Автор сценария и режиссер: Р. Литвинова
Композиторы: Земфира, И. Вдовин
Оператор: В. Опельянц
Художник: Е. Залетаева
В ролях: Р. Литвинова, М. Суханов, В. Сухоруков, К. Хабенский, К. Качалина, С. Светличная, Е. Руфанова, А. Краско, К. Мурзенко и другие


В июле 2003 года Рената Литвинова как режиссер и сопродюсер запускается с фильмом "Богиня: как я полюбила" по собственному сценарию. В фильме Литвинова исполняет роль следователя Фаины, эмоционально холодной (она игнорирует влюбленного в нее коллегу) и профессионально инертной (из-за ее халатности кончает с собой на глазах у опергруппы преступник, взявший заложницу). Однако после знакомства с именитым профессором с исколотыми венами (в этой роли Максим Суханов) она неожиданно раскрывает дело об исчезновении семилетней девочки, обнаруживая его более чем зловещую подоплеку. Обрастая мистическими подробностями, в финале фильм превращается в сказку, действие которой разворачивается в загробном мире. Премьера фильма состоялась 30 сентября 2004 года. (с) Алексей Васильев "Богиня. Разговоры с Ренатой Литвиновой" 


Представьте, что перед вами сижу не я, а подозрительная советская комиссия, которая в силах зарезать ваш фильм и не дать ему хода. И задает самый некорректный в мире вопрос, который всегда задается в такой ситуации: «О чем этот фильм?»
– Вы знаете этот миф, что боги, полюбив, превращались в людей? А тут у нас наоборот: люди, полюбив, стали богами, приобрели их способности – вершить чудеса, входить в зеркала, вызывать двойников, умирать, а потом снова возвращаться, перемещаться из тела в тело, а потом принимать волевые решения остаться там, в потустороннем мире. Еще есть миф о невозможности тут, на Земле, продолжать любовь. На Земле она не может быть вечной и совершенной. Шекспир придумал свою версию – «Ромео и Джульетта». Я – свою. Любовь в земных условиях – это как медуза под лучами солнца: оно ее ранит. Все-таки ей надо в море. Чтобы сохранять ее нетронутой, нужно покинуть Землю. В моей версии смысл человеческой жизни – полюбить… Фаина, такая невлюбленная в начале фильма, не умеющая любить, влачит как-то бессмысленное свое существование, но Небесные ангелы, в которых я очень верю, все-таки сжалились над ней и послали ей любовь. Меня вообще как зациклило на этой теме – способность полюбить кого-то, как говорит один из моих любимых потусторонних персонажей, которого играет Глеб Алейников: «Мне хочется сказать: «Я люблю тебя», но мне некому это сказать». Когда Профессора, которого играет Максим Суханов, арестовали и он встретился с ней на допросе, Макс уже с этого эпизода их первой встречи стал играть любовь к ней – вообще без всяких вступлений, подготовок. Когда я монтировала материал, я в очередной раз поразилась, какой он мощный актер и умный. – Вот вы говорите, что с первой встречи с Профессором Фаина полюбила, а я этого не понял. Ведь что она делает следом: пьет, пьет и пьет. Уже работать не может – по утрам в стояках водку хлещет.
– Не надо чернить мою бедную героиню. На работу она перестала ходить, потому что ее отстранили от дела. А так себя ведет… Она же необученный человек, она никогда не любила, она не может понять, что с ней происходит. Это как раз совсем нетипично для нее – спускаться в стоячее кафе и пить вместо завтрака что-то… крепкое.
Давайте попробуем пройти от замысла к воплощению по фазам. Когда вам пришел в голову этот сюжет?
– Тот сценарий, по которому мы начали снимать фильм, состоит из старинного моего сценария. Знаете этот процесс, когда намывают золото: из ведра в ведро переливают, выливают, наливают – наконец на дне какие-то блестючки появляются. Блестючки «Богини» начали наливаться лет семь назад. Что сохранялось везде, во всех версиях – моя болезнь или фишка: мне нравятся прямые обращения с экрана в зал, когда персонажи говорят с экрана любимые мои фразы, – этих фраз были целые страницы. «Я их люблю в начале и сразу, а они меня, только когда пьяные», например. Или: «Он бьет ее, догоняет, опять бьет, она кричит, а потом они целуются. В общем, они делают все то, что я так ненавижу». «И никто тогда не подал мне руки, и не пожалел, и не улыбнулся, хотя я так старался, так старался!» Я вообще хотела бы сделать отдельный фильм из одних фраз, совершенно фантастических, моих любимых. У меня их еще много осталось – я их уже просто не могла вставить.

