Пересмотрев в очередной раз фильм Спилберга «Список Шиндлера», я обратила внимание на довольно интересную сюжетную линию в картине, которая идет параллельно раскрытию персонажа Оскара Шиндлера  – это взаимоотношения нациста Амона Гёта и его горничной-еврейки Хелен Хирш. Безусловно, немаловажную роль в этом сыграло то, что на экране образ нацистского преступника воплотил шикарный Рэйф Файнс.

Но все же одна мысль не давала мне покоя – почему режиссер ввел такое действие в картине? Действительно ли существовали какие-либо чувства между Амоном Гётом и пленной еврейкой лагеря в Плашуве?

Амон Леопольд Гёт родился 11 декабря 1908 года в Вене в семье печатника. После окончания школы поступил в Венский университет. В 22 года вступил в ряды нацистской партии. Вообще о ранней жизни Гёта известно очень мало, в основном вся информации о нем начинается с периода, когда он в августе 1942 года покинул Вену и присоединился к команде бригадефюрера СС Одило Глобочкина, главы полиции и войск СС Кракова. Он стал офицером войск СС в службе концентрационных лагерей и 11 февраля 1943 года получил приказ построить и возглавить принудительный трудовой лагерь в Плашуве.

На постройку лагеря посредством рабского труда ушёл один месяц. 13 марта 1943 года после ликвидации еврейского гетто в Кракове его выжившие обитатели были переселены в этот новый рабочий лагерь. И именно здесь Гёт встречает Хелен Хирш.

На тот момент Амон был женат на Анни Гёт, однако это не мешало ему иметь в Плашове любовницу – Рут Калдер. 

Интересно, что все три женщины похожи между собой: Анни Гёт, Хелен Хирш, Рут Калдер (слева направо).

Вот, что вспоминает супруга Оскара Шиндлера - Эмилия, когда речь заходит об Амоне Гёте: 

"Он был самым презренным человеком, которого я встречала, шизофреник: с одной стороны он был утонченный венский джентльмен, а с другой стороны он посвящал свою жизнь терроризированию евреев, находящихся под его контролем. Он был двухметрового роста, с женскими бедрами, темными волосами и мясистыми губами. Я помню его худым, а не с избыточным весом как в фильме. Гёт очень много пил, и Оскар старался не отставать. До того, как он вошел в общество нацистов, Оскар пил совсем чуть-чуть, но теперь я боялась, что он станет алкоголиком. В течении дня Гёт убивал ради удовольствия. А вечерами он мог начать критиковать любую ноту в произведениях классической музыки".

Так же Эмилия Шиндлер дала комментарий относительно отношений Гёта и Хелен Хирш, - "Гёт был безумно влюблен в Хелен Хирш и бил ее только для того, чтобы не позволить своим чувствам стать очевидными".

В фильме Спилберга Амон, за исключением одного момента, всегда называет Хелен Хирш – Хелен. На самом деле, реальный Гёт практически никогда не называл Хелен полным именем, он именовал ее только Леной. Самого Амона тоже фактически никогда не называли по полному имени, все его звали Мони. В честь этого прозвища его любовница Рут Калдер назвала дочь Моникой. Оскар Шиндлер встречал Монику после войны, отнесся к ней приветливо, отметив внешнее сходство с отцом... Впоследствии дочь и внучка Гёта написали в честь отца и деда книги: "Я должна любить своего отца, не так ли?" и "Амон. Мой дед расстрелял бы меня". Внучка Мони была замужем за нигерийцем.

Вторую горничную, тоже Хелен, по фамилии Херншлит, Гёт называл Сюзанной.

В фильме Амон убежден в своем расовом превосходстве, его мучает запретный плод в виде Хелен, в итоге он не может переступить барьер и "отрывается" на Хелен, избивая ее и вымещая на ней свою "неможесть".

Реальный Гет не видел в этом проблему и спокойно развлекался с еврейками, которых ему поставляли из лагерей и друзья. Даже Шиндлер постоянно привозил ему пару-тройку красивых евреек.

