Опубликовано пользователем сайта

Про кино

Две экранизации Чехова от Михалковых

141
Две экранизации Чехова от Михалковых

Во время всяких кинопоказов к юбилею Андрона Кончаловского я случайно посмотрела "Дворянское гнездо" и вспомнила, что видела же краем глаза его экранизацию Чехова с той же Купченко и примерно тех же лет. Решила посмотреть, а вслед за ней для контраста специально пересмотрела любимый фильм его младшего брата "Неоконченная пьеса для механического пианино". И подумала, что в формате Сплетника вполне будет их сравнить. Ну а что? Оба брата экранизируют Чехова, канва фильмов в целом похожа, т.к. вдохновитель один, даже актеры пересекаются иногда. Но такое разное от фильмов впечатление!  Все нижеизложенное - личное впечатление, не претендующее на глубину и какие-то киноведческие лавры. Просто захотелось поделиться.

Итак, "Дяда Ваня" Кончаловского (1970) - это экранизация одноименной пьесы. Фильм Михалкова "Неоконченная пьеса для механического пианино"(1978) снят по произведениям Антона Чехова «Безотцовщина», «В усадьбе», «Учитель словесности», «Три года», «Моя жизнь». В основном, как я понимаю, по первому произведению.

Общее впечатление: фильм Михалкова я смотрела сто раз в отличие от фильма его старшего брата. И, наверное, еще столько же раз пересмотрю. Не зашел мне Чехов от Кончаловского даже несмотря на то, что фильм в целом неплохой. Они очень по-разному снимают. У Михалкова был свой, очень узнаваемый, стиль - эти постоянные как бы легкомысленные репризы, этот свет, эти шикарные просто второстепенные персонажи, эта атмосфера какого-то капустника что ли.

Его фильмы смотреть легко и интересно, а "Неоконченная пьеса" получился просто воздушным и таким прозрачным, несмотря на поднимаемые темы. У Андрона же все очень серьезно, у него в фильме юмора вообще нет. У него такая прямо дума про интеллигенцию, дворянство и Россию. Там, где у младшего брата хихи-хаха, у Андрона трагедия и драма. Когда смотришь, трудно не задаться мыслью: а какую из экранизаций выше оценил бы Чехов? Сложно сказать. Михалковская могла бы показаться ему слишком легкомысленной, но с другой стороны, она бесконечно обаятельная и героине Соловей и в целом этой сцене на веранде, когда Калягин-Платонов пытается войти в дом, Чехов бы, я уверена, аплодировал бы стоя.

 

Наверное, сюжет фильмов описывать бессмысленно. В целом действие происходит где-то в средней полосе России. Уездные дворяне и интеллигенция развлекают себя как могут - крутят романы, ходят друг к другу в гости и рассуждают о судьбах России. Все это описано в произведениях Чехова многократно.

Есть мятущийся центральный персонаж, который приковывает внимание.

В "Дяде Ване" их даже два - собственно, дядя Ваня в исполнении Иннокентия Смоктуновского и доктор Астров в исполнении Сергея Бондарчука. Зельдин, опять же. Вот пишешь такие фамилии и просто чувствуешь какой-то трепет - да, таких глыб могли себе позволить в 70-е годы снимать режиссеры!

У Никиты все не хуже - главного героя, учителя Платонова, играет Александр Калягин, который ради этой роли похудел на много килограммов, сидя на одной гречке (это знаменитая история), кроме него в фильме есть прекрасные Юрий Богатырев, Анатолий Ромашин, Олег Табаков. Да там все прекрасные, как всегда в ранних фильмах Михалкова.

Смотреть на игру актеров - настоящее удовольствие. Смоктуновский с этими его говорящими руками в принципе не может плохо играть. Помню, как Демидова в мемуарах писала, что ей страшно было с ним вместе работать над одним проектом - такой это был вызов для любого актера.

Бондарчук, который мне никогда особенно не нравился, здесь просто сгусток мужской харизмы. Вот бывает такое, когда в фильме вокруг какого-то персонажа творится женский ажиотаж, а ты думаешь: с ума они там что ли посходили? чего они в нем нашли? Тут доктор Астров тоже в центре женского внимания и к этому вообще нет вопросов, его нельзя не заметить, он выглядит - как и должен - лучом света на фоне других персонажей. И фотографии этого, кстати, не передают, так бывает. Вот вставляю их и вижу - не то. То же самое с Мирошниченко.