– Веселые были съемки, смешные?
– Когда один выдающийся актер не может текст запомнить, вторая выдающаяся актриса, которая была приятельницей, издевается над тобой…
– А как?
– Хохотала демоническим смехом. Я говорю: «Ты что, надо мной издеваешься?» Причем я даже не могла разговаривать с ней резко, потому что она взрослая, как говорит моя мама, возрастная артистка. Я, вообще-то, из вежливых, но первые два дня были трагическими: я сняла с ролей трех актеров, причем очень хороших актеров. Вообще ничего не получалось. Все потом мне говорили: «Мы тогда подумали, картину закроют». Представляете, на третий съемочный день у меня – ноль полезного материала и три вакантные роли – нет на них актеров, сняты с ролей! За ночь нахожу Костю Хабенского, который спас хотя бы одну роль. Мы причем его сильно уговаривали – он тогда снимался на разрыв аорты. Короче, я в шоке, так еще Костя Мурзенко придумал постоянно меня изводить. Но я ему все прощаю, потому что результат фантастический. Мои любимые – кого я пробовала и кого хочу снимать: Костя Мурзенко, Глеб Алейников, Вася Горчаков… Костю бы вообще сняла в главной роли, его надо снимать в больших ролях. Я ему всегда говорила: «Вы – Хамфри Богарт с проспиртованными губами».

– А как вас изводил Константин на съемках?
– Он мне кричал на одной ночной сцене: «Режиссер не знает, как развести мизансцены». Ну а вы представьте, когда у тебя все не срастается, дым не туда ползет, объект не готов, а ночь уходит, начинается ненужный по кадру рассвет: главное в этой сцене была земля, ее как раз было нельзя снимать – она была не готова. А как снимать сцену без низа, если он – самое главное в этой сцене. Короче, нехорошее мое состояние, а тут еще Костяня выкрикивает такие фразы. Я потом вырезала эту сцену. Но я ему все простила, когда он такой хороший получился на экране.


– Так я не пойму, вам не понравилось быть режиссером?
– Это было самое главное счастье в моей жизни – съемки этой картины, но… «Камера!», «Мотор!», «Снято!» все время кричали за меня другие люди. Мне это не нравится. Саша Бразговка, которой пришлось работать за второго режиссера, потому что второй режиссер у меня отпал из-за трагической нестыковки характеров. Саша кричала все время: «Мотор!» Иногда я забывала сказать: «Стоп, снято». Эти две функции, которыми, в общем-то, и славится режиссерская профессия, я не делала. Но иногда я сама на себя удивлялась – вне съемок я со всеми на вы и уважительно, но когда начиналась камера и какая-нибудь бабушка – у меня же там бабушки снимались – делала что-нибудь не то, я резко переходила на ты: «Легла! Легла! Легла!!! Я сказала, легла!!!» Или: «Уйди! Уйди из кадра! Уйди, тебе говорят!» В такую ажитацию впадала. Потом поражалась этому эффекту, потом говорила: «Боже мой, почему?..» Я так же резко переходила на ты со Светличной: «Света, пошла! Мотор! Молодец, Света, руки убери!» Потом камера выключается, я: «Светлана Афанасьевна, тра-та-та, та-та, та-та…» Они, наверное, думали: «Боже мой, какое у нее раздвоение… Она совсем сумасшедшая!»


– А еще у вас играли мухи, вороны…
– За мух мы платили по 50 долларов за банку, они все время не в ту сторону ползли – ни одна не прозвучала, не блеснула. А ворон мне погубили, гадюки. Тот человек, который продал нам ворон, сказал, что когда он залавливал их в ловушки, попал в силки ястреб. Или сокол. И ворон покалечил.
– Чего?
– Вот я ему то же самое и сказала: «Чего-о-о?» Может, наврал про сокола, откуда они в Москве? Где-то просто насобирал дохлых. Я после «Богини» говорю: «Я не снимаю животных». За что они страдают? Они же не понимают. С людьми все честно – они получают деньги, славу… А эти что?.. Этот ловец, конечно, был удивительный врун. Говорит: «Будет 10 опытных воронят, остальные все дикие». Опытная у нас была только одна, из Уголка Дурова. Тоша. Не ворона – ворон, но женского пола. Оказывается, вороны – ужасные артисты. Вы не представляете, эта девушка, которая ненавидит девушек, но как только к ней подойдет мужчина – любой! – она раскрывает какие-то веера на голове и начинает кудлакать, разговаривать. Он ей что-то говорит – она ему отвечает. Если ее сгоняли со стола, она возмущалась. Но когда она была в центре внимания, для нее это был такой праздник! Три дня она у нас проживала, летала с места на место. Я так захотела прямо себе домой ее взять.



