Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что наш реальный мир может оказаться вовсе не реальным? Что, если все, что вокруг нас, – это лишь иллюзия, придуманная кем-то? Именно об этом говорит гипотеза компьютерной симуляции. Попробуем понять, стоит ли всерьез рассматривать эту теорию или же это всего лишь плод чьей-то фантазии, которая не имеет под собой никаких оснований.

«Он – твоя иллюзия»: как появилась гипотеза симуляции
Совершенно неверно думать, что идея о том, что наш мир – это всего иллюзия, появилась только недавно. Такую идею высказывал еще Платон (конечно, в другом виде, не имея в виду компьютерную симуляцию). По его мнению, истинную материальную ценность имеют только идеи, остальное все – всего тень. Подобные взгляды разделял и Аристотель. Он считал, что идеи воплощаются в материальных объектах, следовательно, все есть симуляция.

Французский философ Рене Декарт в XVII веке заявил, что «какой-то злокозненный гений, весьма могущественный и склонный к обману», заставил человечество думать, будто все, что вокруг людей, – реальный физический мир, в действительности же наша реальность – это лишь фантазия этого гения.
Несмотря на то что сама идея теории симуляции уходит корнями в далекое прошлое, расцвет теории произошел с развитием информационных технологий. Одним из главных терминов в развитии компьютерной симуляции является «виртуальная реальность». Сам термин был придуман в 1989 году Жароном Ланье. Виртуальная реальность – это некий искусственный мир, куда индивид погружается через органы чувств. Виртуальная реальность имитирует и воздействие, и реакции на эти воздействия.

В современном мире теория симуляции все чаще становится предметом обсуждения в контексте разработок искусственного интеллекта. В 2016 году Нил Деграсс Тайсон, американский астрофизик, доктор философии по физике, провел дебаты с учеными и исследователями на тему гипотезы симуляции. Даже Илон Маск заявлял, что верит в теорию симуляции. По его словам, возможность, что наша «реальность» основная, крайне ничтожна, однако так для человечества даже лучше. В сентябре того же 2016 года Банк Америки выступил с обращением к клиентам, в котором предупредил, что с вероятностью 20-50% наша реальность – это матрица.

Гипотеза симуляции: как это работает
Давно ли вы играли в компьютерные игры? Пришло время освежить в памяти, как в юности вы с друзьями проходили миссии GTA. Вспомните: мир в компьютерной игре существует только вокруг героя. Как только предметы или другие персонажи исчезают из поля зрения виртуального героя, они исчезают совсем. За пределами пространства героя ничего нет. Машины, здания, люди появляются только тогда, когда есть ваш персонаж. В компьютерных играх такое упрощение делается с целью минимизации нагрузки на процессор и оптимизации игры. Сторонники гипотезы симуляции примерно таким видят и наш мир.

Доказательства теории
Шведский философ и профессор Оксфордского университета Ник Бостром в своей статье  2001 года «А не живем ли мы в «Матрице»?» предложил три доказательства, что гипотеза симуляции действительно верна. Как он говорит, минимум одно из этих доказательств однозначно верное. В первом доказательстве философ заявляет, что человечество в качестве биологического вида исчезнет, «не достигнув «постчеловеческой» стадии» (об этом читайте в нашем другом материале). Второе: любое новое постчеловеческое общество навряд ли запустит большое число симуляций, которые бы показывали варианты ее истории. Третье его утверждение – «мы почти наверняка живем в компьютерной симуляции».

В своих рассуждениях Бостром постепенно опровергает первые два своих доказательства, что автоматически дает ему право говорить о верности третьей гипотезы. Опровергнуть первое утверждение легко: по мнению исследователя, человечество способно развить искусственный интеллект до такой степени, что сможет симулировать работу многих живых организмов. Верность второй гипотезы опровергается теорией вероятностей. Выводы о количестве земных цивилизаций никак нельзя относить ко всей Вселенной. Следовательно, если и первое, и второе суждения ошибочны, то остается принять последнее: мы находимся в симуляции.

В пользу теории симуляции говорит и исследование ученых Калифорнийского университета в Сан-Диего в 2012 году. Они выяснили, что все самые сложные системы – Вселенная, человеческий мозг, интернет – обладают схожей структурой и развиваются одинаково.

Одним из доказательств виртуальности нашего мира можно считать странное поведение фотонов при наблюдении за ними.