Калягин, конечно, как центральный мужской персонаж не так харизматичен, но он выгрыз себе эту роль и играет ее просто блестяще.

В его игре, правда, сильно видно влияние Никиты, прямо чувствуется, что они на одной волне. Но в том случае это хорошо.

Женские персонажи в обоих фильмах тоже прекрасные. У Андрона это молодая Ирина Купченко, которая дебютировала у него немногим ранее в "Дворянском гнезде" и, конечно, Ирина Мирошниченко.

Купченко я, признаюсь, не люблю, есть в ней что-то от классической старой девы из романов. Но, возможно, именно этим она и зацепила Андрона - не зря же он доверил ей роль набожной Лизы в "Дворянском гнезде". Здесь она играет Соню, которая фигурировала в моем посте про некрасивых героинь в литературе в рамках древнего флешмоба авторских постов.

Конечно, это некоторое лукавство - брать Купченко на роль некрасивой героини, она может нравиться или не нравиться, но она совершенно точно может создавать образы женщин, которые притягивают глаз -  вспомним хотя бы "Собаку Баскервилей" или "Обыкновенное чудо". Но драму несчастной трудолюбивой некрасивой Сони, которая безнадежно влюблена в ценителя женской красоты Астрова, она передает очень точно. Есть в ней вот это покорное смирение перед невзгодами.

Другая Ирина - Мирошниченко - тут настоящая красавица. Сейчас, когда видишь ее в странной одежде с блондинистыми патлами на всяких кинофестивалях, смотришь на ее героиню с особой грустью.

Время безжалостно к женщинам, а к красивым актрисам оно по-настоящему беспощадно. Мы тут смеемся и злословим, но ведь если красивая женщина умирает дважды, то красивая актриса - трижды. Это очень печально. В этом же фильме Мирошниченко просто богиня.

Как она смотрит, встряхивает волосами, кутается в свою шаль - Андрон никогда не был феминистом и не взял бы на роль красивой женщины - центрального персонажа, в которого влюблены самые интересные герои - кого-то, кем бы он не восхищался. И видно, что и режиссер, и оператор стараются, чтобы зрители поняли - есть Елена, героиня Мирошниченко, про которую в пьесе говорят, что в ней есть что-то от русалки, а есть Соня - и это в плане внешности и поведения две противоположности.

У Михалкова в центре внимания героини Елены Соловей, Евгении Глушенко и Антонины Шурановой. Всех их объединяет какая-то история с героем Калягина. Соловей - любимая актриса Михалкова, он снимал ее много раз, она играет роль красавицы и женщины-мечты.

Такой, о которой мужчины в среднем возрасте жалеют, что не сложилось, не помня о ее недостатках. У Чехова такие героини описаны обычно с едкой иронией и перерождаются в героиню Шурановой - уездную королеву света, которая окружена воздыхателями и любовниками, пошлую и тоскующую.

Героиня же Глушенко - их антипод, это дебют актрисы в кино, и она играет просто как живет - потрясающе органичный персонаж. Она в своей дурацкой шляпе раздражает своей наивностью и глупостью, своей доверчивостью и безусловной любовью к мужу, но именно этим она и спасает в конце персонажа, уставшего от этих женских игрищ вокруг.

В ней он видит смысл жизни, в ее простоте, чистоте и глубокой преданности, которая досталась ему по счастливой случайности, но так резко контрастирует с тем, что он видит вокруг.

Конечно, я цинично задаюсь вопросом - как быстро она задолбает его этой своей любовью и как скоро он перестанет видеть в этом смысл существования? Но это остается за рамками картины и тут мы можем только предполагать, может быть, все сложится и по более оптимистичному сценарию. Кстати, в пьесе "Безотцовщина" автор обошелся с героиней Глушенко гораздо более безжалостно, как и с главным героем. Возможно, к этому все бы и пришло, но Михалков сделал открытый и обнадеживающий финал.

И наконец - операторы. У Андрона это бессменный Павел Лебешев - глазами его камеры мы видим эти полосы света, туманы и луга у реки.

У Андрона работали два оператора - Евгений Гуслинский и Георгий Рерберг, но я склонна считать, что основной вклад все же внес второй, т.к. именно с ним много раз работал Андрон, а еще Тарковский и многие другие режиссеры. Хотя и у Гуслинского фильмография впечатляет - смотришь и понимаешь, что через один картины из серии "так сейчас не снимают". В целом, оба фильма с точки зрения картинки прекрасны. Это особенно понимаешь, когда делаешь пост - практический каждый кадр можно в него ставить.

