Удивительно, что об этом платье слышали многие, но почти никто не видел, а ведь оно было создано, чтобы стать символом страны и даже названо "Россией". Случилось это в 1967 году на Международном фестивале моды. Затем этот же наряд открывал показ на Международной выставке легкой промышленности в Монреале. Автор - ведущий художник-модельер Общесоюзного дом моделей одежды Татьяна Осмеркина .

 Она придумала платье свободного кроя, вдохновившись в музее одной из икон. Для нее важно было найти «тот самый оттенок красного» — она перерыла все шелка на складе ОДМО и ничего не нашла. Потом ей попался отрез плотного шерстяного букле, и она поняла, каким на самом деле должно получиться платье. Решение было нестандартным: вечерняя модель из ткани для верхней одежды. 

Наряд шился специально для Регины Збарской (Колесниковой) – знаменитой манекенщицы 60-х годов. Статная брюнетка, похожая на итальянскую кинодиву, она была настоящей королевой подиума 1960-х. В буржуазной прессе её восторженно именовали «советской Софи Лорен» и «самым красивым оружием Кремля» ( так её окрестил французский журнал Paris Match). Но когда платье надела Мила Романовская, художники Дома моделей сошлись на том, что это стопроцентное попадание в образ. Романовская - яркий антипод Збарской - светлоглазая блондинка с длинной русой косой, настоящая «славянская берёзка».

Из воспоминаний модельера Татьяны Осмеркиной:

"Мое поколение модельеров работало совсем по-другому. Мне кажется, попробуй я рассказать молодым коллегам что-нибудь из тех времен, они примут эти откровения с недоверием. Год 1967-й. Общесоюзный дом моделей. Худсовет. Каждый дизайнер представляет по одной модели, в которой воплотил все свои чаяния, надежды, сомнения и мечты. Я тоже показываю всего одно платье и очень волнуюсь. Потому что сделала модель "не по правилам".

Вечернее платье из ткани для верхней одежды -- легкой шерсти-букле. Из-за ткани у платья появилась монументальность, а благодаря крою по косой оно стало пластичным. Так что, когда манекенщица Мила Романовская в нем вышла, а делала она это всегда стремительно, платье в движении выглядело еще интереснее. На голову я сделала легкий шарф из шелка, который летел за ней красным облаком.

Впоследствии успех платья отчасти приписывали его идеологическому смыслу -- красное значит советское. Я же, работая над ним, изучала древнерусскую обрядовую одежду, так что первоисточником стали культурные традиции из далекого прошлого. Советский Союз жил достаточно изолированно от всего мира. До нас доходила лишь скупая информация о моде других стран. Только, пожалуй, в библиотеке Дома моделей, "театралке" и "иностранке" мы могли посмотреть иностранные журналы. Я, честно сказать, этим не злоупотребляла, мне больше нравилось придумывать свое, а не гадать: совпадет или нет.

В моей работе всегда много значили случайности. Эскиз пересматривался во время примерок. Вот и в тот раз: ткани было мало, поэтому объем рукава определялся прямо на примерке. Когда я увидела восхитительный прямой угол, я решила его почти не видоизменять. Еще оказалась в отпуске вышивальщица, и я придумала использовать пайетки, которые создавали эффект кольчуги. Но это тоже было довольно рискованно, потому что могло быть не понято -- слишком много, слишком блестит и что-нибудь в таком роде. Опасения мои не подтвердились, и худсовет принял платье восторженно, с аплодисментами. Директор Николай Николаевич Никифоров произнес, когда его увидел: "Русь". Впоследствии искусствоведы присвоили ему имя "Россия".

На том Международном фестивале мод мы впервые увидели коллекцию Шанель и многих других знаменитых модельеров. До сих пор не могу забыть. В следующем году Дом моделей принимал участие в Международной выставке легкой промышленности в Монреале, платье "Россия" снова открывало показ. Манекенщицы рассказывали мне, что наши эмигранты во время показа плакали. Кстати, о манекенщицах. Органичный образ Милы Романовской очень совпал с моей моделью. На фестивале в этом платье она, как говорят очевидцы, была лучше всех. Потом ее снимал в этом же платье американский фотограф для журнала Look и тоже не мог сдержать восхищения. Съемки происходили в Успенском соборе Кремля. В 1970 году я вступала в МОСХ. Галя Гагарина, моя коллега, пыталась взять "Россию" на время. Оказалось, что платье продано. Кому -- неизвестно."

Удалось найти в сети вот этот редчайший снимок  с фотосессии для журнала Look в Успенском соборе Кремля.
 Когда в 1970 году платье хотели использовать снова, оказалось, что оно уже продано. Покупатель неизвестен до сих пор. Удивительно, но и фото его практически нигде нет. Удалось найти всего несколько.

Подпишитесь на наш
Блоги

Платье "Россия"

03:03, 12 февраля 2021

Автор: Gatsby

Комменты 75

Аватар

Красивое платье, на Регине Збарской лучше смотрится, чем на другой модели.

Аватар

манекенщицы так себе внешне

Аватар

Так интересно, все комментарии, где людям не понравилось платье жестко заминусованы. А ведь это просто личное мнение человека... У меня восхищения тоже особо не вызывает. Крой не уникальный, вышивка и отделка на груди даже не вдохновление, а практически прямое цитирование и перенос отделки ворота с древнерусских рубах. Грустные, конечно, времена были, что в общем-то обычный балахон, в которых в то время холили хиппи на другом конце земного шара, вызвал такой вау эффект. Хотя надо отметить, что модели блондинке платье очень идёт.

Аватар

Безвкусица, честно говоря.

Аватар

Возможно для нынешнего владельца платье уже не представляет интерес и лежит где-то на антресолях, а может и вообще переделано или выброшено.

Подождите...