Двери в увлекательный мир сказки, фантазии и детской мечты приоткрывает для нас Джордж Кьюкор. Сказки доброй и поучительной, несколько странной и местами наивной: такой, какой была она в 1908 году — именно тогда и написал пьесу «Синяя птица» Морис Метерлинк, между прочим, лауреат Нобелевской премии по литературе.

Это история о двух непоседливых детях, брате и сестре, с которыми происходят самые необыкновенные приключения и удивительные события. Где только ни оказываются они, ища загадочную синюю птицу: впрочем, целью их поисков является нечто более значительное, чем горлинка с перьями небесного цвета, и это им предстоит осознать.

Странный и зыбкий волшебный мир, полный аллегорических образов, окутывает детей. Водоворот событий всё глубже и глубже затягивает маленьких героев, раскрывая перед ними тайны жизни и бездны человеческой души. Всего масштаба этой образности юный зритель наверняка не постигнет, но фильм смело можно называть поучительным. Ибо ищут дети, Тильтиль и Митиль, вовсе не птицу, а истину; они должны понять, что имеет в реальном мире действительную ценность и смысл. В этом поможет им то, что видят они вокруг: целеустремленность, смелость, трудолюбие одних, праздность и эгоизм других. Лейтмотивом также является мысль, часто высказываемая в художественных произведениях: вещи, люди, события, стоит только внимательнее присмотреться к ним, оказываются совершенно другими, чем представлялись на первый взгляд. Иногда, чтобы увидеть больше, надо смотреть глубже.

В этом прелесть сказок: они развлекают яркостью и красочностью, но в то же время таят в себе философский подтекст. Иногда, чтобы увидеть его, надо повзрослеть; но что-то вполне может воспринять и ребенок. Пожалуй, по глубине мысли можно сравнить «Синюю птицу» с «Хрониками Нарнии» в книжном варианте, поскольку экранизации последнего произведения не смогли полностью отразить его философский и религиозный смысл.

Да, сейчас фильм кажется немного наивным: люди в причудливых костюмах животных и деревьев, привидения, души предметов… Пугливость слабонервного молока и выходки человека в костюме пса (не здесь ли нашел его Стивен Кинг для своего «Сияния»?) вызывают улыбку. Но весь фильм пронизан духом неизменной доброты и сострадательности: именно то, чего недостает некоторым современным мультфильмам (далеко не всем). Фильмов для детей в последнее время вовсе не появляется .

С точки зрения исполнения никаких претензий быть не может. Игра актеров — а актеры в фильме задействованы очень известные, как отечественные, так и зарубежные, — на самом высшем уровне, даже на лицах самых маленьких из них отражаются мысли и эмоции их героев. Конечно, ярче всех сияет красавица Элизабет Тейлор, но она не затмевает собою остальных. Плюс легкая, ненавязчивая музыка, приятные голоса, хорошая хореография: всё это помогает поддерживать воздушное волшебство атмосферы, в которую мы погружаемся с первых минут картины.

Конечно, современные дети, увидев «Синюю птицу», могут лишь улыбнуться и пожать плечами: это дань технологическому прогрессу. Но старшие поколения, наверное, с теплотой вспоминают этот фильм, не бесшабашно-веселый, но по-настоящему увлекательный; не занудный, но заключающий в себе мораль.

Удивительный пример сотрудничества кинематографистов США и СССР: случай, должно быть, беспрецедентный.

Экранизация известной пьесы Метерлинка "Синяя птица" («L'Oiseau bleu»), созданная студиями "Ленфильм" и "20th Century Fox", стала уникальным проектом для своего времени — в середине 1970-х годов, в самый разгар «холодной войны», сотрудничество между представителями Востока и Запада в какой-либо области было исключительной редкостью.

Масштабная постановка — бюджет фильма составил 12 миллионов долларов — стала первой (и единственной) кинокартиной, снятой совместно кинематографистами СССР и США.

