На развитие моды влияет все: войны, колонизации, раскопки древних цивилизаций, путешествия, литература, театр и кино. К примеру, из Индии, которая долгое время являлась английской колонией, в Европу пришла мода на вышивку жуками. Точнее, не жуками, а надкрыльями жуков Bubrestidae jewel beetle (по-русски "жук-златка"), которые можно назвать природными пайетками.

Evening Dress, 1850, India Source The Kyoto Costume Institute

На сайте музея Виктории и Альберта (Лондон) пишут:
"Крылья златки традиционно использовались для украшения текстиля в Южной Америке и Южной и Юго-Восточной Азии. Вышивка костюма изумрудно-зеленым жуком стала символом высокого статуса в Индии в период Моголов (1526-1756). Затем западные торговцы в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков из Индии привезли этот текстиль в Европу. Британские газеты сообщают о нескольких женщинах, одетых в платья, украшенных крыльями жука при дворе в конце 1820-х и начале 1830-х годов. К 1860-м годам крылья жука были ввезены в Великобританию 25 000 штук на партию, и стали применяться в текстиле в подражание индийской технике".

Текстиль, XIX век, Индия. Музей Виктория и Альберта (Лондон). Дизайн этого фестона очень напоминает рисунок популярной бельевой вышивки XIX-го века в технике Broderie Anglaise - те же листочки и кружочки.

На самом деле, для декора используются не крылья, а твердые надкрылья жуков. Их не убивают специально ради этого, златки во многих восточных странах - часть гастрономической традиции: съели жука, вышили надкрыльями шаль) Внешняя поверхность надкрыльев  - блестящая, переливающаяся, с эффектом маслянистости, цвет переходит от зеленого к фиолетовому, к синему или к бронзе.

Форма надкрыльев напоминает лепесток хризантемы, поэтому ими было легко вышивать модные флоральные орнаменты XIX века: стилизованные цветы и причудливые листья.

Шаль, Индия, 1855-1879

или звезды. Текстиль, Мадрас, 1881-1882

История не сохранила имя первой дамы, появившейся в свете в платье, расшитом жуками. Думаю, она произвела сильное впечатление, ведь при свете свечей или газового освещения подобная вышивка мерцала подобно звездам. Издалека этих жуков можно было принять за драгоценные камни, изумруды или сапфиры.

Два вечерних платья и шаль, около 1850-х, принадлежали двум сёстрам. Вышиты в Индии по традиционный технологии крылышками декоративных жуков, сшиты, предположительно, там же. На левое платье пошло 1942 крылышка, на шаль - 1548, а на правое платье - 6753 крылышка.

Фрагмент платья из той же книги. Как видно на этом фото, иногда крылышкам придавали другую форму.

Платья вряд ли целиком шили и вышивали в Индии. Скорее всего, оттуда привезли только вышитые жуками купоны (крой), а уже где-то в Европе шили из них наряд. Подобные купоны хранятся в музее Виктории и Альберта.

Купон ткани, 1858 г, Индия

Из-за хрупкости крыльев, как правило, вышивкой украшали только края платьев - горловины, подол, низ рукавов, поскольку, если сесть на такую вышивку, то крылья раскрошатся.

Вышивку жуками можно увидеть не только на бальных платьях, но и на прогулочных.

Платье 1865 г. Kent State University

 Часто для большего эффекта вышивка жуками усиливалась металлизированной нитью.

Dress, muslin with beetle-wing embroidery, Britain, 1868-9.

Как вы помните, садиться в подобном платье было нежелательно, поэтому дама могла лишь прогуливаться под зонтиком где-то у себя в саду.

Блузка и палантин, 1860 г. Brooklyn Museum Costume Collection at The Metropolitan Museum of Art

BEETLE WING and METALLIC EMBROIDERED DRESS, 1860s

До сих пор покоряет контрастное сочетание фактур: легкого, полупрозрачного муслина и жестких, "металлизированных" надкрыльев. При этом, сам наряд кажется изящным и воздушным, нежным и женственным.

BEETLE TRIMMED ORGANDY DRESS, 1860s

К сожалению, со временем, муслин и тюль рвутся, а вот с надкрыльями, практически, ничего не происходит. Поэтому некоторые музеи не демонстрируют платья на манекенах, а только в горизонтальном положении, в специальных коробках.

1865-1875. Museum TwentseWelle, Enschede (Netherlands).

