Эволюция ведущих мировых авиакомпаний не стоит на месте, как и модные тренды. За множество десятилетий существования авиалиний изменилась не только роль бортпроводниц, их функции и требования к ним, но и облик девушек.
Зачастую над моделями формы трудятся не только в швейных мастерских, но и  в модельных агентствах, поэтому к униформе имеется еще и дизайнерский поход. У каждой компании она своего, определенного цвета, покроя и фасона, для каждого пола, сезона и  временного периода. Сегодня стюардессы часто носят деловые повседневные дизайны в классических цветовых сочетаниях темно-синего, красного, черного и белого. Впрочем, бывают случаи, когда авиакомпании пытаются привлечь внимание оригинальными униформами своих стюардесс.

Дальше всех пошел вьетнамский лоукостер VietJet, одевший бортпроводниц в бикини в рамках рекламной кампании в 2011 году. Вьетнам - очень консервативная страна, где правила поведения на публике очень строгие, но бизнесвуменша решила попробовать и в 2012 году одела девушек в фирменные красно-желтые купальники с целью развлечения пассажиров на борту специальной танцевальной программой в проходе. Иногда по каким-то специальным случаям, купальники заменялись на другие открытые костюмы, например, гавайские. Бикини вызвали возмущение вьетнамской публики и неодобрение властей, но максимум, что власти по закону могли сделать — это выписать не такой уж большой штраф за проведение шоу без разрешения. Штрафы они периодически и выписывали.
А слухи о полуголых проводницах тем временем полетели по свету, авиалинию даже начали называть "авиалинией бикини". В 2013 лоукостер совершил первый международный рейс, став первой вьетнамской частной авиакомпанией, вышедшей на зарубежный рынок. С тех пор небесные леди появляются в неглиже на специальных рейсах, а компания по капитализации вот-вот обгонит основного перевозчика — Vietnam Airlines.

Дефиле стюардесс проходят не на всех рейсах, а только избранных, и помимо бикини компания на праздники проводит иногда еще и настоящие показы мод.

В начале 1970-х годов американский художник и дизайнер Марио Армонд Зампарелли попросил бизнес-магната и авиатора Говарда Хьюза создать новую униформу стюардесс для Hughes Airwest. Запоминающимся нарядом Airwest было это трикотажное платье Sundance Yellow princess-line, которое имело соответствующий жакет на молнии. При выходе на улицу стюардессы могли надеть накидку с капюшоном или пальто.

Авиакомпания Pacific Southwest Airlines пустилась в конце 1960-х во все тяжкие и нарядила стюардесс в цветные мини-юбки и сапоги для танцев, так называемые (go-go boots), а потом, в начале 1970-х, приодела их и вовсе в плавки. Американская авиакомпания Pacific Southwest Airlines существовала с 1949 по 1988 год. И она вошла в историю как компания с самыми сексуальными стюардессами. Основатель компании Кеннет Фридкин действовал по принципу «Секс продается лучше всего», так что его сотрудницы носили самую яркую униформу: кричащие мини-юбки и даже шортики. 

Униформе придали еще более ограничительный вид с добавлением толстого, пластикового и белого ковбойского пояса. На этом фото 1971 года практически все стюардессы «Southwest Airlines». Форма первых стюардесс авиакомпании была представлена 18 июня 1971 года.

Стюардесса SWA в униформе "Strip Club Bartender", 1971 год

Главной "фишкой" и обязательным атрибутом внешнего вида стюардесс авиакомпании Hooter Air являлись обтягивающие шортики и майки. Hooters Air (авиакомпания, которая сегодня уже не существует, впервые ввела в корпоративный дресс-код костюмы стюардесс, больше подходящие официанткам − а всё дело в том, что основным бизнесом владельца компании был ресторанный, и первыми бортпроводницами стали именно служащие ресторанов). Кстати, компания Hooters Air была создана в 2003 году и закрыта три года спустя.

Стюардессы боливийской AeroSur просто используют вечерние платья в пол. Девушки  носят обувь на высоком каблуке, а также богатые украшения в отличие от коллег некоторых других авиакомпаний, которым запрещено носить слишком массивные ювелирные изделия.

