Третий пост об ожерельях махараджей, заключительный (хотя эта музыка будет вечной) и самый личный. Можно сказать, делюсь сокровенным. ЭксклЮзив для Сплетника! :) Будет много забавных слов и названий.

Первый ознакомительный пост: http://www.spletnik.ru/blogs/moda/183390_ya-ikh-uvidel-odnazhdy-i-byl-pomrachyon-moy-razum

Второй детальный: http://www.spletnik.ru/blogs/moda/183535_ozherelya-makharadzhey-prodolzhenie-banketa

Штош, вот и образ, что на сердце высечен ароматами масел и пряностей. Альфа и омега моего интереса к теме индийских правителей.

На карточке из лондонской студии Bassano - майсурский ювараджа Шри Кантерава Нарасимхараджа Водеяр. Не махараджа даже - принц, правда, богатейший принц, младший брат и помощник "раджарши", "святого царя" Кришнараджи Водеяра IV. Сам Нарасимхараджа считался наследником, но взойти на престол не успел, старший брат пережил его всего на 5 месяцев, а богатейшее и очень развитое княжество унаследовал единственный сын этого принца, ставший последним правящим махараджей Майсура. У махараджи Кришнараджи детей не было, вообще в Майсуре очень туго с деторождением у правителей и с этим связывают легенду о проклятии, наложенном на род Водеяров свергнутой королевой Аламеламмой из рода Рангараи. Далёкий предок нашего героя и его царственного брата был вассалом Рангараи и осуществил переворот, Аламеламма попыталась сбежать, но была настигнута преследователями Водеяров. Тогда она бросилась в реку, успев проклясть новых правителей: "Быть городу Талакаду безлюдным и пустынным, городу Маланги стать болотом, а роду Водеяров не иметь наследников". Насчёт  Талакада и Маланги не знаю, что с ними, а вот третья угроза сбылась. Но Кришне с Нарасимхой немного повезло, их у папы было двое, видимо, потому что папа не приходился Водеярам наследником по мужской линии :) Впрочем, сейчас всё снова плохо.

Но вернёмся к портрету. Головной убор - не традиционный для княжества Майсур некомплментарный формованный тюрбан пета (пхета), а изысканно стилизованный раджастанский пагари, украшенный единственным эгретом с символом Майсура - Гандаберундой, двуглавой чудо-птицей. Да, теперь вы тоже знаете, как ещё назвать символ Российской Федерации и не подпасть при этом под статью 329 УК РФ :)) Или не прокатит? Согласно мифу, Вишну, приняв образ своей 4-ой аватары - человекольва Нарасимхи сразился с асурой Хираньякашипу. Победив, он вошёл в раж и принялся сокрушать сущее и тогда усмирить его явился законный сокрушитель Шива в образе ужасного Шарабхи. На этот раз Вишну принял облик Гандаберунды и они сцепились. Вся эта канитель символизирует единство Шивы и Вишну (2 из 3 лиц божества Тримурти), сама птица - колоссальную мощь. Эгрет венчают перья цапли, элегантная композиция в духе начала 1920-х.  Шервани украшен атрибутами Ордена Индийской империи: десятиконечной звездой и орденским знаком магистра на ленте (синей). И - дивной красоты колье. О нём и пойдёт речь ниже.

Последние правители майсурской династии, несмотря на статус богатейших людей своего времени (состояние махараджи эквивалентно 7 миллиардам современных долларов) и доброжелательное отношение к европейской культуре и образу жизни, не торопились заваливать заказами ювелиров Парижа и Лондона, предпочитая украшения и утварь в традиционной могольской технике кундан.

К примеру, пояс, который Чамараджендра Водеяр X (отец принца Нарасимхараджи и махараджи Кришнараджи) подарил принцессе Уэльской, будущей королеве Александре (от которой муж гулял ко всем и особенно часто к бабушке Камиллы), во время индийского турне принца Уэльского в 1875-1876 гг.

В орнаменте снова находим изображение Гандаберунды.

Орден Гандаберунды, учреждённый Чамараджендрой X в 1892-ом.

Самый известный портрет Кришнараджи IV (1906). Часть ожерелья, видимо, уже европейской работы, с элементами в стиле belle èpoque (возможно, брошь) и подвесками в духе украшений XVIII века, но приближенно к родному стилю.

Оба брата на дашаре (10-дневном осеннем празднике поклонения богине Дурге) 1925-го года. Очень, очень народные пупсы. Большая часть украшений - тоже. Нарасимха что-то как неродной, пёрышко да бусики, сирота индийская))

Утварь и украшения Водеяров.

И откуда взялось вдруг это колье belle èpoque? Год за годом я просто любовалась на портрет этот как на эталон элегантности (он у меня в рамочке, всегда в зоне досягаемости), т.к. нагуглить что-либо внятное по теме конкретного колье невозможно, всемирно известные драгоценности у Водеяров если есть, то не показывают, Кришна с Нарасимхой так вообще знамениты в основном полезными и разумными деяниями. Только выходные данные портрета: студия Bassano, 25 Олд Бонд Стрит, Лондон, 24 июня 1920 года. Любовалась-любовалась, пока несколько лет назад не наткнулась...а как вы догадались?