– После развала СССР в России было снято всего два широкоэкранных фильма – «Сибирский цирюльник» и «Мама». Вы запустились с третьим.
– А это придумал Владик Опельянц, наш любимый оператор, – чтобы было широкоэкранное кино. А потом вслед за Владиком все стали делать. Всю операторскую часть я отдала Владику на откуп, у меня к нему было полное доверие. Странно, если ты имеешь дело с художником, не отдавать ему всю его часть, тогда он не отдаст в ответ все, что может. Человеческое сотрудничество – все на обмене, чем больше ты отдашь, тем больше тебе вернется. Ну, у меня такая теория. Я не люблю, когда ты отдаешь, а в ответ тишина.
– Полюбился вам Опельянц?
– Совершенно выдающийся есть теперь у нас оператор. Я же писала сценарий под зиму, а снимать пришлось летом, июль-август. Я что-то такое чувствую – а он знает, как это воплотить, даже в неподходящих условиях. Но я поняла, что в кино ничего нельзя вычислить. Вроде все не по плану, все против тебя – получается шедевр. И наоборот.


– Вас удовлетворила ваша актерская работа в фильме?
– Ну, я совпадаю со своими текстами, но я на себя мало обращала внимания – я же всем всегда подыгрывала, в фильме меня много, но я не главная. Я лишь поводырь вдоль череды встреченных героев, ну… в реке фильма – я плыву от одного к другому.

– Я и в следующий фильм себя позову – в качестве экономии. У меня с самой собой как с артисткой проблемы минимальные. Мне с собой удобно. Я не разрывалась – мне было очень гармонично самой себе ставить задачу и ее воплощать. А что роль в «Богине» – я же там какой-то всеобщий подпевала. Все говорят какие-то соло пронзительные, а я всех только слушаю и говорю: «Да-а? Да-а? Да что вы говорите, ну надо же!» Я все время всем подыгрываю, ну знаете: «Давай сделай что-нибудь!» На самом деле я пыталась всех вдохновить. А про себя думала: «Ладно, эту сцену надо отдать ему, я в следующей сыграю пронзительно». А на следующей сцене опять: «Хоть бы он сыграл пронзительно, а я уж ему подпою». И так весь фильм. Только когда смотрела материал, увидела: «Да нет, тоже у нее какая-то роль есть».


– А почему вы все время пишете себе роли низкооплачиваемых госслужащих – работница больничной регистратуры, милиционерша?
– Настоящие волшебники никогда не подчеркивают своего материального могущества. Вы что думаете, маги, которые чуют через двери, кто к ним идет и с какими помыслами, не смогут найти денег? По-моему, эта проблема их мало волнует. Они ее преодолеют в любую секунду, когда захотят.  (с) здесь и выше - фрагменты из книги Алексея Васильева "Богиня. Разговоры с Ренатой Литвиновой". Глава 6, с. 107-122.

"А когда я умру, ты заплачешь?…"
"За потерянный солнцем рай!"
"Я, кажется, забываю как без тебя дышать..."
"Какое у нее может быть имя, если она - это все…?"
""Из всех безумных — она, наверно, лучшая..."У меня дома под кроватью бутылка коньяка спрятана. Приду, чистое бельё… Лягу, засну… Если небесные силы меня не обломают..."

"Из всех безумных — она, наверно, лучшая..."

 

Это фильм о любви. О любви, о любви, о любви... В моем представлении, смысл жизни заключается в том, чтобы испытать к кому-то любовь. Вообще-то, наверное, смысла в жизни просто нет, каждый его себе сам назначает. Но в моей версии, смысл в том, чтобы испытать любовь. Моей героине высшие силы посылают ряд драматичных обстоятельств. Но обстоятельства эти неслучайны. Благодаря этим драматичным, с точки зрения обывателя, обстоятельствам моя героиня пришла в некую точку "x" и встретила там человека "y". И испытала любовь. (с) Рената

– Рената, но ведь и до встречи с человеком "y" в жизни Фаины была любовь - любовь к матери, не так ли?
– Да нет, никого она не любит. И маму она не любит. Есть, знаете, такая утомленность. Я в жизни много встречала людей, которые хотят любви, но не могут никого полюбить. Вот у меня есть один знакомый, который 38 лет никого не любил, а сейчас, наконец, полюбил. Как будто проснулся!

