"А вот прошла вся в синем стюардесса как принцесса — надежная, как весь гражданский флот"– пел Владимир Высоцкий в 1978 году, ожидая посадки на свой рейс Москва – Одесса.

«Королевы неба», «небесные ласточки» - как только пассажиры не называли бортпроводниц. Во все времена профессия стюардессы была окутана романтическим ореолом, несмотря на то, что за внешней легкостью скрываются тяжелый труд, рабочий день длинною в тысячи километров и огромная ответственность за жизнь и здоровье людей. Но пассажиры видят их именно принцессами – всегда улыбчивыми, приветливыми и неизменно красивыми. То, что наши девушки – самые привлекательные в мире, официально признанный факт: в рейтинге авиационного портала BS Aeronautics российский «Аэрофлот» вошел в тройку авиакомпаний с самыми красивыми стюардессами. А по итогам опроса авиапортала Skyscanner форма сотрудниц экипажей «Аэрофлота» названа самой стильной в Европе. Их эффектные костюмы цвета «красный мандарин» со знаменитой золотой аэрофлотовской «птичкой» создавались с легким намеком на ретро-стиль 50-х, вобрав лучшие традиции отечественной авиации.

1950- Английские костюмы и пилотки

Первая форма у стюардесс появилась в 1954 году и то, только на международных рейсах. В комплект одежды входили блузка, юбка, приталенный жакет на одной пуговице, плащ, пальто с подкладкой (в теплое время года ее можно было отстегнуть), фетровая шапочка, закрытые туфли, перчатки и пилотка. Все было сшито из высококачественной шерстяной ткани синего цвета.

Касса "Аэрофлота". Сотрудница отвечает на телефонный звонок. 1 июля, 1958 год. Фотохроника ТАСС

В 1962 году у «небесных ласточек» появился летний вариант формы. Летать в тропические страны в синих шерстяных «двойках» было жарковато, и для стюардесс разработали более легкий наряд: серый приталенный костюм, белая блузка и серая пилотка.

 В 1967 году был открыт рейс Москва-Токио, который первое время выполнялся совместно с авиакомпанией Japan Airlines («кабиные экипажи» были совместные русско-японские, а вот летный состав был исключительно аэрофлотовский).

Фото с ретро показа к 50-летию полетов в Токио

Год спустя «Аэрофлот» открыл еще один важный трансатлантический рейс: установлено регулярное сообщение с США. На первом рейсе Москва-Монреаль-Нью-Йорк 15 июля 1968 года работал усиленный состав стюардесс: пассажиров обслуживали семь девушек, все до одной выпускницы факультетов иностранных языков. Говорят, приглашенных в полет американских корреспондентов совершенно очаровала их внешность, так что один из журналистов воскликнул: «Какая у вас красивая форма, какие разрезы на юбках. Интересно, куда ведет это волнующий разрез?!» Но наши красавицы оставались невозмутимыми и флирту американского ловеласа не поддались.

На американском рейсе стюардессы работали уже в новой одежде: в 1966 году «Аэрофлот» снова сменил униформу стюардесс. Для девушек разработали костюмы из натуральных тканей, которые не мялись и отлично стирались: синий костюм, белые блузки и супермодный по тем временам аксессуар – круглая шляпка-таблетка, которая особенно нравилась бортпроводницам.

КСТАТИ Таблетка (pillbox hat) - маленькая женская шляпка без полей с круглой или овальной тульей. Название получила из-за сходства формы с таблеткой. Таблетку закрепляли на волосах с помощью шпилек или невидимок. Считается, что она была придумана в 30-х годах ХХ века для актрисы Греты Гарбо. Шляпка стала необыкновенно популярной благодаря первой леди США Жаклин Кеннеди – это был ее любимый аксессуар. Таблетки носили Одри Хепберн, Софи Лорен и принцесса Диана.

Именно в этой униформе на экранах появляются самые яркие киногероини того времени. Популярность профессии стюардессы была настолько велика, что в конце 60-х один за другим снимают сразу несколько фильмов о девушках в небе. И все они моментально становятся любимыми зрителями.

«Королевская регата», 1966 год Комедию о приключениях студенческой команды Московского авиационного института (МАИ) по академической гребле на соревнованиях в ФРГ снял режиссер «Девчат» Юрий Чулюкин. Главную роль стюардессы Алены сыграла первая красавица советского кино Наталья Кустинская. А в эпизодах снялась французская звезда Марина Влади – тогда она как раз начала встречаться с Владимиром Высоцким.

В 70-е годы в небесной моде царил французский шик: очередное обновление гардероба советских бортпроводниц произошло в 1971 году. Новая форма состояла из малинового костюма во французском стиле с золотыми пуговицами, косоворотки, фетровой шляпы и перчаток. Форма очень нравилась и пассажирам, и стюардессам

Для работы в салоне самолета девушками сшили фартуки с национальным орнаментом – вертикальной узорчатой полосой на синем фоне.

Одновременно в 1971 году вводится летний вариант формы – для полетов в жаркие страны: женственное короткое платье с воротничком и застежкой на спине. Платье стюардессам предоставлялось двух цветов – красное и синее.

