"Уж Герман близится, а полночи все нет» или «Ваша карта бита!»

17 ноября на российские экраны выйдет психологическая драма Павла Лунгина «Дама пик» по мотивам повести Александра Пушкина. Это достаточно смелая экранизация произведения классика, в которой зритель будет погружён в современные реалии, например станет свидетелем борьбы этнических группировок. Тем не менее главный герой картины, так же как его книжный прототип, буквально одержим секретом трёх карт

Продвижение этой картины, которая , вопреки ожиданиям, не появилась в этом году ни на Каннском, ни на Московском, ни на Венецианском  кинофестивалях, было задумано в России весьма оригинальным образом. Первые показы — в крайних точках страны. Премьера - в Калининграде. Вслед за ней — показ в Светлогорске на смотре «Балтийские дебюты», а затем — во Владивостоке — на фестивале «Меридианы Тихого», жюри которого в этом году возглавляет Федор Бондарчук. 

Понятно, что по формату фильм — совсем не короткометражный. Но то, что авторы выбрали для громкой премьеры именно фестиваль «Короче» показывает, как соединяются традиционное и молодое направление в нашем кино. Впрочем, если бы из «Дамы Пик» сделали кино короткометражное, это было бы вполне оправдано — потому что кульминация картины — оперная сцена, где главные герои мировая звезда София Майер в исполнении Ксении Раппопорт и молодой тенор Андрей, которого играет Иван Янковский, в ролях Старухи и Германа раскрываются так, что зритель видит перед собой самостоятельную постановку. Более того, всерьез задумывается, что было бы, если бы Павел Лунгин поставил оперу «Пиковая дама».

В практике мировой кинорежиссуры есть случаи, когда режиссер ставит оперу (или музыкальное произведение) ко всеобщему удовольствию и зрителей, и исполнителей. Достаточно назвать имена Франко Дзефирелли или Андрея Кончаловского. В Большом театре сейчас ярко проявляется тенденция, когда за оперу берутся режиссеры драматического театра — и в этом ряду опера «Пиковая дама», поставленная Львом Додиным на прославленной сцене — одна из самых сильных постановок последнего времени. У Павла Лунгина была блестящая идея фильма. Звезда мировой оперы, находящаяся в предзакатном состоянии, стремится поставить в России, возможно, свой последний шедевр. И в процессе творения становится безжалостным режиссером, который любыми способами меняет судьбы тех, кто с ней работает, стремясь выжать из них нужные для спектакля эмоции. Пусть даже спектакль станет единственным, но это будет — триумф!

София Майер — мистический образ, колдунья, она же Дама Пик в жизни, которая умеет прикинуться «овечкой» Лизой на сцене. В Ксению Раппопорт, как в актрису, после этого фильма можно влюбиться в очередной раз — так пленительна, соблазнительна и коварна она в этой роли. Лунгин добавляет мистики, вводя в фильм игрушки — куклы в человеческий рост, которые звезда в железных «сундуках» возит за собой по всему миру. Страстную игру Раппопорт оттеняет холодно-порочный герой Игоря Миркурбанова. Таков в «Даме Пик» в его исполнении олигарх, потакающий капризам оперной примадонны. Яд успеха, наркотик триумфа — это главное, чем удается «заразить» Софии племянницу Лизу, выжав из нее все подлинные человеческие эмоции... Пусть на пути к этому встанет живой человек — первая любовь, гениальный тенор. Его можно свести с ума и превратить в Германа... «Что наша жизнь? Игра!» Иван Янковский «исполняет» эту арию блестяще. 



Первоначально в картине с такой идеей, работа над которой длилась четыре года, намеревались собрать международный «дримкаст» — артистов мечты. Ума Турман — там, где Ксения Раппопорт, Рэйф Файнс — там, где Игорь Миркурбанов... Напомним, что фильм поддержан и на международном уровне, в частности, во Франции. Однако, в процессе съемок в России с российскими актерами Лунгину идею удалось «принизить». Фильм, который в любом случае событие для отечественного кинематографа — неравномерен. Первая его часть, словно выступает «на разогреве» у второй. И даже ритм, как в музыкальном произведении, не совпадает. Зато собственно оперная составляющая заставляет жалеть о том, что мастер не реализовал свой потенциал в постановке классического оперного спектакля или фильма-оперы «Пиковая дама».

