«Сволочи» — фильм Александра Атанесяна по повести Владимира Кунина. Рекламная кампания фильма строилась на том, что сценарий основан на реальных событиях из биографии Кунина, о чём он лично говорил в нескольких интервью. Фильм вышел на экраны без предварительного просмотра экспертной комиссией историков.

1943 год. Полковник Вишневецкий получает правительственное задание: подготовить диверсионную группу бойцов-смертников, которая должна блокировать действия отборных немецких соединений «Эдельвейс». Группа набирается из отчаянных мальчишек 14-15 лет, сирот, которых никто не будет искать. Подростков отправляют в потайной горный лагерь, где они проходят специальную подготовку. Им предназначено уничтожить фашистскую военную базу и погибнуть, поскольку «носители особо секретной информации» не должны оставаться в живых.

После премьеры фильма 2 февраля 2006 года и разгоревшегося скандала в ноябре 2007 года В. Кунин заявил, что написанный им сценарий для фильма «Сволочи» был «от первой и до последней буквы переписан режиссёром фильма»

Соответствие исторической реальности

Сюжет и фильма, и повести полностью вымышлен. Никакой исторической основы ни сюжета фильма «Сволочи», ни самой повести не имеется. Архивными документами и материалами (в том числе, из архивов ФСБ России и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан) не подтверждается существование в системе органов НКВД — НКГБ школ по подготовке диверсантов из несовершеннолетних (подобных той, которая описана в повести «Сволочи» и показана в кинофильме «Сволочи»). Нет и архивных документов о спецоперациях по заброске диверсионных групп из числа подростков советскими органами госбезопасности в тыл противника в годы Великой Отечественной войны.

В период Второй мировой войны подготовку подростков в качестве шпионов и диверсантов проводили не советские спецслужбы, а немецкие спецслужбы. Абвер проводил вербовку и обучение «детей в возрасте от 8 до 14 лет из уголовно-хулиганского элемента и беспризорных» для использования в советском тылу и на оккупированной территории СССР. В фильме «Сволочи» как исторически достоверные события, зрителю, не искушенному в отечественной истории, преподносят события, которых в СССР не существовало — мифических «детей-диверсантов» и детские диверсионные школы.

Согласно архивным материалам, для обучения в школе сотрудники абвера производили вербовку детей, находившихся на оккупированной территории в детских домах в городах Орша и Смоленск. Доктор исторических наук, профессор Б. Н. Ковалёв подтверждает использование детей-диверсантов немцами, но отрицает существование подобной практики в СССР.

Режиссёр и сценарист фильма «Сволочи» Александр Атанесян заявил «Эху Москвы», что верит утверждению Кунина о достоверности событий — «Нет оснований не верить Владимиру Кунину, он был в этом лагере. Киноповесть „Сволочи“ родилась из двух глав романа „Мик и Альфред“ — это его автобиографический роман… Он прибился к беспризорникам, которых было полно в Казахстане, попал в тюрьму, потом в тот самый лагерь. Кунин не попал на спецзадание, а почему — он об этом не говорит…»

В. Кунин до 2005 года дал несколько десятков интервью различным русскоязычным изданиям, где однозначно утверждал об автобиографичности событий, положенных позднее в основу сценария фильма «Сволочи».

Итоги проверки ряда утверждений В. Кунина, проведённой редакцией газеты «Комсомольская правда», были опубликованы в статье Александра Бойко («Комсомольская правда» 02.02.2006). В статье был опубликовал ответ на запрос редакции в Центральный архив Министерства обороны, приведён текст приказа приёмной комиссии о зачислении Кунина (Фейнберга) в Ташкентскую военно-авиационную школу стрелков:

Фейнберг Владимир Влад., 1927 г. р., призван в декабре 1944 г., еврей, дом. адрес: г. Алма-Ата. ул. Калинина, 63». Здесь же приказы об откомандировании его в сентябре 1945 г. во 2-е Чкаловское военно-авиационное училище лётчиков-наблюдателей (ныне Оренбургская область), решению педсовета об отчислении 15 мая 1946-го в связи с учебной неуспеваемостью. Об отчислении 11 декабря 1946 за недисциплинированность из Московской военно-авиационной школы (г. Серпухов). На чем карьера не воевавшего военного пилота заканчивается.

Об альпинистских школах времен ВОВ в верховьях Медео, где, по утверждению В. Кунина, находилась спецшкола «детей-диверсантов», которую он окончил, написал известный в Казахстане краевед, знаток окрестностей и истории Алматы Аркадий Поздеев-Башта:

Начнем со знаменитой турбазы «Горельник», находившейся до памятного всем селя в 3 км выше Медео. В устье речки Горельник, при впадении её в Малую Алматинку, у целебного родника на узком скалистом мысе до сих пор можно увидеть строения бывшей турбазы. А в 1943 году в «Горельнике» размещалась Всесоюзная школа инструкторов горной подготовки, которую возглавлял заслуженный мастер спорта СССР М. Т. Погребецкий. Именно здесь многие советские воины получили первоначальные навыки ведения боевых действий в горах. Здесь прошли школу и многие известные казахстанские горовосходители, проложившие затем пути-тропы во все концы Заилийского, Кунгей и Терскей Алатау. Выше «Горельника», за мостом через Малую Алматинку, начинается красивое дикое ущелье Сарысай. Здесь во время Великой Отечественной войны, когда в «Горельнике» была горная школа, проводились тренировки по скалолазанию с курсантами, которые затем сражались с фашистами на Кавказе, в Карпатах, Альпах….

