"Цирк моды" от Сьюзи Менкес.

Однажды нас назвали "Черными воронами" - нас, толпу людей собравшуюся возле заброшенного и полуразвалившегося здания в Даунтауне, одинаково одетых с головы до ног в Comme des Garçons и Yohji Yamamoto. "Чьи это похороны?" тихо переспрашивали друг друга проходящие мимо люди, их лица выражали эмоции от участия до ужаса и отвращения, пока мы выстраивались в очередь плечом к плечу, чтобы попасть на показ андеграундных коллекций в 90е годы.

Сегодня, люди за пределами модных показов больше похожи на павлинов нежели на ворон. Они позируют и "начищают перышки" в своих перегруженных узорами платьях, их паучьи ноги балансируют в туфлях на платформах до отказа напичканных всякой всячиной или обтянуты ботфортами на высоченном каблуке под скульптурным пальто украшенным искусственными цветами.

Скорее всего в ту же минуту начнется волнение масс когда группа японских девушек обнаружит своего кумира на этом параде: итальянскую прищепку для белья Анну Делло Руссо. Высокая, худая, со скульптурным загорелым телом, дизайнер и фешн-редактор - ходячая демонстрация модных способностей: чем шире пояс, тем короче и пышнее юбка, чем эксцентричнее туфли, тем лучше. Толпа вокруг нее в исступлении строчит в твит "В кого она одета?" "Неужели она сменила наряд с момента ее последнего шоу?" "Когда она будет носить свою коллекцию сделанную для H&M?" "Кто дал ей эти туфли с бесконечно длинными каблуками?"

Сегодня суета перед показом не менее важна, чем само действо которое проходит за закрытыми дверями. Все так же трудно попасть внутрь, как и 80е, когда страстные любители моды обычно появлялись отовсюду пытаясь всеми правдами и неправдами, незаметно для других, пробраться на показ коллекции Жана Поля Готье. Но разница в том, что теперь весь спектакль разыгрывается за пределами шоу, вот мужчина в бархатной накидке и шортах показывает свое умение одеваться, он конкурирует за внимание с женщиной одетой в блузу с громадными рукавами и супер узкие брюки.

Вы с большим трудом сможете подняться по ступеням Линкольн Центра в Нью-Йорке, или пройти по дорожке сада Тюильри в Париже, из-за несметного количества фотографов-любителей снимающих всех этих позёров.

Камеры у толпы так же исступленно нацелены на жертву, как и у настоящих папарацци из фильма Феллини "Dolce vita". Но разница в том, что сегодня предмет охоты готов и отчаянно желает быть добычей, но не выслеженной - он сам пытается привлечь к себе внимание.

Ах, слава! Или, как это было бы правильнее сказать в мире моды - звездный цирк, состоящий из людей, которые известны потому, что... известны. Этих людей знают благодаря их страницам на Facebook, их блогам или тому факту, что фотограф Скотт Шуман увековечил их на своем веб-сайте the Sartorialist. Этот человек делающий снимки "обычных людей" породил легионы подражателей, так же, как и редакторы модных журналов которые напоказ создали фешн-блогеров наряжающихся по схожим причинам.

Пережив эпоху панка и тех андеграундных клубов в Лондонском Ист Энде, где индивидуальность и необычность придуманных нарядов была захватывающей, я не могу избавиться от ощущения, что все было по другому - когда крутые ребята любили одеваться друг для друга, или просто для себя. Существует большая разница между стильными и show-off (прим. пер. люди которые хвастаются дорогими нарядами, надевают все сразу - 5 сумок на одно плечо, 10 колье, 3 шляпы) - и это является дилеммой сегодняшнего дня. Если мода для всех, то мода ли это? Ответ выходит далеко за рамки коллекций и имеет отношение к скорости быстрой моды. Нет больше такого промежутка времени когда маленькая группа понимающих моду людей улавливает тренд (прим. пер. тенденцию) и когда это уже носится повсеместно.

Теперь, эти женщины и мужчины (здесь я имею ввиду супер-стильного филиппинского блогера Браянбоя, настоящее имя которого Браян Грей Ямбао) используются для продвижения торговых марок, которые были достаточно хитрыми для того, чтобы присоединиться к властителям модных луков, даже те у кого был так называемый уличный стиль потеряли свою индивидуальность.

Смартфоны так поразительны и прекрасны во многих отношениях, что кажется довольно странным испытывать ностальгию по тем дням когда изображение не могло пуститься в кругосветное путешествие в одну наносекунду. В середине 90х когда я перестала бегать между показами и проявочными мастерскими и впервые увидела цифровую картинку, я сочла эти технологии достойными благословения и пришла к выводу, что моя рабочая жизнь поменялась к лучшему. У меня не было никакого представления о роли, которую будут играть изображения, буквально зарывая в землю профессионалов от моды - одно дело смотреть показы для своих целей, закупок или статей другое дело онлайн судья и присяжные. Пока профи от моды как правило, вносят замечания связанные с их работой в записные книжки, блогеры тут же начинают критическое обсуждение на своих страницах, которое может распространяться по сети, как вирус.