В "Дяде Ване" главное ощущение - тоска, вот такая прямо бесконечная тоска в облупленной усадьбе с видом на пруд - и операторы это замечательно передают.

Вот ты видишь  это и тебе не надо уточнять, в какой стране это происходит - ты узнаешь и дом, и пруд, и деревья над ним. Это какое-то вот родное все, пусть и действие происходит 100 лет назад. А в "Неоконченной пьесе" это, скорее, светлая такая грусть, с привкусом тоски, но не безнадеги.

А резюме я уже выдала спойлером в самом начале) На самом деле смотреть стоит оба фильма, они оба хороши и оба заслуженно имеют высокую оценку на Кинопоиске - Дядя Ваня 7,802, Неоконченная пьеса - 7,998. Вот с этими оценками я прямо согласна, на десятые доли балла все же обогнал Никита старшего брата.

 

Обновлено 24/08/17 21:15:

Павел Лебешев, конечно, не у Андрона, а у Никиты! Позорная опечатка, прошу прощения. Но, надеюсь,  это никого не ввело в заблуждение, все же это очень известный тандем)

Оставьте свой голос:

1744
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

teamo
teamo

Я даже сегодн возьму и посмотрю оба произведения. До того вы полезный пост сделали. Молодец

Misa
Misa

teamo, и правильно) На самом деле фильм Михалкова довольно часто показывают даже по телевизору, а вот фильм Кончаловского почему-то нет (ну или мне так везет). Хотя они оба заслуживают внимания.

arizonadream
arizonadream

Misa, чудеснейший пост, я его даже на языке почувствовала, как какой- то деликатес. У меня так бывает, когда я читаю очень интересную книжку, думаешь, да, да, так все и есть и я так чувствую. А посколько делу: пианино - очень люблю. Смоктуновский - самый великий из великий, как бы пафосно это не звучало. У меня руки не доходят (Купченко напомнила) пост про фильмы Ильи Авербаха сделать

Misa
Misa

arizonadream, спасибо) Вы не поверите, я тоже сегодня думала, что надо сделать пост про Авербаха, он ведь совсем молодым умер, а такие прекрасные фильмы снял и при этом не так раскручен, как тот же Тарковский. Но страшно мне к нему подступиться, я кроме Монолога и Чужие письма ничего и не смотрела, но Монолог очень люблю. Сделайте, пожалуйста!

Sniff
Sniff

Misa,
Мммм как чудно!
Молодые Михалковы снимают великого Чехова.
Все ещё впереди, награды, успехи...
ускальзающая красота!
Ремарка - Лебешев Павел с Никитой снимал, но это и так из текста понятно. Он талантище!

Misa
Misa

Sniff, Я уже дополнение сделала - это какая-то бредовая опечатка((( Он великий оператор! Но, да, из контекста понятно, что речь о Никите. Спасибо)

Lyubistok
Lyubistok

Misa, Монолог - любимый фильм моей мамы, поэтому буду ждать поста от кого-нибудь из вас двоих об Авербахе! ура. Знаю его жену Наталью Рязанцеву, она же жена Шпаликова, сценарист и драматург, чудесная, трепетная дама

Misa
Misa

Lyubistok, Монолог - отличный фильм. Если Аризона не отважится, я сделаю про него отдельный пост, обещаю!

Lyubistok
Lyubistok

Misa, !!!!

KatrinZeta
KatrinZeta

teamo, ох, и посмотрите еще и Дворянское гнездо, не пожалеете)

ira_ekb
ira_ekb

Для меня обе экранизации замечательные, режиссеры в ту пору оба были на взлете, могу пересматривать бесконечно.

Misa
Misa

ira_ekb, что интересно - оба сделали эти картины в 33 года.

ira_ekb
ira_ekb

Misa, Интересный факт, не знала, спасибо!

luntik_krut
luntik_krut

Misa, угу...а далее испортился талант из-за распила бюджетных денег

Misa
Misa

luntik_krut, или может возраст? Так бывает. Многие режиссеры бюджет не пилили, а с возрастом снимали всякую ерунду.

luntik_krut
luntik_krut

Misa, ну да...Бессон вон тоже снял последний фильма такую ерунду...ужас.

