Вчера arizonadream сделала пост о своих впечатлениях о современном искусстве. И вчера я как раз увидела дискуссию на эту тему в фб, только в другой области, речь о детском театре. Извиняюсь, букв много, но из песни слова не выкинешь.

Для начала, чтобы было понятно о чем вообще речь, ну и для контраста, конечно, из официальных источников:

Александрийский театр задорно сообщает:

5-7 января пн — ср  
Фестиваль НОВАЯ ПЬЕСА ДЛЯ ДЕТЕЙ 
6+, 12+ 
С 5 по 7 января 2015 года на Новой сцене Александринского театра пройдет Первый ежегодный драматургический фестиваль «Новая пьеса для детей». В сентябре 2014 года мы объявили конкурс детских пьес, в итоге получили 195 пьес, лучшие из которых вошли в шорт-лист. В программе фестиваля — читки пьес, обсуждение с участием детей, круглый стол и творческие встречи с ведущими современными драматургами Павлом Пряжко, Максимом Курочкиным и Юрием Клавдиевым. 
Программа фестиваля 
5 января 
12.00-14.00 – круглый стол на тему «Современная драматургия в театре для детей» 
15.00 – «Анна Франк», Ася Волошина 12+ 
17:00 – «Цыплёнок с большими глазами», Павел Пряжко (внеконкурсная программа) 6+ 
18:00 – Творческая встреча с Павлом Пряжко 
6 января 
12:00 – «Экспедиция», Александр Молчанов 12+ 
14:00 – «Я вас всех люблю», Ирина Танунина 12+ 
ПЕРЕРЫВ 
17:00 – «Всего лишь игра», Юлия Поспелова 12+ 
19:00 – «Детство невовремя», Максим Курочкин (внеконкурсная программа) 12+ 
20:00 – Творческая встреча с Максимом Курочкиным 
7 января 
12:00 – «Майя и Кощей», Юлия Тупикина (т.к. читку делает Артёмов, здесь тоже предлагаю ценз 12+) 
14:00 – «Хочу луну», Анна Богачева 6+ 
ПЕРЕРЫВ 
16:30 – «Пьеса без слов», Оганес Мартиросян 12+ 
18:00 – «Тявкай и рычи», Юрий Клавдиев (внеконкурсная программа) 12+ 
19:00 – Творческая встреча с Юрием Клавдиевым 
После каждой читки состоятся обсуждения с участием зрителей-детей и зрителей-взрослых. 
Вход свободный.

Вот не менее задорный официальный релиз в газете "Трибуна" от 29 января 2015г

Начали с круглого стола «Современная драматургия в театре для детей». Его вела Екатерина Бондаренко, шеф-драматург Александринки. В оживленный и содержательный диалог включились директора театров, драматурги, детские психологи, двадцать специалистов не только из России, но и других стран. Белорусский драматург Павел Пряжко выразил задиристую мысль: «Крепкий Орешек»  в наши дни может детей научить гораздо большему, нежели «Анна Каренина». Зал взорвался мнениями, но большинство выразило несогласие с минчанином!

Не менее спорным показалось и утверждение драматурга Любови Стрижак: при создании пьес для детей нынче чуть ли необходимо ориентироваться на творчество Уолта Диснея… И с этим поспорили. Драматург, театральный критик, кандидат искусствоведения, преподаватель Наталья Скороход доказывала, что детская пьеса самобытна сама по себе, и, стало быть, стоит ориентироваться лишь на интересы и потребности самих детей. Все новое – хорошо забытое старое, еще 120 лет назад Чехов писал: «Все больше и больше прихожу к убеждению, что дело не в старых и не в новых формах, а в том, что человек пишет, не думая ни о каких формах, пишет, потому что это свободно льется из его души».

Директор-распорядитель национальной премии и фестиваля «Арлекин» Марина Корнакова привела статистику театральных пьес, идущих на подмостках нынешних детских театров — соотношение классики и современных постановок. Оказывается, в отличие от «взрослых» театров, где нынче преобладает классика, а современная драматургия совсем захирела, в детских – ставится не менее половины новых пьес. Значит, они востребованы, интересны новому поколению.

Пожалуй, самым запоминающимся оказалось выступление психолога, директора центра социально-психологической реабилитации «Среда» Натальи Колмановской. Она утверждала: новое поколение испытывает гигантские информационные перегрузки, а значит, необходимо серьезно готовить абстрактное мышление детей для работы и систематизации этого шквала информации.