– Значит, речь в картине идет именно о любви женщины и мужчины?
– Любовь может быть любая. Конечно, с матерью у Фаины связь очень сильная. Но это не любовь, это скорее путы. Когда человек очень сильно придавлен. Мне кажется, что сильные матери губительны. И фильм об этом говорит тоже. В жизни героини была некая заморозка.
– А гибнет она тоже из-за этого?
– Гибнет она потому, что это кино в какой-то момент превращается из такой реальной совершенно истории в некий миф, где не работают нормальные человеческие законы, и где смерть не воспринимается как нечто трагическое. Конечно, если мы делаем жизненную историю - детектив или мелодраму, то мы будем оплакивать смерть героя, а здесь смерть должна восприниматься как избавление или какой-то прорыв. Возвращаться ей совершенно нет смысла, потому что профессор, который как-то стронул ее в этой жизни, тоже ушел. Я, как человек верующий, вообще не вижу в смерти ничего драматического. Драма это для тех, кто остается в живых.



– В картине есть сцена, когда из зазеркалья появляется Ваш двойник, и в кадре образуются сразу две Фаины, две Ренаты Литвиновы.
– Это моя самая любимая часть! Тут начинается такая поэзия. Это вот совсем мое-мое кино. Потому что до этого момента мы делали чисто профессиональный детектив, такой жанровый фильм, а с этого места жанр заканчивается и начинается мое личное, авторское кино. Я бы даже сказала, начинается поэзия.


"Мне хочется сказать «Я люблю тебя», но мне некому это сказать..."


"Я так скучаю… я так скучаю.. я так скучаю… я так скучаю… я так скучаю… я так скучаю…
Сердце стучит так сильно, что, кажется, я не доживу до утра.… Да, я не переживу даже эту ночь, не то, что до тебя дойти… Ты единственный из встреченных мною мужчин… Я не знала, кто это были раньше.… И все — вокруг кто они?!.. Чьи-то мелкие покрупнее представители… Я, кажется, забываю, как без тебя дышать… Конечно, это больно, но это сердце — бедное, влюбленное, дрожащее — оно тоже твое…"

"…тело мое было найдено в пять часов утра, на речном вокзале. Руки мои были покрыты ранами от уколов, а смерть моя наступила от остановки сердца, как я и предсказывала. При мне нашли папку с протоколом. На одной странице было нарисовано лицо, а на другой вопрос о смысле моей жизни… А вся остальная страница была исписана ответом. И это было только одно слово: Любовь."

"Смысл есть: Любовь."
 

Обновлено 28/07/15 21:55:

Фрагменты из фильма: 


— Аля, ты что тут делаешь?
— Я просто шла за тобой.
— Зачем тебе это?
— … Я стояла и смотрела в окно. Ты вышел из подъезда и стал уходить, уходить… Я вдруг подумала: "А ведь он больше не вернется… Как наша девочка..." Я пошла за тобой. Охраняла тебя. Не хочу повторять свою старую ошибку… Ты ведь мой?
— Конечно, твой.
— Вот ты сейчас сидишь рядом... И я счастлива. Почти. Я раньше никогда тебя так не любила… А ты?

Фильм о фильме: 

источник: ark.ру ruskino.ру  

Подпишитесь на наш
Блоги

Where It All Begins: Богиня.

22:48, 28 июля 2015

Автор: Asseta

Комменты 9

Аватар

Вообще когда в 40+ выглядят лучше чем в 30 меня радует! Значит есть надежда!))))

Аватар

Автор, Вы сегодня прям в теме, я тоже почитательница таланта Ренаты, сегодня Вы сделали мой день своими постами)) А пост про сказку Риты вообще шедевр.

Аватар

Очень хороший фильм... это не для всех, конечно, но лично я восприняла, достойная работа.

Аватар

Хороший фильм, в свое время толкнул не на шутку, совпав с периодом сильной любви.

L

Как же мне нравится сцена "Я так скучаю"

Подождите...