Опубликовано пользователем сайта

Про кино

Тайная сила «Маяка» с Уильямом Дефо и Робертом Паттисоном: мой взгляд

48
Тайная сила «Маяка» с Уильямом Дефо и Робертом Паттисоном: мой взгляд

Обласканный высоколобыми критиками и почитателями мрачности фильм «Маяк», на мой взгляд, попадает в следующую категорию: Врагу пожелаю, а друга уберегу. Только вот ведь незадача: воздержавшиеся от просмотра неженки рискуют упустить из вида исчезающий род киноискусства — сделанного на старомодную чёрно-белую плёнку. Создателям было важно, чтобы изображение было максимально суровым, реалистичным и физиологичным. Появление такого фильма в год выхода на экраны обезличенного цифровой обработкой «Ирландца» Скорсезе вселяет надежду на то, что сторонники плёночного кинематографа продолжают отвоёвывать для нас, зрителей, право наслаждаться оптически несовершенной, но художественно богатой картинкой.

Фильм молодого режиссёра Роберта Эггерса, заслужившего признание публики и критиков благодаря ужастику «Ведьма», породил в моей голове самые противоречивые эмоции и мысли: от вздохов восхищения первыми, открывающими фильм кадрами до брезгливости и отвращения, вызванными определёнными сценами. Мой главный вердикт по окончанию просмотра сводился к следующему — форма преобладает над содержанием.

Фабула ленты проста и незамысловата: на небольшом, неприветливом острове стоит маяк, его бесперебойную работу обеспечивают два смотрителя: старый (Уильям Дефо) и молодой (Роберт Паттисон). Первый похож на эксцентричного капитана дальнего плавания, неопрятного морского волка, который при первой возможности заглушает всё увиденное за годы службы у его Величества Океана бутылкой рома. Второй — исполнительный, немногословный новобранец, которому приходится вступать в неравный бой с галлюцинациями и миражами. Основой конфликта является нежелание старика подпускать к светящейся вершине маяка молодого помощника. Маяк превращается в священное место силы и знания.

Заслуга и одновременно спорность данной картины — в её заявке на иносказательность и парафраз важных хрестоматийных произведений англоязычной литературы. Если вы знакомы с романом «Моби Дик» Германа Мелвилла и поэмой «Сказание о старом мореходе» Кольриджа, то в «Маяке» вы сможете разглядеть образно-поэтичный, «подводный» пласт. Подобно герою «Моби Дика», капитану Ахаву, старик Томас хромает и носит протез. Сцены с чайками — аллюзия на признание старого моряка об убийстве альбатроса, которое навлекает на корабль беды. В этих произведениях раскрывается важный и для данного фильма аспект человеческой вины, которая превращается для героев в пожизненное бремя.

Наличие аллегоричности обнаружат и те, кто не читал ни Мелвилла, ни Кольриджа, когда в середине фильма откроется правда о том, что молодого смотрителя зовут также, как и старого — Томас. В этом сюжетном повороте кроется намёк на парадигму взаимоотношений между двумя героями: они как отец и сын, но это не сближает, а, напротив, создаёт конфликт — сын восстаёт против отца за право иметь власть, которая заключена в маяке.

В деконструировании фильма не обойтись и без греческой мифологии. В развитии сюжета будет использована легенда о Прометее. Аналогия с этим титаном неслучайна — Прометей похитил божественный огонь у Зевса. Молодому смотрителю не даёт покоя амбиция увидеть тайный источник света маяка, прямой доступ к которому ограничил старик и запер на ключ. Только связывать пожилого, хромоногого, бородатого героя Дефо в данном случае следует не с Зевсом, а Посейдоном, властителем морей, или даже с другим морским божеством, старцем Протеем, который мог по желанию превращаться в различных чудовищ и животных. На это сходство указывают и страшные черты, которые время от времени проявляются во внешности старика-смотрителя — склизкий хвост-щупальца и мелкие ракушки-моллюски, покрывающие его лицо и тело.

Как можно заметить, картина изобилует интересными отсылками и фантазиями на литературные сюжеты и мифы. При желании можно даже вспомнить великого мистификатора Эдгара Аллан По и его рассказ «Бочонок амонтильядо», где одного из героев замуровывают заживо (те, кто уже смотрел «Маяк» поймут о какой перекличке я говорю). Однако у меня сложилось впечатление, что именно в обилии аллюзий и амбициозной попытке воссоздать на экране архетипические сюжеты скрывается главный недостаток фильма — его повествовательная неоднородность и обрывочность. Великолепно сделанных сцен много, но пластичного перехода между ними нет.

Зато форма, визуальная составляющая этой картины заслуживают самых высоких оценок. Сейчас уже мало кого удивишь чёрно-белой палитрой. Часто современные режиссёры обращаются к монохромному изображению, чтобы таким способом занять своё место в плеяде арт-хаусных режиссёров. Иногда смотришь такие фильмы и ловишь себя на мысли, что едва ли можешь оправдать их чёрно-белую палитру. Иначе обстоит дело с «Маяком». Некоторые кадры сделаны словно гравюры гениального иллюстратора Гюставе Доре. Он, кстати, помимо великих рисунков к Библии, «Божественной комедии», сказкам Шарля Перо, также создал иллюстрации к уже упомянутому «Сказанию о старом мореходе» Кольриджа.

