Опубликовано пользователем сайта

Про кино

Портрет нашего кинолюбителя: гадание по кассовым сборам

62
Портрет нашего кинолюбителя: гадание по кассовым сборам

Сегодня на Кинопоиске прочитала, что "Джентльмены" подбираются к миллиарду сборов (Ура!)

и сразу вспомнила летнюю статью там же, где автор, Василий Гришин, анализировал предпочтения российского кинозрителя на основе сборов в прокате.
Я читала, ржала, и пришла к выводу, что Василий меня точно в своем анализе срисовал. Статья длинная, с цифрами сборов, я сократила, оставив только суть.
Итак,
"Бывает так, что фильм, не очень удачно прошедший в американском прокате, у нас вдруг становится флагманом. Понятно, что предпочтения публики разных стран и регионов не могут совпадать полностью в силу разного менталитета и многих других факторов, которые исследуют маркетологи и социологи. Рассказываем, для каких именно картин Россия стала зарубежным рынком № 1 и чем объясняется такая любовь.
Территория Б


За последние два с половиной года Россия стала рынком № 1 для 41 картины. Восемнадцать из них в большинстве стран мира выходили сразу онлайн, минуя кинотеатры. Это малобюджетные независимые релизы, на кассовую судьбу которых продюсеры махнули рукой. Российским дистрибьюторам такой товар, бывает, достается в рамках пакетных сделок (мы продаем вам потенциальный хит по сходной цене, а в качестве дополнительного обременения вешаем всякий неликвид).

Впрочем, не исключение и ситуации, когда сами дистрибьюторы недорого закупают категорию Б, потому что знают предпочтения своей аудитории. Вообще, сам факт присутствия в широком прокате многих фильмов В говорит о некоторой незрелости российского рынка и некомпетентности кинотеатров. Они, похоже, не всегда отдают себе отчет в том, что именно им пытаются продать независимые дистрибьюторы. Но в общем выборка эта достаточно репрезентативна и дает отличное представление о том, картины каких жанров российская публика жалует больше прочих.
В первую очередь бросается в глаза мощный перевес в сторону старомодных брутальных жанров: больше половины фильмов в списке — триллеры и фантастика. Их разбавляют мистические хорроры. Но, конечно, тут есть нюансы: не каждый олдскульный sci-fi и не каждый фильм об ужасах паранормального заходит в России, чтобы неплохо собрать в прокате; такие фильмы должны соответствовать и нескольким другим параметрам. О них ниже.


Ветераны 90-х


Средний возраст посетителя российских кинотеатров сегодня — 27 лет. В некоторые уик-энды — особенно в длинные выходные, связанные с государственными праздниками — аудитория становится чуть старше (около 30). Причем год от года этот средний возраст увеличивается; аудитория, предпочитающая смотреть кино на большом экране, стареет. А ядро сегодняшней киноаудитории — миллениалы, повзрослевшие в 2000-е, во время возрождения и бурного роста кинопроката в России.

А в юности они смотрели экшен-классику Голливуда (например, фильмы Джеймса Кэмерона, Ридли Скотта и Квентина Тарантино, позже — первые фильмы Вачовски. Мимо них не прошел взрыв популярности киберпанка конца 90-х. Таким образом, именно Голливуд и Индивуд 90-х сформировали вкус среднего российского кинозрителя; в России любят старые бренды, будь то жанры, франшизы или актеры с режиссерами.
Если называть конкретные имена, то в России особенно чтят Люка Бессона, Гая Ричи и Ларса фон Триера. Любовь к пацанской эстетике Гая Ричи можно объяснить ностальгией: часть нынешней киноаудитории выросла на «Картах, деньгах, двух стволах», «Револьвере» или «Рок-н-рольщике». Эти зрители с большой охотой шли на «Агентов А.Н.К.Л» (сборы в России — 9 млн долларов, третьи в мире после США и Великобритании) и «Меч короля Артура» (12,7 млн долларов, Россия — лучший зарубежный рынок для фильма, сборы у нас вдвое выше, чем в Великобритании).
Среди актерских имен самое популярное в России прямо сейчас — Киану Ривз.
Большей популярностью по сравнению с другими странами у нас пользуются и перезапуски франшиз последних 20 лет. Так, для «Tomb Raider: Лара Крофт» Россия стала четвертым зарубежным рынком, для «Люди в черном: Интернэшнл» — вторым, пропустив вперед только Китай. А российские сборы «Девушки, которая застряла в паутине» оказались лучшими за пределами США. Отдельно стоит сказать о повторном прокате классики кино. Здесь мы вновь впереди планеты всей, если речь идет о жанровом кино из 90-х. Два года назад Россия стала лучшей территорией для 3D-версии второго «Терминатора».
Яркое кино


Поход в кино российская аудитория в массе своей воспринимает как эскапистское развлечение, отдых от унылых будней. Поэтому неудивительно, что в нашей стране повышенной популярностью пользуется кинопродукция, проблематика которой имеет минимальное отношение к реальной жизни. Если выделять какую-то особо характерную черту национального киновкуса, то это приверженность к красочной фантастике и фэнтези, особенно с элементами комедии. К этой категории можно отнести уже упоминавшихся «Людей в черном» и «Меч короля Артура», а также «Акселя». Череду этих ярких (мы говорим о колористическом решении) проектов можно продолжить диснеевскими «Джоном Картером» и «Изломом времени», а также фильмом Lionsgate «Робин Гуд: Начало». Для каждой из этих картин Россия стала самой успешной зарубежной территорией. Мы больше похожи на молодые развивающиеся рынки Азии — любим зрелища, масштаб, юмор».


