Гибель океанского лайнера «Титаник», авария на Чернобыльской АЭС и крушение дирижабля «Гинденбург» — о причинах трех крупнейших катастроф 20 века, произошедших на воде, на земле и в воздухе, эксперты спорят до сих пор.

75 лет назад, 6 мая 1937 года, завершая свой очередной трансатлантический рейс, загорелся и потерпел катастрофу самый большой дирижабль своего времени «Гинденбург». В результате катастрофы погибло 35 из 97 находившихся на его борту человек, а также один член наземной команды. Эта трагедия стала одной из самых известных катастроф ХХ века, наряду с Титаником и положила конец эпохе цеппелинов. Лишь спустя десятилетия дирижабли вновь появились в воздухе, но уже больше как рекламные средства.

4 марта 1936 года из эллинга для сборки дирижаблей вывели самый большой воздушный корабль — цеппелин LZ 129 «Гинденбург».

Это было самое большое воздушное судно из всех, когда-либо поднимавшихся до того над землёй. 245 метров в длину и максимальным диаметром 41,2 метра.

Оснащенный четырьмя дизельными двигателями «Даймлер-Бенц» максимальной мощностью 1200 л. с. каждый, способный поднять в воздух до 100 тонн полезной нагрузки, цеппелин развивал скорость до 135 километров в час (150 при попутном ветре). Для того времени это были очень высокие показатели. Своё название воздушный корабль получил в честь президента Германии Пауля фон Гинденбурга.

Символизируя возрождение "третьего рейха", дирижабль рассматривался как национальное богатство, как самый большой и самый дорогой летательный аппарат, построенный когда-либо руками человека.

Однако для создателей дирижабль означал нечто большее, чем рекламный символ нацистской Германии. Это было наиболее безопасное средство дня воздухоплавания, оснащенное самыми современными навигационными приборами и оборудованием.

Меры безопасности на дирижабле были намного строже, чем на других судах. Команда надевала антистатическую верхнюю одежду и обувь на пеньковой подошве. Самым важным запретом на борту цеппелина был запрет на источники открытого огня. Все пассажиры были обязаны сдавать спички, зажигалки и прочие устройства, способные вызвать искру.

В тоже время, в виду повального увлечения курением в то время, на борту была оборудована специальная комната для курильщиков с единственной электрической зажигалкой. Для обеспечения пожаробезопасности в комнате постоянно поддерживалось небольшое избыточное давление, что препятствовало проникновению в неё водорода, а попасть в комнату можно было через воздушный шлюз.

Дирижабль "Гинденбург" был оборудован намного роскошнее, чем воздушные суда, когда-либо существовавшие до него. Это был настоящий летающий дворец, где богатая клиентура могла наслаждаться комфортом во время перелета из Европы в Америку. Огромный и величавый, "Гинденбург" играл в авиации такую же роль, как могучий "Титаник" в судоходстве. Но по жестокой иронии судьбы, "Гинденбург" тоже был обречен на гибель.

«Гинденбург» начал свои коммерческие полеты в мае 1936 года и сразу установил ряд рекордов. Он летал в Северную и Южную Америку, а также самый быстрый перелёт через Северную Атлантику — за 43 часа. Всего к маю 1937 года цеппелин совершил 37 рейсов через Атлантический океан, взяв в сумме на борт порядка 3000 человек. Пассажиров обслуживал 61 член экипажа, включая нескольких официантов и одну стюардессу.

На дирижабле имелся свой ресторан с кухней и даже салон с небольшим, специально изготовленным для дирижабля облегченным роялем, душ, а также смотровая платформа.

Самые искусные повара Германии готовили еду и подавали ее на голубом, покрытом позолотой фарфоре.

Большинство путешественников предпочитало проводить время в куполе, оборудованном большими окнами, или в комнате для наблюдений, расположенной в нижней части корабля.

В свой последний полёт «Гинденбург» отправился вечером 3 мая 1937 года. На борту было 97 пассажиров, вел корабль ветеран Первой мировой войны Макс Прусс. За 77 часов дирижабль перелетел из Германии в Америку, Нью-Йорк. Желая несколько повеселить зрителей, капитан провел дирижабль почти в плотную у смотровой площадки на Манхэттене.

В 19 часов 11 минут дирижабль снизился до 180 метров. С земли репортаж о прибытии дирижабля вёл американский журналист Герберт Моррисон:

«Веревки уже спущены, и их держат люди на поле. Задние моторы продолжают работать и сдерживают корабль, чтобы… Господи, он вспыхнул! Это ужасно! Пламя поднялось в небо на пятьсот футов… Это кошмар. Это ужасный кошмар. Все в огне… смотри, Скотти, смотри, Скотти, не заслоняй мне… О, Боже, это ужасно! О, Боже, отойди же, не заслоняй. Пожалуйста! Все горит, и обломки падают на причальную мачту и людей вокруг… Это одна из самых ужасных катастроф в мире!»