Режиссер Яна Тумина, сама мать четверых детей, выразила свое отрицательное отношение к интерактивному театру. По ее мнению, в ситуации, когда ребенок может во время спектакля подняться на подмостки, исчезает сакральность (таинство) сцены, деформируется отношение к театру и актерам.

Питерский фестиваль новых пьес выглядел не как показ спектаклей, а как читка лучших новых пьес. Поначалу в конкурсе приняли участие 195 работ, из которых были отобраны 7. Это «Анна Франк» Аси Волошиной, «Экспедиция» Александра Молчанова, «Я вас всех люблю» Ирины Татуниной, «Всего лишь игра» Юлии Поспеловой, «Майя и Кощей» Юлии Тупикиной, «Пьеса без слов» Оганеса Мартиросяна. Вне конкурса участвовали пьесы знаковых авторов Новой драмы: «Цыпленок с большими глазами» Павла Пряжко, «Детство невовремя» Максима Курочкина и «Тявкай и рычи» Юрия Клавдиева. Читки этих замечательных сочинений завершались творческими встречами с драматургами.

Три фестивальных дня промелькнули удивительно быстро. И, пожалуй, лейтмотивом стала мысль: «Детей лучше не ругать, не пугать и не унижать!» В общем, не стоит «тявкать» и «рычать» на новое поколение. Идея фестиваля приглянулась всем, и его решили сделать ежегодным.

Танцуют все, короче 

И вот в фб опус одного из приглашенных ридеров этого конкурса.

Елена Строгалева сценарист и театральный критик, автор множества публикаций в "Петербургском театральном журнале".

Заявление. Или почему я не буду больше читать пьесы ни на каком конкурсе и буду с подозрением относиться к результатам многих из них. 
У меня сейчас давление скакануло. Ну так. По серьезке. Потому что я стала читать "пьесу без слов", которая была представлена на "Детской пьесе" в Александринском театре. После того, как мне рассказали, что все, что прислали - шлак. А это, значит, не шлак...
Представить, что это слушали 6-10-летние дети, у меня не совсем получается. Потому что тогда придется признать, что люди, которые решили, что пьесу, где происходит изнасилование , минет, кормление Пипочки мясом, отрезанным большим кухонным ножом - не знаю - член там или палец отрезают... - ну они немножко того. Либо не имеют детей, либо они решили за счет детской травмы показать, какие они прогрессивные. Простите, но если бы мой ребенок пришел и услышал бы это - я бы подумала, что это попытка изнасилования и растления и немножко так поговорила бы с людьми, которые отобрали эту пьесу. Я бы им сказала: люди, ну это п... (зачеркиваю для сплетника), люди, если вы вдруг решили, что вы специалисты по детскому театру - и это ваше будущее детского театра - то вы ошиблись, у вас нет ни вкуса, ни понимания психологии ребенка и так далее... Читайте ее для себя, но читать это детям? Вы не слишком много на себя взяли? Есть еще такое слово как "ответственность"... или ребенок как трава - все стерпит? Спасибо. До свидания, новые формы.

*

В комментариях, конечно, разгорелась дискуссия. Ну как, дискуссия - ведь спорить большинству было не о чем. Хотя к концу обсуждения градус накала поутих и пришли к выводу, что такая драматургия имеет место быть, но для продвинутых взрослых (к которым почему-то не очень хочется себя причислять). Но устроителям конкурса надо было как-то вступиться за свое детище, поэтому они оправдывались. И это было особенно смешно читать на фоне выдержек из пьесы. С вашего позволения, я так и процитирую, вперемешку.

Цитата: " Друг вешает белье на веревку. Долго расправляет, разглаживает белье, закрепляет его прищепками. Их может подавать Глупыш, который стоит на коленях, делая минет другу. Глупыш смотрит изумленными и выпученными глазами вокруг себя. Передвигается вслед за другом вдоль веревки. Глаза Глупыша могут быть не видны, но все-таки лучше с ними." Коммент: Это очевидно, должно быть включено в уроки безопасности: что нельзя позволять делать детям с тобой...

Это было прочитано детям в рамках фестиваля детских пьес.

"Друг подходит к нему и просит показать телефон. Глупыш улыбается и уклоняется от него. Друг бьет через некоторое время ожиданий Глупыша. Глупыш молчит и терпит побои. В какой-то момент начинает казаться, что Глупыш, подняв руки вверх, пытается дать сдачи, но это неправильное ощущение: он просто пытается уберечься. Спустя небольшое время Глупыш падает, но друга это не останавливает."