Именно такую форму носила актриса Александра Яковлева в фильме «Экипаж». Картина Александра Митты вышла на экраны в 1979 году. По многочисленным опросам зрителей бортпроводница Тамара в исполнении Александры Яковлевой признана самой красивой стюардессой отечественного кино.

  Очередное обновление формы проходит в 1975 году: для стюардесс международных линий разрабатывают темно-синий костюм. Жакет, украшенный белой оторочкой и пуговицами с символикой «Аэрофлота», дополняют расклешенная юбка, белая водолазка и белые перчатки.  

 

В конце 70-х в гардеробе бортпроводниц появляется еще одна модель: темно-синий костюм без воротника с золотыми пуговицами и белая водолазка. Костюм был простым по крою, но очень элегантным.

 

 К началу «Олимпиады» новую форму получают и стюардессы: девушек одевают в синие жакеты и жилетки с юбками в мелкую темно-синюю клетку. Костюм дополняют элегантные аксессуары – повязанный на шею платочек и фетровая шляпка. Новая форма продолжает принятый за основу еще в 70-е французский стиль: между собой стюардессы называют ее «Кристиан Диор». Своими утонченными линиями костюм действительно соответствовал знаменитому «new look» - фирменному стилю Dior.

Для полетов в жаркие страны был представлен летний вариант – костюм коричневого цвета с традиционными для летних форм короткими рукавами и модным силуэтом 80-х

.

В 1986 году вводится новая униформа: строгий темно-синий костюм с яркими цветовыми акцентами – красно-синими шелковыми шарфами и красными шляпками. Благодаря этим милым головным уборам стюардесс в то время называли «Красными шапочками».

Летний вариант формы выглядел особенно привлекательно: светло-голубое платье с поясом и белым отложным воротничком. Это сочетание цветов символизировало лето и нежный цвет неба.

Стюардессы в начале 90-х вновь переодеваются – дизайнеры возвращаются к красному цвету. Лаконичный красный костюм дополняет белая блузка.

В 1997 году, к 30-летию создания Службы бортпроводников «Аэрофлота», стюардессы вновь получили новую форму. Разрабатывать ее поручили знаменитому кутюрье Валентину Юдашкину. Дизайнер одел «небесных ласточек» в строгие деловые костюмы: в линейке коллекции он использовал черные, красные и белые цвета. Черный костюм дополняла красная жилетка, белая блузка и галстук-бабочка. Кроить и шить форму Юдашкин поручил лучшим итальянским портным.

Новую коллекцию одежды для экипажей «Аэрофлота» разработала дизайнер Виктория Адриянова – обладательница премии «Золотой манекен» Московской Недели высокой моды. Виктория использовала в своих эскизах три корпоративных цвета «Аэрофлота» - синий, оранжевый и серебристый. К новой палитре авиакомпания перешла в 2002 году в рамках общего ребрендинга, цвета были выбраны после многочисленных интервью с пассажирами и летным составом. Эти оттенки, по мнению компании, подчеркивают взаимосвязь с Россией, теплоту и гостеприимство: темно-синий символизирует преемственность «Аэрофлота», серебристый – цвет неба, оранжевый передает закат и восход солнца.

"В 2003 году я выиграла тендер на разработку формы для «Аэрофлота», и это было судьбоносное событие. Победа позволила мне и моей команде вырасти как профессионалам, перейти на принципиально новый уровень. Например, я придумала принт на фартуке — коса через плечо. Она символизировала гостеприимство, женский характер. У нас в семье учили с детства, что у девушки должен быть открыт лоб и длинная коса. Поэтому Россия для меня — это коса, милосердие, русская кухня, гостеприимство." – рассказывает Виктория Адреянова

 

В форменный гардероб стюардесс «Аэрофлота» входили три блузки и два шарфа, которые можно было комбинировать по своему вкусу. Принт на блузке изображал винт самолета. Полный комплект одежды для бортпроводников включал 19 предметов: две юбки, три блузки, трикотажные жилет и жакет, брюки, пиджак, два шёлковых шарфа, плащ с капюшоном, пальто, шерстяной палантин, зимнюю шапку-боярку с мехом, фартук, шейный платок, колготки, кожаные перчатки.

Большая часть гардероба была сшита из полушерстяной костюмной ткани, которая не мялась и хорошо поглощала влагу. Кроме одежды Виктория Адреянова разработала и целую линейку аксессуаров: багажные сумки в оранжево-синей гамме, зажимы для галстуков, кармашки для бейджей. Летать в новой форме бортпроводники «Аэрофлота» начали с марта 2004 года.

