Опубликовано пользователем сайта

Музыка

(Очень) субъективный ТОП оперных арий. Мужчины

126
(Очень) субъективный ТОП оперных арий. Мужчины

Знаю, я должна еще пару постов, но они не пишутся, лень одолевает, но душа просит прекрасного, а опера это всегда прекрасно, поэтому здесь без вариантов )) Попался мне тут на youtube ТОП10 оперных арий, послушала с удовольствием, категорически не согласилась по многим пунктам и вспомнила, что есть Сплетник, откуда хрен выгонишь даже с таким непопулярным постом, как про оперу )) Ну и поскольку я не столь продвинута, как дирекция Берлинале или Кейт Бланшетт, то у меня арии разбиты по полу исполнителей (дамы будут в отдельном посте, хоть деритесь).

В наше время принято считать, что опера - это элитарное искусство не для всех. Элитарность во многом определяет цена на билеты, с этим не поспоришь, с другой стороны, опера как никогда доступна на цифровых носителях, да хоть на ютюбе, более того, сейчас в кинотеатрах проходят трансляции из некоторых ведущих оперных театров, то есть объективной причины не включиться в мир оперы нет )) Ну а что это "не для всех", ну так и рэп не для всех, и фолк-рок, и даже легонькая попса, - но это не повод не дать им хотя бы шанс. 

В 19 веке эти соображения вообще никого не беспокоили, опера была абсолютно народным видом искусства. Есть легенда, что когда Верди написал специально для венецианского театра Ля Фениче оперу Риголетт, то ее репетиции были закрытыми, потому что композитор боялся, что еще до премьеры каждый гондольер начнет петь привязчивую арию герцога.

По мне так лучший способ начать знакомство с оперой - ознакомиться с наиболее заманчивыми ее моментами, лучшими ариями и музыкальными отрывками. Иначе можно сильно морально пострадать, завалившись на спектакль и вынося непонятные завывания 2 часа подряд. В связи с этим - вот супер предвзятый ТОП 10 оперных арий, с которых знакомство с оперой пройдет хотя бы безболезненно. Эдакий легонький подбор хитов, чтоб ребенка, например, мучить им с детства. Порядковые номера связаны только с тем, как я вспоминала очередные арии, а не со степенью их крутости.

Исполнителей я подбирала современных, из тех, кого можно еще услышать вживую, ну или хотя бы увидеть качественные записи спектаклей с ними.  Великих стариков здесь не будет, поэтому Корелли, Гобби, Дель Монако, Ди Стефано и т.д. забыты вовсе не из-за дремучести автора, оставим их на отдельный пост. Ну и краткий пересказ арии/оперы сделан ради тех, кто действительно совсем новичок (боже, какое страшное слово в наше время) в мире оперы; оценить исполнение всегда проще, когда понимаешь, о чем страдает на незнакомом языке этот неведомый вьюноша. Ну и чтоб пост не треснул от объема прекрасного, на каждую арию приходится одно исполнение (кого я обманываю). 

1. E lucevan le stelle из оперы "Тоска" (Tosca, чтоб поиск в гугле облегчить буду приводить оригинальные названия, тем более, что под ними опера, как правило, на Западе и идет) Джакомо Пуччини. Это, наверное, самая известная оперная ария, которая может поспорить за этот почетный титул разве что с номером вторым в моем списке. В этой арии молодой римский художник Марио Каварадосси сидит в темнице накануне казни, вспоминает моменты счастья со своей возлюбленной, знаменитой певицей Тоской, и понимает, что никогда он так не жаждал жить, как в эти последние моменты своей жизни.

Исполняет, разумеется, Роберто Аланья (Roberto Alagna), мне было очень трудно побороть свою любовь к нему и не вставить его исполнение везде. А этот концертный вариант на юбилее английской королевы я просто обожаю, это темное небо, летний вечер, и Аланья с рвущей душу арией, обращенной к звездам. Кхм, увлеклась...