Более подробно эти факты осветил Павел Белан, главный научный сотрудник Института истории и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова МОН РК.

Широкая рекламная кампания фильма, где утверждалось, что фильм основан на реальных событиях, привлекала внимание ФСБ России, которая провела собственное расследование для проверки документальности фактов, изложенных в фильме.

ФСБ России располагает документальными материалами о практике использования детей в диверсионных целях спецслужбами нацистской Германии. В ФСБ России хранятся документы о немецкой школе по подготовке диверсантов из подростков, организованной абверкомандой-203 в июле 1943 года в деревне Гемфурт.

Согласно свидетельству Д. П. Карова «Немецкая оккупация и советские люди в записках русского офицера Абвера», помещённому в тематическом сборнике историка К. М. Александрова, заброска в тыл к немцам подростков 12—14 лет имела место в декабре 1941 — феврале 1942 г. Но эти дети были не преступниками, а беспризорниками в блокадном Ленинграде, их две недели подкармливали, а затем посылали на немецкую сторону, где они должны были спрятать свой багаж в лесу. Более 30 таких детей содержалось в специально построенном немцами детском доме около Пскова.

Как отмечает историк С. Г. Асфатуллин, распространение через художественные произведения (в том числе, фильмы) не соответствующих действительности, заведомо ложных сведений о событиях Великой Отечественной войны и их закрепление в общественном сознании представляют значительную опасность.

На церемонии вручения премии MTV Russia Movie Awards 2007 Владимир Меньшов отказался вручать приз за лучший фильм. Вскрыв конверт и прочитав его содержимое, он разочарованно сказал: «Я надеялся, что пронесёт — не пронесло. Вручать приз за лучший фильм этому фильму — достаточно подлому и позорящему мою страну — я попросил бы Памелу Андерсон. Я, к сожалению, этого делать не буду. До свидания»

Выбор постера фильма был произведен по результатам голосования посетителей нескольких веб-сайтов кинематографической тематики.

Часть расходов на производство фильма — около $700 000 — оплатило Федеральное агентство по культуре и кинематографии, которое в то время возглавлял Михаил Швыдкой.

Фильм «Сволочи», наряду с «Родина или смерть» (2007) и «Кукушкины дети» (1991), является одним из трёх художественных фильмов, снятых на тему «советские дети-диверсанты в ВОВ».

В фильме есть киноляп - в тот момент, когда Окунь обнаружил, что Калуга "вскрылся", можно заметить в левом углу Студера, хотя его должны были закопать заживо за убийство Маэстро.

Александр Головин /1989/ (Кот, Константин Аркадьевич Чернов. Вор и налётчик. Авторитет в своей среде. Сирота. До встречи с Тяпой Кот никого не уважал и ему некого было любить. Но, встретив этого непутевого мальчишку, он искренне привязался к нему, учит его законам улицы, всячески опекает его. Кот себя уважает. Он хорошо одет, сдержан (относительно) со взрослыми, частенько одёргивает своих сокамерников. После подрыва бункера Коту оторвало руку миной. В конце фильма постаревший Кот встречает Тяпу в той местности, где когда-то была диверсионная школа)

начинал свою карьеру в Ералаше, потом были съемки в клипах у Найка Борзова, Мики Ньютон, позже у DJ Smash и Натальи Подольской. играет в театре, активно снимается в сериалах/фильмах, озвучивает мультфильмы. Принимал участие в съёмках передач: «Фабрика звёзд — 2» (был гостем), «Ступеньки», «Большая стирка», «Утренняя звезда». «Танцы со звёздами. Сезон 2011» танцевал в паре с Ксенией Бородиной. 2016 - "Без страховки". из последнего роль в фильме "Герой"

 

Сергей Рыченков /1991/  (Тяпа, Валентин Петрович Тяпкин. Лучший друг Кота, вор-щипач. Попал на фронт сразу, как ему исполнилось 14 лет. Один из самых младших. Сирота (в процессе фильма выясняется, что у него есть отец, который в это время служит в штрафбате). Крайне впечатлительный мальчик. На людях Тяпа самоуверенный, но когда он наедине с Котом, видно, что он многого боится и не все понимает в этой жизни. Любит петь, любимая песня − романс «Желтый Ангел». Вместе с Котом обрушили козырек немецкой базы)

после Сволочей нигде замечен не был. Живет скромной жизнью обычного российского парня. отслужил в армии. семьи (жены, детей)

