Знаю, я должна еще пару постов, но они не пишутся, лень одолевает, но душа просит прекрасного, а опера это всегда прекрасно, поэтому здесь без вариантов )) Попался мне тут на youtube ТОП10 оперных арий, послушала с удовольствием, категорически не согласилась по многим пунктам и вспомнила, что есть Сплетник, откуда хрен выгонишь даже с таким непопулярным постом, как про оперу )) Ну и поскольку я не столь продвинута, как дирекция Берлинале или Кейт Бланшетт, то у меня арии разбиты по полу исполнителей (дамы будут в отдельном посте, хоть деритесь).

В наше время принято считать, что опера - это элитарное искусство не для всех. Элитарность во многом определяет цена на билеты, с этим не поспоришь, с другой стороны, опера как никогда доступна на цифровых носителях, да хоть на ютюбе, более того, сейчас в кинотеатрах проходят трансляции из некоторых ведущих оперных театров, то есть объективной причины не включиться в мир оперы нет )) Ну а что это "не для всех", ну так и рэп не для всех, и фолк-рок, и даже легонькая попса, - но это не повод не дать им хотя бы шанс. 

В 19 веке эти соображения вообще никого не беспокоили, опера была абсолютно народным видом искусства. Есть легенда, что когда Верди написал специально для венецианского театра Ля Фениче оперу Риголетт, то ее репетиции были закрытыми, потому что композитор боялся, что еще до премьеры каждый гондольер начнет петь привязчивую арию герцога.

По мне так лучший способ начать знакомство с оперой - ознакомиться с наиболее заманчивыми ее моментами, лучшими ариями и музыкальными отрывками. Иначе можно сильно морально пострадать, завалившись на спектакль и вынося непонятные завывания 2 часа подряд. В связи с этим - вот супер предвзятый ТОП 10 оперных арий, с которых знакомство с оперой пройдет хотя бы безболезненно. Эдакий легонький подбор хитов, чтоб ребенка, например, мучить им с детства. Порядковые номера связаны только с тем, как я вспоминала очередные арии, а не со степенью их крутости.

Исполнителей я подбирала современных, из тех, кого можно еще услышать вживую, ну или хотя бы увидеть качественные записи спектаклей с ними.  Великих стариков здесь не будет, поэтому Корелли, Гобби, Дель Монако, Ди Стефано и т.д. забыты вовсе не из-за дремучести автора, оставим их на отдельный пост. Ну и краткий пересказ арии/оперы сделан ради тех, кто действительно совсем новичок (боже, какое страшное слово в наше время) в мире оперы; оценить исполнение всегда проще, когда понимаешь, о чем страдает на незнакомом языке этот неведомый вьюноша. Ну и чтоб пост не треснул от объема прекрасного, на каждую арию приходится одно исполнение (кого я обманываю). 

1. E lucevan le stelle из оперы "Тоска" (Tosca, чтоб поиск в гугле облегчить буду приводить оригинальные названия, тем более, что под ними опера, как правило, на Западе и идет) Джакомо Пуччини. Это, наверное, самая известная оперная ария, которая может поспорить за этот почетный титул разве что с номером вторым в моем списке. В этой арии молодой римский художник Марио Каварадосси сидит в темнице накануне казни, вспоминает моменты счастья со своей возлюбленной, знаменитой певицей Тоской, и понимает, что никогда он так не жаждал жить, как в эти последние моменты своей жизни.

Исполняет, разумеется, Роберто Аланья (Roberto Alagna), мне было очень трудно побороть свою любовь к нему и не вставить его исполнение везде. А этот концертный вариант на юбилее английской королевы я просто обожаю, это темное небо, летний вечер, и Аланья с рвущей душу арией, обращенной к звездам. Кхм, увлеклась...