Аномалия Pixar


Большая студийная анимация в нашей стране пользуется огромной популярностью. Для многих родителей поход с детьми в кино по-прежнему является самым экономным вариантом досуга вне дома. В России детей любят, что, конечно, сказывается на сборах мультфильмов. «В этом смысле мы похожи на латиноамериканские рынки — например, на Аргентину. Впрочем, существенное отличие России от латиноамериканских и прочих рынков — это скептическое отношение аудитории к продукции Pixar. Во всем мире она пользуется как минимум такой же популярностью, что и мультфильмы конкурирующих студий (DreamWorks, Illumination, Sony и Fox). У нас же она давно и стабильно числится в отстающих. Вероятно, и здесь дело в эскапистском настрое аудитории. Мультфильмы Pixar зачастую поднимают недетские вопросы, они не боятся изображать обычных людей с их проблемами. А кинозритель в России куда охотнее готов проголосовать рублем за фэнтезийный мир, населенный викингами, драконами и говорящими кошками, за порцию незатейливого юмора, гарантирующую безмятежное настроение.


Плохие парни


Наконец, еще одна специфическая черта национального вкуса, парадоксально сочетающаяся с любовью к инфантильной анимации, — симпатии к антигероям. Статистика показывает, что в России любят хулиганские фильмы про плохишей. Вероятно, корни этой любви все в тех же детских и юношеских привязанностях нынешних активных кинозрителей, которые сначала были поклонниками фильмов Тарантино и Ричи, а потом — комедий вроде «Мальчишника в Вегасе» и «Очень плохой училки». За последние два года набралось немало примеров того, как фильмы про антигероев самых разных жанров, сдержанно принятые в остальном мире, становились в нашей стране прокатной сенсацией. Самый красноречивый кейс — сборы «Венома», которые в России неожиданно для всех были больше, чем у «Войны бесконечности» (1,91 млрд против 1,88 млрд рублей). «Веном» оказался самым кассовым фильмом года в России в 2018 году, для него наша страна стала зарубежной территорией № 2 после Китая. И даже мультфильмы про злобных существ («Монстры на каникулах» и «Гринч») в России пользуются повышенным спросом.

Если подытожить, то выйдет, что предпочтения среднего российского зрителя таковы: динамичное жанровое кино с ярким дизайном и простым сюжетом. Существенный плюс — присутствие в фильме морально амбивалентного протагониста, наделенного чувством юмора. Ну и, наконец, важным преимуществом становится либо имя культового режиссера родом из «лихих 90-х» в титрах, либо старательное подражание его стилистике в кадре. Под это определение идеально подходит, например, прошлогодний тарантиноид категории Б «Ничего хорошего в отеле „Эль Рояль“». Неудивительно, что именно в России этот фильм собрал самую большую кассу за пределами США. А «Однажды в… Голливуде» собрал в России не просто больше, чем все предыдущие фильмы Тарантино. Россия стала главным зарубежным рынком для этой картины; сборы во Франции и Великобритании — позади. Еще одно доказательство того, что именно разросшаяся фан-база Тарантино и есть ядро ходящей сегодня в кино аудитории, именно такие фильмы ей и нужны."


Василий Гришин прав?

  • Для участия в опросе нужно зарегистрироваться
Оставьте свой голос:

313
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

Annushka_z
Annushka_z

Мы не часто ходим в кино. Чаще отправляем детей одних на что-то подходящее по возрасту. Если уж выбираемся с мужем вдвоем, то выбираем из того, что показывают в удобное для нас время. Муж считает, что смотреть на большом экране имеет смысл только зрелищные фильмы. Мол, драмы, комедии и прочее можно посмотреть дома. Я вообще кинотеатры не люблю - не люблю, что вокруг чавкают, шуршат упаковкой и смеются в тех местах, где мне не смешно. Это наводит меня на грустные мысли, что со мной что-то не так))))

Olga_Smirnykh
Olga_Smirnykh

Ни один фильм Тарантино не понравился((
До конца досмотрела только «Однажды в Голливуде» и то, потому что выхода не было.

Fat_fish
Fat_fish
Показать комментарий
Olga_Smirnykh
Olga_Smirnykh

Fat_fish, у него есть свой стиль, своё видение кино, интерпретация.
Просто это все не мое.
Но осуждать тех, кому это нравится? Ни в коем разе.

S1321
S1321

Olga_Smirnykh, тоже фильмы Тарантино не нравятся, но "Убить Билла" и "Убить Билла-2" вроде ничего.