Правильно, на Марию Текскую в идентичном на первый, второй, третий взгляд  украшении.

Самые внимательные сплетницы и сплетники наверняка узнали в нижнем колье (любила Мэри наслаивать) тиару Ladies of England, которую нам уже показывала уважаемая Lane в одном из своих замечательных постов об украшениях леди Ди. Та самая, что, как утверждается, была пожертвована королевой в 1913 году для изготовления 2-х новых тиар: "Узелков любви" ( The Lover's Knot Tiara) и глостерской "Жимолости" (The Honeysuckle Tiara).

Тиарa Ladies of England была подарком комитета 650-ти английских леди Марии Текской по случаю её свадьбы с принцем Уэльским в 1893-ем (а индийскому пупсу тогда было 5). Это суперподарок на все торжественные случаи жизни: компания Hunt & Roskell создала украшение-трансформер, которое можно было носить разными способами (и Мария носила часто)

...как тиару

...как колье

... и как украшение для корсажа (Девонширский бал 1897 года, Мария в образе придворной дамы Маргариты Валуа, Георг в образе Джорджа Клиффорда).

Более поздних фото не нашлось, из чего я делаю вывод, что эту тиару "герцогини Йоркской" она либо разлюбила, либо её задвинули другие.

Что имеем? Очевидно, что в основе и того, и другого украшения (если мы уверены, что перед нами 2 разных ожерелья) лежит дизайн конкретного ювелирного дома: Hunt & Roskell. Если присмотреться более внимательно, то  отличия всё же есть.

Ну, во-первых, в колье Нарасимхараджи два дополнительных ряда бриллиантов.

Во-вторых, у жемчужно-бриллиантовых деталей между полумесяцами с отсутствует бриллиантовый декор, который мы видим в украшении Марии. Они выглядят легче и современнее.

В-третьих, сами полумесяцы у индуса более законченной, более современной формы. Полумесяц - символ Шивы и его шакти Дурги, покровительницы княжества Майсур.

В-четвёртых, в колье ювараджи меньше жемчужин (нонсенс, но факт). Возможно, они съёмные (и у Марии тоже). Его колье продолжается бриллиантовой "лентой", по индийским меркам более "строгий" мужской вариант.

В-пятых, жемчуг расположен по-разному. У Марии можно разглядеть грушевидную форму (первая жемчужина слева после центрального элемента), наподобие тех, что украшают Узелки. У Нарасимхараджи грушевидная жемчужина - вторая слева.

В остальном это идентичные вещи. Учитываем, что у мужчин и женщин обыкновенно разные габариты, даже если мы сравниваем достаточно рослую европейскую женщину с индийским мужчиной среднего роста. То, что на ней выглядит бОльшим, на нём может выглядеть меньше. И заметьте, колье индийского принца тоже не лежит плоско, как обычное, центральная часть жёсткая. По всей видимости это тоже тиара-трансформер. 

По итогам получилось больше вопросов, чем ответов: "Узелки любви" и "Жимолость" из "Английских леди" делали в Garrard, могли ли они воспользоваться оставшимися частями украшения при создании колье для принца? Или же создать для него совершенно новое, совершенствуя уже имеющийся прообраз? Или принц просто купил похожее украшение у Hunt & Roskell? Дело осложняется тем, что махараджи в принципе были клиентами и H&R, и Garrard. Одной из первых зафиксированных транзакций между махараджами и европейскими домами стала покупка раджой Раджарамом из Колхапура серёг со шпинелями - как раз в Hunt & Roskell на Бонд-стрит. Но, согласитесь, забавно - мы привыкли видеть драгоценности колоний среди сокровищ Британской короны, однако здесь пример обратный: уже известный британский дизайн на представителе индийской аристократии. При этом случай более интригующий, чем изумрудное ожерелье Dudley из предыдущего поста. Может, Garrard вернули Марии 3 тиары, а она потом пожалела мальчика и дала одну погонять? Это была версия Тимоти Лири из оркестровой ямы, а нам пора уже переходить к тому, ради чего это всё затевалось.

К нашему любимому голосованию!

Подпишитесь на наш
Блоги

Когда слон бьёт королеву. Специальное расследование.

20:20, 23 октября 2020

Автор: Josephin_Peladan

Комменты 29

Аватар

Автор, спасибо за интересные и просветительские посты! Возможно это плохое качество фото, но нашла ещё одно отличие в колье. В самом центральном полумесяце у Нарасимхараджи большой бриллиант, у Марии бриллиант меньшего размера и окальцован россыпью бриллиантов

A

Автор,спасибо,очень интересная тема и живой язык,пишите исчо!!!

Аватар

Роскошный пост, прямо захватывающий! Автор, а как Вы заинтересовались индийской темой? Через драгоценности или была другая причина?

Аватар

Любят индусы жаловаться на то, как их ограбили англичане. Но состояния по 7 млрд долл и ювелирные обвесы на махараджах как-то расходятся с жалобами. И так ничего и не изменилось со времени приобретения ими независимости в 1947. Англичан уже давно и след простыл, а в Индии все та же разруха и глубочайшая пропасть между ужасной нищетой и роскошествами группки современных махарадж.

Аватар

Наверно надо родиться махараджей, чтобы естественно и красиво носить по три ряда бриллиантов.

Подождите...