Lyubistok
Lyubistok

Misa, на мой взгляд, с Рязановым произошло то же самое. Старость, усталость, желчь. И у каждого свои звёздные часы и годы.

Misa
Misa

Lyubistok, да, поздние фильмы Рязанова - это, конечно, печаль. Туда же и Сергея Соловьева(( Да и много кого(((

Lyubistok
Lyubistok

Misa, блин, да, извините! Но я обожаю Сергея Александровича как рассказчика, если он где-то в округе или присутствует в поле зрения - бегу услышать хоть пару фраз, получить удовольствие

Foxi2012
Foxi2012

Misa, Митта снял ужасный сериал, пошлый, что-то про лебедей по-моему, я прямо ужаснулась от пары эпизодов, когда увидела

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

В сети появились новые фото со свадьбы Китти Спенсер: рассматриваем пять образов невесты

В сети появились новые фото со свадьбы Китти Спенсер: рассматриваем пять образов невесты

Звездный стиль 51918 141
Битва платьев: Варвара Шмыкова против Кики Лейн

Битва платьев: Варвара Шмыкова против Кики Лейн

Битва платьев 4984 22
Лето на "Сплетнике": Дженнифер Лопес, Елена Летучая, Ким Кардашьян и другие делятся фото в бикини

Лето на "Сплетнике": Дженнифер Лопес, Елена Летучая, Ким Кардашьян и другие делятся фото в бикини

Экстерьер 16981 39
Танцуют все: все, что нужно знать о системе тренировок "305 фитнес"

Танцуют все: все, что нужно знать о системе тренировок "305 фитнес"

Звездные диеты и фитнес 8981 13
Парные треки и перепалка в сторис: что мы знаем о конфликте Егора Крида и его экс-возлюбленной Вали Карнавал

Парные треки и перепалка в сторис: что мы знаем о конфликте Егора Крида и его экс-возлюбленной Вали Карнавал

Звездные пары 32081 59
Экс-супруг погибшей Наи Риверы Райан Дорси почтил ее память в годовщину похорон и рассказал о воспитании их сына

Экс-супруг погибшей Наи Риверы Райан Дорси почтил ее память в годовщину похорон и рассказал о воспитании их сына

Новости 10053 4
Сергей Безруков опубликовал фото с женой Анной Матисон и новорожденным сыном: "Забрал из роддома"

Сергей Безруков опубликовал фото с женой Анной Матисон и новорожденным сыном: "Забрал из роддома"

Звездные дети 35452 67
Айза Долматова обратилась к президенту Индонезии с просьбой освободить из тюрьмы ее бывшего мужа Дмитрия Анохина
Нюша показала новые фото с округлившимся животом и рассказала, как протекает ее беременность
Сергей Безруков рассказал об отсутствии детей в браке с первой женой Ириной: "Это была большая проблема для меня"
Юлия Снигирь, Рената Литвинова, Полина Аскери и другие на закрытии фестиваля "Новая женственность" в Москве
Агата Муцениеце рассказала о желании снова стать мамой: "Еще одного рожу"
Пэрис Хилтон опровергла новость о своей беременности: "Только после свадьбы"
Елизавета Боярская показала фото из семейного архива в честь дня рождения мужа Максима Матвеева и годовщины их свадьбы
Гимнастка Симона Байлз отказалась выступать, а Даниил Медведев выгнал журналиста: итоги пятого дня Олимпиады
Битва платьев: Елена Летучая против Алены Ахмадуллиной
Историческая победа: российские гимнастки впервые выиграли золото в командном многоборье на Олимпиаде
Мистер и миссис: Джастин и Хейли Бибер в элегантных вечерних образах на вечеринке в Западном Голливуде
Анастасия Решетова рассказала об идеале мужчины и жизни после расставания с Тимати: "Пока не выселяют"
Юлия Пересильд поделилась первыми фото с подготовки к полету в космос
Мадонна опубликовала новые фото с бойфрендом Ахламаликом Уильямсом и детьми
Дочери Шарлотты и сын Миранды: в продолжении "Секса в большом городе" появятся подросшие дети главных героинь
Дочь принца Гарри и Меган Маркл наконец внесли в список престолонаследия
Три золота за час и протест немецких гимнасток: чем запомнился третий день Олимпиады в Токио
Россия впервые за 25 лет завоевала олимпийское золото в плавании