Многих заинтересовал пост "Судьба детей с картин знаменитых художников". Я решила продолжить тему про взрослых натурщиков. Очень интересно узнавать не только историю возникновения картины/портрета, но и судьбу людей, которые стали известными и узнаваемыми на века. Наверняка, когда позировали, эти дамы и не представляли, что их портреты мы будем разглядывать, спустя много лет... Попробую рассказать о женщинах, чьи лица нам хорошо знакомы, а их истории — нет. Делюсь тем, что нашла на просторах сети.

Жанна Самари - Огюст Ренуар, "Портрет актрисы Жанны Самари", 1877 г.

Актриса Жанна Самари хоть и не смогла стать звездой сцены (играла она преимущественно служанок), но повезло ей кое в чем другом: некоторое время она жила недалеко от мастерской Ренуара, который в 1877-1878 годах написал четыре ее портрета, тем самым прославив куда больше, чем это могла бы сделать ее актерская карьера. Жанна играла в спектаклях с 18 лет, в 25 она вышла замуж и родила троих детей, затем даже написала детскую книжку. Но прожила эта обаятельная дама, к сожалению, не долго: в 33 года заболела брюшным тифом и скончалась.

Чечилия Галлерани - Леонардо да Винчи, "Дама с горностаем", 1489-1490 гг.

Чечилия Галлерани была девушкой из благородной итальянской семьи, которая в возрасте 10 (!) лет уже была помолвлена. Однако когда девочке было 14, помолвка по неизвестным причинам была расторгнута, а Чечилия отправлена в монастырь, где и познакомилась (или же все это было подстроено) с герцогом миланским Людовико Сфорца. Завязался роман, Чечилия забеременела и герцог поселил девушку в своем замке, но тут пришло время вступить в династический брак с другой женщиной, которой, конечно же, присутствие любовницы в их доме не понравилось. Тогда после родов Галлерани герцог забрал себе сына, а ее выдал замуж за обедневшего графа. В этом браке Чечилия родила четверых детей, держала чуть ли не самый первый в Европе литературный салон, бывала у герцога в гостях и с удовольствием играла с его ребенком от новой любовницы. Спустя время супруг Чечилии погиб, наступила война, она потеряла свое благосостояние и нашла приют в доме сестры той самой жены герцога − вот в таких замечательных отношениях она умудрялась быть с людьми. После войны Галлерани вернула свое имение, где и жила вплоть до своей смерти в возрасте 63 лет.

Зинаида Юсупова - В.А. Серов, “Портрет княгини Зинаиды Юсуповой”, 1902 г.

Богатейшая российская наследница, последняя из рода Юсуповых, княжна Зинаида была невероятно хороша собой, и, несмотря на то что ее расположения добивались в числе прочих августейшие особы, замуж она хотела выйти по любви. Желание свое она осуществила: замужество было счастливым и принесло двоих сыновей. Юсупова много времени и сил тратила на благотворительную деятельность, причем после революции продолжила ее и в эмиграции. Любимый старший сын погиб на дуэли, когда княгине было 47 лет, и она с трудом перенесла эту утрату. С началом волнений Юсуповы покинули Петербург и поселились в Риме, а после смерти супруга княгиня переехала к сыну в Париж, где и провела остаток своих дней.

Мария Лопухина - В.Л. Боровиковский, "Портрет М.И. Лопухиной", 1797 г.

Боровиковский написал множество портретов русских дворянок, но этот — самый чарующий. Мария Лопухина, представительница графского рода Толстых, изображена здесь в нежном возрасте 18 лет. Портрет был заказан ее супругом Степаном Авраамовичем Лопухиным вскоре после свадьбы. Непринужденность и чуть надменный взгляд кажутся то ли обычной позой для подобного портрета эпохи сентиментализма, то ли признаками меланхолического и поэтического нрава. Судьба этой загадочной девушки оказалась печальной: спустя всего 6 лет после написания картины Мария умерла от чахотки.

Джованина и Амацилия Пачини - Карл Брюллов, "Всадница", 1832 г.

«Всадница» Брюллова — блистательный парадный портрет, в котором роскошно все: и яркость красок, и пышность драпировок, и красота моделей. На нем изображены две девочки, носившие фамилию Пачини: старшая Джованина сидит на лошади, младшая Амацилия смотрит на нее с крыльца. Картину Карлу Брюллову — своему многолетнему возлюбленному — заказала их приемная мать, графиня Юлия Павловна Самойлова, одна из красивейших женщин России и наследница колоссального состояния. Повзрослевшим дочерям графиня гарантировала большое приданое. Но получилось так, что к старости она практически разорилась, и тогда приемные дочери Джованина и Амацилия через суд взыскивали у графини обещанные деньги и имущество.

Симонетта Веспуччи - Сандро Боттичелли, "Рождение Венеры", 1482–1486 гг.