Вышивку жуками можно встретить на платьях 1870-х и 1880-х гг. Как на этом портрете Джона Сингера Сарджента.
На нем изображена Mary Barrett Wendell (1832-1912), еще интересная нам тем, что ее внучка вышла замуж за 6-го графа Карнарвона, владельца замка Хайклер. В этом замке снимали сериал "Аббатство Даунтон" 

Mrs. Jacob Wendel, by John Singer Sargent, 1888. New-York Historical Society

Платье Мэри было продано на аукционе

Mary Barrett Wendell’s beetle wing decorated satin dress

Жуками вышивали и позже

An 1893 beetle wing embroidered evening dress by Louise Winter, currently in the Museum of London

Конечно, были и противники.
В сатирическом журнале «Панч» карикатурно изображена модная леди как чудовище насекомого, мутировавшее в осу или жука, чтобы соответствовать моде, которую она носила.

Как сахар, слоновая кость и шоколад, радужные жуки были среди трофеев империи.
Спрос на украшения для насекомых быстро поставил самые красивые виды на грань исчезновения , и индустрия была построена на спинах порабощенных рабочих.

Одна англичанка, побывавшая в Бразилии, с удивлением отметила, что в воздухе полно летающих существ, которых она раньше видела только на сережках и брошках, как будто все содержимое модного женского гардероба внезапно взлетело.

Что может быть лучшим представлением о колониальном мышлении, чем это представление о динамичной экосистеме, представляющей собой не что иное, как сверкающую шкатулку для драгоценностей, ожидающую разграбления?

Сегодня благодаря художнику по костюмам Колин Этвуд, известной своей любовью к интересным фактурам, у жуков очередной виток популярности.

Колин декорировала ими в первой "Белоснежке" платье королевы Равенны, и это вызвало целый фурор: что за жуки? Почему их крыльями можно вышивать? И где взять такую красоту? И уже жуками вышиваются не нежные орнаменты, а целые агрессивные архитектурные платья.

Златку называют "ювелирным жуком", по сей день её надкрылья пользуются популярностью в ювелирном деле, высокой моде и даже архитектуре!

Королевский дворец в Брюсселе, Бельгия - зеркальная комната, Ян Фабр, 2002 год.

Фабр сделал невероятно прекрасную вещь - шедевр, принадлежащий дворцу - композицию "Райское удовольствие" ("Heaven of Delight").

Творение современных мастеров - украшение потолка и люстра - сияют изумрудами. Но это только на первый взгляд драгоценные камни. На самом деле это надкрылья крупных златок.

Для этой уникальной инсталляции использовано более миллиона жуков.

Надкрылья жуков отражают свет, переливаясь всеми оттенками от зеленого до синего. Эти переливы света отражаются в старинных зеркалах зала и создают блестящий эффект. Таким образом традиционное искусство было дополнено современным.

Этот зал был первоначально построен как дань памяти короля Леопольда в Конго, но остался незавершенным смертью Леопольда в 1909 году.
Задача и компромисс современного художника: панцири миллиона жуков, покрывающие поверхности, отражающие зеркала, сделанные человеком.

Ян Фабр (Jan Fabre, родился в 1958 году, живет в Антверпене) - современный бельгийский художник, драматург, режиссер, хореограф и дизайнер. В 2002 году он с 29 помощниками за три месяца украсил потолок и люстру Зеркального зала Королевского дворца жуками-златками.

Жуки и современная мода

Dennis Diem

Источник: la-gatta-ciara.livejournal.com

Подпишитесь на наш
Блоги

Викторианцы, жук и мода

14:40, 15 ноября 2020

Автор: Geilya

Комменты 56

Аватар

Неубиваемые какие надкрылья, жуки давно померли, люди, которые это носили, - тоже, а надкрылья на нарядах знай себе сияют...

M

Какю дичь только не творили люди, пока не изобрели пластик! Надеюсь на последних фото - это не жуки? Я б такое в жизни бы не надела

Аватар

Красиво всё, но сразу же вспомнилась фото, которую мне вчера подружка прислала: «Новая женская проблема, есть что одеть. Но, идти некуда.» Я, по утрам, лихорадочно решая: что одеть, одеваю всё, что мне нравится и, не думаю, что моя одежда и украшения too dressy. Зато комплименты получаю и, самой нравится чувствовать себя женщиной.

S

О, кайф! Очень интересно! Помню выставку Фабра в Эрмитаже, надкрылья златки меня поразили тогда. Оказывается, вон он где вдохновлялся.

Аватар

Видела такие украшения, привезенные из ЮВА в музее-замке Альбертис в Генуе. Ооочень красиво, такой насыщенный цвет, смотрится изумительно. Но одно дело, украшения малочисленных племен, другое-массовый товар западной цивилизации. Слишком большая нагрузка на природу, и вообще, такой жучок лучше живой. В нашей природе по цвету похожи бронзовки, они поменьше, но тоже очень красивые.

Подождите...