О ЛИЧНОМ Вам было трудно свыкнуться с публичной ролью? Вначале, конечно, было сложно и некомфортно. Сейчас, набравшись опыта, я чувствую себя куда увереннее. Мне стало легче, например, выступать на публике, произносить речи, да и вообще теперь, как мне кажется, я держусь куда свободнее. Вы как-то рассказали мне, что верите в одну примету: если наступишь кому-то на ногу, нужно, чтобы этот человек наступил тебе на ногу тоже… Да! Я вечно наступаю кому-нибудь на ногу и прошу, чтобы мне тоже наступили. Это русская примета из детства, почему-то я в нее верю. Вообще, все такие вещи идут из детства. У меня была любимая игра: взять мамину косметику и украшения, представить, что это настоящие королевские сокровища, и пойти с ними гулять вокруг дома. А как только становилось темно, я прятала все это в снег – и все действительно превращалось в настоящие сокровища. Часто я их потом не находила, и мамины украшения и косметика постепенно стали исчезать из дома. Мне, конечно, досталось. Но мне было всего пять лет. А какое место на земле вам нравится больше всего? Отвечаю не задумываясь: Намибия! Я была там в прошлом году с несколькими близкими друзьями – мы так отмечали мой день рождения. Палатки, совершенно дикая незнакомая природа другого континента, незнакомые наречия и люди. Чувствуешь себя персонажем Жюля Верна. Мы летали на крошечных самолетах над нетронутыми кусками мира, где видели останки пиратских кораблей и скелеты гигантских животных. В какие минуты вы чувствуете себя счастливой? Понимаю, что это довольно банально, но самое ценное и счастливое для меня время – когда я со своей семьей, с близкими друзьями и мы смеемся! На самом деле я очень люблю смеяться! У вас есть девиз? Это не мой личный девиз, но я твердо в него верю: «Если жизнь дает тебе лимоны, сделай лимонад»

image

ОБ ИСКУССТВЕ Давайте начнем с самого начала. Какими были ваши самые первые впечатления от искусства, от художественного высказывания? Моя подружка жила в доме, построенном Фрэнком Ллойдом Райтом. Мы тогда учились в восьмом классе. Я понятия не имела, кто он такой, чем знаменит этот дом, но почему-то сразу почувствовала, что это нечто особенное. Дорога, которая к нему вела, лестница, пропорции здания производили огромное впечатление. Это теперь я знаю, что он был архитектором-новатором, создателем «органической архитектуры». Большая, настоящая архитектура всегда привлекала меня, потому что это не просто здания, это образ жизни. Тут можно вспомнить русскую конструктивистскую архитектуру двадцатых годов, например Дом Наркомфина, в котором не было кухонь – предполагалось, что жители будут питаться в специальных столовых. Великие архитекторы – это прежде всего художники-утописты, они создают пространства будущего. Города, наполненные солнцем и новыми удивительными людьми. И эти идеи, пространства не устаревают, они и сейчас так же прекрасны и актуальны. Первое здание «Гаража» было спроектировано Мельниковым и построено в двадцатых годах. Теперь мы занялись другим зданием, которое является прекрасным образцом модернизма шестидесятых годов. Когда мы познакомились, вы только собирались открывать «Гараж». Что побудило вас тогда всерьез заняться современным искусством? Это было счастливое стечение обстоятельств. Я оказалась в Бахметьевском гараже практически случайно и сразу в него влюбилась. Огромное свободное пространство, оно казалось созданным для выставок. Сама идея этого пространства захватила меня, и мы решили попробовать. Мы создавали «Гараж», имея в виду временные выставочные проекты, но очень быстро он стал постоянной площадкой – домом наших идей. Через год у нас уже были лекторий с образовательной программой, детский центр, книжный магазин и кафе.

