Выдумать, хочу тебя сегодня выдумать...Не одного его, правда, но их - пару из сегодняшнего поста. В общем, тук-тук, а это к вам опять отец Андре. Со своими карамельками :)

Данный мужчина часто мелькал в подборках и вот я дозрела посвятить его биографии отдельный пост. Биография занятная, ведь широко известен Яшвант Рао II Холькар не только своей страстью к баснословно дорогим невероятно красивым вещам, обыкновенной для индийского князя, но и необыкновенной для индийского князя приверженностью авангардной европейской моде. В отличие от других индийских правителей, чей стиль жизни прививал Старому Свету новые тренды, молодой правитель Индора был очарован европейской эстетикой и перенёс её на родину, где для него и его супруги был построен особый дворец, о котором поговорим подробно. При этом консервативный британский стиль (Яшвант Рао учился в Оксфорде) оставлял его равнодушным - внимание махараджи всецело принадлежало Франции, Парижу и Ривьере, джазу, быстрым автомобилям и новейшими веяниям континентальной моды. А сердце - юной махарани Саньогите Дэви. 

Махараджа и махарани Индора в традиционных нарядах. Парный портрет кисти Бернара Буте де Монвеля, 1934.

Напомню, что правителем княжества Индор Яшвант (Йешвант, Yes-I-Want) Рао II Холькар XIV Бахадур стал в 1926 году в возрасте 17 лет, после вынужденного отречения отца, спровоцировавшего неэстетичный эпизод с преследованием своей фаворитки. Полную власть молодой махараджа обрёл в 1930-ом.

Вообще, маратхский клан Холькар овеян воинской славой, они многие годы успешно противостояли британцам, но в итоге были побеждены и в 1818 княжество вошло в состав Британской Империи.

Папа, Тукоджирао III Холькар в студии Lafayette, Лондон, 27 сентября 1913 года.

Редкий кадр - 3 поколения семьи Холькар: Шиваджи Рао Холькар, Тукоджи Рао III Холькар и новорожденный Яшвант Рао II Холькар. Примечательно, что Шиваджи Рао умер в считанные дни после того, как было сделано это фото. Снимок Рохита Сонкии.

В кругу семьи (мать Яшвантрао, махарани Чандравати - в центре).

С сестрой, махараджкумари Манорамой Радже

Взойдя на престол 9 мая 1930 года, новый правитель сформировал кабинет министров и не отставал от политического курса зарождающейся новой Индии, но как и прежде уделял много времени поездкам в Европу и США.  Внешнеполитическим, образовательным и развлекательным. Чаще всего в компании любимой супруги Саньогиты, сестры Манорамы Радже и наставника - доктора Марселя Арди, бельгийца. Время они там проводили замечательно. К слову, во время учёбы в Оксфорде махараджа предпочитал путешествовать без помпы, как обычный турист. Теперь же за перемещениями индийского джет-сета пристально следила пресса. 

Махараджа и махарани Индора во время визита в Гонолулу, 19 ноября 1936 года

Яшвант Рао и Саньогита Деви с Гэри Купером и Сесилом Б. Демиллем на съёмках фильма "Человек с равнины", 1936 год.

Список знаменитых друзей княжеской четы (близкие называли их просто "Бала и Сан") обширен, фактически это всё европейское светское общество двадцатых-тридцатых, но среди десятков громких имён (махараджа водил знакомство даже с Николаем Рерихом, жертвовал деньги на нужды русского Красного Креста) выделяется, конечно, имя американо-французского фотографа Мана Рэя, сделавшего множество портретов махараджи. К слову о сюрреалистах: кроме Мана Рэя, княжеская чета дружила со Скиапарелли, махарани приобретала у неё платья.

Он же увековечил и их с Саньогитой нежный союз в серии совершенно неформальных, можно даже сказать интимных снимков. Как бы сейчас сказали "лавстори". Но и нечто большее, конечно. Датируются фото периодом 1927-1930, но верно скорее последнее: на фото махарадже и махарани 22 года и 16 лет соответственно (есть в графском парке старый пруд - поженились они 6 годами ранее). Об истории знакомства и помолвки повествует трогательная легенда, очень в индийском духе:

"В то время княжичу Яшвантрао было всего 11 лет. Как наследнику престола, ему был выделен отдельный дворец на окраине Индора, где в одном из крыльев поставлен был большой вольер, в котором жили птицы из разных частей света всех цветов и размеров.

