Опубликовано пользователем сайта

Про кино

120 лет со дня рождения Альфреда Хичкока. Эпилог

7
120 лет со дня рождения Альфреда Хичкока. Эпилог

Как Хичкок не снял самый страшный фильм и потерял интерес к кино

Хичкок терпеть не мог продюсеров — потому что в отношениях с ними он из контролирующего превращался в контролируемого. И хотя продюсеры чаще всего готовы были удовлетворить магаломанские замашки Хичкока в том, что касалось строительства декораций, писать сценарии и монтировать, как ему вздумается, они не позволяли. Дебютный американский фильм Хичкока «Ребекка» продюсер Дэвид О. Селзник лично перемонтировал, превратив в обычный «дамский фильм», как называли выходившие на его студии мелодрамы. За «Ребекку» Селзник получил «Оскар», а Хичкок сказал, что это не его фильм.

Таких «не его» фильмов было немало.

В «Подозрении» продюсеры настояли на открытом финале на том основании, что знаменитый герой-любовник Кэри Грант не может оказаться убийцей.

Из «Завороженного» вырезали почти все придуманные Сальвадором Дали по просьбе Хичкока сцены галлюцинаций.

 «Дело Парадайна» сократили на 50 минут. Многие проекты Хичкока продюсеры зарубили еще на этапе подготовки. Не дошли до съемок современная версия «Гамлета», триллер о британской семье, спасающей родственника из советской тюрьмы, экранизация пьесы Джеймса Барри «Мэри Роуз».

После каждого такого вмешательства и отказа режиссер впадал в депрессию. С детства обожавший убийц Хичкок, вероятно, опасаясь отказа, долго не мог предложить продюсерам фильм про маньяка — и был прав: от «Психо» они отказались. После его успеха Хичкок решил, что продюсеры готовы для настоящего фильма ужасов и предложил им «Калейдоскоп безумия». Фильм о сыне генерала, латентном гомосексуале и психопате, убивающем женщин, должен был стать ответом Хичкока молодым европейским режиссерам вроде Трюффо и Антониони с их ручной камерой, естественным освещением и съемками на натуре. Хичкок собирался не только показать сцены убийства во всех деталях, но еще и снять сцену изнасилования и даже думал включить в сценарий некрофилию. Продюсеры на студии Universal от проекта отказались: имя Хичкока к этому времени превратилось в успешный бренд и рисковать репутацией, снимая фильм «об уродливом психе», они не хотели. Хичкок славился «элегантными убийцами».

Сценарист «Калейдоскопа» Говард Фаст вспоминал, что после встречи с продюсерами Хичкок расплакался. Сразу после «Психо» продюсировать фильм самостоятельно он был не готов, от идеи пришлось отказаться, и Хичкок потерял интерес к кино. Впервые за всю жизнь на протяжении года он почти ничем не занимался — в ужасе от его состояния Альма Ревиль сама пошла к главе Universal Лью Вассерману с просьбой найти Хичкоку интересный проект. С первой попытки не удалось — шпионский триллер «Топаз» Хичкок снимал без готового сценария и, как вспоминали многие члены съемочной команды, вместо работы большую часть времени на площадке дремал.

Когда «Топаз» провалился в прокате, а Хичкок назвал съемки фильма «самыми несчастливыми» в его жизни, в Universal серьезно испугались за режиссера и сами предложили ему снять про маньяка. «Безумие» (1972) об обаятельном маньяке-душителе, ради съемок которого Хичкок вернулся в родной Лондон, расхвалили и критики и зрители. Продюсеры Universal решили, что вернули режиссера в форму, но ошиблись. Хичкок продолжал ходить каждый день в офис на студии, но новыми проектами почти не занимался, на съемках своего последнего фильма «Семейный заговор» разрешил актерам импровизировать, а монтаж поручил помощникам. В основном Хичкок спал или пил бренди у себя в кабинете, создавая видимость работы даже после того, как лично распустил всех сотрудников. Умер Альфред Хичкок 29 апреля 1980 года. Говорят, перед смертью он часто вспоминал детство: например, как мама в наказание неизвестно за что отнимала у него еду на Рождество.

Фильмы Хичкока, в производство которых вмешались продюсеры:

«Завороженный», 1945

На съемках триллера о главвраче психиатрической больницы Дэвид О. Селзник приставил к Хичкоку собственного психотерапевта, который то и дело менял сценарий. Чтобы избавиться от вмешательств Селзника, каждый раз, когда он появлялся на площадке, Хичкок останавливал съемки под предлогом поломки оборудования. Это не помешало Селзнику устроить пересъемки, когда фильмы был готов: ему не понравились декорации, спроектированные для фильма Сальвадором Дали, и он нанял художника-постановщика «Унесенных ветром», чтобы сделать новые.

