась в Соню из "Войны и мира", когда та уже потухла, поняв, что ей ничего не светит(((

Аватар

Этот пост - отрада глаз моих. Прочитала как будто пирожное съела. Спасибо Вам большое!

Подождите...