Лена не в такой страстной форме, но присоединяюсь, хоть и была ридером. Я бы безусловно если бы отобрала эту пьесу, то для взрослого конкурса. Тем не менее, задай прямой вопрос, почему эта пьеса прошла девочкам-кураторам, которые отбирали. Мы их все знаем. В очень простой форме - в чем достоинства пьесы, а не недостатки (мне кажется недостатки всегда будут субъективны, а достоинства объективны) .

И здесь дело не в достоинствах и недостатках, а именно в вопросе возрастного ценза. Эстетические вещи обсуждать можно, я сейчас говорю немного про другое...

А я-то наивный писал когда-то о сомнительности для подрастающего поколения пьесы К.Драгунской "Кораблекрушение", где родители двух малолетних героинь выведены унылым говном, а водящий их по глухому лесу незнакомый мужик - чуть ли не ангелом небесным! Называется - никогда не поздно почувствовать себя наивной старой девой с вязаньем и котятами!!

Я так понимаю это совокупность голосов ридеров, сумма выбора коллег. Я не была на читке, но я предполагаю, что так как ребенок не знает, что такое минет, и рассказывать ему об этом в 6 лет не является необходимым, была проведена некая редакторская работа, автором ли, кураторами ли, или (плохой вариант) режиссером. Не может быть другого, так как дети просто не поймут кто что делает, а значит сцена и смысл пьесы вон. А сцены насилия есть и в других детских произведениях. И мы возвращаемся к главному вопросу - как они написаны. Мне нравится Оганес, я считаю его талантливым, но на мой вкус и взгляд эта пьеса не самая его лучшая, она формалисткая)) пластические этюды на тему жестокости - из них не вырастает смысла, они так и остаются этюдами на тему жестокости. Коряво последнее предложение, но если Оганес придет плюнуть в меня, я ему лучше сформулирую, постараюсь)

Возрастной ценз тут дело десятое. Я бы и для взрослых подобные тексты маркировала четырьмя иксами. Свобода слова - свободой слова, но стоит предположить, что она кончается там, где начинается элементарная этика социального общения. Далеко не каждому приятно (и, представьте, интересно) вникать в сюжеты про минеты на кухне. И те, кому "не" тоже располагают рядом прав - например, быть предупрежденными и отказаться от чтения, просмотра, и т. п. В данном случае мы имеем дело с сугубо специфическим сюжетом, и не факт, что его художественные достоинства хотя бы приближаются к уровню его эпатажности.

Аня, особенно, если в пьесе Глупыш - это существо женского полу, в первой сцене в трусах и майке радостно пьет молоко, а в третьей его уже бьют, а в пятой она делает миньет, а в седьмой беременеет...

Лен, ну вот то, что ты сейчас пересказываешь - является скорее достоинством пьесы - то как автор распоряжается временем. Но то, как он распоряжается женской судьбой (именно что судьбой, а не некой "героиней") - мне не близко)

Автора! Автора!

Оганес Мартиросян

ля меня здесь нет женской судьбы. Здесь есть суггестивный замкнутый мир, где возраст персонажей намеренно приближен к восприятию их как детей и поэтому вся пьеса наполнена болезненными, на грани педофилии, психопатическими изломами. И опять же, это не отстранено, хотя автор и старался. И это не является для меня эстетически интересным. Болезненным, да.

Если автор присылает это на конкурс детской пьесы, значит, автор позиционирует это как детскую пьесу и пьесу для подростков.

Блин, вот и согласна с тобой по некоторым пунктам, но и не согласна - все таки это про отношения взрослых людей (это я все про "судьбу") А собственно это может быть предметом пьесы для детей, но автор справляется с этой темой не совсем удачно. Не буду ставить диагноз его психике, но как ридер не считала эту пьесу достойной именно для этого (именно посвященной детской пьесе) конкурса.

Недавно презентовала девочке 11 лет книгу шведских детских пьес. И внезапно вспомнила,что среди детских пьес затесалась пьеса, где девушку насилуют, причем стеком. Пыталась подарок отобрать, но девочка была против. В итоге, я, чувствуя себя варваром, вызвала эту пьесу из книжки. Какая бы ни была пьеса, талантливая или нет, но есть вещи сугубо взрослые. Жаль, что организаторы конкурса об этом не подумали.

Я была ридером. В полном (зачеркнуто для сплетника) от этой пьесы. Главный вопрос почему на детском конкурсе. Остальные было бессмысленно задавать. Ни в каком лонг листе у меня её подавно не было. И я была удивлена её наличию в итоге. А вообще спекулятивный отвратный текст.