нет

Дмитрий Горевой /1989/ (Череп, Степан Головинский. Друг Кота и Тяпы. Несмотря на то, что вор, очень отзывчивый и опасливый. Рассудительный парень, но однажды решил сбежать из лагеря. Тяпа и Кот не поняли, зачем он это сделал, но Череп ответил: «Какая разница, где умирать — здесь, в горах, или на фронте!» В итоге погибает)

Сын актёра Михаила Горевого. Дебют в кино состоялся в 2003 году в короткометражном фильме «Другой район». В 2006 году поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа (курс С.А. Голомазова). В 2008 году поступил в МИТРО (факультет «Фотохудожник»). С 2011 года состоит в Союзе Художников России. Так же работает фотографом и оператором в кино.

Велимир Русаков /1988/ (Маэстро, Молодой вор, возможно, еврейского происхождения, добрый, весёлый и лукавый. Точная национальность неизвестна. Своему ненавистнику, Студеру, на вопрос: «Жид или армяшка?» отвечает: «И то, и другое». А друзьям по секрету говорит: «На всякий случай — в молдаванах числюсь!» Умеет играть на гитаре, аккомпанировал Тяпе, когда тот пел романсы. С однокашниками имел хорошие тёплые отношения, особенно его обожал Тяпа. Да и вообще ребята его любят — за простоту и искренность. Когда Маэстро погибает, его одногруппники и инструктора оплакивают его. Маэстро выпрыгнул с парашютом, у которого была погнута шпилька (её согнул Студер), в итоге парашют не раскрылся, и Маэстро разбился.)

Вил закончил РАТИ-ГИТИС, снимается в сериалах/фильмах, является одним из участников группы The Sharon Stones, 

Кирилл Емельянов /1991/ (Студер, Владимир. Авторитетный вор-форточник с гадким характером, имеет своих шестёрок. Во время диверсионной подготовки неоднократно проявлял недовольство, неуважение и презрение как к наставникам, так и к своим одногруппникам. Единственный, наверное, малолетний преступник, у которого нет сердца. Особенно Студер возненавидел Маэстро. За дерзкое отношение к людям Маэстро и Кот его унизили. Выплачивая карточный долг, Студер устроил убийство Маэстро, согнув спицу на его парашюте. Маэстро не смог раскрыть парашют и разбился. Студер и не помышлял скрывать, что это он убил Маэстро. Подполковник Вишневецкий приказал закопать Маэстро неподалеку от места смерти, а Студера — закопать живым рядом с ним.)

Играет в Московском театре «Школа современной пьесы» и периодически в сериалах/фильмах. 

С 2010 года женат на актрисе Московского театра «Школа современной пьесы» Екатерине Директоренко». В семье подрастают дети — Степан (06.02.2011), Василий (20.06.2013).

17 ноября 2014 года за роль Марека/Руслана в фильме Робина Кампилло «Мальчики с Востока» вошёл в лонг-лист из 16 актёров 40-й церемонии вручения наград премии «Сезар» за заслуги в области французского кинематографа за 2014 год. 28 января 2015 вошёл в число номинантов как самый многообещающий актёр

Источник:  ru.wikipedia.орг

Подпишитесь на наш
Блоги

Сволочи

09:59, 2 апреля 2016

Автор: missesquire

Комменты 52

Аватар

Даня Певцов таким красивым парнем был (((

Аватар

Прямая эксплуатация, откровенная манипуляция, неприкрытое вранье и антисоветизм, не понимаю, как такое может кому-то понравится.

Аватар

Фильм очень хороший, когда только вышел пересматривала раз 7, не меньше. На моменте, где Тяпа пел, всегда слезу скупую пускала. Спасибо автор. А с Велимиром одно время встречалась моя коллега по команде. Иногда мы все вместе ходили на концерты. Он очень интересны и начитанный парень, всегда было приятно с ним общаться.

Аватар

Это кино хорошо снято, достоверны события или нет - уже не так критично. Это в любом случае ничего не меняет в идеологии советской власти. А порочат имидж страны скорее бондарчуковские творения, а также последние михалковские, и камеди-клаб-продакшен, странно, что Меньшов оскорбился именно этой картиной)) Там в номинации были "Жара" и "Бумер" - удивительно, конечно, что победил "Сволочи", ага)) Сам Меньшов потом утверждал, что надеялся, что победителем будет бондарчуковский "Остров" (с актерами, которые с трудом играют - самое оно в номинацию). Мне очень нравится творчество Меньшова, но то, как он себя проявляет в повседневной жизни - это "шото странное". Еще из этой же лиги у Говорухина подобные странности, хотя фильмы его обожаю.

Аватар

капец, какие они там все страшные, только щас обратила внимание.. Этот с челюстью, Горевой который в "Разетках" вич-инфицированного играл и в "Какетстве" тожк, да они там почти все в нем засветились. Головин с Билайном на фото - как братья, ротатые, зубастые..

Подождите...