Я тот еще Блиц - скорость без границ, поэтому только сегодня здесь (это канал ютуб-проекта Лонгплей - там очень лампово и хорошо) узнала о том, что в сентябре 2020 Rolling Stone обновили свой список 500 лучших альбомов.

Как эта новость прошла мимо меня тогда, когда она была действительно была новостью, ума не приложу. Поэтому я сразу же подписалась на все возможные музыкальные телеграм-каналы, и впредь буду бдеть.

Короче говоря, для тех, кто вместе со мной ехал в танке, новость вот в чем: в 2003 был опубликован список 500 лучших альбомов, где первая десятка наполовину состояла из Битлов, а в топ-50 был только один альбом, выпущенный после 1990 года: Nevermind Нирваны. Как говорится, большое видится на расстоянии, а в 2003 году еще сложновато было понять, что великие альбомы создавались не только в 60-70-е в жанре рок-н-ролл. Над этим списком потешались с момента его создания все, кому не лень, но в 2020 настала пора решительных действий и список обновили. Как все продукты непростого 2020 года, результат вышел показательным.

Битлы сохранили один альбом в 10-ке - Abbey Road, а вот Sgt Pepper, улетел с 1 места на 24. В целом список альбомов стал, что называется более diverse: ВНЕЗАПНО в 2020 оказалось, что музыку делают не только белые рокеры-мужчины. Таким образом, в первую десятку по женской квоте прошли Лорин Хилл и Джони Митчелл. Далее в рамках программы разнообразия "Purple rain" Принса совершил спринт с 76 на 8 место, а "Songs in the Key of Life" Стиви Уандера улучшил позицию с 57 до 4. Ну и, наконец, увенчал список альбом Марвина Гэя посвященный борьбе с несправедливостью, неравенством, а также затрагивающий экологическую повестку.

На сплетнике живет в основном довольно консервативная публика, поэтому сразу скажу, что несмотря на ехидный тон предыдущего абзаца, мне новый список все-таки нравится. Конечно, расстановка альбомов по местам - полная ерунда: нельзя найти самый великий альбом всех времен, а главное, всех жанров. Как может соул или рок альбом быть самым великим для кантри или джаза? Это просто смешно. А вот, если отвлечься от мест, изучать и слушать новый рейтинг гораздо интереснее. Тут в топ-50 КаньеКендрик, Радиохед (вот это поворот: Kid A выше OK Computer) и Эми Вайнхаус. Вообще по понятным причинам в новом списке значительно улучшились позиции рэп-альбомов, но это ведь и круто: я, например, не очень хорошо знаю американский рэп, и рейтинг - еще один повод разобраться, почему так крут Ноториус Биг. Хотя симптоматично, что Ноториус в списке - 22, а "The Marshall Mathers LP" Эминема - только 145-ый. Ну да ладно, я же говорю - не надо зацикливаться на местах. Главное не победа, а участие :)

В то же время новый рейтинг - это, конечно, еще один плод мучительной агонии авторитетных изданий. В последние годы умудрились оскандалиться, по-моему, все музыкальные, кино- и книжные премии. Они всё еще пытаются собирать какую-то универсальную общую правду о самых выдающихся произведениях искусства, попутно сверяясь с политическими методичками и подсчитывая квоты разнообразия. Результат обычно выглядит настолько жалким, компромиссным и предсказуемым, что не устраивает вообще никого.

Раньше мнение экспертов ценилось безусловно, по нему сверяли часы, и не надо было в принципе думать самостоятельно. Так, список топ-500 альбомов 2003 года был создан, очевидно, старыми пердунами (извините), лучшие годы которых пришлись на 60-70-е, и которые с трудом уже принимали новую музыку. Однако этот полный заплесневелого очарования рейтинг умудрился на полном серьезе прожить 17 лет без особых обновлений (и это в индустрии, которая производит гигабайты музыки каждый день!). А все потому, что существовал общий консенсус, что подобный список - стартовый набор юного интеллигента, вместе с 100 лучшими книгами и рекомендациями ВГИКа по выбору фильмов для просмотра. Подобные рейтинги всегда были чертовски консервативны, но для того их и читали: чтобы приобщиться к "элитарной" культуре. 

И вот, когда такие жутко консервативные издания и премии стали рубить свой сук глубокомысленнной экспертизы и элитарности, недовольными остались вообще все.

В целом, я согласна с Галиной Юзефович, которая вот тут рассказывает, что большие премии и списки - ВСЕ. Дальше - только культура инфлюенсеров, из которых нужно выбирать подходящих тебе, и которые будут советовать великие песни-книги-фильмы именно для тебя.

Ну а смотреть за агонией старого-доброго мира, где был один самый великий альбом года на Грэмми и самый лучший фильм на Оскаре, конечно, грустно и тревожно. И сложно разбираться в инфлюенсерах, и хочется доказать всем, что именно любимый тобой фильм ОБЪЕКТИВНО САМЫЙ ВЕЛИКИЙ. Но все-таки надо с легкой грустью и любовью в сердце уже отпускать простой мир, в котором была одна универсальная правда (на самом деле, конечно, не было). Жить будем сложно, но интересно.

Подпишитесь на наш
Блоги

Про 500 лучших альбомов Rolling Stone's и проблемы таких списков

04:32, 8 января 2021

Автор: mj1

Комменты 99

Аватар

А где вообще в этом списке первый и один из лучших рок-альбомов, который, кстати, написал наш соотечественник? "Картинки с выставки" Мусоргского Модеста Петровича? ))

Аватар

Led Zeppelin на 29 месте с первым альбомом, это издевательство?

Аватар

В 10-ке нет Queen? Значит, это, простите, говно, а не список.

Аватар

Как я ржала с этого списка, до слез просто. Белые составили рейтинг, чтобы меньшинствам обидно не было. Абсолютно очевидно всем, что задача стояла впихнуть как можно больше афроамериканцев на лидирующие позиции, причем тех, кто помоднее. Нина Симон и Майлз Дэвис улетели в конец. Когда "Лимонад" Бьенсе обходит лучшие альбомы Лед Зеппелин, Пинк Флойд и Дорз, а в списке несколько дисков Канье Веста и ни одного(!) King Crimson, ну, надо быть глухим, чтобы это скушать. Даже такой шлак как Дэдди Янки попал а списочек. Типа, а про латиносов-то мы и забыли! С Brothers In Arms Dire Straits по соседству. Рукалицо

Аватар

Хороший текст, спасибо. Но не могу согласиться с тем, что раньше думать было не нужно, а теперь приходится делать это самому. Мне кажется, для многих всё как раз совсем наоборот. Раньше человек читал несколько рецензий на альбом/книгу/фильм, ознакамливался и внутренне соглашался или не соглашался с критиками. Происходил мыслительный процесс. А сейчас можно уже никого и не читать, а просто открыть стриминг-сервисы, позависать там несколько дней и получить незамысловатую подборочку для себя любимого, состряпанную пусть и неплохим, но неживым алгоритмом. Хорошо и то, и то, когда два разных полюса сосуществуют в жизни человека. Но мне кажется, что всё больше и больше людей позволяют алгоритмам решать за них, что слушать, смотреть и читать.

Подождите...