Себе в услужение он поначалу брал молодых девушек. Если они наскучивали ему, их отправляли обратно в лагерь. С прислугой он не церемонился. Девушки постоянно ходили с синяками, гости шутили, что у него самые неуклюжие служанки, которые постоянно натыкаются на мебель. Первые две горничные Гёта, которых он убил, были очень привлекательными молоденькими девушками. Обе проработали на вилле совсем немного времени. При чем, вторая была застрелена за то, что один из пьяных гостей стал к ней приставать, а Гёт это увидел. Кстати, потом подобная ситуация повторилась и с Хелен Хирш, но в этот раз все закончилось иначе, досталось уже немцу, а не Хелен.

Хелен Хирш стала первой взрослой женщиной, которую он взял к себе в дом, к тому же реальная Хирш не отличалась особой красотой. Ей на тот момент был 31 год. Как впоследствии о ней отозвался (на суде над Амоном Гётом) Митек Пемпер - составитель списка Шиндлера:" Хелен Хирш была далеко не мисс Польша, и даже не мисс Краков". Но очевидно, что Хелен обладала твердым характером, была обаятельна и нравилась мужчинам. 

Хелен Хирш была замужем как минимум два раза. В свой первый брак тогда еще Хелен Калман вступила до начала войны. На момент 1939 года Хелен носила фамилию Хирш, так что можно предполагать, что это и есть фамилия ее первого мужа, если конечно Хелен на тот период не выходила замуж несколько раз. Так же известно, что на момент начала войны пани Хирш уже не состояла в браке. Сразу после войны Хелен вышла замуж за мужчину по фамилии Хоровитц, и стала носить двойную фамилию Хирш-Хоровитц. Об этом муже известно только то, что он был одним из «евреев Шиндлера» и что в 1946 году работал торговцем. Скорее всего между ним и Хелен, после освобождения от Гёта, завязались отношения на фабрике у Шиндлера. На момент нахождения у Гёта ни о каких отношениях у нее с кем-либо, кроме самого Гёта, не могло быть и речи. Гёт так ревновал Хелен, что не выпускал за ворота своей виллы. 

В доме у Хелен была своя комната, рядом с комнатой Гета. В фильме она живет в подвале. Готовкой еды на вилле у Гёта занималась только она. Единственное, что она не готовила, это разнообразные сладости, для этого у Гёта был свой личный кондитер. Известно, что в обед Гёт обязательно съедал тарелку супа, второе и десерт, в основном десертом служили пирожные и куски торта. Так же в течение дня Амон перекусывал фруктами, которые очень любил. Любимым блюдом Гёта было мясо, тушеное с овощами. Из напитков Гёт пил в основном только кофе. Из спиртных напитков Амон предпочитал вино и французский коньяк, который часто закусывал конфетами.

Наверное, все помнят момент в фильме, когда Гёт застрелил мальчика Лизека Нюрнбергера, когда тот не смог отчистить его ванну.

На самом деле Лизек Нюрнбергер действительно работал у Гёта и Гёт действительно застрелил его, но совсем по другой причине. Свидетелями этой сцены стали две горничные Гёта – Хелен Хирш и Сюзанна. Как говорила Хирш, на одной пирушке с гостями и оркестром Гёт так напился, что не понимал, что происходит. Тогда присутствующий на пиру лагерный чиновник, немец Бигель, приказал Лизеку Нюрнбергеру, чтобы тот прислал ему экипаж. Гёт ненавидел, когда кто-то отдавал приказы без его разрешения и вместо того, чтобы наказать Бигля, застрелил Нюрнбергера, несмотря на попытки мальчика оправдаться. Убил, чтобы все запомнили то, что только Гёт может отдавать приказания. По словам Сюзанны, Гёт выстрелил дважды, а после велел ей все вымыть. Когда любовница Гёта Рут Калдер отдала приказание Хелен убрать ее комнату, Гёт так разъярился, что избил обеих. Рут досталось больше Хелен. Никто не смел, кроме него распоряжаться прислугой. Хелен он не застрелил.

