Вечер воскресенья, в небе светят звёзды золотые энергосберегающие - время, когда хочется предаваться исключительно неге первых весенних выходных во всех проявлениях, а не штудированию криминальной хроники 1034 года или интеллектуальным спаррингам ака "в Интернете кто-то неправ". Музыкальная пауза :)

Я человек простой, в жизни больше всего люблю маму, гламур и букву Ы. А что простому русскому человеку роднее водки, балалайки, роднее даже холодца? Правильно, сладкая мелодия эфиопской поэзии. Вот эта, например:

Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.

Сегодня, надеюсь, мы вспомним, что светлая эта печаль разлита в каждом из нас. За гламур и букву Ы беспокоиться не нужно, их концентрация в этот вечер будет предельной.

Так сядем же, друзья, выпьем на брудершафт за императора Хайле Селассие и в путь, к солнечным берегам Голубого Нила, откуда берёт своё начало самая жизнь.

Начнём путешествие с архиважного эфиопского стандарта - изысканной баллады Tezeta (или Tizita), название которой часто переводят на общеизвестные языки как "Nostalgia", "My Nostalgia" или "Memories". Действительно, это слово в амхарском языке по смыслу близко к "ностальгии" и обозначает, собственно, память или воспоминания. Также это один из 4-х основных ладов традиционной эфиопской музыки: Tezeta, Ambassel, Bati и Anchihoye (все пентатонические). 

Припасть к этому переполненному смыслами гимну меланхолии:

Пожалуй, самая мистическая из "тезет". Разболтанные клавиши, стон саксофона и завораживающий голос вечно молодого Сейфу Йоханныса. Он ушёл в 26, успев записать всего одну пластинку с несколькими песнями. По одной версии певец скончался от болезни, по другой - был убит.

Совсем иная, такая ласковая Tezeta Менелика Уоссенатчеу (в минималистичной аранжировке знаменитого Мулату Астатке). Ты неси меня река да по волнам его памяти.

Сеанс гипноза от короля эфиопского сакса - Гэтэчеу Мыкурьи. Духовые инструменты появились в Эфиопии в конце 19 века благодаря делегациям из Франции, Италии и Великобритании.

Сюжет Тезеты трактуется по-разному. С одной стороны, это печаль певца по невозможной любви, с другой - нежелание проститься с прошлым, попытка при помощи памяти перетянуть "вчера" в "сегодня".

Моя тизита - это ты, у меня нет тизиты

Моя память - это ты, у меня нет памяти

Ты говоришь, что приближаешься, но никогда не придёшь.

И другой распространённый вариант:

Заимствуя из завтрашнего дня, обновляя прошедшее,

Приходит тизита (память), перенося имущество.

В общем, всё непросто и один человек даже отнёс тезету к понятию uncanny, что лично мне кажется несколько странным, посокольку uncanny-то, конечно, мистическое и священное, но такое священное, которое из разряда пугающего, жуткого и даже отвратительного, табуированного. Ничего отвратительного в этом шедевре нет и не может быть. Впрочем, автор этой мысли, по всей видимости, из эмигрантской семьи и поэтому звуки Тезеты в исполнении Махмуда Ахмеда были для него болезненны - как напоминание о несбывшемся (новый строй не освободил, а принёс убийство и изгнание), как невозможная попытка удержаться за прошлое, перетащить былое в настоящее. Давайте послушаем так напугавшую его каноническую 12-минутную версию в исполнении Ахмеда и Ibex Band, чтобы убедиться в безграничной красоте и совершенстве этой мелодии.  Это действительно одна из самых красивых песен на свете.

И ещё одну, мою любимую. Когда музыка проникает в каждую клеточку, каждый нейрон, задевает за живое даже без понимания слов.

К Махмуду мы обязательно вернёмся, а сейчас предлагаю обратить внимание на другой популярный эфиопский лад - Ambassel, традиционно используемый для песен на историческую тематику. В подборке три мои любимые вариации для фортепиано (потому что любимую версию для саксофона я на YouTube не нашла):

Академический Ambassel выпускника Болгарской государственной консерватории Гырмы Йыфрашевы.

Прекрасная джазовая импровизация от Самюэля Йырги. Его, кстати, не хотели принимать в музыкальную школу в Аддис-Абебе - пальчики, говорили, у тебя короткие.

Выход леди - чарующий Ambassel от Тыгыст Эджигу.

