Итак, предыстория панк-рока закончилась. 6-го ноября 1975 года началась вторая рок-революция. В этот день в Лондоне в Колледже искусств Святого Мартина состоялось первое публичное выступление ансамбля с вызывающим названием Sex Pistols. Группа исполнила всего пять композиций собственного сочинения, после чего напуганный сотрудник колледжа вырубил электричество. Концерт длился 10 минут.

Несмотря на неудачи, о Sex Pistols заговорили. В основном благодаря скандалам, которые сопутствовали появлению музыкантов в любых местах. Их ругали и костили, как никого ещё не ругали и не костили в рок-музыке. "Мелоди Мейкер", ведущий английский еженедельник, обрушился на них с разгромной рецензией. Ответственный работник корпорации грамзаписи "WEA" Дейв Ди в интервью дал им такую оценку: "С музыкальной точки зрения это просто немузыкально. В том, что они исполняют, нет дисциплины - поэтому у меня не может проснуться любовь к ним. Я не думаю, что у этого направления есть хоть какое-нибудь будущее". А великий труженик рок-музыки Фил Коллинз небрежно отмахнулся: "Да у них просто нет таланта". Конечно! И даже больше: у них не только не было таланта - они играть-то на музыкальных инструментах умели кое-как. В этом и заключалась идея панк-рока! Они играли свои песни не ради музыки, или развлечения, или денег, а ради таких же, как они сами, уличных мальчишек и девчонок. Они одевались так же, думали так же, действовали (читай: хулиганили) так же. Плоть от плоти - улица.

Между прочим, так начинали многие рок-борцы: Beatles выходили на сцену с унитазными сиденьями на шее, Who разламывали каждый вечер дорогостоящую аппаратуру, Rolling Stones выгоняли из ресторанов и отелей за внешний вид - они были героями своего поколения. Они одевались так же, как все, были рядом и доступны. Это покорило молодёжь. Равенство и братство - наивно и немного романтично, но, возможно, так оно и было. А кто же ещё мог стать во главе молодёжи, у которой остался лишь один лозунг: "Бороться против всего"?

Сценические эксперименты Боуи начала 1970-х годов явились источником вдохновения и для многих будущих панк-исполнителей. Историограф Майкл Кэмпбелл называет Боуи «одним из оригинальных влияний на панк-музыку». Боуи одновременно исследовал и другие новые направления, которые со временем будут влиять на других музыкантов. Биограф Дэвид Бакли пишет, что «в то время, когда панк-рок с шумом изменил стандартную модель трёхминутной песни, демонстрируя вызов общественности, Боуи почти полностью отказался от традиционных приёмов рока». 

Нон-конформизм рок-н-ролла давно уже был забыт. Рок-ансамбли увязли в тоннах электроинструментов и дорогой аппаратуры, их опусы в домашних условиях невозможно было воспроизвести, как когда-то песни Beatles или Rolling Stones. Рок-музыканты 70-х из Yes, Genesis, Deep Purple, Led Zeppelin, Pink Floyd превратились в бизнесменов и жили в особняках, разъезжали в лимузинах под охраной телохранителей. У них уже не осталось точек соприкосновения с молодёжью. Поэтому-то панк и предложил создать свой собственный альтернативный мир рок-музыки, который не требует десятков тысяч долларов на покупку дорогостоящей аппаратуры, не нуждается в контрактах с солидными звукозаписывающими компаниями, не заинтересован в продаже пластинок миллионными тиражами. Всё, что требуется этой самодеятельности - пара гитар да ударная установка: каждый, обладающий минимальными музыкальными способностями (хотя и это необязательно), может организовать ансамбль под крышей собственного дома. Вехой в становлении британского панк-рока стал фестиваль, прошедший 20/21 сентября 1976 года в лондонском клубе "100". К этому времени лидер Sex Pistols Джонни Лайдон уже взял себе псевдоним Джонни Роттен и превратился во "врага общественности номер 1", став одновременно лидером "потерянного поколения".

Buzzcocks — брит. гр., однa из первых начавшая исполнять поп-панк — мелодичную и неагрессивную разновидность панк-рока. Творческое наследие Buzzcocks, лишённое агрессивности Sex Pistols или политизированности The Clash, оказало, тем не менее, революционное влияние на развитие поп- и рок-музыки, став (согласно Allmusic) отправной точкой для развития целого крыла американского панк-рока (от Hüsker Dü до Nirvana) и брит-попа (Supergrass, Elastica, Pulp).

The Clash являются одной из первых и наиболее известных групп — исполнителей панк-рока. 