Именно здесь юный князь встретил свою будущую жену. Как-то раз он кормил райских птиц, которых особенно любил, когда пришла маленькая девочка и, играючи открыв дверь вольера, выпустила птиц (а их было не меньше двадцати). Йешвантрао был очень взволнован и принялся ругать девочку. Малышка заплакала, но, чтобы успокоить княжича, стала свистеть и махать птицам. Некоторые из них, сбитые с толку своей вновь обретенной свободой, прилетели обратно. Юный князь был теперь очень доволен и, сказав, что девочка понравилась птицам, поцеловал ее. Махарани (мать Яшвантрао), издалека наблюдавшая за развернувшейся мелодрамой, подошла к детям, взяла их за руки и сказала, что они станут мужем и женой. Два года спустя принц женился на этой маленькой девочке, которая была дочерью князя Кагала, министра Колхапура". 

Обратите внимание, что на этих снимках махараджу украшает 23-каратный сапфир старинной огранки "тавиз", мастерами Cartier превращённый в подвеску. Махарани позирует в платье от (вероятнее всего) Vionnet, том же самом, что и на портрете кисти Буте де Монвеля.

 

Кольцо из платины с рубином и бриллиантами огранки багет, из коллекции махараджи Яшванта Рао II Холкара.

Да и сам фотохудожник, похоже, не избежал облучения стилем))

Ман Рэй. Автопортрет в тюрбане с морской звездой, 1948

Дворец Маник Баг

Главным детищем того периода (как покажет время, главным в биографии) для махараджи стало строительство уникального дворца Маник Баг в Индоре, спроектированного немецким архитектором Эккартом Мутезиусом в 1929 году. 20-летний махараджа познакомился с Мутезиусом на одной из вечеринок в Оксфорде и показал ему проект будущего дворца, созданный английским бюро Mackensie & Co. Мутезиус, который был немногим старше заказчика, указал на недостатки и предложил свою помощь. Яшвант Рао с энтузиазмом принял это предложение - и уже через 3 часа контракт на грандиозную стройку стоимостью как минимум 4 миллиона рейхсмарок был подписан.

Эккарт Мутезиус, махарани Саньогита Дэви, махараджа Яшвант Рао II Холькар, Берлин, 1929-1930

Мутезиус получил карт-бланш на оформление интерьеров...и почти неограниченный бюджет (ну вы помните, кое-кто сбыл фамильные бусы, папа сильно волновался). Маник Баг (Рубиновый сад), дворец U-образной формы на 40 комнат, построенный на месте одноимённого бунгало, был закончен спустя четыре года и являл собой чудо модернистской архитектуры (но с некоторыми нюансами, о которых ниже):

...а нюанс в том, что внешний вид дворца Мутезиус дофантазировал, т.е. подверг фото ретуши согласно исповедуемому стилю  - на самом деле снаружи Маник Баг имеет не столь дерзкий конструктивистский облик, у него, например, была и есть крыша :)

Но давайте прогуляемся по интерьерам дворца, какими их создал и собственноручно запечатлел архитектор (в тесном сотрудничестве с княжеской четой, разумеется). Все 40 комнат были связаны друг с другом, в т.ч. при помощи террас (для 80 слуг дворца был построен отдельный проход снаружи).
 

Вход во дворец Маник Баг c фрагментом интерьера вестибюля

Вестибюль дворца Маник Баг (на стене - знаменитый портрет махараджи в европейском костюме).

Бертран Буте де Монвель. Яшвант Рао II Холькар, махараджа Индора, 1929.

Лестница Большого зала с подвесным потолочным светильником дизайна  Мутезиуса

Кабинет махараджи 

Эккарт Мутезиус. Комод-консоль в будуаре дворца Маник Баг.

Гостиная

Библиотека во дворце Маник Баг

Будуар во дворце Маник Баг

Лампа для дворца Маник Баг

Спальня махараджи Яшванта Рао II

Спальня махарани Саньогиты Дэви

Игровая комната во дворце Маник Баг

Гардеробная махараджи (с видом на кресло Transat в спальне)

Будуар

Эккарт Мутезиус. Кемпинг для шикара (тигриной охоты). Караван, построенный в 1936 году, был припаркован в форме звезды и состоял из четырех фургонов вокруг роскошной княжеской палатки в центре. Транспортные средства были оснащены выдвижными боковыми панелями, подъемными крышами, откидными полами на гидравлических опорах и соединениями складных дверей, а также предусматривали достаточно места для столовой, ванной, спальни и кабинета. В комнатах были штабелируемые стулья, кресла, обеденный стол со стульями и мебель для спальни. 