В ролях

Элизабет Тейлор — МатьКолдуньяСветМатеринская любовь

Джейн Фонда — Ночь

Ава Гарднер — Удовольствие

Сисели Тайсон — Кошка Тилетта

Джордж Коул — Пёс Тело́

Роберт Морли — Время

Тодд Локинланд — Тильтиль

Пэтси Кенсит — Митиль

Уилл Гир — дедушка

Мона Уошборн — бабушка

Маргарита Терехова — Молоко

Георгий Вицин — Сахар

Ричард Пирсон — Хлеб

Леонид Неведомский — Отец

Надежда Павлова — Синяя птица

Олег Попов — клоун

Валентина Ганибалова — Вода

Евгений Щербаков — огонь

Гарри Эндрюс — Дуб

В эпизодах

Г. Богданова-Чеснокова, С. Филиппов, Владимир Казаринов, Г. Шпигель, 

Игорь Дмитриев, Л. Ксенофонтова,

Ю. Шепелев, Е. Каретникова

Постановщиком фильма стал известный режиссер Джордж Кьюкор, создатель таких лент, как "Обед в восемь" («Dinner At Eight»), "Филадельфийская история" («The Philadelphia Story»),  "Женщины" («The Women»), "Газовый свет" («Gaslight»), "Ребро Адама" («Adam's Rib»), обладатель "Оскара" за мюзикл "Моя прекрасная леди" («My Fair Lady»).

Джордж Кьюкор и Монро

"Синяя птица" стала предпоследней работой Кьюкора в кино. Главные роли в фильме исполнили голливудские звезды первой величины — Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Ава Гарднер, Сисели Тайсон и другие. К сожалению, замечательным советским актерам Маргарите Тереховой, Георгию Вицину, Олегу Попову, Надежде Павловой, Гликерии Богдановой-Чесноковой, Игорю Дмитриеву достались роли более скромные, чем их американским коллегам, но сыграны они были более чем великолепно. 

Заокеанских знаменитостей в фильме могло быть и больше, но Кэтрин Хэпберн (Katharine Hepburn) и Ширли МакЛейн (Shirley MacLaine), которые также должны были принять участие в его создании, покинули проект еще до начала съемок. На роль Собаки (Тило) сначала был утвержден американский актер Джеймс Коко (James Coco), но он вынужден был отказаться от участия в картине по гастрономическим причинам.

В Советском Союзе единственным, чем актер мог питаться, был хлеб с маслом. Употребляя в пищу только эти продукты, Коко, разумеется, быстро прибавил в весе, причем настолько, что его костюм стал ему сильно мал. К тому же у бедняги обострилась болезнь желчного пузыря. Чтобы не рисковать здоровьем Коко, было решено отправить его на родину, а вместо него пригласить Джорджа Коула (George Cole).

Что касается других иностранных членов съемочной группы, то режиссер фильма Джордж Кьюкор всю еду и предметы ежедневного пользования получал из Лос-Анджелеса, оператору Фредди Янгу (Freddie Young) еду доставляли из лондонских магазинов, а для Элизабет Тэйлор по специальному распоряжению КГБ организовали прямую поставку продуктов и любимого актрисой виски "Джек Дэниелс"  без таможенного оформления. Костюмы героев картины были созданы по эскизам обладательницы девяти "Оскаров" Эдит Хэд (Edith Head). Автором же самого роскошного наряда — платья Света — стала ленфильмовская художница по костюмам Марина Азизян. 

Тейлор категорически отказалась даже мерить костюм, сшитый для нее в Англии, и Азизян пришлось за короткое время, прибегнув к различным хитростям, изготовить для нее новое облачение.

Платье  Света



«Тогда у нас в магазинах купить приличную ткань было невозможно», — вспоминала Азизян. — «Для платья Элизабет я раздобыла отрез бельевого шелкового трикотажа. «Сколько же это стоит?» — спросила звезда. Я ответила: «Если директор узнает об этом материале, головы мне не сносить». Спасло умение работать руками — шесть мастериц вручную расшивали этот наряд, и никто ничего крамольного не заметил, а платье Лизочке очень понравилось…»

Ава Гарднер и Игорь Дмитриев

Надежда Павлова

Джейн Фонда и Григорий Вицин

Сисели Тайсон

Роберт Морли -Время

Маргарита Терехова

Евгений Шербаков

Гликерия Богданова-Чеснокова Удовольствие Есть

Сергей Филиппов Удовольствие Ничего Не Понимать 

Владимир Казаринов Удовольствие Ничего Не Делать

Григорий Шпигель Удовольствие Быть Богатым

Пэтси Кенсит Митиль - тогда...  