На знаменитой картине Боттичелли изображена Симонетта Веспуччи — первая красавица флорентийского Ренессанса. Симонетта родилась в богатой семье, в 16 лет вышла замуж за Марко Веспуччи (родственника Америго Веспуччи, «открывшего» Америку и давшего континенту свое имя). После свадьбы молодожены обосновались во Флоренции, были приняты при дворе Лоренцо Медичи, в те годы славившемся пышными пирами и приемами. Красивая, при этом очень скромная и доброжелательная Симонетта быстро влюбила в себя флорентийских мужчин. Ухаживать за ней пытался и сам правитель Флоренции Лоренцо, но активнее всех ее добивался его брат Джулиано. Красота Симонетты вдохновляла многих художников того времени, среди которых был Сандро Боттичелли. Считается, что с момента их встречи моделью всех Мадонн и Венер кисти Боттичелли была именно Симонетта. В возрасте 23 лет Симонетта умерла от чахотки, несмотря на старания лучших придворных врачей. После этого художник изображал свою музу только по памяти, а в старости завещал, чтобы его похоронили рядом с ней, что и было выполнено.

Александра Петровна Струйская - Ф.С. Рокотов, “Портрет Струйской”, 1772 г.

Этот портрет кисти Рокотова словно воздушный полунамек. Александре Струйской было 18, когда ее выдали замуж за очень богатого вдовца. Есть легенда, что на свадьбу муж подарил ей ни больше ни меньше как новую церковь. И всю жизнь писал ей стихи. Был ли этот брак счастливым, доподлинно не известно, но все, кто бывал в их доме, обращали внимание на то, как несхожи между собой супруги. За 24 года брака Александра родила мужу 18 детей, 10 из которых умерли во младенчестве. После смерти мужа она прожила еще 40 лет, твердо управляла поместьем и оставила детям приличное состояние.

Галина Владимировна Адеркас - Б.М. Кустодиев "Купчиха за чаем", 1918 г.

"Купчиха за чаем" Кустодиева — настоящая иллюстрация той яркой и сытой России, где ярмарки, карусели и "хруст французской булки". Написана картина была в послереволюционном голодном 1918 году, когда о таком изобилии можно было только мечтать. Для купчихи в этом портрете-картине позировала Галина Владимировна Адеркас — натуральная баронесса из рода, ведущего свою историю аж от одного ливонского рыцаря XVIII века. В Астрахани Галя Адеркас была соседкой Кустодиевых по дому, с шестого этажа; в студию девушку привела жена художника, приметив колоритную модель. В этот период Адеркас была совсем молода — студентка-первокурсница медицинского факультета — и на набросках ее фигура выглядит гораздо тоньше. Окончив университет и проработав какое-то время хирургом, она бросила профессию и в советские годы пела в составе русского хора, участвовала в озвучивании фильмов, вышла замуж и стала выступать в цирке.

Сюзон — «Бар в „Фоли-Бержер“» Эдуард Мане

Эдуард Мане делал наброски для будущей картины в баре «Фоли Бержер». Потом он попросил буфетчицу Сюзон и своего друга позировать ему в мастерской. Изначально на полотне должны были быть только они, но позже художник дописал зеркало и отражение в нем множества людей. Известно о Сюзон совсем немного, но, судя по всему, она была еще и куртизанкой, что не редкость для «Фоли Бержер» тех времен. Апельсины у Мане тоже часто символизирует эту профессию.

Эмилия Флёге — «Поцелуй» Густав Климт

На большинстве картин Густав Климт изображал свою спутницу жизни Эмилию. Считается, что на полотне он передал чувства, которые были между ними. В 30 лет Эмилия стала модельером и добилась огромного успеха — в лучшие времена на нее работали до 80 портних. В 1918 году Климт умер. Последние его слова были: «Эмилия должна прийти». После смерти художника Эмилия Флёге сожгла все письма, полученные от него, но сохранила нетронутой «комнату Климта» в Casa Piccalo, превратив ее в уютный музей, где хранились мольберт, одежда, рисунки и мебель художника. После присоединения Австрии к Германии в 1938 году «Сёстры Флёге» потеряли большинство своих клиентов и вынуждены были закрыть ателье. Эмилия Флёге вела уединенный образ жизни. Она умерла в 1952 году, пережив художника на 34 года. Эмилия никогда не была замужем.

Джейн Бёрден (Моррис) - Данте Габриель Россетти, “Астарта Сирийская” 1877

Однажды юная дочь конюха и прачки пошла с сестрой в театр и встретила там художника, который…Погубил? Как бы не так! Женился, оплатил ей образование, нарисовал с нее тысячу портретов, подарил особняк и вообще сделал из нее леди. Есть мнение, что Элиза Дулитл – тоже ее портрет в некотором роде. Джейн родила художнику двух дочек, но через двенадцать лет муж оставил семью и уехал в Исландию – а ее уже вовсю рисовал другой. Когда другой начал сильно увлекаться опиумом, Джейн благоразумно отошла в сторонку, и в возрасте сорока пяти лет встретила поэта. И что бы вы думали? Прожила с поэтом в любви и согласии (не вступая в официальный брак) до семидесяти четырех лет.