В качестве заключительной фанфары в адрес «Маяка» я бы сказала о незабываемой игре двух актеров. Это пример полной самоотдачи и способности создавать целостных, встревающих в память персонажей, которые сразу превращаются в ориентиры для последующих картин и новых поколений. Сцена, где герой Уильяма Дефо произносит страшное, словно Шекспиром написанное проклятие в адрес молодого Тома, на мой взгляд, свидетельствует о сверхъестественном таланте актёра. Кроме того, чтобы оценить это перевоплощение в полном объёме, я бы настоятельно рекомендовала вам смотреть «Маяк» без дубляжа. Дефо говорит на «пиратском», сочном, поэтичном английском — это особое удовольствие для зрительского слуха!

Паттисон, который когда-то попал в тот же капкан, что и ДиКаприо, уже несколько лет как достойно выбрался из него. В данном фильме он не просто выдерживает присутствие в кадре такого зубра, как Дефо, но и на равных с ним несёт на своих плечах груз саспенса.

Я подчеркну, что картина не для всех, но при этом было бы эгоизмом с моей стороны отговаривать вас от её просмотра.

 

 

 

Оставьте свой голос:

1554
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

olmen
olmen

Неистово плюсую.
Те же самые ощущения... Я еще и в оригинале сразу смотрела . Очень красивая картинка . Но вот этот камерный пафос он заранее исключает фильм из тех что на века .
Дефо лучший из лучших. Патинсона просто не люблю , поэтому ничего говорить не буду .
Спасибо за отзыв))

Esme_Leah
Esme_Leah

И в фильме присутствует признание в любви к кадрам «седьмой печати».

mar_adentro
mar_adentro

Esme_Leah, и это прекрасно!

rocksam
rocksam

оо, я только посмотрела сегодня.....даже не знаю,как описать свои ощущения от фильма...я уверена, что многие заскучают и выключат на середине, но я смотрела не отрываясь, боясь пропустить хоть что-нибудь...прекрасная игра актёров,Паттисон давно уже не "тот чувак из Сумерек", а он именно талантливый актёр Роберт П. Музыка прекрасно подходит к картинке в фильме....попозже сяду и спокойно подумаю, чем фильм меня зацепил и что я из него вынесла))

Svetusikislove
Svetusikislove

Так страшно или нет? А то мне хочется посмотреть, но я трусливая)))

mar_adentro
mar_adentro

Svetusikislove, мне кажется, что шкала "страха" у всех разная. У многих этот фильм провоцирует больше отвращение, а не страх. Там очень много физиологии и эстетически неприятных сцен.

valerianne
valerianne

Svetusikislove, ощущение такие будто ты случайно схватил трупик крупного насекомого. Ничего страшного, но противно... Бррр... Я такое чувствую, когда мух убиваю, от отвращения мурашки.

Skarletty
Skarletty

valerianne,))) я никогда не любила американские комедии про подростков из серии Американского пирога. Так вот там есть эта знаменитая сцена с пирогом. Мне она абсолютно противна всем, но ужасами это не назовёшь)))

Skarletty
Skarletty

Svetusikislove, нет, не страшно. Интересно.

valerianne
valerianne

Для меня это ужасный фильм, зацепил, но своим, скорее, мрачным мистицизмом - в негатив... я его почти возненавидела, хоть люблю Роберта, как папа римский любит бога.
Еше наложилось то, что я смотрела его с температурой, выздоравливая от тяжелого гриппа, и в состоянии небольшого опьянения (бокал пунша), а я мало пью и состояние опьянения не люблю. Некоторые сцены откровенно неприятные, даже пугающие, скрытый смысл ре очевиден, аллегорий много, но мысль среди них блуждает, как меж трех сосен. Почему-то постоянно казалось, что один из героев другому просто мерещится и все это бред одинокого смотрителя маяка, которвй сошел с ума от своего одиночества.
Потом мучили кошмары ночью - дохлые чайки, трупы русалок, мрачные мертвецы... Такое.

mar_adentro
mar_adentro

valerianne, видимо, у меня высокий порог чувствительности. Я помню, что кто-то плевался на «Фаворитку» Лантимоса и нашёл в ней кучу неприятного. А для меня это один из лучших фильмов. Можно ведь кино любить и помещать в особую папку «Запомнившееся» за разные аспекты. Вот мне, например, очень понравились «Два Папы» (Нетфликс), но в них я выделяю то, как режиссер рассказал историю, его умение сгладить острые темы, добавить юмора. А в случае с «Маяком» как с картинами Гойи. Страшно, иногда мерзко, но стоишь в Прадо и отойти не можешь.

valerianne
valerianne

mar_adentro,
Это в любом случае запоминающийся фильм и фильм, вызывающий сильные эмоции. Он в плохом смысле поражает.
Если б не Роберт, фиг бы я досмотрела.