Опыт Томаса Юнга в далёком 1803 году перевернул «современную» физику с ног на голову. В своем эксперименте он выстреливал фотонами света сквозь экран с параллельной прорезью. За ним располагался  специальный проекционный экран, чтобы зафиксировать результат. Выстреливая фотонами через одну прорезь, ученый обнаружил, что фотоны света выстроили на этом экране одну линию, которая была параллельна прорези. Это подтвердило корпускулярную теорию света, которая гласит, что свет состоит из частиц. Когда в опыт добавили ещё одну щель для прохождения фотонов, ожидалось, что на экране будут две параллельные линии, однако, вопреки этому, появился ряд чередующихся интерференционных полос. Благодаря этому эксперименту, Юнг подтвердил другую – волновую – теорию света, которая говорит, что свет распространяется в качестве электромагнитной волны. Обе теории, кажется, противоречат одна другой. Невозможно, что свет – это и частица, и волна одновременно.

Опыт Юнга, где S1 и S2 – параллельные прорези, а – расстояние между прорезями, D – расстояние между экраном с прорезями и проекционным экраном, М — точка экрана, на которую падают одновременно два луча.

Позже учёными было установлено, что странно ведут себя и электроны, и протоны, и другие части атома. Для чистоты эксперимента ученые решили измерить, как именно фотон света проходит через щели. Для этого перед ними был поставлен измерительный прибор, который должен был зафиксировать фотон, и поставить точку в спорах физиков. Однако тут учёных ждал сюрприз. Когда исследователи наблюдали за фотоном, он опять проявлял свойства частицы, и на проекционном экране снова появились две линии. То есть один факт постороннего наблюдения за экспериментом заставил частицы поменять свое поведение, будто фотон знал, что за ним наблюдают. Наблюдение смогло разрушить волновые функции и заставить фотон вести себя как частица. Это вам ничего не напоминает, геймеры?

Исходя из вышесказанного, приверженцы гипотезы компьютерной симуляции сравнивают этот эксперимент с компьютерными играми, когда виртуальный мир игры «замирает», если в его пределах нет игрока. Так же и наш мир, для оптимизации условной мощности центрального процессора, облегчает нагрузку и не просчитывает поведение фотонов, пока за ними не начинают наблюдать.

Критика теории
Безусловно, приведенные доказательства теории симуляции критикуются другими учеными – противниками этой гипотезы. Основной акцент они делают на том, что в научных статьях, где представлены доказательства теории, есть грубые логические ошибки: «логический круг, автореференция (явление, когда понятие ссылается на само себя), игнорирование неслучайной позиции наблюдателей, нарушение причинности и пренебрежение контролем симуляции со стороны создателей». По словам кандидата экономических наук, одного из основателей координационного совета Российского трансгуманистического движения Данилы Медведева, основные принципы Бострома не выдерживают философских и физических правил: например, правило причинности. Бостром, вопреки всей логике, допускает влияние будущих событий на события современности.

Кроме того, наша цивилизация, вероятно, вообще не вызывает интерес для симулирования. Глобальное общество, по мнению Данилы Медведева, не такое интересное, как, например, государства и локальные сообщества, а с технологической точки зрения современная цивилизация еще слишком примитивна.

Симуляция огромного количества людей не несет никаких достоинств по сравнению с небольшим числом. Такие большие цивилизации хаотичны, и симулировать их не имеет никакого смысла.


В 2011 году Крейг Хоган, директор Центра квантовой физики лаборатории Ферми в США, решил проверить, действительно ли то, что человек видит вокруг, реально и это не «пиксели». Для этого он придумал «голометр». Он провел анализ пучков света из излучателя, встроенного в устройство, и определил, что мир – это не есть двухмерная голограмма, и он реально существует. (аминь))

Теория симуляции в киноиндустрии: что посмотреть, чтобы быть в теме
Активно идею о жизни в матрице пытаются раскрыть режиссеры. Можно с уверенностью сказать, что именно благодаря кино эта теория дошла до массовой аудитории. Конечно, главный фильм о компьютерной симуляции – «Матрица». Братьям (сейчас уже сестрам) Вачовски довольно точно удалось изобразить мир, где человечество с самого рождения и до смерти контролируется компьютерной симуляцией. Настоящие люди в «Матрице» могут переходить в эту симуляцию, чтобы создавать «второго я» и переносить свое сознание в него.

Второй фильм, с которым нужно познакомиться тем, кто хочет узнать подробнее о компьютерной симуляции, – «Тринадцатый этаж». Именно в нем отражена идея, что в симуляции возможно перемещаться с одного уровня на новый. В киноленте воплощается вероятность нескольких симуляций. Наш мир представляет симуляцию, однако американская компания создала еще одну новую – для отдельного города. Герои перемещаются между симуляциями путем перемещения сознания в телесную оболочку реального человека.

В фильме «Ванильное небо», с молодым Томом Крузом, в компьютерную симуляцию возможно попасть после смерти. Физическое тело героя подвергают криогенной заморозке, а сознание перемещают в компьютерную симуляцию. Этот фильм – ремейк испанского «Раскрой глаза», снятого в 1997 году.