Разумеется, такой стройный вид традиционные мелодии получили достаточно поздно. Более того, инструментальная музыка была для народов амхара и тиграи на втором плане, первостепенную важность имел текст, многие песни представляли собой религиозные гимны (жанр мезмур, по легенде придуманный в VI веке святым Яредом). Инструментов тоже было не очень много, многие из них тоже считаются придуманными Яредом : эфиопские лиры кырар и бегено, смычковая лютня мэсинко, барабаны кеберо, систры, литавры, свирели, флейты и трубы малакат. В XII веке на значительной территории Эфиопии господствовал ислам, что привело к проникновению в фольклор племён прибрежной, восточной и центральной областей арабо-мусульманских музыкальных жанров. Амхарская культура и амхарская музыка (а все представленные треки относятся к ней) относятся к ближневосточным, многое из того, что вы услышите можно отнести к жанру ориентального джаза. Своебразие (и многообразие - на территории Эфиопии проживает ок. 90 племён и народностей, их музыка различна) музыкальной традиции обусловлено ещё и тем, что за свою историю лишь 5 лет Эфиопия была колонией (фашистская Италия оккупировала страну с 1935 по 1940). Европейские музыкальные традиции начали проникать в страну в конце 19 века вместе с иностранными посольствами, но до широкой публики пока не доходили. Самым первым оркестром (духовым) стал "Арба лиджоч" (1924), который составляли...40 армянских сирот из приюта в Иерусалиме, усыновлённые будущим императором Хайле Селассие под впечатлением от их выступления. Руководитель "Арба лиджоч", мультиинструменталист Геворг (Кеворк) Налбанлян, изучавший в Стамбуле музыку у прославленного композитора. певца, музыковеда и монаха Комитаса, впечатлявшего Сен-Санса и Форе, впоследствии организовал в Эфиопии несколько профессиональных оркестров: императорской армии, полиции, муниципалитета столицы, придворного театра, из которых вышли многие знаменитые знаменитые муызканты и певцы (например Алемайеху Эшете был солистом оркестра полиции). Налбандян является и автором музыки к императорскому гимну "Ityoṗya hoy des ybelish" ("Будь счастлива, Эфиопия", автор слов - Йофтахе Ныгусси), сохранявшемуся до свержения монархии. Его племянник Нерсес Налбандян руководил в Аддис-Абебе музыкальной школой, в которой получили образование известные в будущем музыканты и музыковеды. Но до 1960-х годов инструментальную музыку в привычном нам понимании продолжали исполнять только лишь государственные оркестры во время официальных мероприятий. Самым известным был оркестр "Кебур Забанья" (также известный как Кебур Забанга), т.е. гвардейцы императора. В декабре  1960-го был предпринят военный переворот, в котором участвовала и элита императорской гвардии. Несмотря на то, что переворот не удался, Хайле Селассие не стал наказывать своих лучших, тщательно выпестованных бодигардов, а даже предоставил им больше возможностей для самореализации и заработка - в свободное время они играли музыку для посетителей в лучшем клубе Аддис-Абебы "Аризона". Именно там в один прекрасный вечер в 1962-ом произошло чудесное превращение из Золушки в принцессу: вокалистом оркестра стал Махмуд Ахмед. Из золушки буквально: Ахмед родился в мае 1941-го в неблагополучном столичном районе Меркато в бедной семье представителей народности гураге, достаточно ущемлённой в правах по сравнению с амхарским большинством; в школе учился плохо и не интересовался ничем, кроме музыки и, едва получив начальное образование, был вынужден искать заработок, чтобы помогать семье. Будущий суперстар эфиопской эстрады работал чистильщиком обуви, пока не устроился в этот самый клуб "Аризона" разнорабочим. Благодаря этому он имел возможность не только зарабатывать, но и утолить свою неизбывную жажду музыки (с приёмником Махмуд не расставался с детства и знал наизусть все песни, которые передавали по радио). И вот однажды на репетицию Кебур Забаньи по какой-то причине не явился певец. Скромный работник сцены предложил свою кандидатуру и в тот же вечер Махмуд Ахмед пел на сцене "Аризоны" в составе самого престижного ансамбля страны, вокалистом которого оставался до 1974-го.

Ахмед. Махмуд Ахмед.