Dita_von_Teese
Dita_von_Teese

mar_adentro, на праздниках смотрела нашумевшую фаворитку. Причем включила сразу после фильма стакан воду. Ну что сказать, кино мерзость, кино дрянь. Нет там ничего возвышенного, одна чернуха. А изобилие эротических сцен для чего нужны были, не понятно.

mar_adentro
mar_adentro

Dita_von_Teese, я поклонница фильмов Лантимоса, его творения пересматривала несколько раз

ilyzzz
ilyzzz

mar_adentro, хм, ждала, когда можно будет в сети фильм посмотреть, но этот комментарий в мои планы вносит изменения - из того зала Гойи я просто убежала

cgktnybr
cgktnybr

valerianne, у меня тоже ощущение было что кто-то кому-то мерещится. так странно, что этот фильм мимо оскара. эти чайки.. да только за них можно номинировать. так натуралистично и омерзительно представлено. оператор просто гений.на русалке я зыкрыла глаза. мой персональный ужас

valerianne
valerianne

cgktnybr, так его и номинировали на оскар за операторскую работу. В остальном, кмк, для Оскара этот фильм не формат. Жаль, что не попал в конкурс Каннского фестиваля.

Dita_von_Teese
Dita_von_Teese

Кино есть в открытом доступе?

mar_adentro
mar_adentro

Dita_von_Teese, у меня он уже давно на iTunes вышел

SilverSpoon
SilverSpoon

Как интересно, прочла только что, что Валерия Караман - молдованка, живет в Киеве, модель и это ее первая роль. Как-то круто, я бы сказала. Как она попала в такой фильм, интересно.

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Битва платьев: Ян Гэ против Евгении Медведевой

Битва платьев: Ян Гэ против Евгении Медведевой

Битва платьев 26713 24
Эмили Ратажковски опять критикуют в сети. На этот раз — за употребление алкоголя при кормлении грудью

Эмили Ратажковски опять критикуют в сети. На этот раз — за употребление алкоголя при кормлении грудью

Новости 21761 153
Шэрон Стоун, Кэти Холмс с дочерью Сури, Хилария и Алек Болдуин и другие на Tribeca Film Festival

Шэрон Стоун, Кэти Холмс с дочерью Сури, Хилария и Алек Болдуин и другие на Tribeca Film Festival

Красная дорожка 17672 20
В тиктоке хвалят Максима Галкина и ругают Айзу Долматову — все из-за фразы о феминистках

В тиктоке хвалят Максима Галкина и ругают Айзу Долматову — все из-за фразы о феминистках

Медиа 20541 35
Подробности романа Ирины Шейк и Канье Уэста: они вместе уже несколько месяцев, а Ким Кардашьян одобряет их роман

Подробности романа Ирины Шейк и Канье Уэста: они вместе уже несколько месяцев, а Ким Кардашьян одобряет их роман

Звездные пары 51212 81
Влад Сташевский рассказал о романе с Натальей Ветлицкой: "Чистый бизнес"

Влад Сташевский рассказал о романе с Натальей Ветлицкой: "Чистый бизнес"

Звездные пары 21282 95
Вышел трейлер фильма "Полночь на злаковом поле", на съемках которого Меган Фокс и Колсон Бэйкер влюбились друг в друга

Вышел трейлер фильма "Полночь на злаковом поле", на съемках которого Меган Фокс и Колсон Бэйкер влюбились друг в друга

Кино 17408 72
Звездный Instagram: пляжи, баня и рабочие будни
Модные купальники и пляжная одежда в новых лукбуках
Кейт Миддлтон и принц Уильям, Селена Гомес и Джастин Бибер и другие пары, которые то сходились, то расходились
Битва платьев: Анна Чиповская против Елены Ильиных
Вышли в люди: вспоминаем яркие светские дебюты известных пар
Космический пучок, коса "рыбий хвост" и другие модные прически на случай дождливой погоды
Яркие дебюты, детские шалости и исторические моменты: лучшие фото с торжественного парада Trooping The Colour за много лет
Битва платьев: Ирина Чайковская против Ольги Серябкиной
Александра Бортич рассказала о борьбе с весом: "У меня никогда не было тела, которым я была бы полностью довольна"
Дарья Клюкина, Полина Аскери, Ксения Соловьева и другие на парфюмерной презентации в Москве
Как развивается роман Дженнифер Лопес и Бена Аффлека: она носит его рубашку, а к нему приехала ее мама
Кейт Миддлтон впервые встретилась с первой леди США Джилл Байден
Модный дайджест: от новой кампании с Кристен Стюарт до пикетов у дома Анны Винтур
Ким Кардашьян рассказала о проблемах в браке с Канье Уэстом и чувстве одиночества: "Просто хочу счастья"
Джиджи Хадид проводит летние каникулы с восьмимесячной дочерью
Ирина Шейк замечена на прогулке с дочкой Леей после поездки во Францию с Канье Уэстом
Кейт Миддлтон рассказала, что их с Уильямом дети не всегда охотно фотографируются: "Мамочка, прекрати"
Инна Чурикова, Глеб Панфилов, Анна Слю и другие на открытии фестиваля "Кино хорошего человека"