Несмотря на большую популярность, которую коллектив обрёл на панк-сцене, он также экспериментировал с различными музыкальными стилями от регги до хип-хопа. Такая широта музыкального диапазона, политическая бескомпромиссность, полные энергии и провокаций концерты принесли The Clash нехарактерный для панка крупный успех у себя на родине и за рубежом.

Именно Sex Pistols привнесли в панк культуру агрессивность и манеру поведения.  Примеру этих групп последовало большое количество молодых коллективов. В то время как в США панк был сенсацией андеграунда, в Великобритании он стал полномасштабным общественным феноменом, где расценивался как реальная угроза благополучию ист:)шмента. Множество британских групп слепо копировало Sex Pistols, однако, немало коллективов нашли своё, оригинальное, звучание (Buzzcocks, The Clash, художественные эксперименты групп Wire и Joy Division).

Joy Division (брит.гр.). Наряду с The Cure являются одними из ведущих коллективов пост-панка. Joy Division были одними из первых, «кто делал упор не на ненависть и энергию, а на настроение и экспрессию, расчищая дорогу меланхолической альтернативной музыке 80-х годов». Их музыка стремительно прогрессировала, от примитивного прямолинейного панк-рока к более рафинированному, пространственному звучанию с мрачными, обречёнными песнями-видениями. «В то время как панк-рок шокировал мир в конце 70-х, — пишет энциклопедия Allmusic.com, — тихая буря музыки Joy Division, заключённая в сдержанности и эмоциональной силе, оказалась не менее важной для независимой музыки».

Wire - брит. рок-группа, считающаяся одним из наиболее влиятельных коллективов пост-панка. Wire, начав свой творческий путь на панк-сцене (свидетельство чему — участие в компиляции Live at The Roxy), быстро отдалилась от общего направления, взявшись за создание экспериментальной, не поддающейся прямой категоризации музыки. Пресса отмечала у Wire общие черты с Брайаном Ино, Velvet Underground, Roxy Music, Can и Кэптеном Бифхартом, хотя сами музыканты группы утверждали, что влияниям вообще подвержены не были.

The Damned, начинавшие в числе лидеров первой волны панк-рока, постепенно создали собственный, эклектичный и постоянно менявшийся стиль с элементами готик-, арт- и пауэр-поп-рока. The Damned вошли в историю «тройным первенством»: они выпустили первые британские — панк-сингл («New Rose») и панк-альбом (Damned, Damned, Damned), а кроме того, первыми из британских панк-групп провели американские гастроли. 

Добропорядочная, чопорная Англия была шокирована. На фестивале атмосфера была запанибратская. Выступали все основные группы, успевшие народиться за последние полгода под влиянием Sex Pistols: Clash, Subway Sect, Siouxsie & The Banshees, Damned, Vibrators, Buzzcocks. Из Франции специально приехали Stinky Toys.

Stinky Toys - одна из первых фр.групп новой волны, принявших участие 1976г. в 100 Club Punk фестиваля в Лондоне.

У этих ансамблей музыка и тексты во многом были похожи. Песни, как правило, не продолжались более двух минут, исполнялись в очень быстром рок-н-ролльном темпе с однообразной басовой партией, подчёркивающей ритм. Многие старались звучать нарочито резко, немелодично, певцы хрипели, давились, орали, визжали в микрофон. Зачастую песни производили впечатление сырого, недоделанного материала. И всё же это не помешало известному и очень популярному в те годы рок-гитаристу Крису Спеллингу сказать: "Они выглядели и звучали хорошо. Большинство групп скучны, а панк - нет. Они пришли в самое время. Я не понимаю, почему некоторые их критикуют... Очевидно, они плохо слышат".

Subway Sect - брит.гр., давшая первые свидетельства тому, что (как писал Марк Перри в эссе «And God Created Punk») «панк может быть чем-то намного большим, нежели тот прямолинейный напор звука, что предлагали Pistols, The Damned и The Clash». Subway Sect считались одной из самых многообещающих панк-групп своего времени, но влияние их было ограничено минимальной эффективностью.