2. Nessun Dorma из оперы "Турандот" (Turandot) снова Пуччини. Главный герой оперы - таинственный принц Калаф, влюблен в стервозную и жестокую принцессу Турандот. Принцесса развлекается с женихами, загадывая им загадки, а когда они их не разгадывают, отрубает им головы. Калаф разгадал все загадки и готов получить руку принцессы, но она дуется от обиды, поэтому он сам предложил ей загадку - угадать его имя до утра, тогда он добровольно взойдет на эшафот (ну а не угадает, - будут жениться). Принцесса велит всем подданным не спать и угадывать имя принца (собственно, Nessun Dorma, "Пусть никто не спит", это первые строки арии). Ну а Калаф бродит по саду, томится по своей красавице и призывает рассвет, когда он победит коварную гордячку. Это одна из самых технически сложных арий, поскольку в финале тенор должен легко и беззаботно взять ноту си (кажется её... испуганно оглядываюсь), что весьма и весьма сложно. Именно поэтому вставляю видео с записи в студии этой арии выдающимся без шуток тенором Йонасом Кауфманом (Jonas Kaufmann), посмотрите, как искренне он радуется, справившись со сложнейшим материалом.

И он же с концертным исполнением. Оперу вообще правильно слушать по принципу - одно и то же, но в разных постановках и с разными исполнителями, а то как вы поймете, что хорошо, что плохо, что нравится именно вам. Просто кого-то же надо взять за эталон для начала, чтоб сравнивать последующих исполнителей. Именно поэтому я не заполнила этот пост великими певцами 50х-70х, после них некоторые вообще отказываются слушать современных исполнителей ((

3. Мою любимую оперу "Кармен" (Carmen) Жоржа Бизе можно всю разобрать на хиты, но абсолютно всем известна ария тореадора (Votre toast, je peux vous le rendre), не сказать, чтоб прям из числа моих любимцев, но как в популярном топе без нее, тем более, когда тореадор Эскамильо - наш шикарный бас Ильдар Абдразаков. Содержание и описывать не стоит, просто минута самопиара с рассказом впечатлительным барышням о том, как тяжел, опасен и крут труд тореадора ))

4. Все, хватит веселиться, опера вообще не про веселье, начинаем снова грустить под нежные звуки арии Вертера (Werther) из одноименной оперы Жюля Массне - Pourquoi me réveiller. Тоску и печаль по недоступной ему замужней красавице Шарлотте изливает Вертер в обличии, пожалуй, самого перспективного современного тенора Бенжамина Бернхайма (Benjamin Bernheim). Категорически рекомендую взять его на заметку. 

5. Je croix entendre encore из "Искателей жемчуга" (Les pecheurs des perles) Жоржа Бизе. Главный герой оперы Надир любит девушку, ставшую жрицей, а потому недоступную для него. Поэтому он томится в печали, грустит о том, что все еще слышит ее нежный голос, она ему видится повсюду.... Переживает, в общем. Поручаем это Роландо Вильясону (Rolando Villazon).

6. Абсолютный мастхэв - преисполненная страдания ария Канио Vesti la giubba из оперы "Паяццы" (Pagliacci) Руджеро Леонкавалло. Клоун Канио, актер и владелец небольшого странствующего театра, только что обнаружил измену своей жены, собирался ее зарезать, но некогда - публика собралась, ему надо выходить на сцену, поэтому он накладывает грим, надевает клоунский костюм и поет о том, как смеется толпа над паяцем, у которого разбито сердце. Закончится всё плохо, как можно догадаться. Поет, разумеется, снова Роберто Аланья, лучшего Канио не было много лет, поскольку Роберто не только выдающийся певец, но и абсолютно блистательный актер, этот уж если страдает или гневается, то хоть сразу Оскар ему выдавай.

7. Заходит следующий великий ревнивец - Отелло (из одноименной оперы Джузеппе Верди). Традиционно считается, что чуть ли не лучшим во все времена исполнителем роли Отелло был Пласидо Доминго (Placido Domingo), поэтому будем слушать его. Хотя лучший в этой партии все равно наш Владимир Атлантов, но оставим его на десертный пост. )) Dio, mi potevi scagliar... это ария Отелло, охваченного горем от "предательства" любимой жены и жаждущего отмщения.

