Круто!

Расшифрован старейший геном современного человека

Расшифрован старейший геном современного человека

Расшифрован геном современного человека, череп которого найден в пещере Златый кунь (Zlatý kůň, «Золотой конь»). Он принадлежал женщине, останки которой найдены в чешских Конепрусских пещерах. Наличие более длинных сегментов в геноме, доставшихся от неандертальских предков, нежели у образца из сибирского села Усть-Ишима, позволило предположить, что останки принадлежат одному из самых ранних сохранившихся евразийцев, жившему не менее 45 тысяч лет назад. При этом ученые полагают, что проанализированный геном принадлежит неродственной современной европейской и азиатской популяции. Статья опубликована в журнале Nature Ecology & Evolution.

До настоящего времени было расшифровано лишь три образца геномов современных людей из Европы и Азии, живших в период близкий к выходу человека из Африки, то есть более 40 тысяч лет назад. Они принадлежали людям, чьи останки обнаружены на окраине сибирского села Усть-Ишима, в пещере Тяньюань в окрестностях Пекина, а также в пещере Пештера-ку-Оасе в Румынии (расшифрован частично).

В ходе расселения по Евразии люди современного типа несли в своем геноме около двух-трех процентов генов неандертальского происхождения. По всей видимости, неандертальские гены были приобретены в ходе смешения двух видов людей на Ближнем Востоке в период между 50 и 60 тысячами лет назад. Современные данные указывают на то, что в Европе homo sapiens и homo neanderthalensis не сталкивались, разминувшись на три-пять тысяч лет.

Кай Прюфер (Kay Prüfer) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка совместно с коллегами из Германии, Великобритании, Франции, Италии и Чехии проанализировали геном, полученный из материалов женского черепа. Сама находка была сделана еще в 1950 году в Конепрусских пещерах в Чехии. Анализ показал, что выделенный геном содержит порядка трех процентов неандертальской примеси. Это аналогично показателям у других охотников-собирателей эпохи верхнего палеолита. В то же время исследователи обнаружили, что неандертальские сегменты в образце длиннее, чем в известном примере из Усть-Ишима. Это натолкнуло на вывод, что особь из Чехии — один из самых ранних известных жителей Евразии, относящихся к современному виду.

Авторы сообщили, что первоначально древность останков оценивалась в не менее, чем 30 тысяч лет, но череда последующих исследований привнесла большой разброс данных о датировке, что объясняется значительной загрязненностью образца. Наиболее древняя полученная дата — 34 тысячи лет назад, но авторы настаивают, что возраст черепа еще древнее — не менее 45 тысяч лет назад.

Расчеты сводной статистики, основанные на разделении аллелей, с целью получить представления о генетическом родстве образца из Златого куна с современными и древними особями, показали более близкую связь с азиатами, нежели с европейцами. Это характерно и для других европейских охотников-собирателей эпохи верхнего палеолита и мезолита, что авторы объяснили возможным происхождением современных европейцев от глубоко расходящейся внеафриканской линии. Соответственно, исследованный геном ученые отнесли к представителям уже разделившихся популяций. Геном особи из Чехии содержит около 3,2 процента неандертальской примеси, что является самым высоким значением среди шести наборов геномных данных верхнепалеолетических и одного мезолитического евразийских охотников-собирателей (диапазон 3,0–2,1 процента).

Сегментирование неандертальской части генома позволило получить более полное представление о времени появления данной примеси. Исследователи отобрали 100 самых длинных неандертальских сегментов генома женщины из чешской пещеры и сравнили с иными образцами, полученными по тем же методам из останков, найденных в других местах. Это показало, что в среднем сегменты длиннее у особи из Златого куна. Авторы исходили из позиции, что рекомбинация разбивала неандертальскую часть в геноме на более короткие сегменты в каждом поколении. Проведенный анализ показал, что последнее получение генов от неандертальцев предком особи из Златого куна произошло примерно за 70–80 поколений до того, как он жил, а у образца из Усть-Ишима — за 94–99.