 Из выступавших на фестивале ансамблей наибольший успех сопутствовал Sex Pistols. Из других групп лучше всего смотрелись Clash и Damned. Subway Sect не имели ничего своего за душой. Утверждая: "Мы говорим, что хотим", музыканты во всём повторяли Sex Pistols. У них не было собственной аппаратуры и места для репетиций, поэтому они неотступно следовали за Clash и, как только те отставляли в сторону свои гитары, "сабвэйсектовцы" немедленно "пользовались моментом" и начинали репетировать. Правда, отсутствие аппаратуры - общая беда "подпольных групп": их участники были, как правило, очень бедны. В связи с этим на фестивале произошла одна символичная история, о которой необходимо упомянуть. Для выступления группы Siouxsie & The Banshees потребовалась ударная установка и гитары. Договорились с добряками Clash, что те дадут им свои. Но когда "клэшевцы" увидели, как Сиукси напяливает себе на руку повязку со свастикой, они тут же отказали её группе в аппаратуре. "Мне кажется, она не совсем понимает, что делает, - сказал менеджер Clash Бернард Родз. - Мы не хотим иметь ничего общего с ЭТИМ". Среди песен, звучавших два вечера в клубе "100", были всякие. Но общий настрой можно представить себе по названиям: "Скука", "Лондон в огне", "Я сражался с законом..." Панки пели о самих себе: о нищете и очередях за пособием по безработице, о детской преступности и неумолимом подорожании жизни, о жестокости на улицах и о наркомании, хаосе и анархии, о существовании вместо жизни, о нежелании подчиняться чужой воле и жажде быть свободными. Их песни были наполнены смутным недовольством, обделённостью и полной безнадёжностью. Сокрушающий нигилизм сквозил во всём, словно панков тошнило от собственной жизни. В первый год о панк-роке много писали и говорили как о музыке безработных, высказывались мысли об атаке на систему. Но даже в среде самих панков особых иллюзий на сей счёт не было. Джо Стаммер из Clash говорил так: "Рок-н-ролл - совершенно бесполезен. Никто из нас ничего не изменит. Пройдёт несколько лет, и все будут, как и прежде, копаться в дерьме, а в свободное от этого занятия время пойдут и купят четвёртый или пятый, а может быть, к тому времени и шестой альбом группы Clash. Рок ничего не в силах изменить. Но после того, как я это сказал - а я это сказал только для того, чтобы вы поняли, что у меня нет особых иллюзий, - я всё же хочу попробовать что-то изменить. Главное, за что я борюсь - за персональную свободу. За право выбора".

Siouxsie and the Banshees, первое время ассоциировавшиеся с британской панк-сценой, постепенно усложняли свою музыку, вводя в неё элементы готик- и арт-рока, создавая стильную и сложную «разновидность пост-панка, наполненного многочисленными ритмическими и звуковыми экспериментами».

 В 1977 году в Великобритании счёт панк-группам шёл уже на тысячи. Быстро создавалась новая так называемая "независимая" система рок-индустрии. Появлялись маленькие частные фирмы грамзаписи - индиз ("independent labels"), начали выходить самиздатовские журналы - фанзины - с информацией о панк-роке. Но это всё, даже мысли о возможной конкуренции, не волновали "большой" мир. Он испугался самой панк-революции и боялся только её политического итога. Важно было привести его к нулю. В задачу входило погасить в панке его социальный, вернее, антисоциальный заряд и выпустить пар вхолостую.

Discharge, считающаяся одной из первых в хардкоре, использовала тяжелый гитарный «грайнд», оказали большое влияние на развитие многих рок-жанров, включая хардкор, трэш-метал, краст-панк, грайндкор. В числе тех, кто записывал каверы на песни Discharge, — Metallica, Anthrax, Sepultura, Napalm Death, Soulfly.

Прибегнули к испытанному средству - поп-индустрии. Из панка сделали доходный бизнес. Поначалу именитые фирмы грамзаписи отвергали его: в ноябре 1976 года фирма "ЕМI" подписала контракт с Sex Pistols на 40 000 фунтов стерлингов, но в январе следующего года указала им на дверь. В марте "А&М" предложила 150 000 фунтов стерлингов, но уже на следующей неделе расторгла соглашение. А в мае их подобрала компания "Вёрджин", теперь уже окончательно.  Эта молодёжь оказалась сделанной из того же теста, что и всё общество потребления: как скоро на горизонте забрезжили крупные деньги, барыши, панк погиб. Те, кто год назад с ненавистью грозили кулаком вслед разъезжающим в лимузинах рок-звёздам, теперь уже сами мечтали о подземных гаражах. Атрибутика стиля панк вошла в моду и производилась на конвейере. Индиз получили отдельную колонку в хит-парадах ведущих музыкальных изданий Великобритании. Обработка общественного мнения пошла в том направлении, что, дескать, в любой системе нет ничего хорошего, пока ей не противостоит антисистема.

D.R.I. (Dirty Rotten Imbeciles) — амер. кроссовер-трэш гр., исполнявшая поначалу хардкор-панк, вскоре резко «металлизировали» звучание (Sounds характеризовал его как сверхскоростной хэви-метал). D.R.I. не имели массового коммерческого успеха (хотя два их альбома вошли в Billboard 200, но оказали значительное влияние на развитие хардкор- и трэш-сцены.