В 19 часов 20 минут дирижабль уравновесили, после чего с его носа сбросили причальные канаты. В районе 4-го газового отсека сверкнула яркая вспышка. Спустя миг в небо взметнулся ослепительный столб огня. От едкого чёрного дыма стало в семь часов вечера черно, как поздней ночью.На глазах у репортеров и других объятых ужасом свидетелей "Гинденбург" быстро превращался в кромешный ад: огонь получал непрерывную подпитку из огромных трюмов в брюхе корабля, заполненных водородом.

Пассажиры и члены команды в панике выпрыгивали вниз через окна и двери, надеясь спастись от огня. Корабль кренился и дрожал. Тошнотворно запахло горелым мясом, послышались жуткие крики умирающих... Огонь быстро распространялся по направлению к носовой части, уничтожая воздушное судно и грозя убить команду и пассажиров. Большинство пассажиров сумело спрыгнуть на землю.

Стоит отметить, что капитан Прусс не растерялся в сложившейся обстановке и делал всё, чтобы увеличить шансы людей на спасение. «Гинденбург» упал на землю рядом со швартовочной мачтой. В этой катастрофе погиб Эрнст Леманн, глава компании «Цеппелин», выпустившей дирижабль «Гинденбург». Капитан корабля Макс Прусс выжил, но его лицо осталось до конца жизни изуродованным до неузнаваемости. Всего из 97 пассажиров и членов команды спаслось 62 человека.

Вскоре после катастрофы комиссия по расследованию рассматривала несколько причин гибели «Гинденбурга»: гроза, выстрелы с земли, диверсия на борту и нарушение в технологии покрытия оболочки дирижабля. Все они приняты в качестве рабочих гипотез. Не более того. Доказательств не хватает, чтобы поставить точку в этом деле.

Майкл Макдональд Муни в своей книге заявил, что катастрофа была осуществлена 24-летним антифашистом Эрихом Шпелем, позже скончавшимся от ожогов в больнице. Награжденный фюрером Эдуард Боёциус, через десятилетия говорил в интервью журналу «Шпигель», что «политика Гитлера сделала нас за границей объектом ненависти». Третий офицер цеппелина подтверждал существование еврейского заговора или акта саботажа со стороны американской авиакомпании Pan American Airways, видевших в немцах своих конкурентов. В прекращении расследования, как ни странно, оказалась замешана сама нацистская верхушка. Сперва они, устами министра пропаганды Йозефа Геббельса, пытались представить гибель дирижабля как «акт возмездия» за разрушенную испанскую Гернику. Уничтоженную налетами «Легиона Кондор». Но потом развернулись ровно на 180 градусов. Прославленный летчик Первой мировой войны Герман Геринг, который сильно увлекался самолетами, терпеть не мог дирижабли. Он называл их «летающими сосисками» и не признавал за ними никакого будущего. Гибель «Гинденбурга» пришлась ко времени, чтобы покончить со всеми проектами развития этого средства воздухоплавания. Самая серьезная, но также полностью не доказанная, гипотеза гласит: причина в водороде и покрытии оболочки дирижабля. В 30-е годы заменить водород более безопасным гелием мешали американцы, которые владели им монопольно. Огни святого Эльма или кистевой разряд (некоторые свидетели говорили о видимом ими свечении на поверхности дирижабля) проникли сквозь несовершенное покрытие внутрь. Одной искры оказалось достаточно, чтобы мгновенно уничтожить чудо техники 20 века. На дворе XXI век, но тайна гибели «Гинденбурга» остается пока неразгаданной. Ее уже давно занесли во все энциклопедии и учебники как «самую загадочную катастрофу в воздухе». Как бы то ни было, бесспорным остается одно: страшная катастрофа «Гинденбурга» практически поставила крест на программах развития дирижаблей во всем мире.

Загадочная катастрофа флагмана немецкого воздушного флота произвела тяжелое впечатление и на самого Гитлера, который отдал приказ прекратить строительство еще двух цеппелинов на верфях Фридрихшафена. Англичане также отказались от секретного проекта создания дирижаблей-бомбардировщиков. Советский Осоавиахим сделал ставку на самолеты. Эхо страшного взрыва на американской базе Лейкхерст долетело даже до Южной Африки, где правительство свернуло собственную программу строительства цеппелинов. Четырех секунд оказалось достаточно, чтобы закончилась такая в общем-то недолгая эра дирижаблей. Ровный круг влажного песка под причальной мачтой на военной базе ВВС США 6 мая 1937 года превратился в могилу для целого направления в воздухоплавании.

Подпишитесь на наш
Блоги

Тайна гибели дирижабля "Гинденбург"

20:06, 25 ноября 2012

Автор: aniase

Комменты 14

Аватар

Очень интересно написано... Вы автор текста? искренне радуюсь видя профессиональные тексты на сплетнике) и - теперь я знаю почему закончилась эра цеппелинов)

Аватар

Я не поняла, как люди спаслись, судя по кадрам, дирижабль был высоко когда начал гореть, спастись выпрыгнув означало самоубийство, нет?Или он приземлился, еще наполовину целый...

R

Отлично, как всегда)

Аватар

Спасибо за пост. Не знала об этой трагедии.

K

Спасибр, очень интересно!

Подождите...