***

Сейчас очень трудно однозначно ответить на вопрос: живем ли мы в компьютерной матрице или нет. Однако такая гипотеза имеет место: слишком много загадок и белых пятен хранит наша Вселенная. Эти тайны не может объяснить даже физика. И даже вслед за их разгадкой появляются новые, куда более сложные вопросы.

Источник - sciencepop.ru

-------

Немного отсебятины -

по размышлении зрелом мне эта теория не особо нравится. Хотя иногда мне кажется, что я могу найти некоторые субъективные доказательства из личного опыта в пользу теории. Впрочем, от субъективных доказательств толк небольшой, ведь субъективное мировосприятие - это уже самая симуляция всех симуляций. Мир дан нам в ощущениях, мы видим не его реальным, каков он есть, а через призму своих органов чувств и после обработки мозгом. Мне не хотелось бы думать, что люди, которых я знаю и люблю на самом деле всего лишь плод этой самой симуляции. Как бы это сразу рвет все известные мне социальные и биологические связи, а они мне дороги, как память. Плюс появляется тревога - что же там такое произошло в реальной-то реальности, если нас загрузили в эту штуковину? Очнешься потом, как Нео в Матрице, а тама такой пипец-пипец, постапокалиптический мир. Нет, я выбираю синюю таблетку. Кроме того я не думаю, что такой масштабный проект может быть всего лишь экспериментом. Хотя как знать, может быть, наш мир - это такой Симс будущего.)) 

Хотя... возможны варианты. Возможно, там, в светлом будущем нашем, человеческий род окончательно деградировал в домашних животных на прокорме у ИИ. Ну и заскучал. Потому нас загрузили в некую естественную для нас среду, как говорил агент Смит - "пик вашей цивилизации".  Ведь сейчас человечество (впрочем, ничего нового) на очередной развилке - мы живем хорошо, в раю и сказочно, в сравнении с прошлыми поколениями. Но так, как сейчас, все время не будет. Будет вероятно - или еще лучше, или еще хуже, и оба варианта плохие. Если хуже, то по очевидным причинам. Если лучше, то наш вид начнет стремительно деградировать. И мы в итоге тоже скатимся. Многие боятся ИИ, но подумайте, что это ведь наш единственный шанс - чтоб биологическая эволюция превратилась в технологическую. Тем более, что та идет куда быстрее, и не подвержена деградации, как мы. Человечество постепенно теряет мозги, а вот смартфон никогда не деградирует в пейджер. 

Подпишитесь на наш
Блоги

Matrix?

17:58, 2 декабря 2020

Автор: valerianne

Комменты 240

Аватар

Очень интересная тема. Но я в неё не верю.

Аватар

У меня в детстве была мысль что моё сознание первично во вселенной а все остальные люди это статисты и все исчезнет вместе с моей смертью. В симуляцию в лоб не верю и описание корпускулярно волновой природы фотонов отродясь доказательством симуляции мира не было. Скорее как тут сказали выше - стимуляция философская, каждый живёт в своём мирке выйдя за пределы которого повредит себе мозг и тронется умом

Аватар

По поводу выбора таблеток, встречала такую версию: "Как бы это страшно не звучало, ОРАКУЛ изучил природу выбора Избранного, и полностью подавил волю Нео, а вместе с ним и волю всего человечества, ради его же блага. Она говорит что люди просто не могут сделать адекватный выбор не понимая из чего они выбирают. Поэтому выбор должен быть сделан за них. Подправленный код будет заставлять людей делать выбор в глубоком подсознании в пользу системы, выбирая её каждый раз так, как это сделал Нео." Ну и персонаж с именем Морфеус едва ли заслуживает доверия, его имя отсылка к древнегреческому богу сновидений Морфею, а в честь этого бога назвали известный наркотик

Аватар

Автор, спасибо большое за тему! Мне теория "Матрицы" совсем не близка ))) Смысла нет - тело человека гораздо больше потребляет энергии, чем вырабатывает. В фильме же тела использовали как источник энергии (если я правильно поняла) Поскольку в физике я полный ноль, мне больше интересен психологический аспект. Вариант - герои компьютерной игры или герои "West world". То есть нет никаких тел за пределами игры. Мы полностью в игре )) Слишком уж люди разные - есть совсем простые - психически и интеллектуально, есть более сложные, "прокаченные" персонажи - герои разных уровней. В таком случае, конечно, не обойтись без концепции Создателя или Хозяев. Зато все связи с близкими и любимыми действительно есть - для нас это физическая реальность, но где-то есть реальность совершенно другого порядка. В принципе, логика как в любой религии, но гораздо проще объяснить - почему в мире столько зла.

Аватар

Как говорил Шелдон Купер: -Знаешь как я понял, что мы не в матрице? В матрице еда была бы вкуснее.

Подождите...