8. Снова веселенького добавить что ли... Ария Фигаро Non più andrai из "Свадьбы Фигаро" (Le Nozze di Figaro) Моцарта. Насмешник Фигаро в исполнении Луки Пизарони (Luca Pisaroni) дразнит юного пажа Керубино, записанного в солдаты, описывая прелести солдатской жизни: вместо танцев - суровая муштра, долой красивые наряды, впереди ждут долгие походы и скудное жалование )) Пизарони не из великих (хотя нежно мной любим), но очень уж я эту постановку люблю, ну и поет все равно хорошо же.

Нет, нарушу собственное правило. Все та же ария, но поет Ильдебрандо д'Арканджело (Ildebrando d'Arcangelo).

9. Одна из самых красивых романтических оперных арий - Una furtiva lagrima из оперы Гаэтано Доницетти "Любовный напиток" (L'Elisir d'amore). Простите, я честно искала исполнение посовременнее, но на козлином блеянии обожаемого ныне критиками и клакерами Хавьера Камарены сломалась, поэтому снова Аланья. Здесь он робкий деревенский юноша Неморино, записавшийся в солдаты, чтобы на полученное жалование купить загадочный "любовный напиток" (обычное винище от странствующего шарлатана-продавца) и покорить сердце красавицы Адины. Неморино увидел слезы в глазах Адины, уверился, что напиток сработал, она его любит, и поет про эту слезу, и любовь, получив которую он и погибнуть не боится.

Ну ок, я еще Лоуренса Браунли (Lawrence Brownlee) в этой партии люблю.

10. Ну и напоследок нам снова пострадает Йонас Кауфман, для меня его исполнение E la solita storia del pastore из "Арлезианки" (L'Arlésienne) Франческо Чилеа просто идеал. Оперу эту ставят редко, да она и не шедевр, но ария Федерико, влюбленного в прекрасную деву из Арля, но готовящегося к свадьбе с другой по желанию семьи, - общепризнанный шедевр. Бедолагу настигают письма, подтверждающие, что у Арлезианки есть любовник. Страдающий Федерико умоляет дать ему забыться хотя бы во сне, но тщетно - он все время видит лицо коварной девы, не дающее ему покоя, и просит роковое видение оставить его.

P.S. Ну ладно, прежде, чем меня забьют камнями, вот еще La donna è mobile из "Риголетто" (Rigoletto) Джузеппе Верди. Это общепризнанный оперный хит, ну что поделать, если я его не люблю )) Витторио Григоло (Vittorio Grigolo) в роли герцога Мантуанского, коварного сердцееда и бабника, сообщает миру, что женщины - существа непостоянные и доверять им нельзя (ага, а таким козлам как он, можно).

P.P.S. Еще слово, и я уйду, честно... Совет из личного опыта: один из самых простых и эффективных вариантов приобщиться к опере - посмотреть/послушать французский мультипликационный фильм L'opera imaginaire. Там собраны реально потрясающие арии в исполнении лучших из лучших, да еще и сопровождаются прекрасными рисованными историями. Я в детстве Тоску полюбила, увидев этот инфернальный ужас под голос Карло Бергонци.

Еще P.S. Робко шаркаю ножкой... А можно я продолжение сделаю? Все не влезло, я знаю, как сложно слушать много вещей подряд, тем более, оперу. А ведь столько гениального за кадром осталось. 