Внутри "походного" каравана

Дворец был оснащён многими техническими новшествами, например, оконными конструкциями для регулирования световых потоков, а также первой в Индии системой кондиционирования, которую устанавливал брат Лени Рифеншталь Хайнц, несколько лет спустя погибший на Восточном фронте. 

Поскольку высокая влажность в дождливые месяцы не позволяла отделать стены обоями или шёлком, Мутезиус решил нанести на них специальную краску с добавлением стеклянной пудры и металла. Это обусловило, по словам архитектора,«грандиозный эффект»: «В зависимости от того, как падал свет, покрытие сверкало или переливалось многообразными пастельными оттенками».

Чёрно-белые фотографии, сделанные самим Мутезиусом, не дают полноценного представления обо всех нюансах эстетики интерьеров дворца Маник Баг, поэтому попробуем достроить этот пазл с помощью нескольких цветных снимков. 

Банкетный зал во дворце Маник Баг со скульптурами "L'Oiseau dans l'espace" Бранкузи

Спальня махараджи с кроватью Луи Соньо, светильниками Мутезиуса, шезлонгом Basculante и ковром дизайна Ивана да Силвы Брунса. В изголовье - вариация картин Рериха "Явление срока"/"Сон Востока". Шкуры крупных кошачьих на полу - трофеи махараджи, который уже в детские годы прославился как первоклассный стрелок. Возможно, сейчас он лишается части начавших было ему симпатизировать  сплетниц, но  такой уж у махараджей атрибут, а тигр - противник грозный. Да и охотой Яшвант Рао не злоупотреблял, никогда не убивал самок, а в принадлежавших ему великолепных заповедниках можно было встретить самые разные виды: медведя-ленивца (губача), нильгау (синего быка), пятнистого оленя, пантеру и, конечно, тигра. После раздела Британской Индии в 1947-ом все животные махараджи были зарезаны по указанию новой власти. 

Библиотека с лестницей, оснащённой специальным механизмом, позволявшим передвигать её вдоль полок и креслом Roter Sessel, дизайн Эккарта Мутезиуса. На стене -  "Армагеддон" Рериха (во дворце хранилось не менее 20 его картин). 

Кабинет махараджи с письменным столом дизайна Жака-Эмиля Рульмана и стульями Desta от Ганса Лукхарда.

Реконструкция бальной залы с зеркальной ширмой Этьена Дриана на выставке "Modern Maharajah" в Музее декоративного искусства в Париже, декабрь 2019. 

Источник вдохновения.

Событием, укрепившим в махарадже веру в современное искусство, стал его визит в 1929-ом в дом известного парижского кутюрье времён belle-epoque, достойного соперника Чарльза Ворта, коллекционера и мецената Жака Дусе. Два часа, проведённые в особняке на 33 Rue Saint-James среди изысканных интерьеров ар-деко, произвели на молодого индийского князя неизгладимое впечатление. О чём он не преминул поведать хозяину, отправив Дусе полное комплиментов и благодарности письмо. 

Жак Дусе

Вид на лестницу с "Авиньонскими девицами" Пикассо (Дусе был первым владельцем картины). 

Интерьер в доме Жака Дусе. На стене - знаменитая "La charmeuse de Serpents" Анри Руссо (1907).

К сожалению, в том же году весьма пожилой уже модельер умер и наибольшей трагедией это стало не для парижских модниц, у которых были новые кумиры, а для молодых художников и дизайнеров - в лице Дусе они потеряли важнейшего клиента и мецената. Под благую весть о том, что махараджа строит дворец в авангардном стиле, дизайнеры приободрились и  ̶в̶ы̶с̶т̶р̶о̶и̶л̶и̶с̶ь̶ ̶в̶ ̶р̶я̶д̶  решили работать на опережение: на Salon des Artistes Décorateurs в 1929-ом они представили интерьеры для "индийского принца" (чьё имя не называлось, но все понимали, кому адресовано). Мутезиус полагал, что даже привычные предметы обихода должны быть уникальными и махараджа выбирал очень тщательно, поощрив многих дизайнеров.

