50-е – последнее десятилетие XX века, когда женщины одевались, красились и причесывались плюс-минус одинаково. Богатые американки, жительницы послевоенной Европы, советские труженицы – все красили губы красной помадой, укладывали волосы валиком и носили приталенные платья с пышными юбками. Естественно, все знают, что автором «новой женственности» был выдающийся француз – дизайнер модного Дома имени себя Кристиан Диор. По запросу «Диор» любой поисковик выдаст стандартную информацию про new look, усталость от военного аскетизма – в жизни вообще, и в одежде в частности, - и великий вклад мсье Диора в модную историю. Тем обиднее, что за восторженными ахами и охами по поводу new look практически забылись другие – ничуть не менее new и великие – модные достижения Кутюрье. За десятилетнюю (с легендарной первой коллекции 1947 года до внезапно последней в 1957) карьеру Диор создал 20 непохожих друг на друг модных историй. Каждая из них открывала публике талант французcкого гения с новой, неожиданной стороны – оставаясь неизменно утонченной, элегантной и haute couture до мельчайшего стежка на подкладке. А ведь действительно Великим Диора как Кутюрье и художника сделала не одна единственная удача, а уникальное мастерство, которое живет в его платьях. Поэтому, говоря о Диоре, мне хотелось бы в боль-шей степени уделить внимание тому наследию, что незаслуженно оказалось в тени new look. Впрочем, зачем умалять достоинства блестящего дебюта, который сам мастер на-рек Corolle ( с фр.- «венчик цветка»). В феврале 1947 года на авеню Монтень в Париже Диор показывает коллекцию, явивший миру новый идеал женщины. Роскошной, уточнен-ной, холеной, изысканной, аристократичной, рафинированной, в меру избалованной и в достаточной степени светской.

image

Женщины-цветка, в равной степени впитавшей в так себя легкость и изящество красавиц рококо, так и зрелость и шик, характерные для эпохи барокко. Отсыл к историческому прошлому не случаен – Диор получил прекрасное образование, владел собственной галереей, водил дружбу с величинами арт-мира 40-х. В искусстве и идеалах красоты прошлого он будет черпать вдохновение не однажды: «исторические» корни имеет не только его первый дизайнерский опыт, но и некоторые последующие. Итак, идеал женщины Corolle, или, как более привычно многим – new look. Утонченная женщина элегантного возраста, имеющая возможность вести роскошный образ жизни, ухаживать за собой и поражать воображение завистниц великолепными нарядами. Волосы тщательно уложены (или заплетены в вечернюю прическу), макияж продуман до мелочей – ровный тон лица, подчеркнутые брови, аккуратные стрелки на глазах, яркая помада.

image

Имейте ввиду, что подобный туалет в 50-е (точнее, даже – в конце 40-х) требует существенных временных затрат и навыков – прозрачную пудру со светоотражающими частицами еще не изобрели. Далее – собственно наряд. Шикарное платье из дебютной коллекции мало того, что непривычно узко – после почти полувека забвения мастер возвращает в гардеробы своих клиенток корсеты, так еще и в буквальном смысле тяжелая ноша. На бальные наряды с широкими юбками идет до 40 метров ткани, а посему ансамбли из тафты или плотного атласа весят килограммов по 20!. А кто сказал, что будет легко? Как говориться, красота требует жертв. Впрочем, макияж, укладка и трудности ношения – совсем не то, что вспоминают, когда речь заходит о мсье Диоре. Необычный – для привыкшего к широким плечам, грубым тканям и жестким силуэтам послевоенного мира – крой, похожий на восьмерку, песочные часы и лепестки цветка – вот, что заворожило современников (сначала американок, а потом и европеек), а затем и нас. Акцентированная в 40-е линия плечевого пояса (с помощью собственно кроя, а также подплечников и дополнительного декора в виде погончиков, складок и застрочек) – пришла в женских гардероб не просто из мужского, а из военного. Даже вечерние платья, не говоря уже о жакетах и верхней одежде, кроились по образу и подобию мундиров. Стоит ли удивляться, что они сообщали женщинам силу, решительность и мужество, столь необходимые в военные годы. Диор решительно ломает традицию – и возвращает в моду покатые узкие плечи. Линия плеча отныне напоминает не твердый прямоугольник, а мягкий покатый полукруг или овал. Подплечники – долой.

image

Кроме того, Диор вводит моду на платья-бюстье – открывающие миру декольте и соблазнительные ключицы. Тонкая талия подчеркивается собственно узким приталенным кроем, а также декоративными поясами, отрезными по талии юбками, жакетами с пришивной баской. Бедра визуально расширяются – широкими, размашистыми и нескромными линиями. Диор вводит в моду сильно клешенные от талии юбки из плотной ткани, хорошо держащей форму, подъюбники и нижние юбки, многоярусные кринолины, похожие на платья времен Марии Антуанетты.

image

Впрочем, то, что бедра в подобных облаках ткани могут казаться чуть шире, чем есть, никого из потенциальных потребительниц не смущает. Это ДО модельная эпоха. Стандартный женский размер, считающийся «идеальным» - 46. это фигура а выраженной грудью, тонкой талией и пышными бедрами. Фигура взрослой женщины, а не юной девушки. Диор отчасти «одевает» реальные фигуры своих клиенток, отчасти стимулирует моду на именно такое телосложение. После дебютной февральской коллекции и повторяющей и развивающей ее основные идеи коллекции осень-зима 47 (она называлась 8), Диор, конечно, неоднократно возвращается к прославившему его на весь мир силуэту. В 53 году он выпускает коллекцию Tulipe(тюльпан) – легкие наряды, часто с цветочными принтами, менее пафосные, чем new look прародители.

