Каждый интересующийся историей костюма знает или узнает: прообразом модного журнала принято считать «Mercure Galant» («Галантный Меркурий») вышедший в 1672 г. во Франции.

Однако на самом деле уже в 1577 подобное пособие создал немец Ганс Вайгель, назвав его«Trachtenbuch» («Книга одежд»). Достойная работа, которой разве что не хватало текста:

А чуть позже, в 1590 году, двоюродный брат Тициана Чезаре Вечеллио, воспользовавшись наработками Вайгеля, а также Питера Кука ван Альста и Николя де Николе, издает «De Gli Habiti Antichi e Modérni di Diversi Parti di Mondo» («Древние и современные наряды в разных частях света»), где иллюстрации снабжены комментариями. Что же венецианец, не покидавший родины, знал, думал и воображал о славянах и балтах? Идем по порядку.

Великий князь московский

​​​​«Сей князь одет в платье из шелка, атласа, дамаста, бархата, подбитое соболиным, горностаевым или другим нежным мехом, водящимся в стране в изобилии. Шапки он носит разные, но чаще всего красные без полей, подбитые соболем. Рукава столь длинные, что наполовину прикрывают ладони. Скипетр по форме напоминает булаву. То гордый вельможа, который нечасто показывается людям на глаза»

Вельможа и посол московский

«Среди московитов измена и прелюбодеяние считаются великим грехом; в их стране нет блудниц. Тамошний князь, пожелав жениться, приказывает отобрать со всех своих владений самых прекрасных и добродетельных девиц. Когда прислужники и доверенные матроны их приводят, он выбирает приглянувшуюся независимо от ее сословия; остальных выдает замуж за знатных приближенных. Платье дворян шьется из шелка, атласа, дамаста, бархата и других дорогих тканей.  Шапка (как и платье) на меху. Рукава носят длинные, и любят прятать в них руки. Под платьем носят кафтан, более короткий и подпоясанный»

Госпожа московская

«Госпожи в тех краях одеты так же, как господа; рукава их шелкового платья одной с платьем длины, сообразно высокому статусу. На груди платье скрепляется нашивками золотого галуна. Шапочка из бархата оторочена мехом. Рукава нижнего платья неширокие и достаточно длинные, частично прикрывают ладони, освобождая тем самым от надобности использовать перчатки. В подобный наряд облачены и юные девушки, и замужние женщины. Волосы укладывают в скромные прически; под недлинным подолом видны сапоги. Прислуга носит одежду из грубого сукна. Дворяне, строго блюдущие честь, редко позволяют женской половине покидать дом. Из набожности они держат лик Христа у входной двери, и переступая порог прежде всего склоняются перед ним, чтобы воздать ему хвалу»

Наряд пехотинца московского

«Наряд московских пехотинцев удобен и не стесняет движений, они носят распашной кафтан из толстого войлока с короткими полами; под ним стеганый кафтан той же длины, стойкий к любым ударам. На ногах у них чулки из выделанной кожи, поверх которых обуты кожаные подошвы, как по нашему обычаю. К своему пестрому поясу прикрепляют меч или кинжал. Все они имеют при себе лук и умело с ним обращаются. Шапки различной формы, подбиты мехом. Московиты противники иудеев; ни видеть ни слышать их не могут. Дома возводят из дерева, добываемого в знаменитом Герцинском лесу; помещения хорошо разграничены, опрятны и чисты»

Конный воин московский

«Сии московиты невысоки ростом, но хорошего мускулистого телосложения. У них серые глаза, недлинные ноги; живот выпирает. Лошади тоже невысокие. Для упражнения в искусстве войны они скачут верхом, борются и стреляют. Законы их страны очень просты, но справедливы. Вместо доспехов облачаются в стеганый кафтан, стойкий к любым ударам. Вооружены пикой, луком и стрелами, булавой и изогнутым мечом. Они ездят на коротких стременах; крайне искусны в стрельбе, могут, отступая, поразить врага на скаку»