Шезлонг Basculante, дизайн Ле Корбюзье, Шарлотты Перриан и Пьера Жаннере, изготовлен фирмой Thanet, 1931.

Электрический туалетный столик для махарани, дизайн Экарта Мутезиуса

Стол и стулья из дворца Маник Баг, дизайн Луи Соньо и Шарлотт Аликс.

Ковёр дизайна Ивана да Силвы Брюнса для спальни махараджи, ручная работа, мануфактура Savigny.

Пара напольных ламп дизайна Эккарта Мутезиуса, размещавшихся в вестибюле дворца. Дерево, стекло, альпака. В 2009-ом как часть коллекции Ива Сен-Лорана и Пьера Берже проданы на аукционе Christie's за 2 529 000 евро. 

Напольная лампа из частично лакированного нейзильбера (альпака), дизайн Эккарта Мутезиуса для дворца Маник Баг, в декабре прошлого года продана на Sotheby's за 500,000 долларов. 

Пара светильников для банкетного зала дворца Маник Баг, дизайн Эккарта Мутезиуса. Какч асть коллекции шато де Гурдон проданы за 421 000 евро на Christie's в 2011-ом.

Настольная лампа, дизайн Луи Соньо и Шарлотт Аликс для дворца Маник Баг

Этьен Дриан. Восьмистворчатая зеркальная ширма-эгломизе с изображением джазовых музыкантов, располагавшаяся в бальной зале дворца Маник Баг. В музыкантах узнаются американские исполнители,  в 1920-е выступавшие в Европе, например, барабанщик Бадди Гилмор, звезду парижского La Revue Négre. Джаз и танцы являлись страстью махараджи и махарани. Для дворца в Индоре Дриан, известный в тот период художник и фэшн-дизайнер, выполнил реплику ширмы, находившейся в частном владении в Америке.

Лампа из стекла и хромированного металла от Maison Desny.

Чаша Puiforcat, серебро, хрусталь.

Столовые приборы Puiforcat с инициалами махараджи. Серебро, нержавеющая сталь, эбеновое дерево.

Кресла Roter Sessel, созданные по проекту Эккарта Мутезиуса специально для библиотеки махараджи: основой послужило совмещение принципов классического кресла-бержер и английского "ушастого" кресла. Однако комфортную конструкцию Эккарт решил в радикальной манере: провокационно-красная кожаная обивка, металлические клёпки, "лыжи" из альпаки, серебряные пепельницы и встроенные светильники в дизайне кресла отсылали к салонам роскошных автомобилей (а махараджа, как мы помним, был страстным автолюбителем и обладал феноменальной коллекцией эксклюзивных авто) и самолётов (самолёты у него тоже были). 

Кресло-шезлонг "Aux Skis" ("На лыжах"), дизайн Жака-Эмиля Рульмана для махараджи Индора. По этому предмету нужно уточнение: кресло было представлено в рамках проекта интерьера для индийского принца на упомянутом Salon des Artistes Décorateurs в 1929-ом, однако Йешвант Рао выбрал другие предметы этого дизайнера: письменный стол и кресло для кабинета, а также книжный шкаф. Тем не менее его принято связывать с дизайнерским ажиотажем вокруг строительства Маник Бага. Один из маркеров эпохи как-никак. Продано за 2,420,000 долларов на Sotheby's в декабре прошлого года. 

Эккарт Мутезиус. Бар из дворца Маник Баг.

Знаменитое кресло Эйлин Грей "Transat" из дворца Маник Баг. Несколько лет назад было продано за $1,538,500.

И отдельно стоит сказать о скульптурах. Сын махараджи, Ричард Холькар, в шутку сетует, что в 20-е отца совсем не впечатлила живопись Пикассо. Зато он приобрёл произведения франко-румынского скульптора Константина Бранкузи: пару знаменитых "Птиц в пространстве" ("L'oiseau dans l'espace"), чёрную и белую, которых вместе с двумя другими скульптурами планировал расставить вокруг небольшого квадратного бассейна внутри так называемого "Храма медитации" - сооружения без окон на территории дворца Маник Баг. Однако проект так и не был осуществлён, поскольку в 1937-ом в жизни махараджи произошло трагическое событие: в швейцарском Тараспе скоропостижно скончалась 22-летняя махарани. Предположительно, от аппендицита. 