«Жилец», 1927

Немой фильм по мотивам преступлений Джека-потрошителя продюсер Майкл Бэлкон перемонтировал, сократив количество интертитров с 300 до 80 и лишь в общих чертах сохранив сюжет Хичкока. Сам режиссер в итоге был только рад: фильм собрал большую кассу и вся слава досталась ему.

«Дело Парадайна», 1947

Сценарий триллера «Дело Парадайна», написанный Хичкоком и Альмой Ревиль, показался продюсеру Дэвида О. Селзнику слишком театральным, поэтому он решил переписать все сам, а так как фильм был уже в производстве, то текст к каждой сцене Селзник присылал режиссеру накануне съемок. Фильм в итоге провалился в прокате, но критики не винили Хичкока и говорили, что в фильме «слишком много Селзника».

Еще интересные факты об Альфреде Хичкоке

К столетию со дня рождения Хичкока в Лондоне на станции метро Лейтонстоун на стенах были выложены 17 мозаик, представляющих собой, в основном, фрагменты из его фильмов.

В 1993 году возле того дома, где родился Хичкок, была установлена памятная табличка со следующей надписью: Alfred Joseph Hitchcock the famous film director was born near this site at 517 High Road Leytonstone on August 13th 1899. Died April 24th 1980. (Альфред Джозеф Хичкок, известный кинорежиссер, родился недалеко от этого места по адресу 517 Хай Роад, Лейтонстоун 13 августа 1899 года. Умер 24 апреля 1980.) Как видно, на табличке неправильно указана дата смерти Хичкока. Он умер 29 апреля 1980 года. Мне кажется, он бы оценил такую табличку.

Хичкок любил появляться в эпизодах в своих фильмах: то в образе случайного прохожего, то в образе уличного зеваки.

Знаменитые цитаты Альфреда Хичкока: «Я твёрдо убеждён, что атмосферу страха в фильме нужно создавать исключительно кинематографическими методами.» «Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий.»

Современники Хичкока говорят, что в первое время он казался милым человеком, но долго терпеть его в качестве собеседника было невозможно. В детстве Хичкок был нелюдимым, отстранённым от других детей. Автор книги «Тёмная сторона гения» биограф Хичкока Дональд Спото показывает его как жестокого, трусливого человека.

Ингрид Бергман, которая долгое время поддерживала с ним дружеские отношения, писала о нём: «Его юмор, его острый ум приводят в восхищение. Думаю, он любит вполне реальных людей. Если на съёмках кто-либо досаждал ему, он начинал с ним разговор в свойственной ему двусмысленной манере. Вполне вроде бы нормальная беседа на деле оборачивалась совершенной бессмыслицей. Таким путем он избавлялся от непрошеных гостей».  «Его режиссёрское великолепие заключается в умении всё подготовить заранее. Нет ничего такого, чего бы он не знал о своем фильме ещё до того, как начнет его снимать. Каждый штрих, каждый элемент декорации он сначала готовит в миниатюре дома, а потом уже воссоздаёт в студии. Ему не всегда даже надо смотреть в объектив, он говорит: „Я знаю, как это выглядит“. Я не знаю ни одного режиссёра, который работал бы так, как он»

 Марлен Дитрих, которую в Хичкоке поражали его спокойствие и авторитет, выделяла следующие его качества: «Он очаровывает, восхищает, всегда владеет собой, околдовывает, не прилагая к этому никаких усилий. И вместе с тем он застенчивый человек».

Хичкок был педантом: например, биографии героев в фильмах он разрабатывал с особой тщательностью, не пропуская ни одной мелкой детали. Хичкок был помешан на чистоте. После пользования раковиной он вытирал саму раковину и кран тремя полотенцами.

Альфред Хичкок наизусть знал названия и расположение нью-йоркских улиц, а также график движения поездов в большинстве штатов.

Когда у жены Хичкока случился инсульт, он всё время, пока его жене делали медицинские процедуры, просидел в ресторанчике напротив. В дальнейшем он никогда не приближался к этому ресторанчику, так как помнил все те чувства, что он испытал, когда его жена попала в больницу.