Из воспоминаний Хелен Хирш:

 «Некоторое время спустя он переехал в другой дом, который находился на расстоянии примерно 200 метров от кухни. На каждый его зов я или моя коллега должны были появляться в его квартире, ибо только мы двое имели право войти в его дом. Если кто-то из нас опаздывал, Гет бил нас по лицу, визжа: «Я помогу вам слечь, шлюхи, еврейские военные преступницы”. Однажды Гёт пил целые сутки без перерыва и пригласил к себе немца-мэра города. Он хотел организовать особенный пир, но, поскольку он был пьян, то забыл нам об этом сообщить. Когда он протрезвел, то спросил, готов ли пир, но когда я сказала, что ничего не знаю, поскольку он ничего не сказал, он как клещ вцепился мне в голову и бил меня руками, пока я не потеряла сознание. Когда я очнулась и спросила, за что он так меня бил, он ответил, что, во-первых, потому что я об этом спрашиваю, а во-вторых, за невыполнение приказа, которого он не дал. При этом он добавил, что если пир не удастся, он застрелит меня, как собаку. После этой угрозы я сделала все, что в моих силах, чтобы приготовить пир. Он получился очень пышный: играл даже еврейский оркестр».

«Он не раз без причины приказывал мне 50 раз быстро бегать туда-сюда по лестницы его террасы, на которой было около 50 ступенек. Он бил меня, пинал, нечеловечески обижал в присутствии гостей, забавляя их и себя. Однажды он заказал средство против мух, а когда его не доставили вовремя, избил меня в присутствии гостей. Когда он паковал оставшиеся от евреев из Бохни или Тарнова вещи, чтобы отправить их отцу или поверенным в качестве «дани», и когда ему казалось, что я не упаковала их должным образом, он бил меня, оставляя раны и синяки, и кричал: «Шлюха, падаль, отродье, рабыня, еврейская военная преступница. Я научу тебя порядку».

Во время своего первого и единственного интервью, Хелен Хирш проговорилась о том, как Гёт в первый раз пытался ее изнасиловать. Однако поняв, что сболтнула лишнего, Хирш тут же замолчала и больше в своей жизни не давала интервью касательно Гёта. Только показания в суде. Со слов Хелен Хирш:

" Однажды Гёт заметил, что рукав его мундира слегка протерт из-за соприкосновения со стеной и он диким голосом позвал меня. Я зашла в гостиную. Гёт был абсолютно голым и пьяным в стельку, в руках у него был хлыст. Он приказал мне раздеться, а когда я не послушала, начал бить этим хлыстом, затем втащил в соседнюю комнату и повалил на постель, срывая одежду и продолжая избиение. После чего попытался изнасиловать. Рут была наверху, когда услышала крики и тут же побежала вниз".

Она стащила Гёта с Хелен. После этого он начал немного приходить в себя. Хелен была страшно избита, Гёт даже умудрился ей порвать барабанную перепонку, после этого она практически ничего не слышала на одно ухо.

«На другой день Гёт меня вызвал и - не знаю, потому ли, что я не сразу пришла, или потому что не хватило одного прибора (пришел незваный гость) - крикнул на меня страшным голосом и кинул в меня ножом, который застрял у меня в ноге». По воспоминаниям другой горничной Сюзанны именно после этого случая Хелен Хирш пошла на сближение с Гётом, поняв, что он рано или поздно ее убьет.

По словам Хелен Хирш, Гёт был сексуально ненасытен и необычайно вынослив в постели. В его дом часто приглашались польские проститутки, особенно поначалу его командования лагерем, в то время они приходили каждый день. Однако с появлением в его жизни Рут, а потом и Хирш, их численность заметно снизилась. Довольно часто этих проституток поставлял ему Шиндлер, который приезжал на виллу с дорогим вином и тремя девушками, предназначенными для Гёта. По словам Хелен, Гёт обращался с ними очень грубо и девушки нередко выходили от него избитые.