Многие из этих изменений были впечатляющими. Конечно приятно видеть комментарии от стильных блогеров - особенно из таких стран, как Китай и Россия, где в прошлом, была относительно малая возможность поделиться мыслями или мечтами о моде с единомышленниками- но я все равно отношусь немного подозрительно к идее, что всякий человек может быть критиком, вынося суждение сразу после просмотра модного показа (только вид модели спереди и только в искаженном цвете) на Style.com или NowFashion. Чтобы превратить шоу в зверинец, понадобилось две вещи: (прим. пер. the cattle market - рынок большого рогатого скота, на сленге - стоящие в ряду женщины в ночном клубе, которые ждут чтобы их выбрали, для оказания интимных услуг) модные персонажи show-off, которые как на рынке крупного рогатого скота, стоят в ожидании быть выбранными или отвергнутыми фотографами и то, что модные бренды пытаясь возвратить утраченное влияние проиграли эту битву рынку мультимедиа.

Марк Джейкобс был первым дизайнером, который почувствовал всю мощь информационных технологий. Когда он назвал сумку в честь Брайанбоя в 2008, этот факт сделал блогера известным, и включил несомненно бесконечный поток дизайнерских подарков которые тепло приветствуются на сайте bryanboy.com. Многие блогеры и раньше и сейчас были очень проницательными и сдержанными в своих комментариях. Но с желанием обладать подарками-трофеями и оплаченными поездками на следующие модные показы справились единицы. И теперь лишь редких молодых людей пишущих о моде можно назвать настоящими критиками, в самом первоначальном значении этого слова, эдакими визуальными и культурными арбитрами.

Придерживаясь освященного веками правила, что журналисты не принимают подарки ( читай: взятки), я поражаюсь тому, как открыто блогеры сообщают, что дал им дизайнер, и кто дал. Есть что-то смехотворное в  стремлении к величию некоторых онлайн арбитров, тех кто идет вразрез с мантрой журналиста моды, которой меня учили в юности “It isn’t good because you like it; you like it because it’s good.” (Эта вещь хороша не потому, что нравится вам. Она нравится вам потому, что хороша). Маловероятно что эти слова будут популярны среди фешн-блоггеров.

Будь то резкая Сьюзи Баббл или яркая Тави Гевинсон, всё суждение о моде стало крутиться вокруг "меня": "Посмотрите на меня в платье!", "Посмотрите, какие я нашла туфли", "Посмотрите, как я люблю этот наряд на 15 разных фотографиях!"

Мода, в определенной степени, стала охлократией (вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы) - или, по крайней мере, местом выживания наиболее популярных особей в рукопашном бою многочисленной толпы страждущих. У "Project Runway", телевизионного шоу, в котором участников выбирали по базовым знаниям в области моды, появились аналоги по всему миру. Все это стало походить на стиль  программы "American Idol" в которой публика при помощи голосования выбирает победителя. Зачем кому-то нужно учиться в Лондонском Сент Мартинсе или Нью-Йоркском Технологическом Институте Моды, когда самодельный наряд дилетанта может набрать на ютьюбе миллионы лайков?

Играя в короля Канута (прим. пер. имеется в виду "Король Канут" Теккерея) и пытаясь сдержать волну электронного модного хлама мы обречены на провал. И что-то потеряно в мире, если выжившая безвкусица стала новым богом в параде вещей. Возможно правильным ответом было бы отправить эту вечно прихорашивающуюся и прочищающую перышки публику на баррикады, и пока шоу будет продолжаться, украдкой, обходными путями, снова стоять плечо к плечу с единомышленниками состоящими из группы преданных профи - одетых с ног до головы в черное, естественно.

Подпишитесь на наш
Блоги

Перевод статьи Сьюзи Менкес "The Circus of Fashion"

16:29, 10 мая 2013

Автор: Lullaby

Комменты 39

F

АБСОЛЮТНО верная статья, нужно почитать оригинал. У меня впечатление, что подобное любительство - поверхностное отношение ко всему (моде, работе, отношениям) захватило нас (Россию, в том числе) - не нужны профессионалы, а только те кто громче кричит и "в тренде", увы.. Даже в моей сфере деятельности -финансах это абсолютно! Но могу предсказать, что ничего хорошего из кликуш не выйдет ибо они ничего не создают, а лишь умеют вылезти и громче всех прокукарекать, но это не созидание и поэтому не может длиться вечно. Только жаль что действительно одаренным людям нет дороги.

Аватар

Зацикленность некоторых дам на ''луках'' вызывает жалость.И не потому ,что они,вместо того,чтобы лететь в космос или спасать дельфинов или не знаю что еще)) тупо тратят огромные деньги на ненужные тряпки.Эти дамы все равно ничего полезного бы не сделали.А потому что фетишизация чего-либо превращает человека в укроп.

Аватар

Крутая тетя! Респект!

Аватар

согласна- мода стала означать автоматическое отсутствие стиля, превратилась в цирк. Кстати, мне ни одной вещи с таких шоу как Project Runway не захотелось приобрести. А купить старую добрую вещь "подо все", хорошо сидящую вещь, льстящую фигуре, качественно сшитую их хорошего материала- практически не реально. Я каждый день "сканирую" shopbop (иногда сакс? нет-о-порте и др ведущие интернет магазины) и меня поражают цены на полиэстер и другую синтетику, и небольшое количество товаров, которые будут льстить и базовых вещей. Действительно, возникает ощущение, что моду создают геи, ненавидящие женщин.

Аватар

А теперь нужно дать почитать эту статью Лене Перминовой:)

Подождите...