Продолжаю попытки очаровать почти не сопротивляющуюся аудиторию прекрасным миром оперы. И вообще обнаружилось, что нас, уже любящих этот вид искусства, на сайте совсем не мало, что просто потрясающе. В первом посте наслаждались 10 лучшими (только на мой вкус, я не претендую на истину ни в какой инстанции!) мужскими ариями, пришла очередь дам. Здесь я более вольно отнеслась к выбору, поэтому современные нам исполнительницы перемежаются лучшими примерами из оперы 50-70хх годов. 

Снова дополняю арию кратким ее пересказом, увы, с субтитрами почти нереально найти в хорошем качестве именно те видео, какие хочется (( А понимать, что поют, на мой дилетантский взгляд очень важно. Расположение опять же по принципу как вспомнилось, а не по степени крутизны. И, разумеется, шикарных арий во много раз больше, но больше 10 слушать за один раз тяжело, мне кажется.

1. Начну с самого банально-очевидного, - Casta Diva из оперы Винченцо Беллини "Норма". Разумеется, в исполнении Марии Каллас, по-моему абсолютно все критики считают это исполнение эталонным, и тут не поспоришь. У старых видеозаписей есть погрешности в качестве, увы, но не хотелось вставлять просто аудио. Текст тут второстепенен, но для любопытных: галльская жрица Норма перед восстанием друидов против римлян обращается к богине луны за помощью, прорицает падение римлян и просит вернуться своего возлюбленного.

2. "L'amour est un oiseau rebelle" из оперы "Кармен" (Carmen) Жоржа Бизе. Бесспорно выдающейся исполнительницей партии Кармен была наша соотечественница Елена Образцова, но я все-таки стараюсь приблизить пост к нашему времени (и все равно Образцова будет дальше), а сейчас нет лучшей Кармен, чем Элина Гаранча (Elina Garanca). Возражения не принимаются )) Ну и наличие в кадре Роберто Аланьи в форме еще никому не вредило! Черт в юбке, простите, Кармен поет окружающим ее восхищенным мужчинам и одному равнодушному (пока) офицеру Хосе, что уж если ее кто не любит, то тогда она будет его любить, а уж если кого полюбит, то пусть он побережется ))

3. Die hölle rache из "Волшебной флейты" (Die Zauberflöte) Моцарта. В этой арии зловредная ведьма Царица ночи в отменном исполнении Дианы Дамрау (Diana Damrau) требует от своей дочери убить волшебника Зарастро, иначе она от нее отречется и не будет больше считать дочерью. Для сравнения очень рекомендую найти запись этой арии Эдды Мозер (Edda Moser), лучше трудно что-то представить, но увы, это всё тоже осталось в 70х.

4. Il dolce suono из достаточно редко ставящейся оперы Гаэтано Доницетти "Лючия ди Ламмермур" (Lucia di Lammermoor). Ну оно и понятно, редкое сопрано сможет осилить сумасшедшую партитуру этой арии, которую еще называют сценой безумия Лючии. В ней несчастная Лючия, против воли выданная замуж, во время брачной ночи сходит с ума, закалывает мужа и возвращается на брачный пир, уверенная, что празднуется ее свадьба с возлюбленным Эдгаром. Несчастная так и падает замертво, уверенная, что соединилась с любимым и до конца жизни будет вместе с ним. Мало кто лучше справлялся с этой партией, чем блистательная Джоан Сазерленд (Joan Sutherland).

Кстати, если ария показалась ужасно знакомой, то ничего удивительно, ее поет Дива Плавалагуна в "Пятом элементе". Румынское сопрано Инва Мула (Inva Mula) там бесспорно хороша.

5. Может, что-то повеселее для разнообразия? Sempre libera из "Травиаты" Джузеппе Верди подойдет? )) Куртизанка Виолетта позволила себе слабость задуматься над любовными признаниями красавца Альфредо (они слышны на заднем плане), но от самой себя отгоняет эти мысли, как безумные, ибо нечего ей ждать любви, надо просто быть свободной и радоваться каждому моменту своей праздно-разгульной жизни. Выбрать какое-то исполнение было очень сложно, прекрасных очень много. Остановилась на  романтичной Анджеле Георгиу (Angela Gheorghiu)

и для контраста вот вам драматичная и циничная Лизетт Оропеза (Lisette Oropesa). И аааа, какое у нее платье красивое ))

6. Сколько можно радоваться, переходим прям к драме. Сейчас толпой пойдут меццо-сопрано одна лучше другой. И начнем с тяжелой артиллерии - Елены Образцовой и Voi le sapete o mamma из "Сельской чести" (Cavalleria Rusticana) Пьетро Масканьи. Страдающая Сантуцца рассказывает матери своего любовника Туридду, что в ее объятиях он искал забвения, когда вернулся с войны и увидел, что его любимая Лола замужем. Но коварная Лола отбила его назад, изменяет мужу, они снова счастливые любовники, а Сантуцце только и остается, что рыдать. Качество видео здесь аховое, но Образцова прекрасна!