Лирическое отступление. Уже много лет снится мне сон, мой удивительный сон, в котором я, в белоснежном, оттенка "Медельин", костюме Версаче и золотых босоножках Джанвито Росси выхожу с микрофоном на сцену.

Звучит чарующая мелодия и в микрофон я пою голосом Махмуда Ахмеда что-то из репертуара Махмуда Ахмеда. Например, тугой микс из беспокойной Ere Mela Mela и Meche Neu. Пою и шевелю плечиками.

Парижский концерт Махмуда Ахмеда гораздо лучше, чем норковая шуба или даже качественный оргазм.

В этой песне (Ere Mela Mela) в метафорической форме передано любовное томление певца, чьи мысли заняты исключительно объектом любви. Он зациклен на возлюбленной, её отсутствии и это мешает ему заниматься повседневными делами (аж кющать не может). Lovesick, короче.

На аплодисментах, как вы уже поняли, наступает прискорбное пробуждение. Но всё ещё ждут своего хрустального часа заветные босоножки.

Так, с розовыми соплями покончили, двигаемся дальше.

Песня, также известная как "На районе маму" на самом деле повествует о крестьянине, радующемся урожаю. На 3:16 начинается другая песня - Imbwa Belew, но про маму есть и там. Tout le monde danse!

Cуперзажигательная Yaselame Lalo с всё того же эпохального концерта 96-го года в престижнейшем Théâtre de la Ville.

Славный медлячок на мотив Tezeta Garedew из поздних, менее славных записей. Серхио Жилхес метко обозвал альбом "Soul of Adidas" и перерисовал обложку.

Когда новая власть запретила официальные концерты (за рубежом можно было выступать) и студии звукозаписи, музыканты переместились в рестораны при гостиницах. Возможно, перед нами одно из таких. Очень рекомендую, приобщитесь к этой искренности. Певец здесь в идельной форме.

С Махмуда Ахмеда и Мулату Астатке начался запоздалый интерес Запада к nouvelle vague эфиопской музыки: в 1986-ом в Бельгии переиздали пластинку Ахмеда "Erè mèla mèla", открывшую певца достаточно широкому кругу слушателей. Ещё в начале 90-х на фоне интереса к разного рода этнике снискала некоторую популярность певица Астер Авеке и сегодня остающаяся галвной женщиной в эфиопской музыке. Отца же эфио-джаза, вибрафониста Астатке к восьмидесятым в Европе почти забыли, хотя его международная карьера складываласьвесьма успешно: родившийся в богатой семье Мулату в 60-е отправился в Англию получать инженерное образование, однако выбрал музыку и добился поступления в музыкальный колледж Лондона, а позже стал первым эфиопским студентом престижного Музыкального колледжа Беркли. Вызвал интерес критиков ещё до эфиопского музыкального бума, записав в 1966 году в Нью-Йорке свой первый альбом "Afro-Latin Soul" (в двух частях) в духе латинского джаза с налётом эфиопской традиции. Позже он выступал на одной сцене с Дюком Эллингтоном во время его эфиопского турне (1973 год) и выпустил ещё один нью-йоркский альбом "Mulatu of Ethiopia" в 1972-ом. Выходом серии альбомов Ethiopiques в 1998-ом ознаменован вторая волна славы Астатке, на этот раз в полной мере международная. А с выходом фильма Джима Джармуша "Сломанные цветы" Астатке стал желанным гостем всевозможных музыкальных фестивалей (бывал и в России, на фестивалях ЭтноМеханика и Bee Kite в Санкт-Петербурге в 2011-ом и 2013. Если кто-то из сплетниц там присутстствовал, поделитесь впечатлениями). 

Yekermo Sew из "Сломанных цветов". Композиция является оммажем "Song for my father" Хораса Силвера.

Вечно актуальная Yegelle Tezeta.

Далее будет парад различных эфиопских певцов, а дополнительную и весьма подробную информацию о становлении и развитии эфиопской музыки 60-х-70-х можно почерпнуть из статей Андрея Горохова на Музпросвете (очень много полезного) и Олега Соболева на сайте Афиши (статья о Махмуде Ахмеде).

Орлы эфиопской эстрады, в представлении не нуждаются (все подписаны, спасибо).

Ну кайф же, как будто к зарплате ещё премию прибавили.

Пара зажигательных фанковых номеров от "эфиопского Джеймса Брауна" Алемайеху Эшете.