Последняя смена имиджа «небесных ласточек» произошла в 2009 году: новую коллекцию униформы «Аэрофлота» разработало дизайнерское бюро «Буннакова и Хохлов» (дизайнеры Юлия Буннакова и Евгений Хохлов). Молодые модельеры представили униформу в двух вариантах: летнем (цвета «красный мандарин») и зимнем (традиционного темно-синего цвета). На рукаве вышита золотая эмблема «Аэрофлота» - знаменитая «птичка», серп и молот. Впервые за долгие годы российские стюардессы вновь надели пилотки и белые перчатки. Стоимость одного комплекта одежды, который состоит из 29 наименований, - чуть менее 1500 долларов. В комплект входят костюмы, плащи, блузки, платья с рукавами три четверти, палантины, пальто-пуховики, шейные платки. Поскольку девушки много времени проводят на ногах, туфли и сапоги для них шьют из высококачественной итальянской кожи.

Работая над коллекцией, мы вдохновлялись ретро-стилем 50-х – эпохой, когда царила элегантность и женственность. Нам приятно, что до этого ни одна российская авиакомпания не имела такого международного признания в том, что касается формы сотрудников. Сегодня, когда ситуация в мире заставляет многих взглянуть на Россию под другим углом, образ стюардессы «Аэрофлота» становится еще более содержательным, в какой-то степени символизирующим лицо страны. – рассказывают Юлия Буннакова и Евгений Хохлов

  С 2010 года введена форма темно-синего цвета для выполнения полетов в осенне-зимний период, которая занимает первые позиции в международных рейтингах самой модной и элегантной униформы бортпроводников

  Последнее признание форма стюардесс «Аэрофлота» получила в конце 2017 года. Авиакомпания победила в трех ключевых номинациях престижной международной премии в области делового туризма Business Traveller Russia & CIS Awards 2017. Российский авиаперевозчик сохранил за собой звания «Лучшая авиакомпания Европы» и «Лучшая авиакомпания России и СНГ», а также был признан победителем в категории «Лучшая форма бортпроводников».

В новом сериале "Ход королевы" одна сцена ввела наших зрителей в ступор, а затем вызвала истерический смех. Итак, представьте: СССР, вы летите на борту лайнера "Аэрофлота", и к вам выходит советская стюардесса, которая выглядит вот так:

Не знаю, что там курили художники по костюмам этого американского сериала, когда решили обрядить советскую стюардессу в ЭТО. На голове: дикая помесь паранджи, и шапки ушанки цвета хаки (напишите, что вам напоминает этот головной убор). Дополняет картину такого же цвета фартук, заправленный под неуместные погоны на голубой рубашке. Хорошо хоть на фартуке заметен значек Аэрофлота, а не серп и молот. Кстати, не удивлюсь, если на ногах у этой стюардессы кирзовые сапоги. Да уж, такой "клюквы" я не помню со времён Красной жары со Шварцнегером. Слава богу, советские стюардессы выглядели совсем не так!

 

Подпишитесь на наш
Блоги

Как менялась форма стюардесс «Аэрофлота»

16:39, 4 декабря 2020

Автор: Gatsby

Комменты 34

Аватар

Расскажу я пожалуй про последнюю форму нашу. Самое страшное - летний комплект. Два платья, два жакета. Платья - полиэстер, да и фиг бы с ним, с полиэстером. НО! Затяжки на платье появляются уже после первого рейса, и так каждый раз. Из-за того, что мы оперируем дверьми - на платьях постоянно в непонятных местах непонятно от куда появляются чёрные пятна - как от мазута. Из-за вшитых белых манжетов - стирать только на 20 градусах, иначе манжеты покрасятся. А при 20 весь этот мазут не отстирывается. Платья мнутся, сел - встал и уже мятое платье и все это ОЧЕНЬ видно. Дальше, платки - шёлк, ткань тонкая и струящаяся, но не дай бог у тебя платок будет висеть как сопли - нужно лачить. А от этого желтеют белые элементы платка. А самое ужасное - красное платье просвечивает. Хотите белое/чёрное белье? Удачи, его будет видно. Кружева? Будет видно. Только бесшовные. Швы на колготках - видно. Целлюлит даже минимальный - видно. В общем не форма, а дно. Зимняя куда ещё не шло, там хоть рубашки, юбки и брюки ещё есть. Единственный плюс формы Афл это верхняя одежда. Очень тёплый длинный пуховик, симпатичный стильный плащ и шерстяное пальто. Ну и кашемировый шарф. Все, на этом плюсы закончились. Так что на картинках все так красиво - ибо у девочек форма сшитая по их меркам и из другого материала. В реальности - другая картина.

K

Вот да, мы тоже смотрели ретроспективу формы аэрофлота после гамбита)) долго смеялась. А в целом мне наши работники воздушной сферы больше всего нравятся в плане униформы

Аватар

Самая непрактичная форма у Корейских авиалиний светло-голубая с белым а самая симпатичная и удобная кмк у туркишей их платья с пояском и балетками у их бюджетной дочки анадолу тоже такая в другой расцветке.

Аватар

Раньше стюардессы были богинями с образованием , в сейчас набирают с улицы не пойми кого и зарплата у них копеечная . Последняя красная форма, которую Савельеву посоветовал сынок ,- синтетический хлам . Она вблизи выглядит просто ужасно .

Аватар

Благодарность за пост! Просто прекрасно!

Подождите...