image

А до того, как появился «Гараж», какие вы ставили цели? Хотели ли заниматься музеем, думали ли об образовательных программах по искусству? Честно говоря, до «Гаража» я собиралась заниматься медициной. Но этот проект меня захватил больше. «Гараж» ведь тоже способствует социальным переменам в России, и мы большое внимание уделяем просветительской деятельности. В прошлом году на наших лекциях и семинарах побывали пятьдесят тысяч человек. Мы хотим привлекать тех, кому сейчас от восемнадцати до тридцати пяти лет, это люди нового поколения, они больше открыты миру, активнее включены в современную жизнь. Мы запускаем специальную программу стипендий для молодых художников. Это абсурдная ситуация, но в России есть премии для современных художников, но нет стипендий и грантов! Отличие стипендии от премии в том, что мы будем не одномоментно выдавать крупные суммы, а последовательно поддерживать целое поколение молодых художников. Хотим работать на перспективу. Мы думали и о премии, но сам институт премий очень поощряет гордыню, не создавая никакой почвы для объединения. А для нас принципиальным является как раз момент создания питательной среды, где и могут реализоваться таланты. Традиция преемственности прервалась, во всем мире знают русский авангард, в восьмидесятые прогремел «московский концептуализм», в Питере – «Новые художники», «Новая академия». Сейчас у нас есть отдельные известные русские художники, но нет течения, нет объединения художников, и, если нам удастся создать правильную среду для появления группы художников, подобной «новым британским художникам», будет замечательно. А как бы вы охарактеризовали сегодняшний «Гараж»? Это проект коммерческий, благотворительный или же PR-проект? Культура – не та область, в которой зарабатываются деньги. «Гараж» – некоммерческая организация, цель которой – пропаганда современного искусства и современной культуры. PR-проект современной культуры – конечно, да! Но никак не мой личный PR-проект. В «Гараже» проходили потрясающие выставки. Что вам самой больше всего понравилось? Наверное, инсталляция Дэна Флавина – она была частью выставки из коллекции Франсуа Пино, Кристиана Марклая «Часы», которая работала у нас по двадцать четыре часа в сутки! Джеймс Таррелл не мог не захватить дух. Но на самом деле каждая выставка – это новая история, со своими особенностями, трудностями, удачами. А когда она заканчивается, начинаешь по ней скучать, ведь привыкаешь видеть ее каждый день. И для меня каждый раз возможность прикоснуться и быть причастной к такого рода проектам – невероятная радость, и хочется давать эту возможность другим людям. А какого художника или какого галериста вы больше всего хотели бы привезти в Москву? Я мечтаю сделать выставку работ Луизы Буржуа! Это одна из самых интересных современных художников. Мне нравится, как тонко она работала с формой, с материалом. Любой художник, который после нее обращается к гендерным темам, так или иначе вступает в спор с ее работами. Меня восхищает эта женщина, которая прожила до девяноста восьми лет, но никогда не прекращала работать, чуть ли не до последнего дня своей жизни. Она всегда ощущала себя ученицей, часто меняла стиль работы. Для меня это образец «жизни в искусстве» и эталон настоящего художника.