Мария Тереза Вальтер - Пабло Пикассо, цикл портретов, 1925-1938


 Не всем везет так, как Джейн Бёрден. Марии-Терезе было семнадцать, она была блондинка и вопиюще хороша собой. В нее влюбился женатый художник, стал ее активно рисовать, (хотя лично мы бы сбежали после первого же вот такого портрета). Именно эта картинка – одна из многих, но если вы видите тетеньку-камбалу с глазами на щеке и двадцатью пальцами, торчащими прямо из подмышки, и всё это в веселеньких тонах, то в девяти случаях их десяти – это она, бедняжка. Через восемь лет таких портретов родилась дочка, а когда дочке был год, у художника уже была новая юная любовница. Когда две женщины, посовещавшись, пришли к нему вдвоем с требованием определиться, он предложил им побороться за него. На кулаках. Угадайте зачем? Он рисовал “Гернику”, нуждался в эмоциональной натуре. И да, представьте, она его простила даже за это. И всю жизнь надеялась, что он вернется. А когда он умер, прожила еще четыре года и повесилась.

Фаина Шевченко - Борис Кустодиев. Красавица. 1915 г.

Позировала ему 21-летняя актриса МХАТ Фаина Шевченко - будущая народная артистка СССР, орденоносец и лауреат двух Сталинских премий. Позировать Фаина согласилась легко, но когда узнала, что раздеться надо полностью, отказалась:
- Мне такой позор не нужен, - сказала она. Я – актриса Художественного театра! И что? Тысячи людей увидят меня голой?
Долго и нежно уговаривал Фаину Борис Михайлович. Не для себя, а "для искусства ради". И уговорил. Станиславский пришел в ужас от голой подопечной. С горя он обозвал ее распутницей, но потом великодушно простил – юная актриса была удивительно талантлива. Даже ее великая тезка по фамилии Раневская позже признавалась, что в юности боготворила Шевченко. Мужчины Фаину обожали. У нее был короткий роман с Николаем Баталовым и недолгий брак с Григорием Хмарой. В театре их считали счастливой парой – Фаину Хмара любил, хоть и погуливал на стороне. Но в 1922 году, уехав на гастроли в Берлин, так и не вернулся…Очень скоро Григорий одумался и написал жене, умоляя его простить и помочь вернуться на родину. Фаина обивала пороги чиновников, но безуспешно. Больше они не увиделись. Из Германии Хмара переехал в Париж, стал достаточно популярен, много снимался. В феврале 1970 года он умер. Фаина пережила мужа только на год.

Елизавета Мартынова -  Константин Сомов "Дама в голубом"

На своих полотнах русский художник Константин Сомов очень часто изображал сокурсницу Елизавету Мартынову, к которой испытывал нежные чувства и романтическую привязанность. Картина писалась в течение трех лет - с 1897 по 1900 годы. Причина этого в болезни Елизаветы Максимовой. Туберкулез. Да, у нее была та страшная болезнь, что унесла так много талантов в молодом возрасте. Болезнь Максимовой прогрессировала, ей приходилось уезжать на лечение за границу. Но по возвращении работа над портретом продолжалась, и он все-таки был закончен.

Узнав, что Сомов ведет переговоры с Третьяковской галереей, Елизавета Мартынова категорически воспротивилась продаже. Она написала Сомову: «Сегодня ночью я проснулась и не спала от одной назойливой и мучительной мысли: "Вы не должны и не имеете права продать мой портрет". Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги... Я не хочу этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею...»

Что это было? Знак свыше? Предчувствие? Или всего лишь каприз? Мартынова сама была художницей и прекрасно знала, что полотна пишутся для зрителя. А тут такая категоричность, почти требовательность.
Увы, Константин Сомов продал картину Третьяковской галерее. Нужны были деньги или на то были другие причины. Но в 1903 году картина Константина Сомова «Дама в голубом» была выставлена в Третьяковской галерее. А вскоре после этого (точно не известно, то ли в том же 1903, то ли на следующий год) Елизавета Михайловна Мартынова умерла. Похоронили ее на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Ей было 37 лет. Мечта Мартыновой исполнилась. Она прославилась. Не так, конечно, как хотела. Ни как великая художница. Всего лишь в качестве «прекрасной незнакомки» Константина Сомова, в качестве «Дамы в голубом».