После смерти Саньогиты махараджа планировал поместить скульптуры "L'oiseau dans l'espace" в мавзолее на территории Маник Бага, но и этим планам не суждено было воплотиться.

С утратой возлюбленной, неизменно поддерживавшей его во всех затеях, в махарадже угас и интерес к искусству. Он уже не делал крупных заказов ювелирным домам и дизайнерам, чаще болел и лечился за рубежом - в Европе и США, где познакомился со 2-й и 3-ей супругами. В Маник Баг возвращался редко, хотя дети росли там, а сын жил в нём со своей женой уже в 70-е. Сегодня дворец  используется правительством в административных целях. Обстановка была распродана 1980-ом на аукционе Sotheby's в Монако. Значительная часть вещей ушла в коллекцию Al Thani, принадлежащую королевской семье Катара.

Махараджа покупает книги в Рино, Невада. 1940-е.

Дальше немного шок-контента, я вас предупредила. Состояние спален махараджи и махарани в 2007-ом году.

Личная жизнь и семья.

Единственная дочь махараджи Яшванта Рао и махарани Саньогиты родилась в Париже 20 октября 1933 года. Это официальная информация. Но в одном из блогов я прочла комментарий родственницы второй жены махараджи, Маргарет Лоулер, что девочка якобы не являлась родным ребёнком пары и была удочерена. И якобы об этом не знал никто, даже сама Уша, т.к. неродной ребёнок не имел права на трон, титулы и состояние (а именно Уша, а не её младший сводный брат от 3-го брака отца, стала наследницей Индора). Эта версия, честно говоря, кажется мне сомнительной - девочка похожа на Саньогиту, да и зачем махарадже посвящать в столь секретную информацию свою жену-иностранку, которая могла и разболтать прессе в случае развода? И если так нужен был наследник, могли ведь усыновить и мальчика?

Дочь Яшванта II Рао Холькара и Санйогиты Дэви, махарани Уша Дэви Холькар

Со второй женой, американкой Маргарет Лоулер. С ней махараджа познакомился в госпитале Good Samaritan в Лос-Анджелесе, где Маргарет работала медсестрой. Известная больница: 1937-ом здесь от почечной недостаточности умерла Джин Харлоу, а в 1968-ом в этот же госпиталь привезут смертельно раненного в отеле Амбассадор сенатора Роберта Ф. Кеннеди. К моменту знакомства с махараджей Маргарет уже успела побывать замужем и развестись. 

Когда находиться в Европе стало небезопасно, махараджа построил "крепость" стоимостью 50,000$ (около миллиона долларов сегодня) в Санта-Ане, Калифорния. При разводе, последовавшем пять лет спустя, в 1943-ем, особняк отошёл Маргарет (она потом выйдет замуж за почтальона из Лагуна-Бич). Какое-то время там жила маленькая махарани, учившаяся в Америке. Но несмотря на то, что Маргарет удочерила Ушу и получила опеку, девочка вскоре вернулась в Индор. Сегодня домом владеет семья из Вьетнама, он нуждается в реставрации.

С третьей женой, Юфимией Уотт Крэйн и сыном, Шиваджи Рао Холькаром (более известным как Ричард Холькар). На ней махараджа женился в 1943-ем, спустя несколько часов после подписания бумаг о разводе с Лоулер. Как и для Маргарет, для Юфимии брак с махараджей также стал вторым. 

Махараджкумар (т.е. "сын махараджи", в отличие от старшей сводной сестры он не унаследовал титулов правителя) Шримант Шиваджи Рао "Ричард" Холькар, выпускник Стэнфорда, с женой, Салли Бадд в день свадьбы, 1966 год.

Их дети:

Дочь - принцесса Сабрина Саньогита Холькар-Эллис (с Амином Джаффером, куратором коллекции Al-Thani). На Сабрине ожерелье, по форме напоминающее  ожерелье Chaumet, к которому крепились знаменитые "Pears of Indore" (изображены на парадном портрете махараджи).

В юности интересна весьма.

Сын - принц Яшвант III Холькар с женой Нирикой (из парсийской семьи Годредж, одной из богатейших в Индии). Присутствует сходство со знаменитым дедушкой.

Ричард Холькар и его дети занимаются гостиничным бизнесом (Ричард, как и его отец, космополит - живёт то в Индии, то в Европе, в настоящий момент во Франции и может быть даже в имении отца, у Яшванта Рао была недвижимость во Франции).