Здесь Диор делает крой более молодежным и динамичным – юбка становится менее широкой, декорируется складками и плиссе, рукава укорачиваются. Сам силуэт становится более реалистичным и удобным – корсет более не используется, особенно для повседневных платьев, выкройки выполняются с припуском на движение. Отдельно отмечу использование Диором тканей с рисунками. Веселенькие расцветочки, понятное дело, были не частыми гостями на закроечном столе мастера с безупречным вкусом. Тем не мене, время от времени в летних коллекциях модельер использовал цветочные набивки и – весьма редко! – даже леопардовый принт.

image

Впрочем, вечерние наряды остаются столь же фантастическими, как и много лет назад.

image

Еще один любимый цветок художника – ландыш – вдохновит его на создание летней коллекции в 1954 (по-французски Muguet).

На сей раз главную роль играл именно рисунок – Диор оставляет фасоны довольно лаконичными, сдержанно декорируя платья бантами, повторяющими линии цветков на рисунке платья. Впрочем, избранные счастливицы получали ландыш в подарок от Кутюрье и раньше. Педантичный и невероятно внимательный к де-талям модельер имел обыкновение вкладывать веточку цветка в подол готового платья – в качестве комплимента даме и небольшого, но приятного знака внимания. Ах! В 56 Диор вновь возвращается к женственному силуэту – которому к тому времени уже успел изменить с полными антиподами, но об этом ниже. На этот раз источником вдохновения стали фасоны времен Директории и Наполеона. Кутюрье не скрывает, что прошлое его манит и притягивает и называется коллекцию Aimant (с фр. - магнит).

image

Диор экспериментирует с драпировками, умеренно завышенной талией, V-образными вырезами. Впрочем, историческое наследие мастер интерпретирует весьма вольно. Напомню, что традиционный для мод первой четверти 19-го века фасон выглядел примерно так: облегающий декольтированный лиф, завышенная талия, расклешенная А-образная юбка. Диор оставляет талию на месте, делает юбку зауженной, а лиф кроит в форме бабочки. Образ становится более легким и свежим, но по-прежнему остается валь-яжным и рафинированным – драпированные платья из легкой ткани Диор предлагает носить с бриллиантами и высокими перчатками.

image

Последний раз о силуэте песочные часы Диор вспоминает в 57 году. В коллекциях Libre (свобода) и Fuseau (веретено) Диор возвращается к каноническому образу - бальные платья, шик, утонченная роскошь. Коллекция Libreu более утилитарная и практичная – впрочем, если эти определения вообще подходят к нарядам Christian Dior Haute Couture.

Тонко чувствующий время, Диор улавливает приближающиеся изменения в образе жизни женщин, и великодушно предлагает им одежду, более подходящую динамичному веку. Новый крой должен, по задумке автора, быть одновременно элегантным и удобным, не сковывать движения при ходьбе. Сам образ также становится более непринужденным – например, модельер использует более тонкие и пластичные ткани. Базовый силуэт большинства моделей – зауженный. Коллекция Fuseau более бескомпромиссна. Помпезные вечерние платья выполняются из тяжелых пафосных тканей – парчи, тафты, атласа.

Каждое платье – ода Диору не только как великому художнику, но и как гениальному портному. Сложный диагональный крой платьев, имитирующий спирале-видные желобки на веретене, скорее всего, вряд ли покорится на-все-руки-мастерам из провинции Гуаньчжоу. Талант мастера был по достоинству оценен не только благодар-ными современницами, записывающимися в лист ожидания на услуги модного гуру, но и потомками: платье из коллекции Fuseau было продано на аукционе Sothby`s за 15000 фунтов стерлингов при эстимейте в 2. И пару слов о том, о чем вряд ли поведают статичные фото изображения. Помимо макияжа, прически и перчаток выше локтя, платья Диора требуют еще одного аккомпане-мента – умения их носить. Стати, плавных, неспешных движений, гордой посадки головы. И эти «аксессуары», увы, в галантерейной лавке не приобретешь. В продолжении - о тех коллекциях Диора, которые выполнены в стилистике, противоположной new look.

Подпишитесь на наш
Блоги

J`adore Dior

18:29, 21 февраля 2012

Автор: artandfun

Комменты 3

Аватар

Теперь это образец женственности и стиля, а ведь раньше и эти образы казались авангардом. Со своей колокольни скажу,что очень люблю такие ретро образы, но с добавлением современных аксессуаров.

G

Шик!

Подождите...