Амедео Модильяни - «Портрет Жанны Эбютерн в большой шляпе», 1918

Они встретились в апреле 1917 года в художественной академии Коларосси. Жанна – 19-летняя студентка, делающая свои первые наброски. Амедео , или, как называли его в богемной среде, Моди (фр. - проклятый), - 32-летний бедный художник, воспользовавшийся возможностью за 50 сантимов получить место с мольбертом и писать обнаженную натуру. Модильяни к тому времени уже 10 лет как жил в Париже.

Жанна Эбютерн - единственная из близких ему женщин, кого Модильяни не писал голой. Миниатюрная, тихая, с копной каштановых волос и белоснежной кожей, за что заслужила прозвище Кокосовый Орех, 19-летняя девушка стал женой и ангелом-хранителем 32-летнего живописца. Родня отвернулась от Жанны, возмутившись ее союзом с пьяницей и наркоманом, но та была непреклонна. Когда в 1918-м родилась дочка, тоже Жанна, девочку отправили к кормилице. А мать вскоре снова оказалась в положении. Художник обещал любимой жениться, но до мэрии так и не дошел. Жанна прощала ему все.

В конце января 1920 года друзья застали художника, лежавшим на кровати в холодной мастерской почти без сознания. У него была последняя стадия туберкулеза. Беременная Жанна сидела рядом, бессмысленно глядя в одну точку. 24 января он умер в больнице для бедных. На следующий день она выбросилась из окна шестого этажа родительского дома. Музе не было места в этом мире без ее гения. . Несчастная жена не сумела пережить Амедео. Она вот-вот должна была родить.

Форнарина — «Донна Велата», Рафаэль

На одном из самых известных портретов Рафаэля Санти «Донна Велата" изображена возлюбленная художника Форнарина. Считается, что ее настоящее имя — Маргерита Лути, а своим прозвищем (Булочница) она обязана отцу-булочнику. Не исключено, что именно эта девушка послужила прототипом для, пожалуй, самой известной картины мастера — «Сикстинской Мадонны».

Форнарина была натурщицей и любимой Рафаэля 12 лет, до самой смерти живописца. Русский писатель и искусствовед Павел Муратов  считает, что после его кончины женщина была насильно пострижена в монахини и отправлена в монастырь, где вскоре и умерла.

Алина Шариго — «Танец в деревне», Огюст Ренуар

Картина «Танец в деревне» была написана в 1883 году и вместе с «Танцем в городе» и «Танцем в Буживале» составила триптих, посвященный танцующим парам. Для картины художнику позировала Алина Шариго, будущая жена Огюста Ренуара. Когда ей было 15, Шариго приезжает в Париж, где работает ткачихой, а потом встречает Огюста Ренуара.

Евгения Петровна Адамова - «Девушка в футболке», Александр Николаевич Самохвалов


1932г. Холст, масло. Размер: 178 × 136,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Премьера» картины состоялась 13 ноября 1932 года в Ленинграде в Русском музее на открытии юбилейной выставки «Художники РСФСР за XV лет». Сегодня это одна из самых известных работ советского художника Александра Николаевича Самохвалова (1894—1971). Она была отмечена золотой медалью на Международной выставке в Париже в 1937 году. Там её назвали «Советской Джокондой»
У героини картины был реальный прототип. По словам А. Н. Самохвалова, которые приводит в своей книге Л. С. Зингер, девушка в футболке — это Евгения Петровна Адамова (1907—1977). «Была женой партийного работника, впоследствии героически погибшего на подводной лодке во время Великой Отечественной войны. Сама — учительница средней школы. Во время войны участвовала в партизанском движении на Украине. Личность необыкновенно яркая».

Каждая из девушек, ставшая музой для известных художников, прошла нелегкий и тернистый жизненный путь, оставив в истории свой след, отображающий ее красоту, женственность и индивидуальность, которыми восхищаются и по сей день.

Источник: adme.ру

Подпишитесь на наш
Блоги

Судьбы женщин с картин знаменитых художников

00:48, 21 января 2021

Автор: Gatsby

Комменты 54

Аватар

Спасибо, автор за пост! Очень интересно!

Аватар

Спасибо за пост! Я рассматривая, вдруг вспомнила, что в детстве рассматривая репродукцию Карла Брюллова "Всадница", я мечтала о таком же розовом платье как у девочки. В конце 80-х был дефицит купить такое платье было нереально.

Аватар

Ну... что сказать. Спасибо Уэлсу, Флеммингу и Ермольевой и тому факту, что мы живем в 21 веке. Купчиха - огонь

Аватар

В Эрмитаже нынче выставка, посвященная школе Рафаэля и там под шторкой рисунки Пикассо, посвященные Рафаэлю и Форнарине. Это, скажу я вам....сильно. Их можно найти и в инэте)

T

Какой замечательный пост! Очень было интересно читать, спасибо!!

Подождите...