В середине 1960-х годов руководство небольшой авиакомпании Braniff International Airlines решило разрушить стереотип, согласно которому стюардессы должны одеваться скромно, даже чопорно, и пригласило Эмилио Пуччи, прославившегося своими яркими психоделическими принтами. "До этого дня большинство стюардесс были одеты так, как будто они приехали на автобусе из 1925 года", сказал Пуччи в 1965 году. Первая же коллекция Пуччи для Braniff произвела сенсацию: бортпроводницам предлагалось надевать нейлоновые блузки, салатовые сапожки с контрастными красными полосами, брючные костюмы фиолетовых и розовых оттенков с рисунками в виде ромбов и хиппи-гитар. Дизайнер продумал все до малейших деталей: начиная с перчаток (чтобы холеные ручки бортпроводниц не мерзли от перепада температур) и заканчивая поясами с шелковыми кистями. Для костюмов стюардесс Пуччи использовал тему космоса. Прозрачный пластиковый шлем "Космический пузырь" был предназначен для защиты  прически стюардессы от ветра и непогоды во время перехода между зданием аэропорта и самолетом. К сожалению, капор стюардессами редко использовался, потому что пластик легко ломался и громоздкие шлемы было трудно хранить на борту, они занимали слишком много места.  Кроме того, вскоре самолеты стали соединяться со зданием терминала специальными мостками, так что, необходимость защищать прическу отпала сама собой.


В общей сложности, в период с 1965 по 1974 год, дизайнер разработал для авиакомпании Braniff 6 коллекций. Слух об этой удивительной форме от известного и модного дизайнера быстро распространился по всему миру, что привлекло много внимания к авиакомпании.

форма образца 1971 - 73 гг.

В 1969 г. стюардессы Finnair работали в такой интересной униформе, которая отражала природу Финляндии — ее снег и темно-голубые ледниковые озера.

Леонард Фишер пытался вызвать дух новаторства своей коллекцией форм для стюардесс «American Airlines» в 1971-74 гг. Форма состояла из платья одного цвета с короткими рукавами либо кокеткой сверху. Платья были красного, белого или голубого цвета с контрастной выделкой. Поверх платья можно было надевать жакет того же оттенка. Возможно, самым запоминающимся элементом этой формы стал жакет с цветочными узорами, надеваемый поверх платья во время подачи обедов. Отделанный рюшами белый наряд был украшен узорами маков, васильков, маргариток и колосьев пшеницы. Дизайн фартука символизировал подвижных женщин на рубеже десятилетий, пытавшихся пробить себе дорогу в «American West».

В 1969-1971 гг. автором формы для бортпроводников авиакомпании Olympic Airways стал Пьер Карден. Его форма для бортпроводниц Olympic Airways состояла из мини-платья светло-голубого цвета с белыми вставками, кейпа и модного дамского чепчика. 

В 1968 году "Цветочная сила" ("Flower Power") была неотъемлемой частью плана "Модные бортпроводники" авиакомпании Hawaiian Airlines. Стюардессы носили платья А-силуэта, созданные специально для авиакомпании брендом Tiger Fabrics (Нью-Йорк). Свежие цветы плюмерии носили в волосах как часть ансамбля с бледно-жёлтыми колготками, подчёркивающими образ. Дизайн обуви принадлежит компании Evins Shoe, а жёлтая кожаная сумочка была разработана нью-йоркским модным домом Park Lane.

Стюардессы японской авиакомпании All Nippon Airways напротив самолета Pokemon (Pocket Monsters), 1999 год.

Более тысячи бортпроводников авиакомпании National Airlines носили роскошную униформу, имитирующую тигриную шерсть, в 1971 году. Стюардесса Синтия Робертсон (Cynthia Robertson) демонстрирует образ, держа в руках 8-месячного бенгальского тигрёнка по кличке Индира (Indira).

Эта форма стюардесс авиакомпании BOAC (British Overseas Airways Corporation).
была специально заказана для карибских маршрутов из Нью-Йорка, по которым авиакомпания начала летать в 1967 году. BOAC позже объединилась с другими авиакомпаниями, чтобы стать British Airways, которая все еще летает сегодня. 

Знаменитый голливудский дизайнер Жан Луи (Jean Louis) стал первым приглашенным модельером, создавшим униформу для стюардесс United Airlines. Перед художником встала задача «перещеголять» конкурентов, среди которых назывались Pan Am, TWA и Braniff. Контракт, заключенный United Airlines с Жаном Луи, стал сенсационным для авиационной отрасли того времени и составил три миллиона долларов. Уникальный для своего времени гардероб получили около 4500 стюардесс United Airlines.

