Сегодня день рождения Виктора Розова, автора пьесы «Вечно живые», по которой сняли один из моих самых любимых советских фильмов «Летят журавли».

Виктор Розов, чье имя было присвоено одной из малых планет в 1999 году, пьесу «Вечно живые» написал в возрасте тридцати лет в городе Кострома. Многое он взял из своей личной жизни: как и главный герой, Розов сам ушел на фронт, тоже был тяжело ранен в сорок первом, а прототипом трогательной Вероники была его супруга Надежда Козлова.

«Вечно живые» долгое время находилась под запретом. Пьеса о том, как советская девушка изменила солдату, наделала много шума. Цензоров возмущал еще и тот факт, что наш солдат-герой погибает, а, по их мнению, такого быть не могло. Но, несмотря ни на что, пьеса нашла отклик в сердцах читателей. Наверное, потому что была не выдумана, а написана душой.

Пьеса «Вечно живые» произвела фурор. Неслучайно же театр «Современник» открылся в 1957 году именно этим спектаклем (впервые же пьеса была поставлена в Костромском театре годом раньше). В свое время в нем сыграли такие талантливые, в то время еще молодые актеры, как Марина Неелова (Вероника), Олег Ефремов (Бороздин), Евгений Евстигнеев (Чернов),  Михаил Козаков (Марк), Галина Волчек (Нюрка) и многие другие.

В том же 1957 году на экранах появился фильм «Летят журавли». Режиссер фильма Михаил Калатозов был настолько вдохновлен после прочтения пьесы Розова, что приехал к автору и уговорил его написать киносценарий.

Раньше советские фильмы не были такими страстными и такими откровенными. После выхода фильма на экран его разругали во всех центральных советских газе­тах как идеологически непра­вильный и безыдейный, утверждая, что «Не может быть у советской девушки такой внешности, и никогда она так себя не поведет”.

Никита Хрущев был возмущен фильмом и даже обозвал главную героиню “шлюхой”, возмущался ее распущенными волосами и тем, что она позволяет себе ходить босиком.

В главных ролях снялись Алексей Баталов и никому еще не известная юная студентка Шукинского театрального училища Татьяна Самойлова, которую западная пресса назовет “девочкой с лицом странной красоты и раскосыми глазами».

Впоследствии актеры вспоминали, что съемки были очень тяжелыми. Выкладываться приходилось так, что порой не оставалось сил ни на что больше. Татьяна Самойлова однажды потеряла сознание во время съемок. А Алексей Баталов получил тяжелую травму. В эпизоде с солдатом, которого он бьет по лицу, чтобы привести в чувство, оба артиста не удержались и свалились. Баталов упал на острую ветку, которая разодрала ему лицо до кости. Актера увезли в реанимацию, он долго лежал в больнице, а съемки пришлось временно прекратить. Но Алексей Баталов не допускал и мысли, чтобы прекратить сниматься. “Летят журавли” стал одним из самых удачных его фильмов.

Кстати, это был один из самых любимых фильмов Пабло Пикассо, который однажды сказал юной актрисе Самойловой: “Вы будете звездой, и к вам невозможно будет подойти”. И его слова стали пророческими. Фильм «Летят журавли» превратил ее в живую легенду, символ страны, актрису, о которой мечтал Голливуд. Голливудские продюсеры настойчиво предлагали ей сняться в фильме “Анна Каренина” с самим Жераром Филипом! Но ее не отпустили. Министр культуры Екатерина Фурцева сказала: “Какая Америка? Татьяна Самойлова — советское достояние». 

Несколько о слов хочется сказать о режиссере. Михаил Калатозов или Мишико Калатозишвили начинал свою творческую деятельность на Тбилисской киностудии шофером, работал киномехаником, монтажером, оператором, актером, ассистентом и, наконец, режиссером. В 30-е годы он перебрался в Ленинград, где снял несколько великолепных фильмов о летчиках (его знаменитый «Валерий Чкалов» ценится до сих пор), потом несколько лет провел в Голливуде как представитель советской кинематографии.

Вероятно, опыт, накопленный там, и незаурядный талант режиссера и позволили Калатозову создать такой невероятный фильм. Он снял его, совершенно не ориентируясь на прежние успехи отечественного кино. В этом фильме новым было все: удивительная естественность актеров, необычность характеров, право человека на ошибки и падения, великолепная операторская работа.

Фильм “Летят журавли” стал первым среди картин, у которых два автора (режиссер и оператор), и еще неизвестно, кто из них вложил в него больше сердца. Без оператора Сергея Урусевского это был бы совсем другой фильм. Специалисты отмечают, что камера у него словно летит, фиксируя малейшие изменения человеческой души. В это сейчас верится с трудом, но в какой-то заметке я прочитала, что когда-то Урусевского собирались уволить из "Союздетфильма" за профнепригодность! 

На съемках этого фильма он придумал и впервые применил круговые операторские рельсы (в сцене смерти Бориса). А у меня еще дух захватывает от кадров, где одухотворенный, счастливый Борис бежит за Вероникой вверх по лестнице, можно даже сказать, летит. 