Исследователи пришли к выводу, что большая часть неандертальских генов у современных и древних людей, вероятно, получена от общего смешения с группой неандертальцев, связанных с будущими европейскими неандертальцами, а не неандертальцами, обнаруженными в Горном Алтае. Не выявив существенных различий в распределении аллелей в неандертальских примесях, авторы предположили, что женщина из Златого куна примерно того же возраста, что и индивид из Усть-Ишима (около 45 тысяч лет), или старше его на несколько сотен лет. Это делает особь из Чехии самым старым известным европейским человеком со значительно сохранившимся черепом. При этом генетической преемственности с людьми, жившими после 40 тысяч лет назад, она не имеет. Авторы предположили, что вероятной причиной образовавшегося разрыва стало мегаизвержение Флегрейских полей, произошедшее около 39 тысяч лет назад, серьезно повлиявшее на климат и популяции людей.

Это не первый случай, когда генетики внесли серьезный вклад в понимание ранней истории человечества. Так, ранее мы рассказывали, как американские генетики обнаружили неандертальскую примесь у современных евразийцев, а в чертах лица латиноамериканцев нашли влияние денисовцев.

Комментарии Скрыть комментарии

ChudoChudnoe

Вот это я понимаю. Это вам не теория кармических узлов.

ChudoChudnoe, не ахуяской единой

zucotuco

Влияние денисовцев нашли у южноамериканских индейцев? Это логично, если индейцы жили раньше в Сибири, а потом ушли в южную Америку.

Lighter

Помню, сильно удивилась, когда узнала, что все мы немного неандертальцы )

ontheheath

Lighter, если вы сдавали 23andme они дают процент неардентальства. у меня прям высокий!

redpilled1988

ontheheath, а сколько стоит эта сдача и как это осуществляется?

redpilled1988, мне кажется зависит от страны, на сайте достаточно информации
я вот нашла секретную семью брата деда через сайт!

redpilled1988

ontheheath, ничего себе

Lentochka

ontheheath, у меня тоже высокий:)

Kza

Кто-нибудь смотрит Дробышевского? Я прям подсела, очень интересно рассказывает об антропологии

Kza, стас классный, плюсую

lublu_2_kotikov

Kza, вы на ютуб-канале rtvi смотрите? Мне он не очень понравился у Шихман, не осилила всё интервью. Вдруг из-за глупой предвзятости что-то прекрасное пропускаю.

lublu_2_kotikov, когда постнаука была айс с ним были классные ролики

ontheheath, я запуталась...
Не нашла, есть ли у него собственный канал на ютубе. Просто хотела рекомендаций, что бы эдакое посмотреть

ontheheath

lublu_2_kotikov, забейте станислав дробышевский и будет вам счастье!

ontheheath, спасибо!
Это к моим кривым рукам добавились алгоритмы ютуба. По одной фамилии другое выдается

Makk

lublu_2_kotikov, еще рекомендую Дарвиновский музей на ютубе с Судариковой и центр Архе

lublu_2_kotikov

Makk, я в этой теме как милый бот)
Но не могу не поблагодарить за рекомендации и промолчать, что я была в Дарвиновском музее!
Провела там часов 6, сдалась, когда совсем устала. А на интерактивной тропе эволюции как будто получила шанс испытать тысячу восторгов, которые бывают только в детстве!

onetwo

lublu_2_kotikov, вам понравилось? Смотрим с сыном Ярослава Попова из Дарвиновского музея. Думаю сходить, но они сейчас больше онлайн.

onetwo, чао!
Прошло три месяца, но мне необходимо закрыть этот гештальт. Ваш безобидный, прямой и простой вопрос как-то странно на меня подействовал. Старательно затолканное в бессознательное взяло и вылезло. Проще было удалиться с сайта, чем поделиться чем-то настолько личным.

На этой ноте, больше напоминающей зловещий скрип двери в ночи, без лишних душещипаний, рассказываю: я была в 2017 году, всё понравилось, особенно интерактивная тропа. Она всем взрослым понравилась, в нашем же детстве такого не было))

Не смотрела ни одной онлайн экскурсии, преполагаю всё на достаточно высоком уровне, но вживую должно быть интереснее! В доковидное время у них было множество мастерклассов и/или лекций для детей. Может так случиться, что сын сам проведет для вас экскурсию по музею)
С другой стороны, Москве достаточно легко привести в восторг таких провинциалов как я)
И в это неспокойное время лучше смотреть видео из дома.

Появились новые фото со свадьбы сына миллиардера Бернара Арно: образ невесты и другие подробности