Господин богемский

«Богемия расположена в Алеманнии [?] и окружена Герцинским лесом. Ее перескают две реки, Эльба и Молдава [Влтава], на берегу которой находится Прага, город большой и имеющий статус столицы. Хоть то и холодная страна, она все же изобилует рыбой, стадами скота, птицами, зверями, зерном и деревом, за исключением разве что масла. Тут варят отличное пиво, которое привозят в Вену, что в Австрии. Народ увлекается новым, посему Прага полна смуты и ересей; так как королевство процветает, простолюдины невоздержанны. Принимать веру в Христа начали в 900 году под предводительством Борживоя, сына Нестора*. Мужчины носят большие и тяжелые суконные шляпы, кафтан подбит волчьим или медвежьим мехом и не очень длинный, но с широкими рукавами. Под ним дублет из цветного сукна, затянутый перевязью для меча, которым здесь вооружен каждый»

*очевидно, речь о Борживое I, реальном чешском князе, распространявшем христианство, но умер он до 900 года, а его предполагаемым отцом считается Гостивит. 

Простолюдин богемский

«Местные обычно носят высокую меховую шапку. Верхняя одежда синего или красного сукна, подбита мехом и снабжена рукавами, чтобы продевать в них руки, когда нужно. Нижний кафтан тоже из сукна и подбит мехом, его подпоясывают перевязью с мечом. Носят суконные шоссы, поверх сапоги из кордована. Меховая пелерина надежно защищает от холода, ветра и проливных дождей»

Госпожа богемская

«Здешние госпожи противницы тщеславия, очень благочестивы. Волосы убирают в золотую сетку и сверху надевают широкую бархатную шляпку, украшенную золотыми брошами и крашеным пером. Ворот рубашки большой, брыжжевый; плечи покрывает пелерина из бархата или другой шелковой материи. Носят платье с узким лифом, окаймленное полосами бархата и витым шнуром; рукава тянутся до запястий, обрамленных брыжжами. Юбка платья круглая, без складок; поверх повязывают передник из камлота, другой шелковой ткани или сукна, также с пришитыми по низу лентами. Вдобавок носят золотые цепочки. Несмотря на знатное происхождение, каждая занимается полезным делом»

Простолюдинка богемская

«Простолюдинки одеты в платья из льна или грубого сукна, окаймленные бархатными или шелковыми лентами. Голова покрыта меховой шапкой, под ней лицо обрамлено белым платком как воротником. Для защиты от холода короткая накидка надевается поверх другой, подбитой мехом; под ними видна юбка платья с множеством складок. Завернутые в одежду, они идут быстрым шагом, как принято в Германии, торгуя и покупая с великой живостью. Всю их обувь составляют кожаные или замшевые сапоги»

Невеста силезская, идущая под венец

«Сии невесты, отправляясь на венчание, на голове имеют золотую пластину тонкой работы, украшенную самоцветами и похожую на корону; из-под нее по плечам ниспадают волосы, которые перевязаны цветными шнурками, сплетенными из золотых нитей. Одеваются в платье с множеством складок, из атласа или табина такого окраса, какой по вкусу, а поверх платья передник алого цвета; напоследок набрасывают просторную мантию длиной до середины голени, покрытую четырехугольниками разных мехов и имеющую вид великолепный. После венчания они торжественно возвращаются домой под музыку, где их ждут пир и танцы»

Мещанка силезская

«Силезские мещанки, искусные в торговле, снуют по городу для покупки и продажи необходимого. Из-за холодов в тех краях они носят шапку из меха куниц и лисиц. Платье красного сукна, без лифа и с множеством складок, подпоясывается широким бархатным или кожаным ремнем, к которому прикреплен кошелек и нож в ножнах.  Они также носят передник из камлота или льна, а поверх наряда плащ на меху, согласно их достатку. Обычно они берут с собой малых дочерей, чтобы те заранее приучались к ведению дел, набираясь опыта»

Девица силезская

«Девицы носят на голове венец из шелковой материи, обычно из вышитого бархата; из-под него спадают две косы, перевязанные цветными шелковыми шнурами, в которые продеты золотые пуговицы. Лиф платья может быть разных цветов, застегивается на груди и по-всякому украшен; юбка с разрезом впереди, так что под ней видна вторая, из синего атласа с крупным узором внизу. Рубашка с высоким брыжжевым воротником, рукава пышные, но сужаются к запястьям. Повязывают бархатный пояс с множеством бляшек. Их никогда не увидишь в высокой обуви или платье со шлейфом»

