Сегодня на Кинопоиске прочитала, что "Джентльмены" подбираются к миллиарду сборов (Ура!)

и сразу вспомнила летнюю статью там же, где автор, Василий Гришин, анализировал предпочтения российского кинозрителя на основе сборов в прокате.
Я читала, ржала, и пришла к выводу, что Василий меня точно в своем анализе срисовал. Статья длинная, с цифрами сборов, я сократила, оставив только суть.
Итак,
"Бывает так, что фильм, не очень удачно прошедший в американском прокате, у нас вдруг становится флагманом. Понятно, что предпочтения публики разных стран и регионов не могут совпадать полностью в силу разного менталитета и многих других факторов, которые исследуют маркетологи и социологи. Рассказываем, для каких именно картин Россия стала зарубежным рынком № 1 и чем объясняется такая любовь.
Территория Б


За последние два с половиной года Россия стала рынком № 1 для 41 картины. Восемнадцать из них в большинстве стран мира выходили сразу онлайн, минуя кинотеатры. Это малобюджетные независимые релизы, на кассовую судьбу которых продюсеры махнули рукой. Российским дистрибьюторам такой товар, бывает, достается в рамках пакетных сделок (мы продаем вам потенциальный хит по сходной цене, а в качестве дополнительного обременения вешаем всякий неликвид).

Впрочем, не исключение и ситуации, когда сами дистрибьюторы недорого закупают категорию Б, потому что знают предпочтения своей аудитории. Вообще, сам факт присутствия в широком прокате многих фильмов В говорит о некоторой незрелости российского рынка и некомпетентности кинотеатров. Они, похоже, не всегда отдают себе отчет в том, что именно им пытаются продать независимые дистрибьюторы. Но в общем выборка эта достаточно репрезентативна и дает отличное представление о том, картины каких жанров российская публика жалует больше прочих.
В первую очередь бросается в глаза мощный перевес в сторону старомодных брутальных жанров: больше половины фильмов в списке — триллеры и фантастика. Их разбавляют мистические хорроры. Но, конечно, тут есть нюансы: не каждый олдскульный sci-fi и не каждый фильм об ужасах паранормального заходит в России, чтобы неплохо собрать в прокате; такие фильмы должны соответствовать и нескольким другим параметрам. О них ниже.


Ветераны 90-х


Средний возраст посетителя российских кинотеатров сегодня — 27 лет. В некоторые уик-энды — особенно в длинные выходные, связанные с государственными праздниками — аудитория становится чуть старше (около 30). Причем год от года этот средний возраст увеличивается; аудитория, предпочитающая смотреть кино на большом экране, стареет. А ядро сегодняшней киноаудитории — миллениалы, повзрослевшие в 2000-е, во время возрождения и бурного роста кинопроката в России.

А в юности они смотрели экшен-классику Голливуда (например, фильмы Джеймса Кэмерона, Ридли Скотта и Квентина Тарантино, позже — первые фильмы Вачовски. Мимо них не прошел взрыв популярности киберпанка конца 90-х. Таким образом, именно Голливуд и Индивуд 90-х сформировали вкус среднего российского кинозрителя; в России любят старые бренды, будь то жанры, франшизы или актеры с режиссерами.
Если называть конкретные имена, то в России особенно чтят Люка Бессона, Гая Ричи и Ларса фон Триера. Любовь к пацанской эстетике Гая Ричи можно объяснить ностальгией: часть нынешней киноаудитории выросла на «Картах, деньгах, двух стволах», «Револьвере» или «Рок-н-рольщике». Эти зрители с большой охотой шли на «Агентов А.Н.К.Л» (сборы в России — 9 млн долларов, третьи в мире после США и Великобритании) и «Меч короля Артура» (12,7 млн долларов, Россия — лучший зарубежный рынок для фильма, сборы у нас вдвое выше, чем в Великобритании).
Среди актерских имен самое популярное в России прямо сейчас — Киану Ривз.
Большей популярностью по сравнению с другими странами у нас пользуются и перезапуски франшиз последних 20 лет. Так, для «Tomb Raider: Лара Крофт» Россия стала четвертым зарубежным рынком, для «Люди в черном: Интернэшнл» — вторым, пропустив вперед только Китай. А российские сборы «Девушки, которая застряла в паутине» оказались лучшими за пределами США. Отдельно стоит сказать о повторном прокате классики кино. Здесь мы вновь впереди планеты всей, если речь идет о жанровом кино из 90-х. Два года назад Россия стала лучшей территорией для 3D-версии второго «Терминатора».
Яркое кино


Поход в кино российская аудитория в массе своей воспринимает как эскапистское развлечение, отдых от унылых будней. Поэтому неудивительно, что в нашей стране повышенной популярностью пользуется кинопродукция, проблематика которой имеет минимальное отношение к реальной жизни. Если выделять какую-то особо характерную черту национального киновкуса, то это приверженность к красочной фантастике и фэнтези, особенно с элементами комедии. К этой категории можно отнести уже упоминавшихся «Людей в черном» и «Меч короля Артура», а также «Акселя». Череду этих ярких (мы говорим о колористическом решении) проектов можно продолжить диснеевскими «Джоном Картером» и «Изломом времени», а также фильмом Lionsgate «Робин Гуд: Начало». Для каждой из этих картин Россия стала самой успешной зарубежной территорией. Мы больше похожи на молодые развивающиеся рынки Азии — любим зрелища, масштаб, юмор».