Режиссёрский почерк Хичкока складывался под влиянием немецких экспрессионистов и русского (советского) кино; его фильмы 1940-х пересекаются с нуаром. На его творчество повлияли Эйзенштейн, Пудовкин, Мурнау (Хичкок даже написал о нём статью) и Дэвид Уорк Гриффит. Он внимательно прочел вышедшую в 1929 году книгу В.И. Пудовкина  «Техника и съемка фильмов», в которую вошли самые известные на тот момент статьи русского режиссёра в английском переводе.

Он очень бережно работал со звуком, используя неожиданные эффекты для усиления того, что показано на экране. Той же цели служит оригинальная музыка, как правило, написанная Бернардом Херрманном.

Среди излюбленных кинематографических приёмов Хичкока стоит отметить съёмку с точки зрения персонажа, то есть съёмку камерой с такого аспекта, чтобы зритель видел сцену как бы глазами персонажа. Движения камеры и ракурсы вообще отличаются непредсказуемостью и оригинальностью. Хичкоку приписывается изобретение очень быстрого и дробного монтажа, ярко продемонстрированного в знаменитой сцене убийства в душе в фильме «Психо».

Альфред Хичкок боялся смотреть свои фильмы. «Меня пугают мои собственные фильмы, — говорил он. — Я никогда не хожу на их просмотр. Я не знаю, как люди могут выносить просмотр моих фильмов»

В последний год жизни он получил почётную награду Американского института кино, а королева Елизавета II возвела его в рыцари.

Альфред Хичкок с женой, дочерью и внучками

Первая часть тут

Оставьте свой голос:

437
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

Kozetka
Kozetka

Очень подробно, интересно. Спасибо)

Irina-88
Irina-88

Как странно зашла почитать комментарии, а тут всего один.
Значит дополню своим. Не давно я прочитала книгу " Ребекка" и так хотелось посмотреть фильм, и только фильм Хичкока меня полностью удовлетворил, и подборка актеров, и сюжет, все как в книге, все как я себе представляла.

Lyubistok
Lyubistok

Супер! Вторая часть просто суперная! Девчонки, отнимайте у своего ребёнка еду, и он станет Хичкоком!
А Селзник всегда перемонтировал свои фильмы. Чего стоят "Унесённые", где он шесть раз отстранял режиссёров, ещё и снимал сам. Ему тоже хотелось наград))

И, по-моему, хорошо, что он не снял, что хотел, потому что планы его уже звучат как клиника, элементарный перенос своих скрытых страхов и внутренних проблем на зрителя. Надо вовремя остановиться.

Milolika
Milolika

Хичкок хлебнул лиха с родителями, конечно. Мать и отец словно соревновались друг с другом, кто нанесёт мальчику бОльшую травму. Не слишком ли большая цена за то, чтоб стать знаменитым режиссёром?..

Milolika
Milolika

И спасибо большое за статью, было очень интересно!

Shico
Shico

Спасибо за интересный рассказ ) Люблю Хичкока, даже и не знаю, какой фильм выбрать в лучшие )

Сейчас на главной

Уличный стиль знаменитости: Ирина Шейк в черном мини-платье на прогулке в Милане
Меган Маркл и принц Гарри впервые появились на публике после интервью Опре Уинфри
Бритни Спирс поделилась редким снимком с сыновьями
Галь Гадот станет мамой в третий раз
У Алека и Хиларии Болдуин родился шестой ребенок
Битва платьев: Елизавета Боярская против Тины Фей
Бывший президент Франции Николя Саркози признан виновным по делу о коррупции и приговорен к реальному сроку
Редкий выход: Джоди Фостер появилась на премии "Золотой глобус" вместе со своей женой Александрой Хедисон
Владелица Wildberries Татьяна Бакальчук возглавила рейтинг богатейших self-made-женщин России по версии журнала Forbes
Happy End: вышел трейлер сериала про вебкам-порно от создателей сериала "Псих"
Татьяна Навка показала, как их с Дмитрием Песковым дочь поет на английском
Ирина Шейк, Белла и Джиджи Хадид прилетели на Неделю моды в Милане: образы моделей
"Золотой глобус — 2021": выбираем лучший образ церемонии
Миа Фэрроу вновь обвинила Вуди Аллена в растлении ее дочерей: "Он не имел права заниматься сексом с моими детьми"
Николь Кидман и Кит Урбан приняли участие в церемонии "Золотой глобус" вместе с дочерьми
В сети появился тизер интервью Меган Маркл и принца Гарри Опре Уинфри
Битва платьев: Хейли Бибер против Натальи Давыдовой
Бытовые лайфхаки и недопустимые ошибки: как правильно ухаживать за искусственной кожей