Леша, эта пьеса- одна из победителей фестиваля Новая Детская пьеса, который проводили на Новой Сцене Александринского театра. Там ридеры были, читка. И так далее. ни хухры-мухры. А когда я спорила, что это не для детей, мне говорили- Ты не понимаешь, запретных тем для детей нет.

Елена Анатольевна, проблема в том, что это была читка и на ней присутствовали дети. Не знаю, купировался ли текст, но сам по себе прецедент достаточно неприятный.

Леночка, мне почему-то кажется что это просто недомыслие, косяк, а не сознательное решение.

Елена Анатольевна, в том-то и дело - именно сознательное продавливание пьесы в победители. Что означает одно - падение планки, сгоревшие предохранители. По недомыслию - это вместо мультиков случайно поставить диск с софтпорно. А принципиальное решение - это настаивать, что софтпоорно - то самое зрелище, которое будет в чем-то полезным и интересным ребенку. Даже если в 6 лет ребенок не сразу разберется, во что играют мужчина с девочкой на экране. На самом деле, это звено цепочки, которая, к сожалению, выстраивается в последние годы вокруг решений по конкурсам современных пьес - лично у меня,когда я читаю те пьесы и авторы, которых лоббируют ридеры и организаторы - у меня формируется тотальное недоверие к их выбору, их вкусовых и концептуальным решениям. А этот случай - такой последний камешек на могилку, к сожалению.

Жесть. Вообще, это прямое нарушение закона «о защите детей от информации и т.д,». А дети, которые были на читке, куда их родители смотрели в этот момент?

как мне потом написала одна из зрительниц, что музыка была громкой и дети не слышали текста, а пластический этюд был невнятным. Но главное, что люди не понимают, а что в этом такого. То есть, это надо объяснять.

Леночка @Елена Строгалева, какие конкурсы и что уж такое страшное там продавливается?Пишите конкретно. Чтоб понять -стоит ли прямо все так черной краской. А тут история однозначная -есть возрастные рейтинги. их надо жестко соблюдать. Впрочем, зная режиссера читки Таню Прияткину, и ее чудесный и очень мягкий Медовый вкус плодоа и Бэби блюз, не сомневаюсь, что в читке все неподходящее для исполнения на детской аудитории было выкинуто из пьесы. Рабле тоже для детей адаптируют и прекрасно получается))

Елена Анатольевна, знаете, есть такая поговорка: если это надо объяснять, то уже не надо объяснять. Читка может быть сколь угодно приятной, но по сути - это жесткое нарушение закона о защите детей от информациии. А что касается других конкурсов - это такое общее впечатление. Мое, личное, но устойчивое, что какие-тто поотенцианльно интересные пьесы остаются за бортом.

Я за жесткое соблюдение возрастных рейтингов. И у нас в ДОКе это строго соблюдается. 12+ это 12+, а 18+ это 18+. И всем театральным организаторам это настоятельно советую. Но! Друзья. Вот серьезно. Клеймить коллег даже за грубую ошибку последними словами мне кажется все равно неправильно. Зло рождает только зло. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Трактую очень грубую с моей точки зрения ошибку Новой сцены как неопытность. И стоит к таким лабораториям привлекать всегда специалистов, которые оценят, как те или иные пьесы воздействуют на детей. Тогда такого рода ошибок точно не будет.

Елена Гремина, это не похоже на ошибку. Это похоже на уголовную статью. Взрослые люди сознательно читают детям текст о насилии и про то как Глупыш делает другу минет и какие у него в этот момент глаза. Ничего себе - ошибочка!

разве это было прочитано? Мне сказали, что нет.

Это было прочитано )) но умная звукорежиссер музыку погромче сделала )

Я не знаю, какой специалист нужен, чтобы объяснить, что ремарка "Глупыш делает минет" автоматически переводит пьесу в 18+

Мы же как бы не спорим тут про то, что эта пьеса не для детской аудитории? И что это строго 18+? Это всем нам очевидно. Спорим/гадаем о мотивах организаторов.Вы предлагаете типа считать их бессовестными экспериментаторами. Я считаю в принципе включение пьесу 18+ , даже с намерением ее адаптировать, в детскую программу ошибкой, и в смысле цели лаборатории, и в целях развития автора, ошибкой, про которую нужно спокойно говорить (еще раз- в читке пьеса была без мотивов секса, которые так взбудоражили ваших комментаторов, так что преступления против детства не было) .