7. И снова меццо, опять восхитительная Элина Гаранча и ария O don fatal из оперы Верди "Дон Карлос" (Don Carlo). У этой оперы две версии, обе написаны Верди (то есть, речь не о переводе, а именно о двух самостоятельных версиях), причем с приметными отличиями, - на французском и итальянском языках (поэтому может встретиться итальянское название арии - O don fatale). Это версия на французском из постановки парижской Бастильской оперы в 2017 году. Герцогиня Эболи от ревности очень неудачно раскрыла страсть сына короля - дона Карлоса к жене короля. Теперь саму Эболи отправляют в изгнание, королева рыдает, а наследный принц и вовсе томится в застенках. Эболи проклинает свою судьбу, свою красоту, собирается искупать свою вину в монастыре, но вспоминает, что Карлоса вот-вот казнят и у нее есть всего лишь день, чтобы его спасти. Решительным "Я его спасу" она и завершает арию. Печально вздыхаю... 

8. Нет, сделаем перерыв в безумных страстях, поэтому O mio babbino caro из довольно малоизвестной оперы Джакомо Пуччини "Джанни Скикки" (Gianni Schicchi). Оперу эту ставят редко, а вот ария считается одной из самых популярных в репертуаре сопрано. Поручаю ее обожаемой Рене Флеминг (Renée Fleming). Лауретта рассказывает отцу, что ее возлюбленному не позволяют на ней жениться, поскольку у нее нет приданого, и просит отца о помощи.

9. А вот, возможно, и самая безумная ария меццо-сопранового репертуара - Condotta ell'era in ceppi из оперы Верди "Трубадур" (Il Trovatore). Ария под стать опере, в которой сюжет ну просто мечта любого автора мыльных опер. Цыганка Азучена рассказывает своему сыну Манрико (тому самому трубадуру из названия оперы), как ее мать обвинили в наведении порчи на маленького сына графа, арестовали и приговорили к казни. Азучена с младенцем-сыном на руках даже попрощаться не могла с матерью, беспомощно смотрела, как ее вели в цепях на костер, с которого та призвала дочь отомстить за нее. Тогда охваченная безумием Азучена выкрала сына графа, чтобы сжечь его, и вроде ей уже стало его жалко, но она снова в безумии увидела мать, услышала ее призыв к мести и швырнула ребенка в костер. Повернулась и увидела, что сын графа лежит на земле, а в костер она бросила родного сына. Лучше Екатерины Семенчук это безумие, ненависть и месть сейчас никто не поет.

10. Вот мы и добрались до конца. Сбавим градус трагизма еще одной арией из репертуара меццо-сопрано - Mon cœur s’ouvre à ta voix из оперы "Самсон и Далила" (Samson et Dalila) Камиля Сен-Санса. Коварная Далила (чудесное грузинское меццо Анита Рачвелишвили) рассказывает лопуху Самсону как сильно она его любит, как сердце ее замирает от звука его голоса, как ждет она его объятий и прочее блабла... Нужно же ей всего лишь выведать секрет его сверхъестественной силы, чтобы погубить. Если бы из записи можно вырезать жутко козлящего тенора, вообще бы цены ей не было ))

11. Бонус. Потрясающая Рената Тебальди (Renata Tebaldi) с арией Pace, pace mio Dio из оперы Джузеппе Верди "Сила судьбы" (La Forza del destino). Хорошего качества видео не нашла, но эта аудиозапись со спектакля, так все честно. У меня с детства именно Тебальди в этой арии - лучшее, что есть в мире женской оперы, не могла ее не включить. 

P.S. Понятно, что шикарных арий намного больше, можно легко добавить еще десять, затем еще, но мне кажется, это как с музейными объектами, очень быстро наступает пресыщение от обилия прекрасного, и даже самые гениальные вещи уже не воспринимаются. Поэтому лучше мало, но с пользой для дела. 

P.P.S. В следующий раз будет пост с дуэтами, хоть деритесь )) 

Подпишитесь на наш
Блоги

(Очень) субъективный ТОП оперных арий. Женщины

22:13, 19 сентября 2020

Автор: Lizbeth

Комменты 107

Аватар

Спасибо вам за пост, бальзам на душу, так красиво все поют! Всё таки меццо-сопрано самые красивые голоса , я считаю. Когда в первый раз услышала Косту Диву из Нормы в исполнении М.Каллас подумала, что попрошу чтобы она звучала у меня на похоронах)) Грустно, конечно об этом думать, но это такая печально-красивая ария На Аниту Рачвелишвили я подписана в инсте, она очень талантливая певица, парень ее (возлюбленный)) такой молодой и симпатичный

Аватар

В Лючии прекрасна Альбина Шагимуратова.

Аватар

Ещё я люблю Amami Alfredo))

Аватар

Для меня Casta Diva это Кабалье. А Каллас - Кармен))

Аватар

Согласна с Каллас и Е. В. Образцовой. А как же Анна Нетребко? Она потрясная Донна Анна.

Подождите...