Как красиво снята Татьяна Самойлова с распущенными волосами у окна, когда ее лицо крупным планом немного наискосок.

Его талант и его творения вдохновили не одно поколение кинематографистов по всему миру.

В 1957 году 19-летний французский оператор, приехавший снимать Москву, случайно попал на "Мосфильм" и познакомился с Калатозовым. Тот показал иностранному пареньку час будущего фильма. Француз был растроган до слез и под впечатлением от увиденного, вернувшись в Париж, позвонил в дирекцию Каннского фестиваля. Он сказал, что они просто обязаны взять в конкурс одну потрясающую русскую картину. В результате "Летят журавли" получил «Золотую пальмовую ветвь». Это единственный советский фильм, получивший главный приз в Каннах. А юный оператор, вдохновленный работой Калатозова, решил стать режиссером. И не только стал им, но и сам спустя годы получил Золотую пальмовую ветвь и два Оскара. Зовут его Клод Лелуш. В 1966 году он снимает один из моих любимых фильмов "Мужчина и женщина" с потрясающей Анук Эме и Жаном-Луи Трентиньяном.

А напоследок история о том, как я искала пьесу «Вечно живые». Это случилось в мои юные годы. Мне нужно было написать работу по экранизации советской литературы, и я сразу же выбрала пьесу Виктора Розова. Первым делом попыталась скачать ее текст в Интернете, но так и не нашла его. В то время еще не было ботов в Телеграме (да и Телеграма вообще), которые могут найти тебе практически любую книгу))

Тогда я отправилась по книжным магазинам и, к моему огромному удивлению, выяснила, что даже сами продавщицы не знают такого автора (уверяли меня, что я что-то путаю и, скорее всего, ищу творчество Василия Розанова). В то время еще не было книжных интернет-магазинов, и проверить онлайн наличие нужной книги тоже не было возможности.

Оставались только библиотеки. Глядя на меня, сидящую со справочником «Желтые страницы» и названивающую в библиотеки, подруги называли меня сумасшедшей, особенно, когда услышали, что я подумываю попросить маму отправить мне эту книгу по почте из моего родного города. Говорили, что проще выбрать другую, а не гоняться за этой пьесой по всей Москве. Были варианты написать о «Барышне-крестьянке» с юной Еленой Кориковой в главной роли или о «Старшем сыне» моего любимого Александра Вампилова. Но если мне что-то взбредало в голову, меня уже невозможно было остановить))

В итоге я решила посвятить этой пьесе свой выходной день и провести несколько часов в читалке библиотеки. Но так сложилось, что я случайно оказалось в районе Полянки и вспомнила, что там есть крупный книжный магазин «Молодая гвардия». В справочном отделе девушка, посмотрев по компьютеру, сообщила, что пьес Виктора Розова нет, есть только сборник его сочинений, и привела меня к полке с творчеством Василия Розанова)) Но в итоге она все же нашла мне тоненькую книжку из серии «Школьная литература», в которой были две другие пьесы Розова, и добавила, что это все, что есть. Я снова расстроилась: «А как же сборник сочинений?». Девушка исчезла за книжными полками и вернулась с книгой. Я не поверила своему счастью, когда в содержании прочитала «Вечно живые»))

А это моя Белка возле памятника драматургам - Виктору Розову, Александру Вампилову и Александру Володину. 

Подпишитесь на наш
Блоги

С днем рождения, Виктор Розов!

18:35, 21 августа 2019

Автор: AdrianaSuvorova1

Комменты 33

Аватар

Спасибо за пост, за напоминание. "Летят журавли" очень люблю, за исключением сцены изнасилования с театральными пощечинами. Прошу прощения, колбасило и в 13 лет, и сейчас. Сцена ужасна. По всем парметрам. Обожаю сцену со стаканом...И влетание героини Самойловой в вертеп, где она белку забрала... Последний раз смотрела фильм лет 15 назад, но помню каждый кадр..Падение героя Баталова среди деревьев..

Аватар

Из советских драматургов читала только замечательного Вампилова в школе. А этим летом в руки попал двухтомник Арбузова, и я пропала) Розова тоже обязательно прочту. Спасибо большое за пост!

T

Белка в конце эффектный жест, но слегка смазывает впечатление от прекрасной статьи Это как трюк Гайдая с атомным взрывом в конце фильма Брильянтовая рука. Взрывом отвлекли внимание приемной комиссии от других неудобных моментов в фильме)) В данном случае Белке вроде нечего прикрывать)

V

Фильм потрясающий, но мне телеспектакль нравится больше, какая там потрясающая Галина Волчек, в образе Нюрки-Хлеборезки! Ефремов, Неёлова, Дорошина, Кваша, и Олег Даль в роли Бориса! Величайшее актеры в замечательно поставленном спектакле театра Современник.

M

У вас хорошие посты, а Белка в конце, как экслибрис. Пусть будет!))

Подождите...