Служанка гданьская, померанская или датская*

«Сии служанки одеты преопрятно, а их наряд очень скромен. На голове у них сетчатая шапочка, в которую убирают волосы. Носят рубашку с небольшим брыжжевым воротником, поверх платье с лифом из грубого сукна темно-серой или схожей расцветки и передник, которым вытирают руки во время готовки. Вместо платка на плечи набрасывают короткую суконную пелерину. Отправляясь к фонтанам или колодцам за водой, берут два деревянных ведра, в которых несут влагу ловко и быстро»

* в сборнике Ганса Вайгеля — только гданьская

Король польский

«Сей король, как и все остальные, одет великолепно и носит множество украшений из золота и самоцветов. Мантия из парчи; под нее в военное время он надевает сияющие доспехи и меч. На ногах шоссы, воротник и манжеты с брыжжами ; голова увенчана  короной с самоцветами, в руке скипетр»

Наряд польский

«Поляки носят дорогие одежды из шелка или тонкого сукна, отороченные различными мехами. На ногах шоссы из крашеного сукна на завязках, узкие в голенях и широкие от колена и выше, которые крепят к поясу. Обувь желтая, красная или пурпурная, с острым мыском, на каблуке имеет железный ободок, не дающий ноге скользить на льду; с той же целью остальная часть подошвы подбита острыми гвоздями. Под верхним кафтаном длиной до пола носят нижний, к которому крепят меч. Голову бреют налысо, оставляя посредине длинную прядь, также бреют и бороду, не трогая усы»

Купец прусский*

«Пруссия производит на свет мужей трудолюбивых и предприимчивых, которые часто посещают рынки и ярмарки Ливонии, Литвы, Германии и Польши и бойко торгуют мехами. Их наряд прост и не стесняет движений. Головной убор представляет собой подбитую мехом шапку или шляпу необычной формы, как принято в тех краях. Они носят платье до колен, из плотной ткани, подбитое мехом скорее полезным, нежели красивым, и застегиваемое на оловянные или кожаные пуговицы с позументом по бокам. Пелерина из волчьей или медвежьей шкуры защищает от дождя и ветра. Подобный наряд также носят на Руси, в Польше и в Тартарии»

* у Вайгеля этот купец значится русским, а не прусским

Госпожа познаньская

«Госпожи сего города носят шапочку из сукна или бархата, подбитую мехом, гораздо более полезную, нежели те, о которых говорилось ранее. Платье их длиной до земли как спереди, так и сзади, из шелка, сукна или другой материи разных цветов, но всегда оторочено мехом и с множеством складок; даже в мороз руки покрыты лишь шелковыми рукавами рубашки, тоже в складку; можно увидеть и льняные, которые столь накрахмалены и отполированы камнем, что приобретают сильный блеск и напоминают скорее бумагу, нежели ткань. Поверх плащ, подбитый мехом, из шелка или сукна тех цветов, какие им по нраву»

Госпожа польская, прусская или московская*

«Наряды Польши, Литвы и Пруссии очень похожи. Тамошние госпожи покрывают виски, уши и подбородок, повязывая на голову платок; на узел платка надевается высокая, отороченная густым мехом бархатная шапочка с низкими боками, закрывающими уши. Верхняя одежда очень свободного покроя и с длинными рукавами, сшита из бархата, атласа или другого материала, подбита мехом, сообразно статусу; под ней отороченное мехом платье из сукна до пола со складками и с украшениями на подоле. На них также можно увидеть льняные или камлотовые передники с вышивкой. Лиф и рукава платья украшаются бархатными лентами, ворот и манжеты рубахи — брыжжами. На груди носят золотые цепочки»