Елена Анатольевна, понимаете, сбоит в первой вашей фразе: вы пишете: это нам всем очевидно. Но если она появилась, значит, не всем.

давайте сделаем альтернативный фест? че? мы не можем разве? я спонсоров даже найду немного.

Саша, есть в Москве Маленькая премьера - который делает несколько лет Света Кочерина. И выпускает альманах с пьесами победителей. В этом году ей отказали в гранте. Да, Света, отказали же?

Да, Лена, финансирования нет в этом году. Будет итоговый маленький фестиваль 1 и 2 марта.

Ольга, я была на читке. Да, минета не было. Но все остальное, что было в пьесе, с насилием и корявым текстом было. Отличие- Пипочку переназвали Марфуськой. А сцены, где маленького ребенка (это образ Глупыша) били и затем вдруг Глупыш беременеет, тоже были. Или уже нет? Мне кажется,что недопустимо показывать детям пьесу с таким подтекстом, где ребенок -всего лишь виктимное существо. Я была на читке и на ней же критиковала автора.

Жанар, я посмотрела тот вариант текста, который был на читке. Убрана сцена минета и избиение. Домогательство, нож и в принципе весь текст, который, купированный, стал еще более абсурден и невнятен, прежний.

Оля, нет никакой срачки и очернения, есть обсуждение конкретного происшествия, публичного - и одно то, что вы, вместо хоть какого-то внятного ответа предлагаете истерику и оскорбление - обвиняя меня в чем? В доносительстве? Уже говорит о многом, прежде всего о том, что вы не в состоянии отвечать за свой выбор. Это не левый вариант текста, а текст, который висит в открытом доступе на сайте Коляда plays. Авторский вариант, надо полагать. Помимо минета в пьесе есть сцены с насилием и домогательством и прочими прелестями, которые являются содержанием этого текста - это два. И три - да, это мое мнение, которое я вправе высказать, не как частный человек, а как человек, который занимается театром достаточно большое количество времени, который имеет ребенка и для которого появление такого текста на детском фестивале - прецедент, для меня ужасный и тревожный и, самое страшное, что вы так и не поняли этого и даже не допустили мысли, что вы могли совершить ошибку. Что этот текст - это насилие над ребенком. Хотите раздвигать границы театра - попробуйте их раздвинуть сначала на 18+.

Виктория Демидова. какстражножыть, вот так живешь и даже не предполагаешь какие пьесы пишут люди детям.

*картинка из детского китайского учебного пособия.

Подпишитесь на наш
Блоги

О детской пьесе замолвите слово

15:57, 1 февраля 2015

Автор: GertrudaSv

Комменты 32

Аватар

В комментах тут на Сплетнике сюр не меньший, чем в выборе организаторов (хотя фамилии Пряжко и прочих и так все говорят хоть немного знающим современную культуру людям). Ввести цензуру? Вы серьезно??? Да, тут надо обсуждать и преследовать организаторов, не знающих, что такое 6+ и 18+. Но такие массовые идеи ввести цензуру - ну это еще больший диагноз нашему обществу, чем современная драматургия

Аватар

попалось на глаза то ли здесь на сплетнике, то ли в другом месте - "в Канаде гораздо ниже уровень преступности, чем в Америке, потому что телевидение там "мягкое" не напичканное жестокостью" - вполне может быть такое. Давно надо водить жесткую цензуру и ответственность, и контроль над этим. Всякая мразь не только повылезала из углов, но она может делать все что захочет, это не значит, что им следует это позволять. Сегодня ведь каждый извращенец и преступник или сумасшедший может если захочет назвать себя творцом и нести это в люди, а относиться к этому надо как к обезьяне с гранатой.

Аватар

Это ппц просто. Мир потихоньку сходит с ума, нас ждет вырождение

Аватар

в этом смысле. когда якобы художники вот таким своим говенным творчеством планируют влиять на умы детей, я за самое суровое наказание для таких творцов.

Аватар

все это имеет место быть. и это поистине ужасающе. Я из семьи педагогов. моя тетя - ныне режиссер провинциального драматического театра, которая ездит по конкурсам. она приезжает в ужасе. что предлагают показывать детям?! искусство, нравственное воспитательное искусство намеренно задвигается. на хорошие спектакли из конкурсной программы не приглашают детей. на спектакли с элементами порно детей приводят практически силком, мол надо обязательно смотреть. моя сестра - учитель и подмосковья буквально на днях сказала: слава Богу, мы нашли хороший детский театр "Театриум", где спектакли э то хорошие детские постановки без порнухи и прочего артхауса.

Подождите...