BonemCarter
BonemCarter

S1321, очень люблю Убить Билла, огромное количество пасхалок к фильмам 70-х

Fat_fish
Fat_fish

Хм. Если аудитория в основном тридцатилетняя, то на какой эстетике 90х мог сформироваться их вкус? Они же были детсадовцами и дошкольниками тогда. Кто станет показывать ребенку 5 -7 лет фильм Тарантино или Гая Ричи?

Alchymia
Alchymia

Fat_fish, в кино на СТС в 21:00 именно фильмы 90х и показывали) и конца 80х еще)

SilverSpoon
SilverSpoon

Fat_fish, Что-то мне подсказывает, что и сегодня подростки формируют свой вкус благодаря этим режам, потому что они реально профи и самобытны, они классики. Других профи сегодня просто нет :) Тарантино, Скорее, Ким Ки Дук (тут азиатов забыли несправедливо) - они будут формировать вкусы еще долго)

soleil_levant
soleil_levant

Fat_fish, мне вот 30, и в 99м я "уже" училась в 4 классе. Обожала смотреть фильмы по вечерам. До сих пор теку от фильмов 90х. И много подруг, которые тоже любят фильмы 90х. А ещё фильмы первой половины 00х. А ещё я мечтаю посмотреть какой нибудь старый фильм с гнусавой озвучкой

MegaMozg
MegaMozg

Про pixar мне кажется какая то отсебятина

MegaMozg
MegaMozg

MegaMozg, а говорящие кошки это наверное Король лев

Kapusha
Kapusha

MegaMozg, тоже крайне не согласна про Писар - еще не встречала человека, который бы не отозвался с восторгом об их мультах.

alissaT
alissaT

MegaMozg, Или мюзикл "Кошки".

tayafay
tayafay

MegaMozg, там были цифры сравнения, что например, Тайна Коко в США первая по сборам мультов, а России даже в пятёрку не вошла.

S1321
S1321

tayafay, да, тогда "Тайну Коко" сильно недооценили. Какой же мультфильм тогда на первой строчке?

tayafay
tayafay

S1321, точно не помню, но как в статье сказано - фентези или монстрики

rita-rita
rita-rita

После провала по всему миру Короля Артура и очень высоких кассовых сборах в Росиии, я сделала вывод, что только в России люди разбираются в хорошем кино)) Король Артур это охеренный фильм. Каст, костюмы, саундтреки, картинка, легкий стеб над илитой, диалоги и сюжет-все на очень высоком уровне. Какой там Джуд Лоу? Чарли тоже очень достойно сыграл. Я так и не поняла почему его так критиковали и была очень рада, что россияне оценили фильм по достоинству)

ulibaites
ulibaites

rita-rita, сейчас решила посмотреть этот фильм, после этого поста и вашего комментария, люблю Ханэма, но из-за плохих отзывов не спешила смотреть, теперь передумала) Правда Сыны Анархии с ним вообще не зашел.

rita-rita
rita-rita

ulibaites, Сыны и мне не зашли) А вот Король Артур смотрела несколько раз. Бомба!

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Арми Хаммер завел новый роман на фоне секс-скандала и обвинений в изнасиловании
BRIT Awards — 2021: лучшие моменты шоу и список победителей
BRIT Awards — 2021: Дуа Липа, Тейлор Свифт, Билли Портер, Гарри Стайлс, Билли Айлиш и другие на красной дорожке
Андрей Аршавин рассказал о бывшей жене Алисе Казьминой и общении с дочерью: "Я так до этого не влюблялся"
В сети обсуждают, какое имя Меган Маркл и принц Гарри могут дать своей дочери
Бывший бойфренд Дженнифер Лопес Алекс Родригес прокомментировал слухи о ее романе с Беном Аффлеком
Константин Меладзе отметил день рождения с женой Верой Брежневой и сестрой Лианой
Светлана Ходченкова, Елена Летучая, Регина Тодоренко и другие на премьере фильма "Скажи ей"
Битва платьев: Минди Калинг против Адель
Стало известно о пожертвовании, которое Меган Маркл и принц Гарри совершили в честь дня рождения сына Арчи
Инсайдер о возобновлении романа Дженнифер Лопес и Бена Аффлека: "Все началось еще в феврале"
Дочь Мадонны Лурдес Леон поделилась кадрами из новой модной фотосессии
Наоми Уоттс на прогулке с сыновьями в Нью-Йорке: свежие фото
Камила Морроне публично поддержала своего возлюбленного Леонардо ДиКаприо
Ирина Шейк в кроп-топе и ярких брюках на прогулке с дочерью Леей в Нью-Йорке
Ульяна Сергеенко, Яна Рудковская и другие на вечеринке Елены Перминовой в честь будущего ребенка
Связь с Эпштейном и раздел 130 миллиардов долларов: выяснились подробности развода Билла и Мелинды Гейтс
"Он в шоке": инсайдер рассказал о реакции Алекса Родригеса на вероятное воссоединение Дженнифер Лопес и Бена Аффлека