* в книге Вайгеля наряд назван польским и ничьим другим

Невеста гданьская

«Тамошний люд независим и наслаждается свободой благодаря королю Польши. Платье у юных девиц с коротким лифом, прилегающим к груди, которую украшают золотыми цепочками; шьется оно из шелка и сукна тех цветов, какие по нраву, а еще часто из камлота с муаром. Нижние рукава подогнаны под форму рук, верхние очень длинны и окаймлены полосами бархата или атласа. Подпоясываются длинным красным шелковым шнуром, на котором подвешены ключи и нож в ножнах. Некоторые носят распашную мантию на меху с золотыми пуговицами у ворота и по разрезу»

Госпожа литовская

«Литва очень большая страна, и наряды в ней разнятся. У сей госпожи платье окаймлено полосами узора; вместо передника отрез сукна. Головной убор вдобавок обматывается материей по образу тюрбана; на коротких рукавах платья прорези для красоты»

Русин

«Рутения граничит с Московией, Ливонией и Литвой; все те княжества часто воюют друг с другом и сражаются на льду. Рутенские мужчины носят высокую шапку с украшением наверху. Их кафтан, застегнутый на груди и подпоясанный, доходит до середины голени, имеет короткие рукава и длинный стоячий воротник. В бою они используют обычно лук и меч»

Литвин

«Литвины весьма отважные воины; обычно они вооружены щитом, мечом и булавой. Для защиты тела надевают стеганый кафтан. Наряд из доброго цветного сукна; поверх чулок обувают кожаные сапоги. Шапка снаружи красная, а подкладка ее другого цвета»

Литвинка гродненская

«Многие литовские госпожи носят платья с рукавами, похожими на те, какие у горожан и знати в Венеции. Платье из тонкого сукна с нашитыми полосами бархата. Широко применяют мех, которым в основном подбивают шапочки, покрывающие их головы. На плечи накидывают полотенце, служащее им платком»

Благородная госпожа ливонская

«Знатные женщины сей страны, как и мужчины, обычно употребляют пищу без приправ, довольствуясь ее природным вкусом. Здешний народ следует обычаям Германии, но был подчинен полякам со времен правления короля Сигизмунда. Пока страна оставалась католической, она процветала; после 1527 года с принятием учения Мартина Лютера положение ухудшилось. Благородные и богатые дамы носят большую шапку из бархата или сукна с острым наконечником, ввиду морозов подбитую мехами и формой напоминающую беседку; шапка столь длинная и широкая, что полностью покрывает голову и немного лицо. На длинное платье, подбитое горностаем, надевают короткую красную накидку, тоже на меху»

Госпожа ливонская

«Сей наряд таков, что на головах у женщин серебряная треугольная шляпа с золотыми узорами, похожая на епископскую митру. У их платья из нарядной ткани распашной лиф, зашнурованный шелком немного выше талии. Сверху накидывается красный плащ длиной до пола, подбитый красивым мехом куницы или соболя, со стоячим воротником такой длины, что тот полностью закрывает шею и затылок. Вдобавок на плащ нашиты шнуры зеленого шелка, которые придают ему прочности и красоты. Простой люд страны живет бедно, одевается в грубое сукно разных цветов и носит сапоги из шкур»

Благородная девица македонская

«Македонский девичий наряд бытует у разных народов. Головной убор в виде тонкого и легкого деревянного короба, который покрыт золотой тканью и драгоценными камнями и сверху заканчивается как корона; задняя его часть обмотана вуалью из рубчатого шелка, один конец ее свисает, а второй скреплен толстым золотым ободком с драгоценными камнями, из-под которого к плечам ниспадают косы, обрамляющие уши. На шее и груди разнообразные украшения. Тонкая дорогая вуаль, длиной до пояса, закрывает их красивые, изящные лица. На атласное нижнее платье с высоким лифом надевают верхнее, до колен, из белого муара. На плечи набрасывают великолепный шелковый платок»

Наряд хорватский

«Сей наряд встречается не только у хорватов, а также у венгров и возможно поляков. Хорваты христиане, но подчинены туркам. Ввиду морозов их одежда подбита мехом лисы и волка. Один тамошний господин не так давно бывал в Венеции и получил радушный прием. Его наряд был из сукна красной и не только расцветки, атласа, дамаста, бархата и иных тканей. Для защиты от холода хорват носит бархатную шляпу или шапку, подбитую мехом. Сзади кафтан на полторы ладони длиннее, чем спереди, и имеет разрез до середины бедра; в зазор высунут меч шириной в три пальца. Они ходят с выбритыми головами, оставляя прядь волос в области темени и макушки. На груди кафтан застегнут на пуговицы из золота или другого металла. Длина нижнего кафтана обычно такая же, как у верхнего спереди»