image

Вы собираетесь больше работать за границей? Мы уже кое-что делаем, чтобы знакомить мир с российской культурой. Крупнейший фестиваль «Перформа» пригласил нас курировать выставку, посвященную истории перформанса в России. Зрителям понравилось, а нам было очень важно показать нашу работу за пределами России. Сейчас мы создаем инфраструктуру, которая даст возможность заниматься выставочной деятельностью за границей. Для нашей культуры наступает удивительно интересное время. «Гараж» скоро переезжает. Почему? Мы очень быстро растем. Четыре года назад мы открылись как экспериментальное выставочное пространство, а нас посетило более миллиона человек. Мы создали исследовательский отдел, у нас самый обширный в России архив современного искусства, наше кафе получило несколько премий, а сейчас мы начали издавать книги по современной культуре. И из практических соображений я решила подыскать для «Гаража» место в центре города. Выбрали Парк Горького. Над новым пространством с нами работает Рем Колхас, и это будет нечто грандиозное, он из тех архитекторов, кто создает неустаревающие проекты. А вообще кто работает с вами в «Гараже»? У нас молодая команда, средний возраст – тридцать лет. Сотрудники работают часто и ночью, и в выходные дни, когда мы готовим проекты. Руководит командой Антон Белов. Все сотрудники удивительно талантливые, умные, увлеченные. У нас трудится очень много девушек. А ведь известно, что именно на женских плечах держится вся система российской культуры. И судьба таких гранд-дам, как Ирина Александровна Антонова или Ольга Львовна Свиблова, и тех, кто пришел в искусство позже, как Айдан Салахова и Елена Селина, – убедительное тому доказательство. Без созидательной женской энергии «Гараж» не стал бы таким. Сегодня многие художники занимаются модой, а модельеры, наоборот, становятся художниками. Какие, на ваш взгляд, сейчас взаимоотношения между искусством и модой? Мне кажется, степень взаимопроникновения еще недостаточная. Я уверена, что сотрудничество по всем творческим направлениям ведет к новым открытиям и новым свершениям.

image

Ого! Я еще никогда не слышал предложений развивать эти контакты. А кого из ориентированных на искусство модельеров или стильных художников вы бы назвали в первую очередь? Странно, что вы не слышали подобных предложений, достаточно вспомнить художников русского авангарда, которые вдохновлялись народными вышивками, народными костюмами. Малевич, Кандинский и даже Маяковский создавали эскизы для театральных костюмов. А «Дягилевские сезоны»?! На них же работали лучшие художники своего времени, создавая эскизы костюмов, дизайн ткани. Кстати, это прекрасные примеры, когда художественные проекты меняют мир вокруг себя. Подлинное искусство всегда найдет точки соприкосновения. Модельер, композитор, архитектор, художник – все это грани одного огромного кристалла искусства. Николя Гескьер, Хайдер Аккерман, Раф Симонс – невероятно талантливые модельеры, и мне было бы очень интересно посмотреть на их работы в области искусства. Я знаю, что вы коллекционируете искусство. Что висит у вас дома на стенах? У меня очень разнообразные вкусы, но я прежде всего хочу поддерживать своих современников. Вот сейчас, например, я смотрю на свой портрет, который сделали The Bruce High Quality Foundation. Я поклонница всего, что они делают. Еще я люблю Фрэнсиса Бэкона, Мана Рэя, Дюшана, де Кунинга, Рихтера. Этот список может быть гораздо длиннее… Я считаю, что вкусы, как и все в жизни, постоянно меняются. Но главное – произведение искусства должно вызывать эмоциональный отклик. И именно этот отклик для меня самое важное. Интервью - Дерек Блесберг для журнала "Сноб" Источник - интернет-портал "Сноб"

Подпишитесь на наш
Блоги

Даша Жукова: интервью

00:59, 6 июня 2012

Автор: katyanochek

Комменты 83

Аватар

думаю интервью давали за нее ее пиарщики, слишком "причесанное"

Аватар

очень красивая. Спасибо за пост)

Аватар

Довольно кривенькая Даша. Однако, если интервью впрямь ее, то есть если она сказала все это а не "эээ, че на стенах висит? ну напишите ченить умное там. Ференц Бекон или как там его" или что-то в этом духе, то она очень интересная женщина. Такой речи любой филолог позавидует.

Аватар

Она способная к развитию (иначе Бласберг к ней на пушечный выстрел не подошел бы), не выпячивается, не строит из себя звезду, довольно прилично выучила ремесло, делает полезное дело, в конце концов! Ее уже принимают, а вы по-прежнему рассуждаете о ее национальности и челюсти, сидя в Бутово.

Аватар

Дарья замечательно получилась на фото, но, боюсь, интеллектуальное интервью из журнала "Сноб" изнасилует мне мозг на ночь глядя, так что не читала. Оно, как обычно, о том, что русский ньюарт в шоколаде и вообще рулз?

Подождите...