Сразу к главному — это не экранизация повести Пушкина и не постановка по опере Чайковского. Лунгин снял жирный триллер о том, как на московских подмостках люди вгрызаются друг в друга, ставя эту самую оперную «Пиковую даму». По сюжету в родной театр возвращается оперная дива София Майер (шальная Ксения Раппопорт) со статусом мировой звезды и желанием заново поставить «Даму», где она когда-то играла Лизу, а теперь готова петь старую графиню, а свою даровитую племянницу сделать Лизой. На роль Германа ставят зашоренного заслуженного артиста (Владимир Симонов),

но за спиной возникает молодой тенор (Иван Янковский), который маниакально мнит себя Германом во плоти.

Да, перипетии героев рифмуются с пушкинским сюжетом. Да, фраза «Что наша жизнь? Игра!», конечно, прозвучит. Но будьте готовы увидеть здесь кавказские и азиатские группировки, словно выпрыгнувшие из сериала «Салам Масква»; подпольное казино, работающее под прикрытием супермаркета; нынешнего олигарха в исполнении крутейшего Игоря Миркурбанова,

который, конечно же, наследует мотивы из другого лунгинского фильма. Тем, у кого есть бзик на том, как в каждом фильме преподносится образ Москвы, здесь будет к чему прицепиться, но это неважно — оператор Леван Капанадзе и балабановский художник-постановщик Павел Пархоменко конструируют не пространство конкретного города, но условное пространство триллера.

Тут действительно есть задел для сравнений с фильмами вроде «Черного лебедя», «Одержимости» и «Неонового демона» — кино Лунгина жмет на те же зрительские кнопки, но со своими нюансами. Изначально «Даму» хотели делать на английском языке с прицелом на международный прокат, сценарий писал обладатель «Оскара» за «Король говорит!» Дэвид Сайдлер, Лунгин уже договаривался с Умой Турман о роли дивы, но потом за голливудским коллегой все пришлось переписывать нашему драматургу Валерию Печейкину, а на главную женскую роль позвать Ксению Раппопорт.

Ксении Рапопорт не впервой играть оперную певицу, но актриса делает это с нескрываемым удовольствием, граничащим с наглостью: еще чуть-чуть — и свалится в самодовольство, но это лишь работает на образ. Странно, но после «Юрьева дня» Кирилла Серебренникова актрисе так и не удалось сыграть больших драматических ролей в русском кино, занимаясь то комедиями, то сериалами, то иностранной продукцией. Если в фильме Серебренникова ее героиня приезжала в город и растворялась в местном мороке, то здесь певица сама и есть морок. Она воплощает ту демоническую силу, которая занимала Пушкина во множестве произведений помимо «Пиковой дамы», а в фильме обволакивает одного персонажа за другим или как семейное проклятие, или как злодейство, которое здесь граничит с гением.

Что касается злодейства, то основная партия безумств взвалилась на плечи Ивана Янковского, внука Олега Янковского, сыгравшего свою последнюю роль тоже у Лунгина. На самом деле, над Янковским-младшим повисла тяжелая родовая печать высоких ожиданий, которые он пока не очень оправдывает, возможно, потому что кинопром просит от него больше, чем он успевает дать (после «Тряпичного союза» начинающего актера затащили сразу в три проекта молодежной фантастики: «Икария», «Источник» и «Ночные стражи». Поэтому Ивану как раз впору вся эта угловатая спесь и роль сумасбродного артиста, который хочет больше, чем он может. Кроме того, по ходу сценария Лунгин подставляет 25-летнему актеру множество бодрящих эмоциональных подпорок вроде откровенных сцен с актрисой, которая намного его старше. В том числе из этого высекается нужная искра.

Важная деталь — у персонажа Янковского звонкий тембр (может разбивать голосом лампочки) не врожденный, а приобретенный: связки совершили чудо, после того как он провалился под лед, убегая от нападок сверстников. Дело случая, лотерейный билет, дарование от ненастья, которое непременно притянет беду. Тема рокового таланта всегда занимала режиссера Лунгина в его фильмах. Посмотрите, что творят с собой герои Мамонова в «Такси-блюз», в «Острове» или даже в «Царе», где один известный правитель хотел считать себя Богом. «Луна-парк», «Ветка сирени» и «Дирижер» во многом тоже были о природной губительной силе людей исключительных. Как недавний «Неоновый демон» был о том, что красота — это страшная сила, так и «Дама пик» нагоняет хмарь и разводит кровавые лужи вокруг сцены. На месте Эль Фэннинг тут скорее не Янковский, а молодая актриса студии Женовача Мария Курденевич в роли гения чистой красоты и скромной племянницы, которую тетя-звезда выводит на сцену и, конечно, заражает своей разрушительной силой и съедает (правда, не буквально).