Славянин или далматинец

«Здешние мужчины рослы, крепки и породисты, но грубого нрава и языка. Предпочитают цветные ткани, черное надевают только во время траура. Голова покрыта маленькой войлочной шапочкой, красного или другого цвета, с отворотом сзади. Дворяне и просто влиятельные мужи носят бархат, дамаст, скарлат и другие роскошные ткани разных цветов. Одеты в кафтан с рукавами, под которым еще один, похожий, а также в шоссы, красные или зеленые, подвязанные ниже колен. Все вооружены ятаганом, и многие к тому же с булавой. Ходят в довольно высокой войлочной обуви с кожаными подошвами, обвязывая ремешками стопы и даже голени. Они истые католики, воинственные и выносливые»

Далматинка или славянка 

«Здешние женщины породисты, благого нрава и великого трудолюбия. Они красиво обматывают голову шелковым или льняным платком белого цвета, пряча под ним косы. Одеваются в тонкие ткани разных окрасов. Платья у них без лифа, длинные, с полосками шелка на подоле и множеством складок; на талии стягиваются тесемками и широкими суконными лентами. Сверху надевают кафтан из тонкого сукна, атласа или дамаста с короткими рукавами, который они называют ghellero; просторный и распахнутый, он придает им изящества. Шея увешана жемчугами и золотыми цепочками. На ногах красные чулки и белые тапочки»

Далматинка цресская

«Головной убор тамошних женщин очень похож на тот, что у наших монахинь, они обматывают голову льняным или шелковым полотном. Платье длиной до щиколоток из тонкого цветного сукна, с коротким лифом, украшенным золотыми или серебряными розетками. Рубашка с узкими рукавами и брыжжами на манжетах. Под грудью повязывают льняной передник, подпоясываются кожаным ремнем с серебряной пряжкой. Подол платья окаймлен одной или двумя полосами атласа или бархата, другого цвета. Чтобы легче управляться с домашними хлопотами, танцевать и всегда иметь возможность прогуляться, носят вместо тапочек белые кожаные башмаки»

Вожак ускокский

«То свирепый и грозный народ, подвластный Карлу Австрийскому. Они обитают в неприступных горах и имеют пристанище в месте под названием Сень, существуя  за счет грабежей. Главные из них носят разного рода шелк и тонкое сукно. На поле боя одеты в тонкую кольчугу. Кафтан похож на славянский, длиннее сзади и короче спереди; рукава достигают локтей. Их арсенал невелик; в основном они предпочитают меч, как более подходящее для сражений на море оружие. Кафтан, обычно не подпоясанный, застегивается пуговицами из золота или серебра. На голову надевают шапку из бархата или другого материала, необычной формы: сзади доходит до середины затылка, спереди выше, по бокам отвороты. Они столь ловки и проворны, что бегают по крутым горам быстрее серны. На ногах красные или зеленые шоссы и грубые во избежание быстрого изнашивания башмаки»

Девица рагузская [дубровницкая]

«Жительницы Рагузы обычно красавицы, и головным убором им служит золотая или серебряная сеточка, в которую они убирают волосы. В ушах серьги с жемчугом или другими самоцветами, на шее ожерелье дорогого жемчуга. Платье из золотой, серебряной ткани или бархата до щиколоток с узором на подоле. Накидка черная, с прорезями по обеим сторонам для рук»

Подпишитесь на наш
Блоги

Итальянский обзор славянской и не только моды конца 16 века

14:10, 1 сентября 2021

Автор: Gauche

Комменты 20

G

Очень интересно, спасибо! Как вы на этот материал наткнулись и откуда книга и перевод?

Аватар

обожаю такие посты, спасибо

Аватар

Русин и Рутения - это кто такие?

L

Очень познавательно, автор.

Аватар

Спасибо автор! Познавательный пост.

Подождите...