Эта угроза просто необходима, чтобы доказать жизнеспособность самой системы и её правильный путь развития. Панк - такая антисистема. И если бы система была плоха, панк смел бы её. Раз ему это не удалось, значит, система прекрасна. Панку подкосили ноги тем, что его разрешили и вывели из подполья. Никто больше не запрещал турне Sex Pistols, не отменял их концертов, не арестовывал тиражи готовых пластинок. Панк пустили на телевидение и эстрадные подмостки любых залов, помахивая перед носом пачками денежных купюр. Отсюда началась New Wave - "новая волна".

Cockney Rejects - брит. oi!/панк-группа, исповедовавшая идеалы стрит-панка и конфликтовавшая с той частью прессы, которая пыталась уличить её в связях с британскими нацистами, и вошедшая в историю с песней «Oi! Oi! Oi!» (1980), давшей название движению, лидерами первой волны которого (наряду с Angelic Upstarts) они же и стали.

К началу 1980-х обнаружился некоторый спад в развитии панка. Волна популярности первых групп сошла на нет. Однако в это время начались эксперименты по приданию панк-звучанию большей брутальности; группы вроде Black Flag и Circle Jerks породили крупный поджанр хардкора, Sham 69 и Cockney Rejects — oi!, Crass — анархо-панк. Начались эксперименты по объединению панка с металом (The Exploited, Discharge, D.R.I.), ска (Social Drinking, Operation Ivy).

The Exploited - брит. рок-группа второй волны панк-рока, играющая хардкор-панк. Группой руководит Уотти Бьюкэн, её основатель и автор всех её песен; постоянного состава The Exploited не существует.

В большинстве своём панк-группы 80-х не привлекали широкого общественного внимания, находясь в андерграунде. Однако в то же время развивались жанры альтернативного рока, нойз-рока, постпанка; ключевые группы этих направлений (Sonic Youth, Pixies, Big Black, Hüsker Dü) сохраняли сильное панк-влияние, при этом развивая новые музыкальные идеи. Основой панк-рока 90-х стала музыка калифорнийских групп Green Day и The Offspring.

Sonic Youth - амер. гр. экспериментального рока. Начав свой творческий путь в рамках направления No Wave, группа перешла впоследствии к работе в широком стилистическом диапазоне, сохранив верность «шумовой» эстетике Velvet Underground и Stooges, но обогатив её элементами арт-перформанса, пост-панка и авангарда. Особое место в творчестве группы занимали эксперименты с гитарным звуком, в ходе которых она открыла для себя новые возможности использования диссонансных структур и фидбэка. Творчество Sonic Youth оказало значительное влияние на развитие альтернативного рока.

Pixies - альтернативная рок-группа, стиль которой содержит диапазон элементов инди-рока, психоделии, нойз-рока и сёрф-рока. Группу называют в числе оказавших существенное влияние на большой рост популярности альтернативного рока в 1990-х.

Big Black - амер. панк-группа, исполнявшая экспериментальный нойз-рок с элементами индастриала, пост-панка и хардкора.

Hüsker Dü - амер. рок-группа, образованная в 1979 году выпускником Нью-Йоркской консерватории, гитаристом Бобом Моулдом, басистом Грэгом Нортоном и барабанщиком Грантом Хартом. Hüsker Dü никогда не получали широкой популярности и продажи их альбомов оставались скромными, однако они оказали огромное влияние на развитие альтернативного рока.

Панк-рок деформировался, изменяться, расчленяться по самым разным музыкальным, политическим, эстетическим направлениям. Появились десятки новых стилей со своими концепциями, новым художественным мышлением, видением мира, иными целями. Панк раздробился, как в своё время прогрессивный рок...

Бонусы:

4 Poncheg:

 

И для всех любителей:

Подпишитесь на наш
Блоги

Punk II

23:19, 21 декабря 2014

Автор: Morkovich

Комменты 13

Аватар

какое-то время тащилась по Секс Пистолс. ''God save the queen'' была в плейлисте моих ежедневных песен. вдоль и поперек прочитала биографию Сида и мечтала о такой же страстной любви, как у Сида с Ненси)) дура, в-общем.

Аватар

А сделайте пост про Йена! Он такой крутой, а инфы про него оч мало в интернете :(

Аватар

Спасибо! Настоящий культпросвет, много, много еще пробелов у меня :) буду слушать обязательно :) Над словом "истеблишмент" смеялась в голос, никогда не замечала в нем такого подозрительного смысла, что вкладывает в него антимат.

Аватар

Спасибо за пост! Больше половины были мне совершенно неизвестны.

Аватар

:* а еще чего-то вспомнились бабы! панк-бабоньки, им тоже можно посвятить целый пост. the distillers, courtney love, x-ray spex, civet а из мужиков еще соушл дисторшен остались неохваченными)

Подождите...