Француженка Одиль Декк умеет быть востребованной и не терять свободы. Обладательница Jane Drew Prize, архитектурной премии, направленной на признание женщин-ахитекторов, ее проекты с завидной регулярностью появляются на новостных лентах. 

   

    Одиль отмечена жюри как «архитектор-бунтарь, пламенный защитник равенства и неиссякаемый источник реактивной энергии». И, судя по тому что в течение пяти лет Одиль реставрировала Maison Bernard — постройку венгерского фантазера Антти Ловага, она позволяет себе делаеть то, к чему лежит душа. 

Maison Bernard, построенный в 1970-х годах венгерским архитектором Антти Ловагом. Проект реставрации — арх. Одиль Декк.

    Одиль Декк — одна из немногих женщин, добившихся успеха в архитектуре. Ее цельный талант пробил дорогу в традиционно мужской профессии. Название архитектурного бюро ODBC складывается из имен его создателей — Одиль Декк и Бенуа Корнетт. Их связывали и архитектура, и общие увлечения, и любовь. Последние 18 лет, после гибели Бенуа в автокатастрофе, Одиль руководит бюро одна, продолжая развивать их метод «гипернапряжения». Суть метода в том, что с пространством можно работать как с пластичным материалом.

Антресольный этаж ресторана L'Opera.

Антресольный этаж ресторана L'Opera.

Рестаран L'Opera в историческом здании Опера Гарнье.

Рестаран L'Opera в историческом здании Опера Гарнье.

    Одиль взаимодействует со зрителем, искривляя, сжимая и расширяя пространство, в котором он находится. «Архитектура должна взять на себя заботу о теле человека, вот почему мы экспериментируем с разными формами и функциями. Мы пытаемся пересмотреть принципы человеческого существования».

Phantom, керамика. 45 x 35 x 10 см. Limited edition (8+4). Odile Decq / Bernard Chauveau Éditeur / CRAFT Limoges. 2011.

Phantom, керамика. 45 x 35 x 10 см. Limited edition (8+4). Odile Decq / Bernard Chauveau Éditeur / CRAFT Limoges. 2011.

   Первая постройка, принесшая ODBC мировую известность, — административный комплекс Banque Populaire de l'Ouest (BPO) в Ренне, 1990. Скульптурный объем с металлическими фасадами выходит огромной стеклянной стеной на живописную панораму. Необыкновенно длинный холл подчеркивает переход из мира природы в мир металла.

    Суперсовременное для своего времени здание было с трудом принято французской публикой, которая посчитала «весь этот хай-тек слишком английским». А проект  BPO стал манифестом молодого бюро. «Мы были молоды и были аутсайдерами в профессии. Мы вложили всех себя в этот проект. После премий и публикаций все были уверены, что мы уже завалены заказами. Однако во Франции это работает немного не так. Ты выигрываешь конкурс, и ничего не меняется. Следующие два года мы сидели вообще без работы, а из сотрудников осталась только приходящая уборщица. И мы начали все сначала».

    История в каком-то смысле повторилась и после получения ODBC «Золотого льва» за вклад в развитие мировой архитектуры. Во Франции новых заказов почти не появилось, зато Одиль стала строить в Лондоне, Брюсселе и Италии, летать по всему миру с лекциями и, по ее словам, отдыхает теперь только в самолетах.

Жилой комплекс Red Lace во Флоренции.

Жилой комплекс Red Lace во Флоренции.

   Самая значительная ее работа 2000-х — это новое крыло музея современного искусства MACRO в Риме. От проекта до реализации прошло целых десять лет. Открытие осенью 2010 года привлекло внимание всего мира. В самом центре города-памятника возник симбиоз исторических строений и ультрасовременной архитектуры с яркими и контрастными решениями. Весь комплекс пронизан трансформирующейся красной «лентой», постоянно меняющей свое функциональное назначение.

 Новый корпус музея MACRO в Риме.

Кварира Одиль Декк в Париже. В спальне эксцентричный вкус Одиль особенно очевиден. В изголовье — Metallo 9 К. Грандидье.

    Эту страсть, передаваемую архитектурой, свою готовность к риску и открытость Одиль Декк передавала своим студентам в Париже как ректор Ecole Spéciale d'Architecture (ESA) — самого старого (осн. в 1865 г.) и тем не менее прогрессивного архитектурного университета. Работа со студентами, приехавшими со всего мира, похожа на работу в ее мастерской. Несмотря на экстравагантный образ, ее творческий метод не деспотичен.

Частный дом в Сент-Анж, Франция. Studio Odile Decq. 2015. 185 кв. м

   «Работа в офисе у нас в основном строится по принципу семинара: мы дискутируем, общаемся, обсуждаем идеи. Иногда я набрасываю эскиз, когда что-то приходит на ум, но у меня нет реального времени, чтобы делать все самостоятельно. Идеи приходят в путешествиях, особенно часто, когда я чищу зубы. Я не люблю работать в одиночку». И все решения проверяются макетами. Мастерская буквально заставлена ими.

    Главное для Одиль — это не внешняя узнаваемость почерка, не навязывание своего эго, а нахождение контекстуального решения. «Слишком многие архитекторы заботятся о красоте линий и дизайне, а не о тех, для кого они строят. Я работаю для людей». 

Подпишитесь на наш
Блоги

Одиль Декк: архитектор-бунтарь

18:23, 31 августа 2022

Автор: mari_m_max

Комменты 16

Аватар

Интересная женщина и, безусловно талантливая. Но мне ближе работы Захи Хадид

Аватар

Интересная женщина и, безусловно талантливая. Но мне ближе работы Захи Хадид

Аватар

Частный дом в Сент-Анж удивительно хорошо вписался в окружающую среду, включая средневековые готическо-романские (или под них) постройки. Интересно, необычно и сама дама вызывает симпатию.

Аватар

Мне очень нравится то, что она делает. Её проекты не оставляет равнодушными, однозначно. Фотографии не всегда передают те ощущения, которые на самом деле ты испытываешь при «личном общении» с её работами. Люстра, которая есть в подборке - моя любовь, (soleil noir, марка luceplan, если кому надо).

B

Невероятная архитектура, космическая! Знаете, таких как она может быть один на 100 человек, а может и не быть. Мыслить конструкциями это особый дар. Женщине особенно тяжело добиться признания в традиционно «мужских» профессиях, надо в два раза быть талантливей и трудолюбивей. Я архитектор, и знаю что это такое.

Подождите...