Аномалия Pixar


Большая студийная анимация в нашей стране пользуется огромной популярностью. Для многих родителей поход с детьми в кино по-прежнему является самым экономным вариантом досуга вне дома. В России детей любят, что, конечно, сказывается на сборах мультфильмов. «В этом смысле мы похожи на латиноамериканские рынки — например, на Аргентину. Впрочем, существенное отличие России от латиноамериканских и прочих рынков — это скептическое отношение аудитории к продукции Pixar. Во всем мире она пользуется как минимум такой же популярностью, что и мультфильмы конкурирующих студий (DreamWorks, Illumination, Sony и Fox). У нас же она давно и стабильно числится в отстающих. Вероятно, и здесь дело в эскапистском настрое аудитории. Мультфильмы Pixar зачастую поднимают недетские вопросы, они не боятся изображать обычных людей с их проблемами. А кинозритель в России куда охотнее готов проголосовать рублем за фэнтезийный мир, населенный викингами, драконами и говорящими кошками, за порцию незатейливого юмора, гарантирующую безмятежное настроение.


Плохие парни


Наконец, еще одна специфическая черта национального вкуса, парадоксально сочетающаяся с любовью к инфантильной анимации, — симпатии к антигероям. Статистика показывает, что в России любят хулиганские фильмы про плохишей. Вероятно, корни этой любви все в тех же детских и юношеских привязанностях нынешних активных кинозрителей, которые сначала были поклонниками фильмов Тарантино и Ричи, а потом — комедий вроде «Мальчишника в Вегасе» и «Очень плохой училки». За последние два года набралось немало примеров того, как фильмы про антигероев самых разных жанров, сдержанно принятые в остальном мире, становились в нашей стране прокатной сенсацией. Самый красноречивый кейс — сборы «Венома», которые в России неожиданно для всех были больше, чем у «Войны бесконечности» (1,91 млрд против 1,88 млрд рублей). «Веном» оказался самым кассовым фильмом года в России в 2018 году, для него наша страна стала зарубежной территорией № 2 после Китая. И даже мультфильмы про злобных существ («Монстры на каникулах» и «Гринч») в России пользуются повышенным спросом.

Если подытожить, то выйдет, что предпочтения среднего российского зрителя таковы: динамичное жанровое кино с ярким дизайном и простым сюжетом. Существенный плюс — присутствие в фильме морально амбивалентного протагониста, наделенного чувством юмора. Ну и, наконец, важным преимуществом становится либо имя культового режиссера родом из «лихих 90-х» в титрах, либо старательное подражание его стилистике в кадре. Под это определение идеально подходит, например, прошлогодний тарантиноид категории Б «Ничего хорошего в отеле „Эль Рояль“». Неудивительно, что именно в России этот фильм собрал самую большую кассу за пределами США. А «Однажды в… Голливуде» собрал в России не просто больше, чем все предыдущие фильмы Тарантино. Россия стала главным зарубежным рынком для этой картины; сборы во Франции и Великобритании — позади. Еще одно доказательство того, что именно разросшаяся фан-база Тарантино и есть ядро ходящей сегодня в кино аудитории, именно такие фильмы ей и нужны."

Подпишитесь на наш
Блоги

Портрет нашего кинолюбителя: гадание по кассовым сборам

19:42, 28 февраля 2020

Автор: tayafay

Комменты 62

Аватар

Я любитель. Он прав, но частично. Готова раз в месяц сходить на какой-нибудь популярный фильм/мультфильм, а в другой раз на фестивальное кино. И вот тут затык, так как фестивальные фильмы не показывают. Легко говорить, что зрители предпочитают ходить на экшн фильмы, если других просто нет или они выходят урезанным планом.

R

сравнивать нас с великобританией и францией?:))) у нас тупо просто населения больше

Аватар

там Пушки Акимбо вышли с Дэном Рэдклиффом и Самарой Уивинг, похоже, в нашем стиле кинчик - надо идти)

Аватар

В нашем Зажопинске нет кинотеатра, а так я ценю фильмы Тарантино, но не очень люблю яркие пластмассовые фильмы, которые наводнили рынок. Больше нравится вдумчивое кино, с неспкщным повествованием, которое отображает нашу жизнь. А муж наоборот любит мир Марвел, яркий и красочный

G

Спасибо автору, интересно!

Подождите...