Плюс племянник Яшванта Рао, сын его сестры Ситарадже - болливудский актёр Виджаендра Гхатге.

Дочь Виджаендры, актриса Сагарика Гхатге

Последние годы.

Махараджа Яшвант Рао II Холькар XIV Бахадур умер в госпитале Breach Candy в Бомбее в 1961-ом году в возрасте 53 лет. Свой архив он сжёг.

Махараджа Тукоджи Рао III Холькар пережил сына на 17 лет, скончавшись в Париже в 1978-ом в возрасте 87-ми лет.

 

Махараджа в отставке Тукоджи Рао III Холькар c последней супругой, махарани Шармистой Дэви (в девичестве Нэнси Миллер).

В конце прошлого года в парижском Музее прикладного искусства открылась великолепная экспозиция, посвящённая Яшванту Рао II Холкару: "Moderne Maharajah, un mécène des années 1930", продлившаяся всего пару месяцев. Экспонаты предоставил фонд Al Thani и частные владельцы. Для экспозиции была воссоздана обстановка некоторых комнат дворца Маник Баг, представлены предметы интерьера, украшения, одежда, редкие документы и, конечно, знаменитые фотографии, сделанные Маном Рэем (большинство из которых я постаралась разместить в этом посте).

Махарани Индора Уша Дэви Холькар Бахадур с шейхом Хамадом бин Абдалла Аль Тани на фоне портретов Яшванта Рао и Саньогиты Дэви в европейской одежде.

Когда вдруг включили цвет! Это, видимо, парадный "китель" на основе традиционного маратхского платья, но и для повседневных нужд махараджа выбирал нетривиальные цветовые сочетания, как то кремовый костюм с ярко-оранжевым галстуком или фисташковый костюм с розовым галстуком :) Жаль, нет цветных фото. 

Минутка юмора

Кстати, многие автомобили махараджи, созданные по специальному заказу, были выкрашены в чёрный и оранжевый цвета, как, например, этот Дюзенберг 1935-го года.

Когда махараджа пребывал в своих владениях, жителей окрестных городков и деревень предупреждали о его приблежении, но не для того, чтобы они успели отсалютовать правителю, а чтобы ненароком не выскочили на дорогу - скорость Бала предпочитал высокую и ставил рекорды, преодолевая растояние в 90 миль (от Ратлама до Индора) всего за час. А однажды подарил свой Бентли охотнику, помогавшему ему на шикаре. Как говорится, лучше бы просто деньгами - автомобиль деревенскому жителю не пригодился, стоял без дела под деревом и в итоге развалился.

Напоследок хочется прикрутить к этой истории какую-нибудь хорошую песню.

Ну вот и всё. Бала и Сан, то есть Яшвант Рао и Саньогита Холькар желают нам (а также Константину Бранкузи) счастья в новом,  ̶1̶9̶3̶7̶    2021-ом году!

Подпишитесь на наш
Блоги

Очарованный странник или ещё раз про любовь.

02:25, 30 декабря 2020

Автор: Josephin_Peladan

Комменты 101

M

Баснословные богатства у человека были. ) И все мы смертны( Но между этими двумя строчками—яркая, наполненная , интересная жизнь. Живут же люди! По - молдавски ( румынски) —Константин Брэнкуш

Аватар

Очень интересный пост, спасибо! Вот из-за таких я читаю сплетник. Еще до того, как вы написали про нетривиальные цвета, я подумала, что в целом этот стиль мне нравится, не "дворец", как они смешно его называли, но много красивого, особенно светильники - но выбор цветов делает этот интерьер "распадающимся на части". Отдельная боль, конечно, что стало с этим домом. Очень жаль, что не получилось сохранить интерьеры. Удивительно, как снимки передают время: эти фото молодой пары такие, как будто они были так счастливы, как никогда после. Будто все, что было дальше, не важно.

Аватар

Прожигали жизнь. И так рано умерли в 22 и 58. Интересно, что махараджа полезного сделал для своего Индора? Помогло ли европейское образование монарха улучшить жизнь подданных. На вряд ли, если большую часть жизни прожил заграницей.

Аватар

Спасибо! Очень познавательный пост.

Аватар

Прочла с огромным удовольствием. Особенно понравился фотосет с первой махарани, действительно, как будто сняли в 90-х. А махараджи очень на Броуди похож, и пальцы такие красивые — загляденье просто)) спасибо за пост!

Подождите...