Решила поделиться интересной статьей о создании спецэффектов в советском кино!

1. Гостья из будущего.

Эффект стерильной чистоты и яркости комнаты, в которой находилась машина времени, достигался при помощи максимального освещения и белых обоев, которыми ее оклеили. Над оформлением пульта долго ломали голову, пока кого-то из декораторов не осенило использовать кубик Рубика. Это была невероятно популярная головоломка, которая символизировала соединение прошлого и будущего.

Только один кадр эффектного перемещения Коли во времени, который так впечатлил зрителей, художники делали месяц. Оптические элементы создавались в лазерной лаборатории, снимались на пленку, а затем кадры сложным способом комбинировались вручную.

Футуристическое освещение Института времени сделали с помощью матовых коробов, которые были редкостью, а запутанность коридоров создавали, используя разные ракурсы съемки, поскольку декорация была очень маленькой. Но самым крошечным элементом оказалось здание института — макет высотой 50 см. Его подвешивали на тросах, соединяли с поляной, и на этом фоне разговаривали Коля и Вертер.

Летающие флипы, мечта советских школьников, были самым дорогим реквизитом. Пять машин изготовили в Литве, каждая из них стоила ₽ 5 тыс. (как автомобиль «Жигули»). Кроме того, были сделаны маленькие, размером с игрушку, макеты флипов с куколками внутри — для дальних планов. Их подвешивали на проволоке к подъемному крану, выбирали фон и снимали. Затем проволоку закрашивали в цвет неба. Большие же флипы устанавливали на специальные крепления грузовиков, которые должны были ехать максимально плавно, чтобы создавать иллюзию полета.

Душераздирающим убийством робота Вертера актер Евгений Герасимов управлял сам. В блестящий костюм вставили пару металлических пластин с прикрепленными к ним пиропатронами. Актер нажимал кнопку, активирующую запал, и таким образом «поджигал» себя, пока пираты стреляли.

Лазерные лучи пиратов — самый простой спецэффект: это мультфильм

2. Москва - Кассиопея, Отроки во Вселенной

Двухсерийная история о том, как пионеры покоряли космос, была невероятно популярна, а эффект невесомости, показанный в картине, удивлял зрителей. Специально для фильма был с нуля построен макет космического корабля, который вращался на 360 °. Камера жестко закреплялась и крутилась вместе с коридором. Актеры подвешивались на тонком тросе, закреплялись ремнями и оставались на месте либо «бежали» навстречу вращающейся камере — так создавался полный эффект полета.

Для тех кадров, где не все актеры находятся в состоянии невесомости, использовались комбинированные съемки.

Машина роботов, которая ездила на монорельсе (на самом деле очень коротком), не имела самостоятельного управления и тянулась тросом, прикрепленным к автомобилю.

Линзы роботов, из-за которых казалось, что у них 8 глаз, были сконструированы специально для фильма и приносили сильные неудобства актерам. Из-за обратного эффекта линз все объекты четверились, что вызывало сильные головокружения.

3. Через тернии к звездам

Сцены невесомости создавали в бассейне, под водой. Это было связано с большим риском для жизни, потому что лампы, которые были заказаны специально для таких съемок, начали взрываться сразу после погружения.

Загадочную планету Дессу снимали в Таджикистане, в естественных декорациях: слоистые горы без растительности, просевшая из-за землетрясения земля и местная полуразрушенная теплостанция — все это было похоже на место техногенной катастрофы.

Планетоход, на котором космонавты исследовали Дессу, соорудили из гусеничного бронетранспортера и частей самолета.

Жутковатую биомассу, которая вырвалась из лаборатории клонирования, снимали в павильоне киностудии. Масса была сделана из жидкого теста и пожарной пены, а чтобы она двигалась и меняла форму, в ней плавали аквалангисты.

4. Человек-амфибия

Подводные съемки проводились под контролем лучших специалистов-подводников, были тщательно изучены фильмы Жака Ива Кусто. Но для того, чтобы пригласить его вместе поработать над картиной, как планировал режиссер, не было выделено денег.