«Это про страсть! Это про секс!» — задает тон героиня Раппопорт.

Между тем
Любопытно было наблюдать как член жюри фестиваля «Короче» - Данила Козловский наблюдал за игрой в картине Ивана Янковского. Молодая звезда вот-вот сможет составить конкуренцию супервостребованному Козловскому, на фильмы с участием которого сделана основная ставка в Год российского кино. Заявив о себе в компании коллег в картине Михаила Местецкого «Тряпичный союз», Янковский - продолжатель знаменитой отечественной династии - сыграл и в российском фэнтези «Ночные стражи", а также в картинах «Без границ», «Индиго», «Приходи на меня посмотреть», «Источник»... Он становится все боле востребованным и «Дама Пик» Павла Лунгина даст ему хорошую путевку в жизнь. Потому что не запомнить такого «Германа» - нельзя.

10 фактов о съемках триллера «Дама Пик» Павла Лунгина

Съемки фильма проходили с марта по июль в Москве, в общей сложности съемочный процесс занял 60 дней. Два первых съемочных дня прошли 8 и 9 марта на берегу заледеневшего озера, основные же съемки возобновились 22 апреля на Мосфильме и завершились 19 июля.

Подводные съемки проходили под руководством специально приглашенного оператора - Григория Яблочникова.

Для съемок картины было задействовано 20 локаций: для фильма специально построили на «Мосфильме» театр, а на Плющихе возвели казино. Съемки также проходили у Большого театра, на Белорусском вокзале, на Пушкинской площади, в частном особняке в Жуковке и на других площадках.

Специально для сцен в театре и казино большую часть декораций выполнили вручную. Кроме того, в качестве консультантов были привлечены профессиональные крупье.

В процессе съемок было использовано пять манекенов-дублеров Ксении Раппопорт (София Майер) и один Марии Курденевич (Лиза). Чтобы добиться зеркального сходства и придать реальную мимику манекенам, художник-гример Елена Фомичева работала более 45 дней.

Для героев фильма было сшито 150 костюмов, помимо этого для массовки было сделано 50 футболок с изображением Софии Майер.

Над картиной работали два художника по костюмам – Екатерина Дыминская («Царь», «Остров», «Водитель для Веры») и Евгения Панфилова, работавшая с театральными режиссерами Романом ВиктюкомКириллом СеребрянниковымКонстантином Райкиным на таких спектаклях, как «Эдит Пиаф», «Изображая жертву», «Страна любви».

В качестве реквизита было выпущено более 200 пластинок и дисков Софии Майер, напечатано свыше 100 плакатов и постеров с её изображением, также были сделаны специальные афиши и программы с именем вымышленной певицы.

Исполнители главных ролей (Ксения РаппопортИван Янковский и другие) брали уроки вокала у главы молодежной студии Большого театра Дмитрия Вдовина.

В записях саундтрека фильма участвовали до 80 солистов Большого театра, а главные партии исполнили молодые артисты Агунда Кулаева, Арсений Яковлев, Ирин а Чурилова.

Источники: thr.ру, daily.afisha.ру, superina.livejournal

Смотрим?

Подпишитесь на наш
Блоги

Неоновый демон Черного лебедя

17:40, 20 октября 2016

Автор: elena_dokuchaewa

Комменты 15

Аватар

не слышала ничего об этом фильме. спасибо Елена. трейлер понравился. к просмотру

P

Я видела фильм. Драматически там не все безупречно, но сделано красиво, ну и актеры отоичные и все-таки играют, а не слоняютмя, как в Дуэлянте. Я не могу сказать, что фильм гениальный, но внимания он заслужил.

P

Не статья, а хвалебная ода! Надо посмотреть

V

Спасибо, обязательно посмотрю.

Аватар

Хотелось бы посмотреть, Лунгин снимает годное кино.

Подождите...