Оставьте свой голос:

881
+

Комментарии Скрыть комментарии

Войдите, чтобы прокомментировать

olysita
olysita

К сожалению, ни одно видео не открывается (

Lizbeth
Lizbeth

olysita, ужас какой, все с ютюба (( Обычно нормально всем видны

olysita
olysita

Lizbeth, сейчас попробую зайти ещё раз, хочу малышу всё включить, мы своего добьемся))

Lizbeth
Lizbeth

olysita, даа, оперомана надо растить с колыбельки!

vinchenza
vinchenza

olysita, Правильно. У меня в дестве был ( и есть ) проигрыватель и множество пластинок классической музыки, под них и росла. Особенно нравились оперетты , с них лучше начинать, там и говорят и поют, ребенку легче зайдет.
С тех пор все оперетты наизусть знаю )))

zucotuco
zucotuco

Lizbeth, Отличный пост. Еще бы про самые популярные женские арии сделать, плиз))

Lizbeth
Lizbeth

zucotuco, спасибо. Будет с женскими, я так и написала в начале, в один ну никак все не влезло, даже мужских я еще с десяток наберу тех, что обязательны в прослушиванию

KatrinZeta
KatrinZeta

Lizbeth, делайте ещё, очень ждём:)

vinchenza
vinchenza

Lizbeth, Все открылось. Спасибо огромное !!! ОБОЖАЮ оперу. Но у меня самая любимая - Турандот. Смотрела 4 раза и еще собираюсь. Дома есть пластинка. В опере , кроме ведущих арий, люблю хоровые партии, такие грандиозные, просто мурашки по телу. Особенно в Турандот и Богеме нравятся. Помню была разочарована ими в Евгении Онегине.
Пишите об опере еще, пожалуйста !!!

Pallotolla
Pallotolla

olysita, всё работает
Вы в РФ? Если нет, то ютуб может капризничать. Спасает только VPN
Попробуйте с Хрома зайти (несколько раз сталкивалась с роликами, которые открывались только на Хроме)

З.Ы. Lizbeth, спасибо большое за пост!!! Прям услада после серии всех этих отравительных и политических завываний

Kvinta
Kvinta

Несун Дорма форева )) ни что не сравнится с прощальным шедевром Пуччини - дописывал арию, будучи почти при смерти; классный пост.

Lizbeth
Lizbeth

Kvinta, да, там же похабный финал уже после его смерти дописали. Меня прям порадовала относительно недавняя постановка в Геликоне, где убрали хэппи-энд (хотя как же там плохо пел Калаф, мои уши). Но режиссерски спектакль прекрасен

Oasis
Oasis

Lizbeth, мне тоже как-то с Калафом не повезло! Так ждала эту оперу, и арию, и такое было разочарование!! Даже какое-то ощущение обиды и обмана было(((

wellina
wellina

Lizbeth, Спасибо, обязательно все переслушаю, не всех исполнителей знаю. Я как раз начинающий любитель. Я только хотела сказать, что я тоже смотрела Турандот в Геликоне, и мне очень даже понравилась сама постановка. Но ария Калафа - это действительно долно быть что-то супер выдающееся. Для меня, это только Паваротти. Даже Кауфман, уж насколько он мне нравиться ( особенно внешне), я бы не сказала, что это его ария. Но Вы обозначили, что мнения субъективны и что Вы включили только современных, ныне живущих исполнителей. Буду рада, если рубрика будет продолжаться.

Lizbeth
Lizbeth

wellina, у меня очень ровное отношение к Паваротти, если честно, из той троицы я только Доминго обожаю, хотя признаю бесспорную крутизну Лучано. Поэтому его отсутствие это скорее и правда личный выбор.

beetlyboo
beetlyboo

Lizbeth, есть старый телевизионный спектакль «Риголетто». В нем Паваротти поет. Он великолепен там. Еще относительно молод, в глазах - черти скачут, дает полную драму на качественную озвучку. В его исполнении песенка герцога получается легкая, хитрая, игривая.