Специальная емкость, которая надевалась на объектив камеры и наполнялась рыбой, позволяла делать впечатляющие панорамные съемки с эффектом присутствия живности в море.

Актеры испытывали колоссальные нагрузки, так как работать приходилось с долгой задержкой дыхания (аквалангисты с кислородными баллонами были наготове). К примеру, Анастасии Вертинской, чтобы опуститься на дно, требовалось полностью выпускать воздух из легких, искусственно тонуть. Это очень тяжело, и аквалангисты проводили для нее специальные тренинги.

Многие водоросли были сделаны из крашеного поролона: его нарезали и привязывали к камням.

Костюм Ихтиандра состоял из тысяч чешуек, которые нарезались из кинопленки, красились и пришивались вручную

5. Вий

Создание главного пугающего эффекта фильма — полета гроба — было возможно благодаря сложной конструкции. Всего гробов изготовили 3. В первом лежала умершая Панночка; второй, маленький, двигали при помощи веревок вручную и показывали в кадрах, где он пытался пробить магический круг. Третий же подвешивался на 6 металлических креплениях к потолку. Именно в нем Панночка летала по церкви, стоя во весь рост. В основание был вмонтирован металлический штырь, к которому актрису пристегивали специальным поясом. За спиной, под балахоном, закреплялась крепкая и жесткая опора.

На черных кошек, которые символизировали нечистую силу, надевали специальные шапочки-капоры с рожками. Животных пускали прыгать с возвышения и в прыжке снимали их тени на стене.

Все упыри и Вий создавались при помощи пластического грима, а костюмы были очень тяжелыми из-за пропитанных смолами и красками тканей. Веки Вия, не видевшие божьего света, откидывались на шарнирах, их попросту тянули за веревочки. Глаза предводителю нечисти монтировали из стекла со светоотражающей поверхностью.

Нечисть играли опытные цирковые артисты и спортсмены, поскольку только они могли передать нужные режиссеру движения в таких тяжелых и неудобных костюмах.

Полет ведьмы снимали в студии. На высоте был закреплен шест, замаскированный под метлу, с маленьким сиденьем, на котором помещался актер, играющий старуху.

Чтобы злобная тряска Панночки выглядела устрашающе, актрису ставили на специальную вибрирующую панель.

всем отличного дня)

Подпишитесь на наш
Блоги

Истории создания спецэффектов в советском кино!

12:49, 18 сентября 2019

Автор: devon

Комменты 16

Аватар

Всегда восхищалась спецэффектами советских кинофильмов, при отсутствии современных возможностей придумать и исхитрится так сделать. Это искусство не иначе.)

Аватар

Классный пост!!! Хочу добавить, что костюм Ихтиандра сохранился. В музее Ленфильма его можно увидеть. А про Вия узнать в Мосфильме на экскурсии!!! Там есть целый аттракцион с декорациями настоящими из этой ленты))

Аватар

Раньше это было настоящее творчество! Не так давно посмотрела фильм Кубрика "Космическая одиссея", мне кажется,до сих пор современные режиссеры черпают оттуда идеи. Фильм,конечно,очень нудный и длинный, но поражает,как был снят в 68 году.

S

Сколько же труда, изобретательностии и терпеливости вложено в те фильмы. Зачастую видишь спецефект, пусть немного игрушечный, не такой тонкий, но веришь в него больше, он живой, а не картонный как сейчас

Аватар

С удовольствием прочитала и представила мучения съёмочных групп... Спасибо за напоминание о фильме Вий- даже на кадрах видно, насколько бесподобно и со вкусом всё сделано было, не сравнить с современной поделкой (бездушной, имхо, спецэффекты ради спецэффектов). Ну и остальные фильмы- вызывают улыбку и желание пересмотреть. Тёплый ламповый пост, имхо)))

Подождите...