Практически «It's a Man's Man's Man's World», только лучше:

Шикарный лайв в сопровождении бретонских музыкантов (да, Badume's Band - бретонская группа, прекрасно исполняющая эфиопскую музыку).

И ещё одна классная фанковая вещица в исполнении Мулукена Мелессе (как много ласковых имён!)

Уже прозвучавшая в исполнении Ахмеда Erè Mèla Mèla, но на этот раз в этериальном, иномирном исполнении Сейфу Йоханныса. Совсем другая!

К сожалению, золотой век эфиопской музыки продлился всего ничего и по сути закончился вскоре после свержения Хайле Селассие и прихода к власти военной хунты Дерг и диктатора Мэнгысту Хайле Мариама, запретившего печать виниловых пластинок, закрывшего все частные звукозаписывающие компании и установившего жёсткие квоты на проигрывание музыки по радио и ТВ. Впрочем, на подпольную деятельность популярных исполнителей он закрывал глаза, позволяя Махмуду Ахмеду, Тылехуну Гесессе, Алемайеху Эшете и некоторым другим выступать за рубежом и выпускать "самопал". Увы, качеству записей вынужденный дауншифтинг на пользу не пошёл. Таким образом лучшие эфиопские альбомы были записаны в краткий период между 1969 и 1975 годами. Три десятилетия спустя их в систематизированном виде выпустила (к слову, продолжает выпускать) Buda Records (интересно, что по-амхарски buda - оборотень, человек-гиена), взорвавшая мир world music титаническим комплектом Éthiopiques (серия пополняется новыми дисками, сейчас их уже 30). 

Сегодня в Эфиопии певцов, подобных Махмуду или Алемайеху кроме самих Махмуда и Алемайеху, нет (но есть хорошие, конечно же), вала качественной музыки также не наблюдается, сама музыка стала другой, но стоящие альбомы, конечно, выходят. Хочу выделить один, исключительный - "Meleya keleme", записанный пианистом Гырмой Йыфрашевой и вокалистом Микаэлем (Майклом) Белайне при содействии фонда франко-немецкого культурного партнерства в третьих странах. Францию и Германию на альбоме представляют соответственно Патрис Легран (скрипка) и Маркус Лентц (виолончель). Мне кажется, в каждой приличной фонтеке должна быть эта изысканная запись, каждый рафинированный слушатель должен её обладать. Вот просто must, наравне с парижским концертом Ахмеда, пластинкой Йоханныса и диском №10 из коллекции Éthiopiques.

Звучание чрезвычайно ориентальное.

А вот это просто залипательный трек, ещё одна вариация на тему Тезеты.

Ну и на засыпку отмечу, пусть и неожиданно, современного полуамбассадора царственной и нежной амхарской традиции - Абеля Тэсфайе aka The Weeknd. Мне нравится этот парень. Текста, конечно, атас и любую набожную эфиопскую бабулю вгонят в краску, ведь эфиопские песни в основной массе носят целомудренный,  философско-метафорический либо назидательный характер. Не надо так, брат Абель! Пожалуй, только Mela Mela можно считать наполненной эротическим томлением. Так вот, приятно, что певец о корнях не забывает, научен амхарскому (язык сложный) и нет-нет, да вплетает в свои треки строчки на нём, как, например, в финале The Hills или False Alarm (напомню, клип на песню снят Ильёй Найшуллером). Хотелось бы в его исполнении услышать наконец-то что-то полноценно-амхарское, классическое и богоугодное.

Приятного прослушивания и хороших выходных! Как всегда надеюсь, что вам было интересно :) Поделитесь, понравился ли какой-нибудь трек?

Подпишитесь на наш
Блоги

Молчи, грусть.

23:20, 7 марта 2021

Автор: Josephin_Peladan

Комменты 22

Аватар

это волшебство, не могу оторваться)))))

Аватар

Забавно написано и отлично рассказано. С удовольствием послушаю всё, пока только куплет- припев, для ознакомления. Спасибо за информацию о доселе неслыханной музыке)))

S

Какой крутой пост!

Аватар

Еще не всё прослушала, но это как минимум интересно и необычно. А пост прекрасен. Бывают такие тексты, которые читать - одно удовольствие. Например, вот этот ))) Спасибо!

Аватар

Спасибо! Открыл для себя много нового, возможно лучшего. На сегодня,или на вчера, что точно будет лучше завтрашнего

Подождите...