Вторая горничная Гёта Сюзанна, у которой в лагере находилась мать с сестрой, а так же любимый человек, пыталась хоть как-то помочь своим родным. Зная, что им не хватает пропитания, Сюзанна начала носить им в лагерь бутерброды. Именно за этим занятием ее и поймал Гёт, который тут же решил пристрелить девушку. Увидев это, Хелен Хирш попыталась этому помешать, а когда ей это не удалось, побежала за Рут, чтобы она помогла. В конечном счете Гёт пощадил Сюзанну. У Гёта была привычка узнавать все о приближенных евреях. Если он убивал еврея, то потом уничтожал всех его родных, "чтобы не было недовольных". У Хелен в лагере находилась родная сестра Анна. Гёт позволял Хелен передавать еду сестре. Анна выжила. Как ни странно, Гёт разрешал горничным хорошо питаться, вплоть до сладостей. Поэтому Хирш не любили в лагере, считая ее положение привилегированным и за ее безучастность. Хелен редко помогала заключенным, только своей сестре. А Сюзанна пыталась помочь всем, кто находился в доме. Ей крупно повезло, что она повторно не попалась Гёту.

В фильме Шиндлер и Гёт играют на Хелен в карты. В реальности Гёт  добровольно отдал Хирш Оскару, зная, что это ее последний шанс на спасение.

Во время суда Гёт всячески пытался себя выгородить, отрицая или переиначивая слова всех свидетелей.

Он замолчал лишь только тогда, когда показания начала давать Хелен Хирш. За все время, пока ее допрашивали на суде, Гёт сидел молча, смотря вниз. Он лишь пару раз повторил одну единственную фразу “Лена, что ты говоришь?”. Ее словам он возразил только однажды, когда она сказала, что он науськивал на нее собак, но, поскольку, она давала им корм, они в последний момент отступали от нее. На что Гёт все же ответил, что его собаки никогда бы не напали на нее, так как именно она их кормила и купала. 

После показаний Хелен Гёт был совершенно подавлен и более не сказал ни слова.

13 сентября 1946 года в возрасте 37 лет Амон Гёт был повешен недалеко от бывшего лагеря Плашов. Палач дважды ошибся в расчёте необходимой длины верёвки и успешно повесил Амона Гёта лишь с третьей попытки.

После войны Хелен Хирш и Оскар Шиндлер общались, он навещал ее в Израиле.

Хелен Хирш никогда не давала интервью, жила с мужем уединенно и приняла некоторое участие при создании фильма «Список Шиндлера».

UPD: Рэйф Файнс в роли Амона Гёта

Подпишитесь на наш
Блоги

Амон Гёт и Хелен Хирш – «любовь» палача и жертвы

16:10, 23 декабря 2015

Автор: krasovskaya

Комменты 99

Аватар

Удивительно, как низко может пасть человек, имея неограниченную власть. Наслаждение от животного зверства. Хоть даже звери не убивают ради забавы. Всегда думала, что в СС пошли люди с отклонениями, хотя Ханна Арендт в "Банальности зла" они много внимания уделяет "шокирующей нормальности" Эйхмана. И все же... Видимо, люди с уровнем самодисциплины, позволяющей им держаться рамок человечности в любых (или почти любых) условиях, так мало, что пока людям действительно нужна масса сдерживающих факторов. Страшно думать о том, что такое человечество без всех своих ограничений... Вспоминается перфоманс Абрамович, где можно было использовать с ней любой предмет, а она оставалась безучастной и не сопротивлялась. И где обычные, культурные люди (любители искусства), в конце концов ее раздели, обожгли и порезали. И это именно то, что она хотела показать - чем становится человек, если дать ему волю. Это жутко осознавать.

Аватар

просто феерические ужасные изуверства. очень жесткий фильм, над которым я рыдаю вечно Но Рэйф-великолепен

Аватар

очень интересно!

Аватар

Слабое звено этого фильма - Лиам Нисон. Так неубедительно, или он так на фоне Файнса смотрелся. Файнс играет так, что не следишь уже за бедами, смертями. Вызывает эмоции только его герой, да и еще не те, которые должен вызывать нацист.

W

Читаешь и мурашки по коже..ужас

Подождите...