2. Nessun Dorma из оперы "Турандот" (Turandot) снова Пуччини. Главный герой оперы - таинственный принц Калаф, влюблен в стервозную и жестокую принцессу Турандот. Принцесса развлекается с женихами, загадывая им загадки, а когда они их не разгадывают, отрубает им головы. Калаф разгадал все загадки и готов получить руку принцессы, но она дуется от обиды, поэтому он сам предложил ей загадку - угадать его имя до утра, тогда он добровольно взойдет на эшафот (ну а не угадает, - будут жениться). Принцесса велит всем подданным не спать и угадывать имя принца (собственно, Nessun Dorma, "Пусть никто не спит", это первые строки арии). Ну а Калаф бродит по саду, томится по своей красавице и призывает рассвет, когда он победит коварную гордячку. Это одна из самых технически сложных арий, поскольку в финале тенор должен легко и беззаботно взять ноту си (кажется её... испуганно оглядываюсь), что весьма и весьма сложно. Именно поэтому вставляю видео с записи в студии этой арии выдающимся без шуток тенором Йонасом Кауфманом (Jonas Kaufmann), посмотрите, как искренне он радуется, справившись со сложнейшим материалом.

И он же с концертным исполнением. Оперу вообще правильно слушать по принципу - одно и то же, но в разных постановках и с разными исполнителями, а то как вы поймете, что хорошо, что плохо, что нравится именно вам. Просто кого-то же надо взять за эталон для начала, чтоб сравнивать последующих исполнителей. Именно поэтому я не заполнила этот пост великими певцами 50х-70х, после них некоторые вообще отказываются слушать современных исполнителей ((

3. Мою любимую оперу "Кармен" (Carmen) Жоржа Бизе можно всю разобрать на хиты, но абсолютно всем известна ария тореадора (Votre toast, je peux vous le rendre), не сказать, чтоб прям из числа моих любимцев, но как в популярном топе без нее, тем более, когда тореадор Эскамильо - наш шикарный бас Ильдар Абдразаков. Содержание и описывать не стоит, просто минута самопиара с рассказом впечатлительным барышням о том, как тяжел, опасен и крут труд тореадора ))

4. Все, хватит веселиться, опера вообще не про веселье, начинаем снова грустить под нежные звуки арии Вертера (Werther) из одноименной оперы Жюля Массне - Pourquoi me réveiller. Тоску и печаль по недоступной ему замужней красавице Шарлотте изливает Вертер в обличии, пожалуй, самого перспективного современного тенора Бенжамина Бернхайма (Benjamin Bernheim). Категорически рекомендую взять его на заметку. 

5. Je croix entendre encore из "Искателей жемчуга" (Les pecheurs des perles) Жоржа Бизе. Главный герой оперы Надир любит девушку, ставшую жрицей, а потому недоступную для него. Поэтому он томится в печали, грустит о том, что все еще слышит ее нежный голос, она ему видится повсюду.... Переживает, в общем. Поручаем это Роландо Вильясону (Rolando Villazon).

6. Абсолютный мастхэв - преисполненная страдания ария Канио Vesti la giubba из оперы "Паяццы" (Pagliacci) Руджеро Леонкавалло. Клоун Канио, актер и владелец небольшого странствующего театра, только что обнаружил измену своей жены, собирался ее зарезать, но некогда - публика собралась, ему надо выходить на сцену, поэтому он накладывает грим, надевает клоунский костюм и поет о том, как смеется толпа над паяцем, у которого разбито сердце. Закончится всё плохо, как можно догадаться. Поет, разумеется, снова Роберто Аланья, лучшего Канио не было много лет, поскольку Роберто не только выдающийся певец, но и абсолютно блистательный актер, этот уж если страдает или гневается, то хоть сразу Оскар ему выдавай.

7. Заходит следующий великий ревнивец - Отелло (из одноименной оперы Джузеппе Верди). Традиционно считается, что чуть ли не лучшим во все времена исполнителем роли Отелло был Пласидо Доминго (Placido Domingo), поэтому будем слушать его. Хотя лучший в этой партии все равно наш Владимир Атлантов, но оставим его на десертный пост. )) Dio, mi potevi scagliar... это ария Отелло, охваченного горем от "предательства" любимой жены и жаждущего отмщения.