Lizbeth
Lizbeth

beetlyboo, ага, знаю такой, мне кажется. не, Паваротти превосходен, я признаю все его достоинства и отдаю им должное, просто я и из старичков, и из современных выберу других.

wellina
wellina

Lizbeth, Я так чувствую, что немалую роль в Вашем восприятии играет мужская привлекательность и харизма. И это правильно. Современная опера должна задействовать все сенсорные чувства: голос, технику, внешнюю привлекательность, драматическую игру. А режисерская постановка сейчас выходит чуть ли не первое место. Я помню, что моей первой оперой была Иоланта в Большом, с Зурабом Соткилавой в роли принца Водемона, в 80-х. И по какой-то "счастливой" случайности, я сидела на 2 ряду и видела всех со всеми их "трещинками", а именно Зурабу было за 40, он был страшненький лысенький, очень маленького роста. Но самое страшное - это 18-летняя принцесса Иоланта. Ее исполняла некая, забытая моей историей, дама с сопрано. Ей было лет 60, она была огромного роста и неимоверно толста, облаченная в нежно-голубые одежды. Они с Зурабом все время стояли на большом расстоянии друг от друга, она в самом отдалении, а он поближе к сцене, и они все время тянули руки в пространстве, изображая любовь и влечение. Это было одно из самых комичных зрелищ в моей жизни, и никая красота голоса не могла этого спасти. К счастью, сейчас опера становится другой, но найти три в одном человеке, чтобы был голос, внешность и драмматическая игра , это огромный вызов. Хотя все поддается тренировкам

Lizbeth
Lizbeth

wellina, )) о боже, прекрасная история )) да, ведь и сама Монсеррат Кабалье сказала, что в наше время ей бы не удалось сделать такую карьеру, или пришлось бы драматично худеть. Мужчины и сейчас, кстати. многие позволяют себе распускаться, дамы на оперной сцене сейчас шикарно выглядят, и поют отлично.
Слушать я могу, кого угодно, но Паваротти не трогает меня чисто вокально. Он превосходный певец, выдающийся, но нет контакта с ним лично у меня.
А вот в спектакле да, мне важна и визуальная составляющая. Она никогда не превалирует над голосом, но и без нее тяжело. К счастью, те же басы и баритоны красавцы через одного, да и в целом визуально опера сейчас весьма приятна. ее б пару выдающихся теноров бы, вообще стало бы идеально!

IngaS
IngaS

Lizbeth, По поводу сочетания таланта и визуальной составляющей - из тех, кто сразу приходят на ум, это албанский тенор Самир Пиргу, аргентинский тенор Марсело Пуэнте, Витторио Григоло (Вы упомянули его в посте), Чарльз Кастроново. Но конечно Йонас Кауфманн форевер, здесь точно как в том анекдоте, Ты не пой - ты просто туда-сюда ходи ))

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Звездный Instagram: где и как наши герои провели первую неделю декабря
Умер Марк Рудинштейн
Бывший худрук МХАТа им. М. Горького Эдуард Бояков откроет новый театр
Предвкушение праздника и домашний уют: смотрим новые коллекции белья
Off-duty: Дженнифер Лопес и Бен Аффлек сводили детей в кино
Снова без княгини Шарлен: князь Альбер II с детьми на открытии рождественской ярмарки
Битва домашних питомцев: кот Елены Темниковой против кота Тимати
Битва образов: лучшее за неделю — от "скелета" Зендаи до дрэг-моды на вечере Vogue
Деревня Бехово в Тульской области признана одним из лучших в мире мест для туризма по версии ООН
Стразы на голове, монохром и детские принты: что мы будем носить в 2022 году, по прогнозу стилистов
Иван Ургант написал трогательное посвящение умершей бабушке
Битва маникюров: Колсон Бэйкер против своей дочери Кейси
Шоураннер продолжения "Секса в большом городе" признался, что с самого начала планировал снимать сериал без Ким Кэттролл
Off-duty: Рианна и A$AP Rocky на шопинге в Нью-Йорке
"Новые русские": "Кинопоиск" назвал 12 главных звезд российского кино ближайшего будущего
Модный дайджест: от вечеринок в Москве и Майами до праздничной кампании Бейонсе с детьми Риз Уизерспун
Meta запустила сервис для защиты от порномести. Для этого надо предоставить доступ к своим фото в обнаженном виде
Настя Ивлеева и Элджей проводят время вместе на Кипре. В сети считают, что они сошлись