Форма состояла из четырех платьев, летних и зимних пальто и шапок, модных сапог до колен, туфель и летного платья. Каждой стюардессе было выдано платье кораллово-красного цвета с белой полосой, проходящей вокруг шеи и спереди, и синее платье с молочной полосой. Комплект униформы различался в зависимости от направления полета. Например, во время рейса на Гавайи стюардессы были одеты в форму с ярким колоритным принтом «Гавайский закат».

Шведка Биргитта Линдман стала первой стюардессой, которая впервые в истории попала на обложку журнала «Life» в 1958 году. Неудивительно, что когда руководство авиакомпании SAS в начале 1959 года решило сменить униформу для стюардесс, именно Биргитту пригласили для оценки и первого осмотра новой модели.

Показ новой униформы для стюардесс авиакомпании SAS, 1959 год, Швеция.

Униформа компании Air Canada, созданная дизайнером Лео Шевалье в 1973 г., не подчинялась строгим правилам. Шевалье говорит что это несправедливо одевать тысячу уникальных девушек в одинаковую форму и предлагает совершить революцию. Так появилось 50 единиц одежды, складывающиеся в 300 комбинаций. В Air Canada появилась модная традиция. В первый рабочий день каждой новенькой стюардессе предлагали выбрать рабочую форму. Глаза девушек вспыхивали от счастья, но уже через пару часов радость сменялась страданием. Каждая женщина поймет их боль: выбирать приходилось из пятидесяти единиц одежды, которые складывались в триста уникальных комплектов. Остаться должен был один их трехcот. Тот, в котором будешь каждый день появляться на работе. Немыслимо даже представить как они примеряли все эти варианты, не говоря уже о том как выбирали один-единственный. Вот так, кусая локти и собачась с коллегами кто первый выбрал именно такое сочетание вещей, стюардессы Air Canada представлялись окружающими как самые счастливые стюардессы в мире. Стюардессы, которым авиакомпания дала возможность выбирать. 

И бонус.  Удивительно, но в 1970-х годах американская авиакомпания Alaska Airlines запустила проект под названием Golden Samovar. На рейсе Сиэтл — Анкоридж курсировал специальный самолет, который предлагал пассажирам знакомство с русской культурой, музыкой и едой. Бортпроводники были одеты в национальные русские костюмы и носили по самолету огромный самовар. Идея проекта заключалась в том, чтобы рассказать рядовым американцам, что Аляска когда-то была частью Российской империи. Логического объяснения этому странному проекту нет, а слоганом авиакомпании была фраза «Because We’re More Fun». Не поспоришь.

Это рекламный плакат авиакомпании «Голден Самовар Сервис». Девушки на плакате изо всех сил изображают русских красавиц (намёк на российское прошлое самого северного штата). Особенно убедительна девушка в центре - ни дать ни взять кубанская казачка.

Подпишитесь на наш
Блоги

Необычная форма стюардесс

21:01, 28 апреля 2022

Автор: Gatsby

Комменты 45

Аватар

Слава Богу, весь этот цирк ушёл в прошлое! Стюардессы - люди, отвечающие за безопасность на борту, а не стриптизерши в баре. Именно они будут спасать пассажиров в случае чего. А всякие купальники- мини- скафандры - это точно не то, что будет удобно в случае ЧС. Да и вообще сексуализация женщин налицо в этих фото! Представляю, что им приходилось выслушивать от некоторых пассажиров. ..

Аватар

Огромное спасибо за пост. Оранжевое платье с вертикальной белой полосой напрмнило платье из Ивана Васильевича Селезнёвой

Аватар

Потрясающий пост! Спасибо большое автопу❤

Аватар

спасибо ♥ очень интересно

L

Очень познавательно автор, спасибо. Никогда не думала, что можно так вот с фантазией подойти к форме стюардесс. Обычно они одеты в деловом стиле, не броско. А тут и почти без одежды ( вьетнамцы сделали гениальный маркетинговый ход), и в костюмах казачества ( браво аляскинцам за фантазию), и ультра мини, и вечернее платье. В общем, очень интересный пост.

Подождите...