8. Снова веселенького добавить что ли... Ария Фигаро Non più andrai из "Свадьбы Фигаро" (Le Nozze di Figaro) Моцарта. Насмешник Фигаро в исполнении Луки Пизарони (Luca Pisaroni) дразнит юного пажа Керубино, записанного в солдаты, описывая прелести солдатской жизни: вместо танцев - суровая муштра, долой красивые наряды, впереди ждут долгие походы и скудное жалование )) Пизарони не из великих (хотя нежно мной любим), но очень уж я эту постановку люблю, ну и поет все равно хорошо же.

Нет, нарушу собственное правило. Все та же ария, но поет Ильдебрандо д'Арканджело (Ildebrando d'Arcangelo).

9. Одна из самых красивых романтических оперных арий - Una furtiva lagrima из оперы Гаэтано Доницетти "Любовный напиток" (L'Elisir d'amore). Простите, я честно искала исполнение посовременнее, но на козлином блеянии обожаемого ныне критиками и клакерами Хавьера Камарены сломалась, поэтому снова Аланья. Здесь он робкий деревенский юноша Неморино, записавшийся в солдаты, чтобы на полученное жалование купить загадочный "любовный напиток" (обычное винище от странствующего шарлатана-продавца) и покорить сердце красавицы Адины. Неморино увидел слезы в глазах Адины, уверился, что напиток сработал, она его любит, и поет про эту слезу, и любовь, получив которую он и погибнуть не боится.

Ну ок, я еще Лоуренса Браунли (Lawrence Brownlee) в этой партии люблю.

10. Ну и напоследок нам снова пострадает Йонас Кауфман, для меня его исполнение E la solita storia del pastore из "Арлезианки" (L'Arlésienne) Франческо Чилеа просто идеал. Оперу эту ставят редко, да она и не шедевр, но ария Федерико, влюбленного в прекрасную деву из Арля, но готовящегося к свадьбе с другой по желанию семьи, - общепризнанный шедевр. Бедолагу настигают письма, подтверждающие, что у Арлезианки есть любовник. Страдающий Федерико умоляет дать ему забыться хотя бы во сне, но тщетно - он все время видит лицо коварной девы, не дающее ему покоя, и просит роковое видение оставить его.

P.S. Ну ладно, прежде, чем меня забьют камнями, вот еще La donna è mobile из "Риголетто" (Rigoletto) Джузеппе Верди. Это общепризнанный оперный хит, ну что поделать, если я его не люблю )) Витторио Григоло (Vittorio Grigolo) в роли герцога Мантуанского, коварного сердцееда и бабника, сообщает миру, что женщины - существа непостоянные и доверять им нельзя (ага, а таким козлам как он, можно).

P.P.S. Еще слово, и я уйду, честно... Совет из личного опыта: один из самых простых и эффективных вариантов приобщиться к опере - посмотреть/послушать французский мультипликационный фильм L'opera imaginaire. Там собраны реально потрясающие арии в исполнении лучших из лучших, да еще и сопровождаются прекрасными рисованными историями. Я в детстве Тоску полюбила, увидев этот инфернальный ужас под голос Карло Бергонци.

Еще P.S. Робко шаркаю ножкой... А можно я продолжение сделаю? Все не влезло, я знаю, как сложно слушать много вещей подряд, тем более, оперу. А ведь столько гениального за кадром осталось. 

Подпишитесь на наш
Блоги

(Очень) субъективный ТОП оперных арий. Мужчины

18:43, 5 сентября 2020

Автор: Lizbeth

Комменты 126

Аватар

Большое спасибо за пост и моего любимого Роберто), мечтаю увидеть и услышать его в Паяцах, пока не удалось, но я верю и надеюсь))

Аватар

У вас чудесная подборка!

Аватар

Надо же, собиралась написать, опера не мое, нудно-скучно (ну местами, да, все таки). А потом послушала арию из Искателей жемчуга и прям чуть не до слез...

A

Спасибо Вам, за вибрации возвышающие душу, это такая редкость на Сплетнике стало.

V

Lizbeth, ну пожалуйста, напишите таки обещанный пост про ампирный этикет в фильмах по романам Джейн Остин)

Подождите...