и сейчас

Тодд Лукинлэнд Тильтиль

Съемки фильма должны были занять 100 дней, но растянулись на девять месяцев — с 20 января по 11 августа 1975 года и проходили в СССР: в Москве, Ленинграде, Пушкине и Павловске. Интерьерные сцены снимались в павильонах "Ленфильма", несколько эпизодов — в старом рыбацком доме под Ригой. В съемках танцевальных сцен принимали участие артисты Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова и Ленинградского хореографического ансамбля миниатюр.

В 1976 году лента "Синяя птица" была отмечена почетным дипломом на Международном фестивале фильмов для детей и юношества в Тегеране. В 1977 году картина номинировалась на премию "Золотой свиток" (Golden Scroll) Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов (Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films) в категории «Лучший фантастический фильм».

Интересные факты о фильме Синяя птица / Sinyaya ptitsa

— Джейн Фонда на съемочной площадке постоянно пыталась дискутировать на тему марксизма с советскими кинематографистами, говорившими по-английски. Актриса, известная своими левыми взглядами, была так настойчива в своем желании пообщаться на политические темы, что на нее то и дело поступали жалобы режиссеру картины Джорджу Кьюкору.

— Сисели Тайсон рассказывала, что режиссер Джордж Кьюкор неоднократно обвинял ее в использовании магии вуду, что, по его мнению, навлекало на фильм различные несчастья.

— Снимать картину начал советский оператор Йонас Грицюс, но Элизабет Тейлор и Ава Гарднер настояли, чтобы его заменили на Фредди Янга.

Американские дивы, которые к началу съемок достигли «бальзаковского возраста», предпочли Янга потому, что тот умел выставить свет на площадке так, что актрисы казались моложе своих лет.

— Чтобы снять сцены с большим количеством синих птиц были вручную раскрашены синей краской несколько тысяч белых голубей.

—   В русских титрах фильма имя актрисы Сисели Тайсон, указано неверно — "Сесили".   

— По словам Веры Таривердиой, вдовы композитора Микаэла Таривердиева, Эльдар Рязанов пригласил ее мужа написать музыку к фильму "Ирония судьбы, или С легким паром!" только потому, что Андрей Петров в это время был занят работой над "Синей птицей".

— На роли Воды и Огня планировались Майя Плисецкая и Александр Годунов, но впоследствии этих персонажей сыграли Валентина Ганибалова и Евгений Щербаков.

Вода и огонь
 

   

Подпишитесь на наш
Блоги

Говорят что за эти годы Синей птицы пропал и след....

15:54, 1 января 2016

Автор: elena_dokuchaewa

Комменты 10

Аватар

Смотрела этот фильм в детстве, хотя уже тогда он был в категории "старых" фильмов, и будучи старше, лет в 17. Интересный, но мне после него некомфортно, тяжело на душе, тревожно. Не знаю, почему так. И сцена с нерожденными детьми всегда пугала.

A

Помню свое детское потрясение от этого фильма) Спасибо, что напомнили! В избранное! Сцена с ожидающими рождения душами просто потрясающая!

T

уже в 76 году было много финансистов, как сказало Время, и так мало честных людей. Мне сказка нравилась, как раз мне было 7-8 лет когда она вышла на экраны, спасибо, что вспомнили.

Аватар

Если честно, никогда в детстве не любила сказку "Синяя птица", всегда она казалась жутковатой и какой-то странной, но родители с завидным постоянством на нее водили - в театре видела несколько раз, в кино вот на этот фильм мы тоже ходили, прямо наказание какое-то!

Аватар

Я как всегда против ветра))) Но Тейлор как мама была какой-то как минимум уставшей, как максимум раздраженной и злой. Никакой материнской мягкости, наоборот какая-то отстраненность. И Время , по моему, Время, где ещё детки бегали - довольно нервный и злой старикашка. И это все претензии. Остальное - безмерно люблю.

Подождите...